ОТ "ВОСТОКА" ДО "ВОСТОКА"

       Трудной оказалась проблема возвращения кабины с орбиты на Землю. Сотрудникам КБ С.П. Королева пришлось испробовать множество вариантов. Вначале остановились на конусном варианте спускаемого аппарата, потом нашли более экономичный и надежный. Прошло предложение сотрудника КБ К.П. Феоктистова по использованию классически удобной формы шара, со всех сторон одинакового для преодоления сопротивления воздушного потока и обеспечения теплозащиты космонавта.
       Следом стала задача - как погасить огромную скорость спускаемого аппарата и прежде всего на участке с орбиты до атмосферы Земли. В мае 1960 года ОКБ А.И. Исаева сделало тормозную двигательную установку (ТДУ) космического корабля. А в атмосфере? Кабина будет гореть и тормозиться сама. Нужна такая защитная оболочка кабины, чтобы она тем не менее могла сохранить целой саму себя и космонавта. Нашли сплав металла, сделали из него кожух для кабины, который решил и эту задачу, защитив ее от сгорания в атмосфере.
       Еще одна была проблема: как космонавту приземляться - в кабине или вне ее? Вариант "мягкой" посадки требовал много времени и решения целого ряда технических проблем. Опять же на хвосте - американцы. Они решили эту проблему просто - приводнять астронавтов в капсуле. Наши специалисты решили на высоте 7 км от поверхности земли космонавта катапультировать из кабины и приземлять на парашюте.
       Начали отрабатывать катапультирование. Дело это очень сложное: при катапультировании сильному удару подвергается позвоночник человека. Космонавты эту тренировку не проходили. За них это сделали мужественные парашютисты-испытатели, даже ценой жизни одного из них - Долгова.
       До полета первого человека в космос было запущено 7 беспилотных кораблей. Первый пробный полет космического корабля, которому дали имя "Восток" (не "Запад", а именно "Восток") состоялся 15 мая 1960 года. В герметической кабине находился груз, имитирующий вес человека, необходимое оборудование и аппаратура. Но кабина пока была без теплозащиты. Корабль-спутник четверо суток вращался вокруг Земли. После проверки работы всех систем и отдельных приборов на борт была дана команда на спуск. Она не сработала, вместо торможения корабль получил дополнительную скорость, перешел на более высокую орбиту и не вернулся на Землю. Все вокруг С.П. Королева горевали, только сам Сергей Павлович, по свидетельству очевидцев, воспринял неудачу как должное и сказал, что в результате этого полета мы приобрели очень важный опыт.
       18 июня 1960 года он пригласил к себе будущих космонавтов, чтобы познакомить их с кораблем "Восток" в натуре. Сергей Павлович привел их в цех, где собирали корабли.
       - Здесь, так сказать, венчается дело, - показывая жестом на людей в белых халатах, сказал Королев. - А начало оно берет во множестве других мест. У нас, собственно говоря, самое простое дело. Наши смежники работают, а мы только собираем.
       Подошли к кораблю. Сергей Павлович обратился к гостям:
       - Ну, кто первым поднимется в корабль?
       - Можно я? - спросил Ю.А. Гагарин. Королев в знак согласия кивнул головой.
       Юрий Алексеевич снял ботинки, быстро поднялся по стремянке к люку корабля, затем ловко нырнул в него и сел в кресло. Потом спросил Королева:
       - Сергей Павлович, а за изучение этого корабля тоже будут ставить отметки?
       - Да, - ответил Главный. Следом за Юрием в люк корабля проник Герман Титов.
       - Очень интересно, - сказал он, когда спустился, - хотя и не все пока понятно.
       28 июля 1960 года была сделана попытка запустить 2-й "Восток", но и она оказалась неудачной: в одном из двигателей произошло разрушение камеры сгорания, и корабль остался на земле.
       Следующий, 3-й "Восток" полетел 19 августа 1960 года. Он был уже с теплозащитой спускаемого аппарата, внутри которого находились собаки Белка и Стрелка и другие живые существа. Корабль совершил 18 оборотов вокруг Земли и благополучно вернулся на Землю. Подопытные животные чувствовали себя хорошо. Это была величайшая победа! Некоторые заспешили с мнением, что пора запускать человека в космос. Однако С.П. Королев считал, что надо послать еще пару-тройку кораблей, чтобы быть уверенным в благополучном исходе полета корабля с человеком на борту.
       30 августа 1960-года Советское правительство утвердило "Положение о космонавтах СССР", узаконив новую профессию.
       10 сентября 1960 года С.П. Королев вместе с другими видными деятелями в области космонавтики направил записку в ЦК КПСС, в которой было сказано, что есть условия для полета человека в космос.
       11 октября 1960 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о подготовке к запуску космического корабля с человеком в декабре 1960 года, "считая это задачей особого значения".
       24 октября 1960 года на старте взорвалась ракета Р-16 - межконтинентальная стратегическая. На запуске присутствовал главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения маршал М.И. Неделин. Система защиты неожиданно заблокировала старт, ракетчики хотели его отложить, но маршал настоял. Взяв стул, он сел рядом с ракетой в ожидании пуска. Пуск не состоялся, но сама собой вдруг заработала вторая ступень, произошел страшный взрыв. На фермах находились люди. Я видел кинокадры, как они прыгали с большой высоты и разбивались. А те, кто стоял рядом, были охвачены огненным смерчем. Погибли много солдат, офицеров и гражданских специалистов. Погиб и маршал Неделин. Всего пострадали 125 чело век. Мне пришлось быть на кладбище, где похоронены жертвы этой катастрофы. На могильных памятниках фотографии, в основном - молодых людей.
       Эта катастрофа охладила тех, кто ратовал за пуск корабля с человеком в декабре 1960 года. Решили запустить еще несколько кораблей-спутников типа "Восток". И правильно сделали.
       7 ноября 1960 года в США на старте взрывается ракета, на которой должен был полететь американский астронавт. Тоже торопились. Испытания шли впритирку с советскими запусками космических кораблей. 1 декабря 1960 года в космос улетела 4-я ракета "Восток" с собаками Пчелкой и Мушкой. На Землю они не вернулись. При спуске, войдя в плотные слои атмосферы, корабль сгорел: не отделилась кабина от приборного отсека.
       Следующий 5-й, запущенный 22 декабря 1960 года, не вышел на орбиту из-за ненормальной работы двигателя третьей ступени ракеты.
       После таких неудач С.П. Королев берет "тайм-аут", чтобы еще и еще тщательно все обдумать и проверить. На это ушло более двух месяцев.
       9 марта 1961 года (кстати, день рождения Ю.А. Гагарина) стартовала 6-я по счету ракета "Восток". На ее борту находился манекен "Иван Иванович" в скафандре и собака Чернушка. Надо заметить, что скафандру уделялось большое внимание. Он спасает космонавта в случае разгерметизации кабины, предохраняет от ушибов, удерживает на плаву в случае приводнения и предохраняет от замерзания в ледяной воде. После завершения космического полета они приземлились в спускаемом аппарате на парашюте.
       Успешный полет этой ракеты вселил уверенность во всех. 13 марта 1961 года в Центре подготовки космонавтов состоялось партийное собрание с повесткой: "Как я готов выполнить приказ Родины". Все говорили единодушно: если выбор падет на меня, то я готов с честью выполнить приказ Родины - первым проникнуть в космос и сделать все, что требуется в самом полете и после него. Вторым после П.Р. Поповича выступил Ю.А. Гагарин. Он сказал:
       - В настоящее время подходит к концу наша подготовка, приближается день старта. Этот полет будет началом нового этапа нашей работы... Могу заверить, что... не пожалею ни сил, ни труда и не посчитаюсь ни с чем, чтобы выполнить задание партии и правительства... На выполнение предстоящего полета мы идем с чистой душой...
       На этом собрании Г.С. Титова приняли кандидатом в члены КПСС. Ю.А. Гагарин был принят в партию раньше, 16 июня 1960 года, когда тоже уже находился в отряде космонавтов.
       Последний, 7-й полет ракеты "Восток" в точной копии был схож с тем, 8-м кораблем, на котором предполагалось запустить человека в космос. На его борту был также манекен "Иван Иванович" и собака Звездочка. На этот старт привезли первую шестерку космонавтов, среди которых был и Ю.А. Гагарин. Основная цель их присутствия на старте - показать надежность полета корабля в космос. Запуск, полет и приземление прошли успешно. Это произошло 25 марта 1961 года за 18 дней до полета первого человека в космос.
       - Совсем скоро, друзья, вот так же будем провожать в космос одного из вас, - сказал С.П. Королев космонавтам.
       30 марта в ЦК КПСС была отправлена записка ответственных за советскую космическую программу, в которой сообщалось, что провели семь пусков кораблей-спутников "Восток". Готовы к полету с человеком на борту два корабля и шесть космонавтов. Просьба: разрешить запуск человека в космос на один виток вокруг Земли в период 10-20 апреля 1961 года. Наши очень рисковали. Надежность предыдущих полетов кораблей "Восток" составила 43%, у американцев на тот момент - 67%.


КОСМОНАВТ, ГОТОВЬСЯ В ПУТЬ!

       Под таким заголовком 23 августа 1960 года вышла "Литературная газета" после успешного полета корабля-спутника "Восток" 19 августа с живыми существами на борту. "Литературка" не знала, что космонавты уже были готовы лететь в космос.
       Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого космического полета. 17 и 18 января 1961 года космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к первому космическому полету. В нее вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский и П.Р. Попович. Остальных нацелили готовиться по другим программам полета в космос.
       На заседании Президиума ЦК КПСС Н.С. Хрущев спросил специалистов, есть ли уверенность, что космонавт останется жив и будет способен работать в космосе? Кто мог дать стопроцентную гарантию? С.П. Королев. Он взял всю ответственность на себя и заверил, что полет будет успешным.
       Правительством была создана Государственная комиссия по пуску космического корабля "Восток" с человеком на борту, куда вошли военачальники, главные конструкторы и представители различных КБ, институтов и "почтовых ящиков". На совещании у заместителя Председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинова было решено для поиска космонавта после полета выделить 20 самолетов ИЛ-14, три - АН-12, два - ТУ-95, 10 вертолетов МИ-4 и три - МИ-6. Кроме того, к поиску могли быть привлечены местные средства, в каждом районе предполагаемого приземления решено было выставить дежурных наблюдателей.
       5 апреля 1961 года Н.П. Каманин с шестью космонавтами вылетел на космодром. Перед отлетом, как вспоминает В.И. Гагарина, дома состоялся прощальный разговор:
       - Пожалуйста, будь внимателен, не горячись, помни о нас... Юра успокаивал:
       - Все будет хорошо, не волнуйся...
       И тут меня словно обожгло. Не знаю, как это получилось, но я спросила о том, о чем, наверное, не должна была спрашивать:
       -Кто?
       - Может быть, я, а может быть, и кто-нибудь другой...
       - Когда?
       Он на секунду задержался с ответом. Всего на одну секунду.
       - Четырнадцатого.
       Уже потом я поняла, что он назвал это число только для того, чтобы я не волновалась и не ждала в канун действительной даты.
       Дорогая Валентина Ивановна, он не мог знать тогда действительную дату, так как ее Государственная комиссия определила непосредственно на космодроме 8 апреля.
       В записках "Дорога в космос" Юрий Алексеевич не называет дату полета. Он сказал жене:
       - Лечу в космос... Готовь чемодан с бельишком.
       - Уже приготовила, - ответила Валя, и я понял: она все уже знает.
       На руках Валентины Ивановны оставались две дочки: Лена - двух лет и Галя - 25 дней от роду.
       ...На аэродроме Байконур их лично встретил С.П. Королев, пожал всем руки и пожелал успехов.
       На другой день, 6-го апреля, С.П. Королев проводит техническое совещание, на котором все службы докладывали о готовности их систем к старту. Затем приняли в окончательном варианте полетное задание космонавту на одновитковый полет вокруг Земли и предварительно, до утверждения Госкомиссией, определили дату пуска - 12 апреля.
       Кто полетит первым еще не решили. С.П. Королев потребовал, чтобы в бункере установили телеграфный аппарат, соединяющий наблюдательный пункт с измерительным пунктом на Дальнем Востоке. В случае удачного полета аппарат на ленте будет выбивать "пятерки", а в случае неудачи - "двойки". Было дано указание: привести в готовность командно-измерительный комплекс, пункты управления полетом, поисковые группы космонавта. Во время этой подготовки на площадке № 51 на виду у космонавтов взорвалась боевая ракета 8К75. Что было на душе у них, догадаться нетрудно.


ГАГАРИН ПЕРВЫЙ?

       Выбрать первого из первых космонавтов, равных по здоровью, подготовке, смелости - было не просто. Потребовался год внимательного изучения и наблюдения, чтобы можно было кого-то выделить. Эту задачу решали специалисты и, прежде всего, руководитель группы космонавтов Н.П. Каманин, а также начальник Центра подготовки космонавтов врач Е.А. Карпов.
       Генерал Каманин ежедневно вел дневниковые записи, в которых старался выявить лидеров на первый космический полет. Он писал: "Первое время все они были для меня на одно лицо. Но вот прошло несколько дней и мало-помалу начали проявляться индивидуальные черты этих молодых лейтенантов и капитанов, горевших желанием отправиться в Космос и как можно лучше подготовиться к этому небывалому и ответственейшему событию. Гагарин выделился сразу же, как только его назначили старшиной группы. Потом, когда я подробнее познакомился с его биографией, я увидел, что так было всегда: в школе, в ПТУ, в техникуме, в аэроклубе, в авиационном училище - везде его назначали старшим. Главной его отличительной чертой была необычайная активность, она тот же час бросалась в глаза. Энергичный, хорошо физически развитый, увлекающийся спортом, выступающий в соревнованиях с азартом, очень требовательный к себе, а в роли старшины и к товарищам - таковы были мои первые впечатления о нем".
       В то же время Н.П. Каманин отдавал должное Г.С. Титову, который, по его мнению, обладал более сильным, чем у Гагарина, характером, был более сдержан. 5 апреля 1961 года Н.П.: Каманин записал: "Итак, кто же - Гагарин или Титов? У меня есть еще несколько дней, чтобы окончательно решить этот вопрос. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из 2-3 достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества". 6 апреля. "Я весь день наблюдал за Гагариным: мы вместе обедали, ужинали и возвращались в автобусе. Сегодня он держится молодцом - в его поведении я не заметил ни одного штриха, который не соответствовал бы обстановке. Спокойствие, уверенность и твердые знания - вот его характеристика за день".
       8 апреля Государственная комиссия утвердила задание на космический полет человека и, по предложению Н.П. Каманина, решила первым в космос отправить старшего лейтенанта Ю.А. Гагарина, запасными назначили старших лейтенантов Г.С. Титова и Г.Г. Нелюбова. На заседании был решен вопрос о регистрации космического полета корабля с человеком на борту как мирового рекорда, которую сделают спортивные комиссары на старте и приземлении. Члены комиссии решили и вопрос о катапультировании космонавта на старте, если в этом будет необходимость.
       9 апреля Н.П. Каманин объявил Гагарину и Титову решение Государственной комиссии. Гагарин обрадовался, а Титов нахмурился от обиды. Он тоже очень хотел лететь первым. Но потом, по прошествии многих лет, Герман Степанович Титов признал, что Юрий Гагарин больше подходил для первого полета в космос.
       Члены комиссии попросили провести встречу с космонавтами до полета Ю.А. Гагарина. Эта встреча состоялась утром 10 апреля, а вечером - провели торжественное заседание, на котором в присутствии космонавтов и кинооператоров официально утвердили Ю.А. Гагарина на первый космический полет и пожелали ему успехов. Почему именно он? Послушаем высказывания специалистов и друзей Ю.А. Гагарина.
       Е.А. Карпов, первый начальник Центра подготовки космонавтов: "Для первого полета нужен был человек, в характере которого переплеталось бы как можно больше положительных качеств. И тут были приняты во внимание такие неоспоримые гагаринские достоинства: Беззаветный патриотизм.
       Непреклонная вера в успех полета.
       Отличное здоровье.
       Неистощимый оптимизм.
       Гибкость ума и любознательность.
       Смелость и решительность.
       Аккуратность.
       Трудолюбие.
       Выдержка.
       Простота.
       Скромность.
       Большая человеческая теплота и внимательность к окружающим людям".
       15 апреля 1982 года у нас в техникуме выступал с лекцией А.С. Ушаков - профессор, полковник медицинской службы. Он ответил так: "Я думаю потому, что он был предельно скромным человеком, человеком из народа. Если мы, готовившие полет Гагарина, не понимали тогда большой разницы, кого посылать, то там, "наверху", думали и о том, что первый советский космонавт должен достойно представлять нашу страну. И выбор пал на Гагарина".
       К.П. Феоктистов, профессор, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, преподавал в первом отряде космонавтов:
       - Уже тогда и на занятиях, и на экзаменах чувствовалось, что среди отличных ребят есть свой лидер - молоденький старший лейтенант Юрий Гагарин. На всех экзаменах и зачетах набирал он лучшие баллы. Всем он нравился, особенно Королеву и Каманину. Отряд космонавтов тоже воспринял его как лидера.
       А.А. Леонов, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза утверждает, что кандидаты на космический полет почувствовали, что первым полетит Юрий Гагарин, когда состоялась первая встреча с главным конструктором космических ракет С.П. Королевым. На его столе лежали личные дела космонавтов. Сергей Павлович называл фамилию, кандидат вставал и начиналась беседа-знакомство. Когда очередь дошла до Юрия Гагарина, то все обратили внимание, что с ним главный конструктор разговаривал долго и внимательно. "Создалось впечатление, - вспоминает А.А. Леонов, - что Сергей Павлович как бы забыл обо всех, кто сидел в комнате. Это можно было понять. Юрий обращал на себя внимание и чисто внешне: открытое русское лицо, улыбка, не сходящая с него, голубые глаза, доброта, которая как бы струилась из уголков глаз".
       Г.С. Титов, космонавт № 2, Герой Советского Союза:- Я обратил внимание на одну из самых, пожалуй, характерных черт Гагарина - на его постоянную готовность к самым трудным испытаниям. Касалось ли это упражнений в условиях невесомости, тренировок на центрифуге, длительного пребывания в сурдокамере или парашютных прыжков - всегда он предлагал: "Можно сначала я?"
       Незадолго до старта среди космонавтов распространили анкету, разработанную Центром подготовки. Среди вопросов был и такой: кто, по вашему мнению, должен лететь первым? Большинство космонавтов назвали Юрия Гагарина. Сам он в анкете написал: "Первый полет - это прежде всего высокое доверие, и на первый план при равенстве других качеств должны выйти моральные качества человека. Вероятно, уже сейчас нужно посмотреть, каким будет человек, первым полетевший в космос. На него будет смотреть вся планета..." Юрий Алексеевич первым назвал Павла Беляева.
       П.Р. Попович, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза:
       - Меня часто спрашивают: кто назначил командиром первого "Востока" Юрия Гагарина? Королев? Каманин? И я всегда неизменно отвечаю: он сам себя назначил".
       Да, Юрий был воспитанником многих славных коллективов, где он, обучаясь профессиям, впитывал все лучшее в моральном и духовном плане. Такие как он, оторванные от семьи, полагались на коллектив, дорожили им и делали в коллективе много благородных дел.
       Знал ли Юрий Алексеевич, на что он идет? Да, конечно. И на это он шел решительно и вполне сознательно. Вечером 10 апреля он пишет жене письмо-завещание: "Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня.
       Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу - проложить первую дорогу в космос!
       Можно ли мечтать о большем? Ведь это - история, это - новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время уже будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее, я всегда чувствую вас рядом с собой.
       В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей достойных нового общества - коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.
       Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая.
       Когда-то еще в детстве прочитал слова В.П. Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
       Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра.
       10.04.61 г. Гагарин"
       Волновался, хотя и старался скрыть это от жены. В этот день, 10 апреля, у дочки Лены был день рождения. Он не поздравил ее и жену с этим событием. Забыл? Может быть. Он думал о другом, более важном событии в его жизни и человечества.
       Он просил командование вручить это письмо жене в случае его гибели. Валентина Ивановна прочитала его после гибели мужа в авиационной катастрофе 27 марта 1968 года.
       Корабль Гагарина на заводе-изготовителе готовили долго и тщательно, но пусковики выявили и устранили 70 замечаний и неисправностей. 11 апреля его тепловозом вывезли из МИКа (монтажно-испытательный корпус). Медленно и осторожно корабль приближался к стартовой площадке. С.П. Королев пешком шел за ним. Сергей Павлович сам когда-то мечтал слетать в космос. Вскоре корабль занял свое место. Предстартовый день объявили резервным для устранения вдруг возникших неполадок. В этот же день, в обед, у подножья ракеты Ю.А. Гагарин встретился с пусковым расчетом, заверил их, что постарается выполнить задание, как "учили" и дал первые автографы. Все, кто присутствовал на этой встрече, уже смотрели на него другими глазами, понимая, что судьба отвела ему необычную роль. С.П. Королев и Ю.А. Гагарин на лифте поднялись к кабине корабля. Юрий Алексеевич заглянул в нее, внимательно осмотрел и сказал: "До завтра".
       Улучив минутку, Сергей Павлович Королев стал убеждать Гагарина, что со стороны ученых и конструкторов предпринято все, чтобы полет прошел благополучно. На приборной доске вмонтировали вращающийся глобус, который будет показывать текущее местонахождение корабля, на него надо чаще поглядывать для ориентировки.
       Гагарин внимательно выслушал Главного конструктора и сказал:
       - Вы не волнуйтесь, Сергей Павлович, все будет хорошо! Королев рассмеялся:
       - Ну вот, поговорили. Хотел я его подбодрить, а вышло наоборот - он меня.
       С.П. Королев попросил Б.В. Раушенбаха и К.П. Феоктистова в спокойной обстановке еще раз с Юрием Алексеевичем "проиграть" весь полет, напомнить все операции. Полтора часа они проговорили, а потом решили - хватит. Гагарин был готов к полету.
       Вечером перед сном Юрий Алексеевич подходит к Каманину и говорит:
       - Николай Петрович, я, наверное, ненормальный человек.
       - Почему?
       - Завтра такой полет! Все волнуются, а я совсем не волнуюсь. Я, наверное, ненормальный человек.
       - Иди спать. Ты самый нормальный из нормальных.
       11 апреля, накануне старта Ю.А. Гагарина, американская газета "Нью-Йорк пост" опубликовала заявление представителя американской разведки, который признал, что русские могут в ближайшее время объявить о запуске человека на космическую орбиту. "Мы можем надеяться только на то, что у них в последний момент перервутся провода или случится что-либо неожиданное", - писала газета.
       ...Незадолго до этого события, 26 марта в Саратовском индустриальном техникуме была прочитана лекция Н.И. Москвина "Человек покоряет космос". Среди слушателей-учеников разгорелся спор: кто первым полетит в космос? И кто-то в шутку крикнул на весь зал: "Индустрик!" Все индустрики дружно рассмеялись, а напрасно...

назад                           в начало                             вперед