"ИМ НЕ ХВАТИЛО ДВУХ СЕКУНД"

       Так называлась статья в газете "Правда" за 23 марта 1987 года, которую опубликовали профессор С.М. Белоцерковский и летчик-космонавт СССР А.А. Леонов. Они выдвинули несколько версий и высказали к ним свое отношение.
       "Получив разрешение от руководителя полетов на возвращение, Гагарин должен был сделать разворот с курса 70 на курс 320 со снижением.
       Напоминаем, что полет совершался между двумя слоями облачности при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолет оказался на закритическом режиме в положении отвесного (или почти отвесного) пикирования.
       Три наиболее вероятные причины могли быть виной этому.
       При подходе к верхней границе нижнего слоя облачности, который был весьма рваным, с "языками" облаков, летчики могли принять такой "язык" за неожиданно возникшее препятствие: летящий самолет или шар-зонд. Строго говоря, нельзя исключить, что там действительно было какое-то препятствие, например, стая птиц. И хотя в процессе расследования установлено, что столкновения не было, исключить сближение нельзя, так как оно могло привести к резкому маневру со взятием ручки на себя, выходу на закритические углы атаки и "сваливание" самолета.
       Второй из возможных причин могло быть попадание в след пролетевшего самолета. С конца крыльев у каждого самолета сбегают так называемые свободные, или концевые, вихри. Летчики хорошо знают, что при полете строем, при дозаправке в воздухе одного самолета другим нельзя попадать в сферу действия концевых вихрей летящей впереди машины... Иначе возникает столь мощное воздействие закрученного потока, что справиться с ним почти невозможно: самолет энергично кренится и "выбрасывается" из зоны вихревого движения воздуха, что может вызвать резкий крен и сваливание.
       Еще одной причиной выхода самолета на закритические углы мог оказаться восходящий вертикальный поток воздуха, который при горизонтальном полете увеличивает углы атаки. В условиях приближающегося в тот день холодного фронта исключить из рассмотрения подобные явления в атмосфере нельзя.
       Могло иметь место сочетания двух каких-либо из указанных явлений, а может быть, и всех трех...
       Оказавшись в сложнейшей ситуации, оба летчика не только не растерялись, но и сделали все возможное для спасения...
       Видимо, ни один из них не подумал, что можно попытаться спасти себя катапультированием. Вся их славная жизнь, все, что они впитали в себя ранее, мгновенно привели к единственному решению: спастись или погибнуть только вместе.
       Сделав все возможное, они погибли. Им не хватило всего 250-300 метров высоты, всего лишь 2 секунд полета".
       Это заключение в какой-то мере удовлетворило многих. Родственники погибших даже выразили им благодарность через газету "Правда". Но оно не дало окончательно четкого ответа, почему гагаринский самолет попал в штопор, и были ли они живы до момента столкновения с землей.
       Многие с ними спорят, выдвигают новые версии. Большинство летчиков утверждают, что в данной ситуации ничего трагичного не было. Были похуже ситуации, и пилоты выходили достойно из них. Что-то случилось с ними, и они не смогли спастись... А что?

"ГАГАРИНА УБИЛИ?!"

       Эта версия для меня самая страшная. Однако она имеет немало сторонников.
       ...5 декабря 1967 года, незадолго до гибели, Ю.А. Гагарин последний раз съездил на родину, встретился с родственниками и друзьями детства, побродил по окрестностям Гжатска. Дома все было нормально, все были при деле, здоровы, материально обеспечены. Радоваться надо, ан нет! Все заметили, что Юрий чем-то обеспокоен, опечален. На вопросы отвечал уклончиво, всем видом показывал, что эта тема разговора для него нежелательна.
       Провожали, как всегда, - с обильной выпивкой и закуской. В какую-то минуту Юрий Алексеевич обнял мать, которую очень любил, и с грустью сказал:
       - Мама, мне страшно...
       Анна Тимофеевна нежно погладила светлые волосы сына и ждала продолжения разговора. Но он замолчал. Не хотел расстраивать мать? Или нельзя было говорить? Наверное, и то, и другое.
       Некоторые считают, в частности, С.М. Белоцерковский, что после полета в космос молодой неискушенный Юрий Гагарин сразу попал в элитную часть общества, перед ним раскрылись царящие там непростые нравы. Одновременно он тесно соприкоснулся с нуждами народа, о которых ему ежедневно писали со всех концов страны, надеясь на его помощь или участие.
       Власти хотели превратить его в послушную куклу, но Юрий Алексеевич не хотел быть ею, понимая свою роль и ответственность перед народом, но и изменить что-либо, увы, не мог.
       Некоторые считают, что популярность Ю.А. Гагарина не всех устраивала, особенно из окружения Л.И. Брежнева и генералитета, они постоянно ему указывали на его роль героя - вот и думай о героическом, в остальном - не твое дело.
       - Гагарин был очень умным и наблюдательным, - вспоминает С.М. Белоцерковский. - А еще он был человеком редкой порядочности.
       Неудовлетворенность, ощущение собственного бессилия накапливались. В поведении Юрия Алексеевича, особенно в последнее время его жизни, ощущались какая-то тревога, напряженность. Гагарин вообще был очень эмоциональным человеком, расстраивался, когда не мог помочь, переживал.
       - Гибель готовили Гагарину, - убеждал меня старший брат Гагарина Валентин Алексеевич. - После смерти Комарова Юра здорово изменился. Кому-то он стал поперек дороги, кто-то не мог переносить его славу. Юра почувствовал свою смерть. Может быть, когда-нибудь история откроет эту тайну, но нам уже не узнать. Не доживем...
       И он не одинок в этой версии.
       Несмотря на слабость доводов и отсутствие убедительных фактов о том, что Ю.А. Гагарина преднамеренно убили, сторонников этой версии не убавляется. Так считает В. Шурлыгин в своей повести "Убийство космонавта" и подполковник - танкист Б. Мурасов в книге "Убийство космонавта Юрия Гагарина".
       У меня есть первый том из четырех томов убийства Гагарина по Мурасову. Многое танкист сделал по расследованию этого "убийства", но когда читаешь - не веришь ни подполковнику, ни тем людям, которые говорили ему об этом.
       На мой взгляд, эта версия - дань нынешней моде демократов очернить всех и вся из недавнего прошлого, которое они окрестили "застойным временем".
       Версию о диверсии проверяли, но она ничем не подтвердилась. Более того, в ЦК КПСС согласились, что начальником Центра подготовки космонавтов должен быть Ю.А. Гагарин.

"СМЕРТЬ ГАГАРИНА БЫЛА ЗАПРОГРАММИРОВАНА"

       Есть люди, которые чувствуют близкую смерть свою или своих близких. Ю.А. Гагарин предчувствовал свою смерть. Так утверждают его близкие и говорят факты поведения самого космонавта. В семье Гагариных это чувство, наверное, присуще не только Юрию. Младший брат Борис Алексеевич незадолго до смерти запил и часто повторял: "Я скоро умру". В это никто не верил. Но он вскоре повесился.
       Мать, Анна Тимофеевна сказала близким:
       - В этом году - я умру. Прошу вас не расстраиваться, а принять мою смерть как должное. Сохраните все, что касается Юры.
       12 июня 1984 года ее не стало.
       В день гибели мужа Валентина Ивановна Гагарина не находила себе места. Из больницы она несколько раз звонила домой, но телефон молчал. Тогда она позвонила соседям. Те сказали, что дома все нормально, просто телефон отключился. Когда к ней в больницу пришли космонавты В. Терешкова, П. Попович, А. Николаев и Н. Каманин, она сразу поняла, что случилась беда...

"ЭВМ: Я ТВОЙ ДВОЙНИК"

       Под таким заголовком в журнале "Свет" (№ 1, 1994г.) появилась версия Б.В. Волкова о гибели Ю.А. Гагарина.
       Вначале несколько слов о том, почему автор статьи настаивает на своей версии.
       Человеческий мозг, считают ученые, подобен магнитной пленке, на которую можно искусственно записывать постороннюю информацию или стирать индивидуальную. Они уверяют, что к 2015-2020 гг. добьются полного симбиоза человека и машины.
       Уже несколько лет ученые под большим секретом изучают способы управления человеческим разумом. Есть определенные результаты, о которых сообщалось в прессе. Так, "Медицинская газета" от 20 августа 1980 года писала: "Ученые испытали акустический передатчик, который распространяет ультразвуковые волны. Действуя на определенные клетки мозга, эти волны полностью стирают накопленную информацию памяти человека".
       Это - не фантастика. Академик В.М. Глушков считает, что человеческую память можно не только стереть, но и заложить в банк ЭВМ или, наоборот, поместить в другой человеческий мозг.
       Об этом пишут мало. Если этот способ управления разумом применять широко на практике, считает автор, например, в раскрытии преступлений, то полетят большие чины, которые думают и делают одно, а говорят другое. Поэтому эту тайну свято хранят.
       В будущем, как полагают ученые, это изобретение окажет огромную помощь космонавтам, улетающим на долгие годы к другим планетам и мирам. В их мозг можно заложить всю информацию, накопленную человечеством в области космонавтики и астронавтики.
       Автор допускает, что память мозга Ю.А. Гагарина была полностью списана в компьютер, возможно, без его согласия, "...он являлся для всех человеком № 1. Известность... почет... слава! Так продолжалось до тех пор, пока между Ю. Гагариным и тогдашним руководителем страны не произошел инцидент, чего ему в те застойные годы простить никак не смогли!"
       Далее автор пишет: "Мгновенно нашелся и объект - скорее всего, совершенно одинокий человек, являющийся в то время, по сути дела, носителем электроники в своем теле. То есть подопытный человек, чей мозг, все его процессы проходили под дистанционным контролем системы!"
       Помните - двойник Гагарина знал то, о чем могли знать только Гагарин и мать, Гагарин и Волынов... Этим он удивлял их, но они ему не верили, говоря, что Юрий погиб.
       Писали, что некоторые экстрасенсы видели Гагарина живым, но мозг его был мертв. Откуда это видение?! Говорят, из космоса. Ссылаясь на болгарскую провидицу Вангу, автор считает, что "мозг Ванги давно задействован в программе дистанционного симбиоза мозга и ЭВМ... Личный мозг Ю.А. Гагарина мертв, но сам он как бы живой, если считать, что вся его память, его самосознание вписаны в теле другого человека, спрятанного, видимо, от посторонних в одной из психиатрических больниц после его бесплодных попыток найти контакт с "друзьями и мамой".
       "Пусть это очередная версия, но в век прогресса - отнюдь не фантастика, - пишет Б.С. Волков. - Как автор столь необычного, на первый взгляд, материала я еще раз обращаю ваше внимание: космонавтика вбирает в себя самое совершенное, что создано человеком. И если разработки дистанционного симбиоза мозга отдельного человека и оснащенного по последнему слову технической мысли компьютерного центра успешны, то в первую очередь электроникой в теле наделены космонавты - и наши, и зарубежные. Она связывает их мозг, его работу с закрытым центром, где любая расшифрованная машинами информация, взятая в любой момент непосредственно с мозга, уникальна по своей полноте. Обратной связью можно изменять эмоции, чувства космонавта, контролировать его же мозг, каждое движение. И даже возникшую мысль могут расшифровать в центре, анализируя ситуацию момента в полете и вкладывая в мозг нужную команду для автоматического ее исполнения.
       При таком раскладе мозг космонавта работает, как приемник, передатчик, телевизор. Дистанционно жестко связан с центром, о котором могут знать лишь посвященные в программу симбиоза. А иначе как объяснить ситуацию, когда астронавт Э. Митчелл во время высадки на Луну видел четко трансформирующиеся в его глазах фигуру и лицо человека, слышал внутренний голос, помогающий советом в экстремальной ситуации. А через несколько лет во время приезда в Москву в составе делегации американских космических деятелей увидел в кабинете фотографию человека, чье лицо зафиксировалось на Луне?! Разве это простая случайность? Как относиться к утверждению Ванги, что своими незрячими глазами она видела в виде кино высадку и действия первых космонавтов на Луне в цветном изображении.
       А как объяснить то обстоятельство, что П.К. Иванов, живший на хуторе Ворошиловградской области, знал о времени (дне и часе) пребывания на Луне американских космонавтов, вел записи об этом и считал, что сам побывал на Луне, так как в его глазах так же спроецировались картины,как и у Ванги? И уж совершенно не случайно фотография простого хуторянина оказалась на столе высокопоставленного лица и прозвучала знаменитая фраза астронавта Э. Митчелла: "Так ведь именно его мы видели на Луне!"

УДАР МОЛНИИ

       На экскурсиях меня часто спрашивают:
       - Какая из версий вам ближе всего? Я отвечаю:
       - Удар молнии.
       Гроза всегда опасна для самолетов. Статистика летных происшествий говорит о том, что от 60 до 70 процентов их происходит от поражения молниями, которые, впрочем, не всегда приводят к катастрофам. Могут выйти из строя радиоаппаратура, средства связи и навигации, электрооборудование и разрушиться некоторые металлические конструкции самолета. Я часто задаю себе вопрос: почему Гагарин и Серегин не сообщили об опасности, свалившейся на них? Для этого они имели достаточно времени, но почему-то промолчали. Может, молния ударила в самолет, в антенну, отключила связь и оглушила их?
       В материалах следствия государственной комиссии есть упоминание о том, что В.С. Серегин как летчик-инструктор по какой-то причине (предполагается, из-за ухудшения метеоусловий в зоне пилотирования) принимает решение досрочно прекратить выполнение летного задания и вернуться на базу. Но почему-то члены комиссии этому факту не придали особого значения. Да и сейчас об этой версии мало пишут.
       А вот версия М.И. Исаева из Нижнего Новгорода, мне кажется, ближе всех к разгадке причины гибели отважных летчиков.
       Михаил Иванович считает, что в природе существует особый вид энергии - так называемые слабые и сильные электромагнитные поля, которые создаются за счет возникновения грозовых разрядов молний. На земном шаре в сутки их бывает от 40 до 80 млн. На небе и на земле создаются противоположные электрические заряды, которые при определенных условиях взаимодействуют друг с другом в виде грозовых разрядов. Самолет, летящий под верхним слоем облаков, может получить, набрать до 1,5 млн вольт статического электричества, допустим, положительных зарядов.
       Самолет Гагарина и Серегина летел между двумя слоями облаков, которые имели разные потенциалы. Можно предположить, что после доклада о выполнении задания Юрий Алексеевич стал снижать самолет от верхнего слоя облаков к нижнему с одновременным разворотом с курса 70 на 320. В этот момент происходит грозовой разряд, молния ударяет в хвостовую антенну, оба летчика теряют сознание, так как были в наушниках, и самолет, естественно, теряет управление, входит в штопор и быстро несется к земле. Возможно, летчики и пришли в себя, сделали попытку исправить положение, но было уже поздно.
       Эту версию комиссия отвергла без всякой аргументации и не допустила ее автора к останкам самолета, где бы он смог найти следы грозового поражения и убедиться в правильности своей версии. Кстати, М.И. Исаев изобрел два прибора, которые могут защитить самолеты от грозы, получил на них авторские свидетельства.

"ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ С СЕРЕГИНЫМ"

       1 апреля 1993 года в газете "Правда" была опубликована статья "Гагарин еще раз показал себя Человеком!" Автор - ведущий конструктор ОКБ С.А. Лавочкина, сотрудник ЦАИ Д.П. Покаржевский изложил свою точку зрения на причину авиационной катастрофы Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина.
       Сотрудники ЦАГИ, занимаясь сравнительным анализом военных и гражданских самолетов СССР и западных стран, обратили внимание на "ряд катастроф с самолетами ГВФ, которые нельзя было объяснить техническими причинами. Было зафиксировано два или три случая, когда при подходе к аэродрому после изменения эшелона полета (при этом летчик выключал автопилот и переходил на ручное управление) самолет вдруг исчезал с экранов наземных РЛС и оказывался разбитым на земле после крутого пикирования". Автор отмечает (и не случайно!), что во время этих авиационных катастроф произошло резкое сокращение кадров военной авиации и многие летчики ушли на "гражданку". Запомним это.
       Далее Д.П. Покаржевский пишет: "В 1963-1964 гг. (это относится к делу) я много раз лежал в разных больницах после тяжелого сердечного приступа (а мне было 37 лет). Я с трудом остался жив после спазма венечных сосудов. А вот многие мои товарищи по работе на полигоне в зоне действия мощного радиолокатора скоропостижно скончались при аналогичных случаях...
       Симптомы были почти одинаковые: неожиданное недомогание, затем наваливающаяся на грудь тяжесть, резкая нехватка воздуха и быстрое угасание сознания.
       Все эти утраты навели на мысль о связи острых сердечных приступов с воздействием радиоизлучений. В институте профзаболеваний мне подтвердили, что такая зависимость обнаружена... После такого "открытия" появились надписи "Опасная зона", показывающие границы зоны облучения радиолокатором".
       Исходя из этого, автор излагает свою версию. "Сразу после выхода из зоны управление самолетом взял на себя В. Серегин. Он был командиром экипажа и, как видно, почувствовав некоторое недомогание, решил быстрее возвратиться на аэродром. (Правительственная комиссия предположила: из-за ухудшения метеопогоды в зоне их пилотажа - В.Р.). Переход от наблюдения к активной работе (как и в случаях с пилотами ГА, о которых говорилось в начале) привел к резкому обострению начавшегося раньше сердечного приступа. В то же время Ю.А. Гагарин, не подозревавший о недомогании Серегина, не смог мгновенно оценить изменение обстановки".
       Автор полагает, что "В.С. Серегин как кадровый военный летчик за время службы наверняка получил значительные дозы облучения РЛС - и на земле, и в воздухе. Поэтому вполне вероятна та картина сердечного приступа, которую испытали мои товарищи по работе в ОКБ С.А. Лавочкина - резкая нехватка воздуха, боль в груди, заставляющая согнуться, и потеря сознания. Человек при этом инстинктивно подается вперед, в данном случае с зажатой в руке ручкой управления. Этот неожиданный маневр, перевод самолета в пикирование, Гагарин понял не сразу, тем более, что он не пилотировал самолет. Радио не работа ло, т.к. было переключено на Серегина, а переговорка молчала.
       Через какое-то мгновение Гагарин догадался, что с Серегиным что-то произошло. Во всяком случае, самолет дальше не продолжал неуправляемое пикирование, а то уменьшал угол пикирования, то опять его увеличивал".
       "По-моему, - пишет автор, - на жестко спаренном управлении у "легковеса" Ю.А. Гагарина не хватило сил вывести самолет в горизонтальный полет: как только он брал ручку на себя, возрастала перегрузка на ручку в задней кабине от наваливающегося тела Серегина, еще живого, но находившегося в тяжелой коме. Поэтому такие маневры повторялись неоднократно, но безуспешно. Бросить самолет с Серегиным и катапультироваться Ю.А. Гагарин не мог по складу своего характера. Он еще раз показал себя Человеком".
       Не прояснилась загадка и с молчанием по радиообмену. Некоторые утверждают, что они увлеклись, попав в сложную ситуацию. Дежуривший по связи на аэродроме капитан Н. Сыченков до сих пор удивляется, почему пропала связь. Видимо, В.С. Серегин уже не мог говорить.

"ПОТЕРЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ЧУВСТВА"

       Однажды мне довелось беседовать о причинах гибели Ю.А. Гагарина с его товарищем по совместной учебе в Саратовском аэроклубе и Оренбургском военном летном училище В.К. Серовым - летчиком-испытателем, работавшем тогда на Саратовском авиационном заводе.
       - Он был "не в форме", - заявил тогда мне Владимир Константинович. И тут же спросил:
       - Сколько операций в мозгу вы можете сделать за одну секунду?
       - За одну минуту, - поправил я его.
       - Не-ет, за одну секунду, - вновь подтвердил Серов. - Нам, летчикам, иногда приходится решать за одну секунду несколько операций в мозгу и выбирать из них наиболее вероятную в критической ситуации. Для меня секунда - роскошь. Принять правильное решение порой надо за доли секунды. Это дается только постоянной тренировкой. Здесь не должно быть перерывов. Это так же актуально, как постоянные репетиции для балерины, пианиста... Я, например, сейчас могу взять отпуск на полгода. Но я не беру. Почему? Даже после месячного отпуска я вхожу в летный режим как летчик-испытатель около трех месяцев.
       Гагарин долго не летал, или почти не летал по известным вам причинам. В критической ситуации он не смог быстро принять правильного решения. В этом, я считаю, кроется причина его гибели.        Этой версии придерживается не один В.К. Серов. Свою аргументацию этой версии изложил в журнале "Авиация и космонавтика" (№4,1991 год) В. Кузнецов, 13 лет прослуживший в летной части В.С. Серегина в качестве командира корабля, инструктора и летчика-испытателя отряда летающих лабораторий. Он считает, что в космонавтику попадали лучшие из лучших летчиков. Но несмотря на то, что у Ю.А. Гагарина за спиной были аэроклуб, военное летное училище, служба не Севере, полеты на самолетах Як-18, УТИ-МИГ-15, МИГ-17, МИГ- 21, ИЛ-14, хорошей летной практики Юрий Алексеевич получить не успел. Общий налет до последнего вылета составил 340 часов. Летных происшествий у него не было. Казалось бы, вполне достаточно. Для молодого летчика - да, а для летчика-космонавта, тем более первого? Ему приходилось больше бывать на торжественных и неторжественных мероприятиях у нас и за рубежом. Такие "встречи", конечно же, сказывались на его летных качествах. Так считает и генерал Ю. Куликов - ответственный начальник службы безопасности полетов ВВС в Министерстве обороны страны.
       К полетам Ю.А. Гагарин относился серьезно, считая их делом своей жизни. Но постоянные поездки, запреты летать, учеба в академии и т.д. делали полеты эпизодическими. А когда возможность предоставлялась ему - отдавался им всецело и серьезно. В заключении правительственной комиссии записано: "Ю.А. Гагарин все указания на полеты записывал подробно. Вел, как и все летчики, тетрадь подготовки к полетам. Схемы полета и действия свои на каждом этапе им описывались грамотно и всегда досконально были изучены.
       Особые случаи в полете он знал очень хорошо и практически все действия отработал на тренажах в кабине самолета. В полет брал накопленный планшет, где были нанесены схемы заходов на запасные аэродромы и порядок связи при выходе из них".
       Тем не менее, в то время на самолете УТИ-МИГ-15 не отрабатывались навыки летчиков по выходу из штопора. Считалось, что при отработке штопора было потеряно самолетов больше, чем при обычных полетах. Главком ВВС издал приказ о запрещении отработки штопора. Ю.А. Гагарин не имел опыта по выходу из штопора. Может быть, это и стало причиной его гибели.
       Как полагает В. Кузнецов, Серегин переоценил возможности Гагарина и в нужный момент не исправил его ошибку. "Получив разрешение на снижение, экипаж начал разворот влево на 110, - пишет В. Кузнецов. - В данном случае траектория полета представляла часть нисходящей спирали, на которой должны быть постоянными крен, воздушная и вертикальная скорость. Увлекшись, по-видимому, исправлением возникшей ошибки по скорости, летчик упустил показания авиагоризонта и указателя поворота и скольжения. Крен самопроизвольно возрос до величины более 90, выросла воздушная скорость, а подвесные баки "затягивают" самолет на пикирование. Увеличилась вертикальная скорость снижения, истребитель оказался в перевернутом положении и к тому же в облаках. И экипаж потерял пространственную ориентировку. Восстановить ее можно при наличии видимости естественного горизонта (земной поверхности) и большого запаса высоты. Землю они увидели лишь с высоты 500-600 м, а возможно и ниже, так как не знали точно высоту нижней границы облаков в данном районе. Из такого положения только один выход - катапультирование. Это последний шанс. Так поступают, даже когда теряют пространственную ориентацию при полете на больших высотах. Решение было бы правильным. Но... Есть чувство ложного стыда, есть также огромное желание сохранить самолет и жизнь, слегка пощекотав себе нервы. Конечно, опыт Владимира Сергеевича подсказал ему, что шанс необходимо использовать, и он бы "ушел" из самолета. Однако, в передней кабине - первый космонавт планеты. А тот оставался на месте да еще пытался выводить истребитель из крутого пикирования после выхода из облаков..."
       Правительственная комиссия, как считает В. Кузнецов, пренебрегла подобной ситуацией и завела расследование в тупик, тем самым заняв позицию умолчания. Это было выгоднее, нежели сказать горькую правду.
       Может быть.

назад                           в начало                             вперед