История сохранит имена

       Экспозиция музея Ю.А. Гагарина в техникуме переоборудовалась несколько раз. Дело это оказалось невероятно трудным. Подвиг Гагарина - не только его подвиг. Это подвиг многих людей разных времен и народов. Это подвиг всего человечества. И как это отразить в музее?
       Решили остановиться только на саратовском периоде жизни первого покорителя космоса: учеба в техникуме и аэроклубе, парашютная подготовка на энгельсской земле в апреле-мае 1960 года, приземление Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 года и приезд его в Саратов на 20-летие техникума. Такое решение нам представлялось оправданным, так как саратовский период в жизни первого космонавта занимает особое место: отсюда началась его дорога в космос.
       Наш музей стал первым в стране и в мире. Небывалый случай: создавался при жизни Юрия Алексеевича, и на открытии музея 5 января 1965 года Гагарин был сам.
       Первая экспозиция музея была представлена в бывшем кабинете немецкого языка, где учился Юра Гагарин. Ее посмотрело более 40 тысяч человек.
       Потом, перед уходом на пенсию директора техникума С.И. Родионова, была сделана вторая экспозиция музея все в том же кабинете: "Комната-музей Ю.А.Гагарина". Она стала более привлекательной, оформить ее помогли преподаватели Саратовского художественного училища.
       Но музей не удовлетворял нас из-за малой площади.
       Что остается в учебном заведении от выпускника? "Личное дело", и только. А что окружало его, кто были его товарищи и учителя, какими учебными приборами и книгами он пользовался, где и как он отдыхал, как отражалась его жизнь в жизни коллектива - все это пока оставалось скрытым от глаз посетителей музея.
       Я решил тщательно исследовать архив техникума, библиотеку, учебные кабинеты.
       Понадобился целый месяц, чтобы просмотреть книги (72 тысячи!) и журналы в библиотеке. Результат превзошел ожидания: 42 книги с формулярами, в которых была и фамилия "Гагарин". Среди них учебники и художественные произведения: "Молодая гвардия" Александра Фадеева, "Записки штурмана" Марины Расковой, "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого, "Анна Каренина" Льва Толстого, "Сталь и шлак" Владимира Попова, "Буря" Вилиса Лациса, "Железный поток" Александра Серафимовича и другие.
       Позже мне удалось встретиться с некоторыми писателями. Борис Николаевич Полевой, увидев экземпляр своей книги "Повесть о настоящем человеке", который читал Юрий Гагарин, написал на нем: "Я очень рад, что мне удалось увидеть именно тот экземпляр книги, который читал Юра Гагарин. Мы были знакомы. Он рассказывал мне и Алексею Петровичу Маресьеву о том, как в юности своей читал эту книгу. Ну а теперь я увидел этот самый экземпляр. Рад и взволнован".
       А Владимир Федорович Попов на своей книге "Сталь и шлак" написал: "Не удалось мне вручить Юрию Гагарину это произведение при его жизни, не удалось поблагодарить за теплые слова, сказанные об авторе.
       Теперь передаю книгу мемориальному музею Саратовского индустриально-педагогического техникума имени Ю.А. Гагарина.
       Горячо желаю студентам всегда помнить, что великое имя ко многому обязывает".
       Мы были у В.Ф. Попова втроем: я, мой сын Андрей и Виктор Сидорович Порохня. Мы видели, как волновался именитый писатель. Он несколько раз выходил к нам из своего кабинета и читал варианты надписи на этой книге.
       Я отобрал в нашей библиотеке также более 500 книг, которые читали друзья и наставники Юрия.
       Нашел и журнал "Молодежная эстрада" № 6 за 1950 год. В журнале - литературно-музыкальная композиция "Великие стройки коммунизма", на полях пометки: "Гагарин", фамилии других учащихся. По ходу композиции Юра четыре раза читал отдельные ее фрагменты. Невольно представил себе сцену актового зала, хор и чтецов. Звонким голосом Юра Гагарин произносит:
       - Волга, Днепр, Аму-Дарья...
       Опаленное суховеями Заволжье, пески Кара-Кумов, Таврическая знойная степь - всем им рука народа дает могучую силу жизни - воду..."
       Сейчас в Заволжье действует оросительная система имени Ю.А. Гагарина, которая обслуживает степи Энгельсского района Саратовской области. Не знаю, кому пришла эта мысль - присвоить имя Гагарина оросительной системе, но сделали очень правильно: на этой земле обретал он летную профессию и под этим небом проходил парашютную подготовку, здесь он 12 апреля 1961 года приземлился.
       Разными путями попадают экспонаты в музей. Об этом можно рассказывать целые истории. На курсы повышения квалификации работников профтехобразования из Таганрога приехал мастер производственного обучения Владимир Васильевич Тернавский - выпускник нашего техникума 1962 года. Однажды, когда я принимал в его группе зачеты, он вдруг сказал, что у него дома есть сочинение Юры Гагарина.
       - Какое сочинение? - спросил я, еще не веря в реальность услышанного - мало ли бывало недоразумений, да и зачет ему хочется получить...
       - На третьем курсе он писал сочинение по роману Шолохова "Поднятая целина", - отвечает Тернавский.
       - Как оно к вам попало? - уже с оттенком нетерпения спросил я Владимира Васильевича.
       Не торопясь, Тернавский поведал мне и своим товарищам, ожидавшим зачета:
       - Еще в пору учебы в техникуме в одной из аудиторий вижу: лежат старые, наверно, никому уже не нужные сочинения. Сначала я полистал их, а потом подумал, что они нам, учащимся, могут пригодиться. И я их взял в общежитие. Не знаю, пригодились ли они кому-либо. Но что удивительно, по окончании техникума я забрал их домой. Зачем? Да и сам не знаю. С тех пор они лежали среди моих конспектов и бумаг. Обнаружил я сочинение случайно, когда собирался переезжать на другую квартиру. Хотел выбросить, да вдруг увидел, что одно из них принадлежит Юре Гагарину. Я так обрадовался! Показал семье. Дочка на другой же день понесла в школу. Оно долго ходило по рукам, пока я не заставил дочь немедленно найти его и принести домой. Когда она принесла, я ахнул: в некоторых местах появились масляные пятна... Сейчас я храню его и никому не даю. Вот приеду домой, сделаю копии с него и пришлю их в ваш музей.
       - Только оригинал, Владимир Васильевич, - твердо сказал я, - и за ним вы поедете завтра. С директором я договорюсь.
       На другой день Тернавский вылетел самолетом в Таганрог, а через неделю привез сочинение Юрия Гагарина "Классовая борьба в деревне в связи с коллективизацией сельского хозяйства по роману Шолохова "Поднятая целина"". Так через пятнадцать лет оно стало экспонатом нашего музея. В 1975 году М.А.Шолохову исполнилось семьдесят лет. Поздравляя с юбилеем, мы послали ему копию этого сочинения Ю.А. Гагарина, а также книгу "Поднятая целина". Михаил Александрович вернул нам ее с автографом. Не знаю, экспонируется ли это сочинение Гагарина в музее М.А. Шолохова на родине. Очень бы хотелось, так как они - Шолохов и Гагарин - очень уважали друг друга.
       А бывает и так, что экспонаты бесследно исчезают. Многие наши выпускники вспоминают, что в техникумовском общежитии долгое время ходила по рукам дипломная работа Ю.А. Гагарина. Ею пользовались некоторые учащиеся при написании своих дипломных работ. Кто-то предположил, что если хорошо поискать на чердаке общежития... С группой ребят я провел эту операцию, но среди гор дипломных и курсовых работ гагаринской не оказалось. Видимо, она пропала или до сих пор хранится у кого-то дома как дорогая реликвия.
       ...Когда я вернулся работать в техникум- преподавателем истории - и стал вплотную заниматься гагаринским музеем, я спросил С.И. Родионова о том письме Юрия Алексеевича, которое когда-то он при мне положил в свой сейф на хранение.
       - Какое письмо? - неожиданно для меня прозвучало в ответ. - Не помню...
       Родионов открыл сейф, потом маленькое отделение для документов, вынул из него все бумаги и, разложив их на столе, стал внимательно просматривать каждую. Письма Гагарина среди них не оказалось.
       - Нет... - тихо сказал Сергей Иванович. - Куда же оно могло подеваться?
       Более двадцати лет прошло с тех пор. Умер Сергей Иванович Родионов. Создавая музей истории техникума, я попросил старейших преподавателей или их родных поискать дома - не найдутся ли для музея любопытные экспонаты.
       Сын Родионова Олег Сергеевич сразу откликнулся:
       - Да, что-то есть... Фотографии... Письма Гагарина...
       - Письма Гагарина?!
       - Да, я видел их у отца. Одно недавно даже видел.
       Через несколько дней мы встретились с Олегом Сергеевичем у него дома. Он показал мне все, что нашел в архивах отца: фотографии, книги, журналы, газеты, связанные с именем Гагарина.
       - А письмо? - с нетерпением спрашиваю я. Олег Сергеевич пожал плечами:
       - Вы знаете, никак не могу найти его. Недавно читал, детям показывал и куда-то положил. Конверт вот сохранился. - Он открыл папку с документами и быстро нашел конверт. Конверт был тот самый. - Вот он, а письмо я, видимо, в какую-то книгу положил. Я найду его. Обязательно найду.
       И оно воскресло! Письмо было уже заметно потертым, исправленным кем-то, но текст и почерк Юрия Гагарина сохранился. Теперь оно находится в нашем музее.
       Я тщательно проверил архивы техникума, аэроклуба, госархива. Нашел много ценных сведений и документов, связанных с именем Ю.А. Гагарина.
       А сколько было встреч с людьми, которым судьба подарила возможность общаться со всемирно известным Человеком планеты!
       По крупицам собирались экспонаты и сведения о Ю.А. Гагарине. Много их экспонируется и хранится в нашем музее, но еще больше, наверное, в памяти людей и домашних архивах. Я в этом уверен.
       Помню, как Саша Хмаладзе - он был членом совета музея - принес портрет Ю.А. Гагарина в полированной рамке под стеклом.
       - Это первый портрет Юрия Алексеевича, - говорит он мне. - Был в ЖКО и в одном кабинете увидел. Он мне сразу чем-то понравился. Прошу работников отдать его в музей Гагарина. Они говорят, портрет имеет инвентарный номер, отдать не могут. Тогда я им пообещал большой портрет Гагарина, цветной, с орденами и медалями. Они согласились. Вот он, смотрите!
       Я переворачиваю портрет, там - этикетка: "Дата выпуска - 28 апреля 1961 года", т.е. через несколько дней после полета Ю.А. Гагарина в космос. Вот это находка! Такого у нас нет.
       Саша взял цветную репродукцию - "парадный портрет" Гагарина, сам сделал для нее красивую "золоченую" рамку и отнес в ЖКО. А редкий портрет занял достойное место в нашем народном музее.
       Позже из зарубежных поездок Александр Николаевич привозил изданные там книги Гагарина - и они теперь тоже экспонаты музея.
       Прошло еще несколько лет. Музей пополнился новыми экспонатами, особенно учебными приборами, которыми пользовался Юра. Требовалось другое помещение, а также кабинет методической работы и технических средств обучения.
       В 1978 году партбюро техникума приняло решение о создании музея Ю.А. Гагарина в бывшем кабинете литейного дела. Помещение было втрое больше прежнего. И хотя техникум испытывал нехватку помещений, директор Ю.В. Тимофеев выделил для музея еще одну комнату, смежную с музеем. Разместили здесь космическую и гагаринскую библиотеки, технические средства, фонды музея, т.е. сделали лекционно-методический кабинет.
       Для оформления экспозиционного зала пригласили художников из Киева. Когда художник-архитектор С.Д. Однопозов оглядел помещения, то воскликнул:
       - У-у... Здесь можно три музея разместить!
       Я подробно изложил свои мысли. Он внимательно выслушал, досконально ознакомился с нашими материалами. На другой день устало сказал мне:
       - Ночь не спал, думал, как все разместить. И вы знаете, к какому выводу пришел?! Маловато помещение.
       С самого начала решили: не повторять известные музеи Ю.А. Гагарина. Наша задача - с максимальной полнотой отразить Саратовский период в жизни первого космонавта мира. К тому же важно было не отрывать музей от техникума, который, по выражению многих, сам является "музеем Гагарину", ведь за четыре года учебы Юрий Гагарин побывал во всех его аудиториях, залах, лабораториях, мастерских, столовой.
       Приступая к созданию новой экспозиции, мы наметили одновременно оформить вестибюль и маршевую лестницу, которая ведет к музею. Заказали большую картину "Приземление Гагарина" киевским художникам И. Чамате и О. Ержиковскому. Картина получилась впечатляющей. Хотя... Все художники изображали первого космонавта после его исторического полета улыбающимся, приветливо машущим рукой землянам. Работали под его улыбку. А он ведь вернулся на Землю бледным, взволнованным, отрешенным. Я сказал об этом известному саратовскому художнику В.К. Ткаченко (кстати, он в "гагаринское" время руководил изостудией техникума, Юра и туда недолго походил на занятия). Он согласился со мной. Через какое-то время Василий Кузьмич показал мне вариант своей картины "Приземление Гагарина": космонавт сидит в скафандре на земле и трогает ее руками. Это уже ближе к реальному событию 12 апреля 1961 года. Я поддержал его. К сожалению, В.К. Ткаченко не закончил картину, но после смерти художника мы приобрели ее и экспонируем в музее.
       Вся музейная экспозиция называлась "От литейщика до космонавта". Мы старались ответить на основной вопрос: как и почему простой русский парень-литейщик стал первым в мире космонавтом? И еще: показать величие и простоту Гагарина, исключительное сочетание этих двух качеств в лице одного человека.
       Отказались от бутафории, от шумовых и световых эффектов, от помпезности и парадности, от космических доспехов и космической техники. Считаем: все должно быть просто, правдиво и иметь отношение к нашему техникуму, аэроклубу, городу, саратовской земле. Мне кажется, мы добились этого. Об этом говорят многочисленные записи в "Книге отзывов".

назад                            в начало                             вперед