"Надо, чтобы в сердце каждого из нас билась
          радость  за  наш  техникум,  его выпускников".
                                Ю.А.         Гагарин
Индустрики       -       особое       племя
                         Сентябрь       1963       года.
         Помню, как долго я стоял на противоположной стороне
улицы  Сакко  и  Ванцетти  и  с  любопытством  рассматривал  трехэтажное  здание
Саратовского   индустриального   техникума  с  оригинальным  парадным  подъездом
художественного  литья.  В дверь беспрерывно входили учащиеся в форменных черных
костюмах, с тетрадями в руках. Они были веселы, независимы. И здание это, и этих
ребят  (их в городе - не знаю, с чьей легкой руки - называли индустриками) видел
я не впервые. Но одно дело - видеть то, что не имеет к тебе прямого отношения, и
совсем  другое - понимать: с сегодняшнего дня, с этой минуты здесь - твоя жизнь.
В  этот  подъезд  будешь  входить  каждый  день,  здесь  проверишь  себя, на что
способен...
        Рекомендовали меня сюда на должность замдиректора по
культурно-воспитательной  работе,  замполита,  как  тогда  говорили,  из  обкома
комсомола, где я работал инструктором. Перейти в "техникум, где учился Гагарин",
согласился  с большой охотой. Хотя, конечно, слышал об индустриках всякое. И то,
что  техникум  славился  и  гордился  своими  выпускниками,  в  первую очередь -
Гагариным.  И  то,  что  знаменит  был  в городе массовыми драками со студентами
других  техникумов  и  вузов,  военных  училищ. (Позже мне говорили: вышедший на
пенсию  директор  С.И.  Родионов  еще года два или три вздрагивал от телефонного
звонка:          что-то          случилось          в         техникуме...).
          "Как  же  так,  -  думал  я,  -  именно  из такого
неординарного коллектива вышел первый в мире космонавт? В этом сплаве настоящего
мужского  дела и особенного товарищества сформировалась личность Юрия Гагарина -
он  и  сам  писал  об  этом.  Значит,  и  светлые  и  теневые стороны имеют свой
смысл?"
                В    этом    требовалось    разобраться.
        Вот так я впервые переступил порог главного учебного
корпуса  Саратовского индустриального техникума. Захожу в вестибюль, передо мной
вырастает  огромная  фигура  дежурного  с  красной  повязкой  на рукаве. Костюм,
фуражка,  ботинки  и галстук на нем - черного цвета, рубашка белая, чистая. "Вот
это  индустрик!"  -  подумал  я,  чувствуя  уважение  к  нему  и  даже  какую-то
робость.
                -    Вам    кого?    -    спросил    он.
                                   -          Директора.
       - Проходите, пожалуйста, вот сюда, по коридору налево
первая                    дверь.                   Он                   там.
          Говорит  дежурный  четко,  ясно,  как в армии.
         Секретарь доложила директору обо мне. Он - Родионов
Сергей Иванович - сам вышел и пригласил меня в кабинет. Мы не были знакомы, но я
сразу        почувствовал        доброе        отношение       ко       мне.
         Сергей Иванович задал несколько "дежурных" вопросов
по   биографии.   Его   насторожила   моя   молодость  (мне  было  28  лет):
         - У нас есть учащиеся старше вас по возрасту. Будет
трудно.  Может  быть,  подумаете,  пока  я  не  принял  вас на работу. Хотя, мне
рекомендовали  вас  как  опытного  работника.  Знаете,  Владимир Иванович, у нас
замполиты  долго  не  задерживаются:  коллектив  ребят  уж  очень непростой.
                     -     Нет,     я     уже     решил.
        - Ну, хорошо. Тогда - за работу! Родионов повел меня
в                                                                педкабинет.
          -  Знакомьтесь!  -  сказал  преподавателям  Сергей
Иванович,   -   Наш   новый   замполит  -  Россошанский  Владимир  Иванович.
          -  Надолго  к  нам? - спросил меня кто-то. - У нас
что-то               замполиты               не               задерживаются.
        "Сговорились, что ли, или на самом деле здесь трудно
работать?"      -      я      был      обескуражен      прямым     вопросом.
       - Не знаю, - сказал я. - Думаю работать серьезно.
             -   Теперь  разрешите  и  вас,  присутствующих,
представить.               Начнем               с               ветеранов...
        Директор называл фамилии, имена, отчества, кто какой
ведет  предмет.  Всех я тогда не запомнил, но троих выделил сразу: Анну Павловну
Акулову   -   классного   руководителя  Гагарина,  Нину  Васильевну  Рузанову  -
преподавателя  русского  языка  и  литературы  и  почему-то Анатолия Николаевича
Дзяковича                -                преподавателя               химии.
             После   короткого   разговора   мы   вышли   из
преподавательской.
        - Здание наше старинное. Раньше, до революции, здесь
было ремесленное училище имени царя Александра Второго. Сегодня нам здесь тесно,
контингент увеличивается, а площади остаются прежними. Вот смотрите, какие узкие
коридоры,  -  Сергей  Иванович  раскинул в стороны руки и уперся ими в обе стены
коридора.  - Тесновато. Сейчас добиваемся, чтобы нам надстроили два этажа. Тогда
будет                                                               полегче.
           Мы  уже  поднимались  по  чугунной  лестнице.
         - Обратите внимание на эту лестницу, на ее рисунок.
Нравится?    Лестница    действительно   была   интересна   своим   великолепным
орнаментом.
             -   Здесь   делали.   Раньше,  когда  еще  было
Александровское  ремесленное училище, работала мастерская художественной ковки и
литья.  Вы и сейчас многие изделия можете увидеть в Саратове: подъезды, балконы,
ограды...  Ограда вокруг парка "Липки" - тоже работа учащихся. Украшение города.
-  Родионов остановился, осторожно провел ногой по ступеньке, будто стирая пыль.
-  Малость  поизносилась.  Уж  сколько  лет  ее полируют ногами! Лет 70-80! Один
Гагарин  по  ней  пробежал...  прошел..,  -  Сергей  Иванович  прикинул  в уме -
сколько.
        - Да за четыре года не менее четырех-пяти тысяч раз!
-  Директор  дружески  похлопал  по перилам: - Ничего, старушка, ты еще крепкая,
послужишь    еще    лет    сто.    Вот    перила   тебе   заменить   надо...
                   Мы     вошли     в    актовый    зал.
          -  Раньше  здесь  была  домовая  церковь. Молились
учащиеся  утром и вечером. Учились в основном дети рабочих и крестьян. Хотели их
сделать  преданными царю, престолу. Да видно, плохо воспитывали. Вот смотрите, -
Сергей  Иванович  указал  на  мемориальную  доску  на противоположной стене.
         "Здесь в 1905 году был создан Товарищеский совет по
принципу               Советов              рабочих              депутатов".
         - Говорят, александровцы приняли активное участие в
революционном  движении.  Городская  дума была вынуждена закрывать это училище и
распускать  учащихся.  Вот  такие  дела...  А вообще-то, Владимир Иванович, если
хорошо  покопаться  в  истории  этого учебного заведения, то можно столько найти
интересного  и  полезного  для  вашей  воспитательной работы. Вы ведь историк по
образованию?
                                     -          Историк.
                   -     Вам    и    карты    в    руки!
          Не  думал  я тогда, что мне действительно придется
заняться  историей Саратовского индустриального техникума и посвятить этому делу
всю                            оставшуюся                           жизнь...
         Из актового зала прошли в небольшую темную комнату.
Там                  сидел                  молодой                 человек.
        - Секретарь комитета ВЛКСМ. Вам придется с ним много
работать.  Тут будет и Ваш кабинет. Вы поговорите пока с ним, а у меня дела есть
срочные.             Потом             зайдете            ко            мне.
             Парень   встал   и   протянул   мне   руку:
             -  Валентин  Соловьев.-  И  посмотрел  на  меня
испытывающим  взглядом:  -  Хорошо, что вы пришли к нам работать. Я тут один уже
устал.        Вот        план        работы       составляю.       Поможете?
          Я  кивнул  в  знак  согласия  и  спросил  его:
                -    Вы   -   освобожденный   секретарь?
          -  Нет,  я  - учащийся. Тут надо бы учиться, а мне
приходится  всем  заниматься: дисциплиной и успеваемостью, хозработами, вечерами
отдыха...
       Валентин не пугал меня, было видно, что он очень рад,
что         пришел         замполит.         Ему         будет        легче.
       - Ну, ладно. Я побежал на урок, а то Анна Павловна не
признает       никакие       причины.       Математику      надо      знать.
          Валентин  быстро  ушел,  а  я  сел за стол бывшего
замполита  и  стал  просматривать  бумаги.  Вскоре мне попалась папка с надписью
"Письма  и  ответы".  Я  с  интересом стал их читать, В основном это были письма
родителей  и  выпускников.  И  вдруг  попадается  конверт  с  обратным адресом и
фамилией "Гагарин". С волнением вскрываю конверт, там письмо директору техникума
С.И.                                                              Родионову.
                   "Здравствуйте,    Сергей    Иванович!
        В Москву прибыл по назначению 24 вечером в 10 часов,
25  и  сегодня,  т.е.  27,  оформлялся  работать  на завод. На завод приняли как
практиканта. Практику мою будет вести начальник отдела подготовки рабочих завода
инженер Тарасов, Сегодня получил пропуск и завтра с 7 утра выхожу на работу. Был
в  заводе.  Цеха хорошие. Обещают дать хорошую работу. Но когда Вы нас отсылали,
то  упустили  один важный момент. Нам не дали программы. А тов. Тарасов требует,
чтобы  я  ему  представил, чем я должен заниматься на практике и какие выполнять
работы.  Прошу Вашего содействия в этом. Высылайте по адресу; Москва, Е-171, 1-я
Радиаторная       улица,       дом       2,       кв.      4,      Гагарину.
          Москва живет весело и хорошо. Правда, погода стоит
теплая. Кругом сыро. Все начинают подготовку к Новому году. Разрешите поздравить
Вас,  весь  преподавательский состав и всех учащихся с наступающим Новым годом и
пожелать  дальнейших  успехов  в труде и учебе. Большой привет Г.Г. Соколову. До
свидания,            Ю.            Гагарин.           27.12.54           г."
            На  письме  резолюция:  "Т.  Романцову.  Выслать
программу.                           С.                           Родионов".
          "Вот  это да! - мысленно воскликнул я, - Неужели я
нашел  подлинный  документ  первого  космонавта  мира?! И в первый день работы?!
Такая  находка!  Если  здесь,  в  техникуме, копнуть поглубже, наверное, и не то
найдешь!"                 -                 мелькнула                 мысль.
       Осторожно беру письмо, вкладываю его в конверт и иду,
нет,  бегу  к директору: надо же срочно показать ему, обрадовать такой находкой.
Но        Сергея        Ивановича        на       месте       не       было.
         - Его вызвали в управление на какое-то совещание, -
сказала  секретарь  директора  Надежда  Ивановна  Виноградова.  -  Это  надолго.
Приходите   завтра   к   9   часам  утра.  Сергей  Иванович  будет  у  себя.
          Я ушел домой. Показал письмо жене, она с интересом
прочитала                             и                            заметила:
          -  Надо  его  переписать.  На  всякий  случай.
          Я  его тут же переписал. И правильно сделал. Что с
этим         письмом         произошло,        я        расскажу        ещё.
          Утром  захожу к директору и сразу показываю письмо
Гагарина        к        нему,       Сергею       Ивановичу       Родионову.
          - Где вы его взяли? - воскликнул он, еще не веря в
такую  удачу.  У  нас  есть папка с "Личным делом" Гагарина. Я положу это письмо
туда.  Мы  собираем все материалы о нем. Их надо сохранить для истории, - Сергей
Иванович  открыл сейф, достал пожелтевшую папку. - Вот тут все о нем. Как-нибудь
на досуге я покажу вам содержимое. Таких подлинных документов о Юрии Алексеевиче
Гагарине  нет  нигде  в мире. Они есть только у нас! Одно время мы посылали их в
Москву,  там  они  пробыли  два  года и вот недавно вернулись к нам. Больше я их
никому  не  дам.  Особенно  журналистам  и  всяким  писателям.  Знаете, Владимир
Иванович,  ничего  нельзя  давать.  Говорят,  клянутся:  мы  вернем,  вот только
перепишем, переснимем и... с концами. Документы я, конечно, им не давал с собой,
а  вот фотографии одалживал и теперь об этом очень сожалею, - Родионов осторожно
положил  письмо  Гагарина в папку, убрал ее в сейф, закрыл его ключом: - Вот так
будет                                                              надежнее.
          Сергей Иванович сел за стол, откинувшись на спинку
стула,                 и                 назидательно                сказал:
          -  Надо  воспитывать  наших  ребят на примере Юрия
Гагарина.  Учился  он  на  "отлично",  принимал  активное участие в общественной
жизни,  спорте, художественной самодеятельности, предметных кружках. Да и вообще
он  был  прекрасным  парнем. Надо внушать нашим учащимся, что если будете жить и
учиться  по-гагарински,  то  в  жизни достигнете много хорошего и для себя и для
общества.  Для  этого  у  нас  есть  все  условия:  хорошая  материальная  база,
бесплатное  питание  и обмундирование, то есть живут и учатся студенты на полном
государственном                                                 обеспечении.
          И  еще  вот  о  чем хочу Вам сказать. Нас называют
индустриками.  Кто  произносит это слово с восхищением, кто - с раздражением или
даже  с  опаской. И на это есть причины. Я имею в виду массовые драки. Что бы мы
хорошего  ни  делали,  драки  смазывают  все хорошее. Сразу в техникум присылают
разные     комиссии,     устраивают    проверки,    объявляют    выговора...
          И  все-таки  я их - своих индустриков - люблю. Это
особое  племя. Знаете, мне пришлось работать во многих молодежных коллективах, и
нигде я таких ребят, как наши, не встречал. В чем их особенность? Ну, во-первых,
почти  всех их жизнь научила трудом добывать себе все. Они рано стали взрослыми.
Война  их  сделала  такими. Многие были в фашистской оккупации, у многих погибли
отцы.  Они  оставались за старших. На них держался тыл. А некоторые ведь были на
фронте!  Фронтовая дружба сплачивает людей. "Сам погибай, а товарища выручай!" -
вот  закон,  который  давно  внедрили  здесь  фронтовики,  А потом: послевоенная
обстановка  в  стране была настолько трудной, что в одиночестве - не выживешь...
Отсюда  вытекает  второй закон, который очень укрепился среди индустриков: "Один
за всех и все за одного". Стоит только кого-либо тронуть из индустриков, как они
все          до         единого         бросаются         на         помощь.
          Дружные.  Очень. Постоять за себя умеют. Этому они
научились  еще  в  ремесленных  училищах.  Злые  языки  говорят  о них: бандиты.
Неправда.  Нам присылают на учебу лучших представителей "трудовых резервов"! Они
просто  держатся  друг за друга. Есть среди них, как говорят, совсем отпетые, но
их  единицы.  И  случись  что,  сами  же  ребята  с  ними по-своему разбираются,
устраивают  нечто  вроде  суда  чести.  Вот  был  недавно  случай, когда с одним
воришкой  разобрались.  У  нас  ведь  замков нет в общежитии, все открыто, никто
ничего  не  прячет.  А  он взял деньги, украл. Теперь он у нас не учится. Мы тут
планы составляем, беседы проводим, а они ночные собрания в общежитии устраивают.
Как порешат, так и будет. Посвящать в "индустрики" первокурсников они умеют. Вот
поработаете,  убедитесь  в  этом. Я не хочу вас стращать, но с индустриками надо
быть  осторожным.  Это  мой  вам  совет.  И  еще  учтите: справедливость, даже в
наказаниях,  они  уважают. Но если вы где-то сделаете ошибку по отношению к ним,
вы   теряете  их  уважение,  авторитет  и  как  следствие  этого  -  работу.
назад      
                         
 в  начало        
                            вперед