Вскоре ремесленное училище стало готовить литейщиков и зарабатывать немалые деньги: изготовляли подковы для лошадей, пожарные помповые насосы, могильные оградки, подъездные арки. До сих пор некоторые изделия александровцев сохранились: особенно много крышек канализационных люков с надписью: "Саратовское городское александровское ремесленное училище".
       К началу XX века стали обучать многим нужным промышленности специальностям: токарное, кузнечное и модельное дело, художественная ковка; учащиеся познавали и такие профессии, как вагранщик, формовщик, щипальщик, медник, монтер, чертежник, плотник… Таких выпускников охотно брали на службу, они пользовались большим спросом у фабрикантов и промышленников.
       Выпускники училища, бывшие на содержании общества, оставались на два года под наблюдением попечительского совета, который устраивал их на работу и следил за их успехами. По окончании этого срока ученик представлял в училище от своего хозяина характеристику. После этого попечительский совет выдавал воспитаннику свидетельство, а с ним и право на льготу от воинской повинности. Ученик становился свободным от попечительства и выходил на самостоятельную дорогу жизни.
       Отступая немного от далекой истории, хочется заметить, что эта традиция глубокого, соответствующего запросам времени овладения профессией, сыграла, может быть, главную роль в будущей славе учебного заведения. Как бы оно ни называлось, каким бы профессиям ни обучало своих воспитанников — выпускники его всегда были нарасхват. И не задерживались в дальнейшем профессиональном росте, часто становились крупными руководителями. Например, именно здесь начал осваивать азы профессионального мастерства будущий академик, главный металлург страны Иван Петрович Бардин.
       Применение "русской системы" в Александровском училище положило конец всем разговорам о нецелесообразности ремесленного обучения.
       6 мая 1880 г. Александровское ремесленное училище посетил попечитель Казанского учебного округа и выразил удовлетворение постановкой производственного обучения ремеслам. Городская дума выражает благодарность попечительскому совету за его заботы об училище. В августе того же года училище получает приглашение экспонировать свои изделия на Саратовской земской сельскохозяйственной выставке и получает первый похвальный лист за представленные на выставке борону, слесарные и столярные изделия.
       В июне 1889 года в Петербурге открылся I съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. К открытию съезда была приурочена выставка изделий технических и ремесленных училищ. Александровцы приняли участие в выставке и представили свои изделия по всем специальностям, за что получили от Императорского технического Общества "удостоверение в том, что точным выполнением предложенной программы училище доставило полную возможность ознакомиться с ходом поставленного в нем обучения и тем оказало возможную услугу делу выяснения современного состояния технического и профессионального образования и услугу съезду".
       Так год от года крепло Александровское ремесленное училище, улучшались мастерские, материально-техническая база, открывались новые отделения.
       Любопытный факт: в 1903 году в мастерских Александровского ремесленного училища был изготовлен первый в Саратове автомобиль по образцу автомобиля Нессельроде.
       В Саратовском областном государственном архиве я обнаружил докладную записку, в которой смотритель училища подробно излагал попечительскому совету необходимость обучать учеников электротехнике.
       Он предложил силами училища обслуживать электростанцию в городском театре и на этой небольшой базе давать ученикам теоретические и практические познания в области электротехники.
       Городская дума постановила: передать городскую электростанцию в полное распоряжение Александровскому ремесленному училищу. Вскоре все электростанции, бывшие тогда в Саратове, стали обслуживаться полностью его выпускниками.
       В 1907 году попечительский совет стал принимать заявки на ремонт и изготовление сельскохозяйственных орудий: плугов, борон, сеялок, конных молотилок и т.д. Встал вопрос об открытии специального отделения по машиностроению и ремонту сельскохозяйственного оборудования. Обратились за помощью в Петербург. Департамент Земледелия счел более удобным открыть при училище не отделение, а курсы с двухлетней подготовкой.
       Практические занятия на курсах велись круглый год: обработка почвы, испытания машин на опытном поле училища, зимой — в мастерских.
       ...Летом 1916 года попечительский совет Александровского ремесленного училища обратился с докладной запиской на имя Министра народного просвещения. Поскольку она отражает положение дел в России в то время по данному ремеслу и вызвана желанием как-то исправить ситуацию в лучшую сторону, приведу записку почти полностью.
       "Попечительский Совет Саратовскаго Городского Александровскаго ремесленнаго училища возбудил вопрос об открытии при училище новаго ремесленнаго отделения, цель котораго составляет обучение работам по механической оптике и точной механике для физико-научных исследований. В программу этого ремесла входят:
       1) производство оптических стекол для очков;
       2) производство оптических стекол для различных инструментов, как то: биноклей, зрительных труб, микроскопов, фотографических, медицинских, научно-физических и артиллерийских приборов;
       3) изготовление и производство оправ для очков и разных оптико-физических инструментов: последние изделия из металла, дерева, кости и кожи и относятся к точной механике.
       Нет надобности подробно пояснять, что промышленность этого рода изделия совершенно отсутствует у нас и Россия получает их из-за границы, и главным образом из Германии. Даже в маленьких государствах, в Швейцарии, Бельгии, Швеции и Норвегии, существует свое отечественное производство и, нужно сказать, на довольно высокой степени развития.
       В Германии имеются прекрасные школы и отличные мастера-инструкторы, которые дают своей частной промышленности искусную рабочую силу.
       При объявлении нам войны наше Артиллерийское Ведомство стало в крайне затруднительное положение в отношении получения хорошего качества биноклей, стереотруб, буссолей, дальномеров и измерителей, этих необходимых инструментов для артиллерии, и вынуждено было срочно, в ограниченных размерах частью организовать это производство на своих заводах (Патронный и Обуховский), а для получения большей части пришлось обратиться с заказами за границу.
       Наши университеты, высшие специальные учебные заведения, клиники, больницы, гимназии, реальные училища, даже городские и земские школы, нуждаясь в оптических и физических приборах, получают их исключительно из-за границы за дорогую цену, через торговцев-посредников, и часто плохаго качества. Более всего в случае порчи или поломки приобретенных аппаратов, для починки и исправления они посылаются обратно за границу, т.к. в России не имеется ни мастерских, ни мастеров, которые могли бы привести их в исправное состояние.
       Особенно обидно за Россию, что в ней полное отсутствие производства очков, которыми она ежегодно снабжается из Германии в огромном количестве, десятках миллионах экземпляров. А между тем производство в настоящее время благодаря механической обработке стекла крайне несложно и обучение этому ремеслу вполне доступно как мальчикам, так и девушкам в ремесленных школах...
       Попечительский Совет Саратовскаго Городскаго Александровскаго ремесленнаго училища выработал для постановки новаго ремесла при участии специалистов прилагаемую при сем программу и смету..."
       В Петроград был послан заведующий оптическим отделом инженер Серебрянников с группой учеников на Обуховский завод учиться изготовлять перископы для подводных лодок. Завод уступил александровцам несколько специальных станков, а Торгово-промышленное общество "А.И. Борковский" по заказу доставило в училище шведский универсальный станок для шлифования шарошек, разверток, метчиков, центров, кулачков и т.д.
       Городская дума выделила в распоряжение училища под мастерские оптического отделения помещение, в котором раньше находился ресторан "Аполло". К концу 1916 года Александровское ремесленное училище уже приступило к практическому изготовлению оптических стекол и приборов. Ученики сами вытачивали шлифовальные чаши, варили смолу для полировки и склеивания стекол, изготавливали футляры и собирали оптические приборы. Вся оптическая продукция Александровского училища шла на нужды русской армии.
       Александровцы приняли активное участие в первой русской революции (1905-1907гг.): бастовали, требовали отменить Закон Божий и карцер, Ремесленное училище дважды закрывали из-за беспорядков. Выпускник Александр Николаевич Заулошнов был среди восставших матросов на известном броненосце "Потемкин" (ныне одна из улиц Саратова носит имя Заулошнова), Петр Павлович Виноградов поднял восстание матросов и минеров в 1906 году в Кронштадте, за что был расстрелян без суда и следствия. Февральская и Октябрьская революции захватили в бурный поток событий и александровцев. Например, выпускник А.Р.У. Златогорский Андрей Николаевич был председателем комитета матросов на известном крейсере "Аврора", штурмовал Зимний Дворец и принимал первые декреты Советской власти на 2-ом съезде Советов.
       ...Октябрьская революция 1917 года многое изменила в привычном укладе жизни всей России. Начались реорганизации, которые коснулись и Александровского ремесленного училища. Было запрещено преподавание Закона Божия. Вместо педсовета создали ученический совет, куда вошли также преподаватели и родители. В состав совета был введён представитель губернского отдела народного образования комиссар Журид. Комиссару были даны полномочия следить за деятельностью совета и, в случае необходимости, вмешиваться в его работу, вплоть до запрещения его деятельности. На это совет отреагировал так: "...присутствие комиссара в училище является совершенно ненужным". Мало того, педагоги училища решили большевикам не кланяться, не разговаривать с ними и руки не подавать.
       Александровское ремесленное училище было преобразовано в Советское ремесленное училище, затем, в мае 1919 года, — в политехнические курсы по подготовке квалифицированных рабочих, в основном сельскохозяйственного направления..
       Летом 1919 года главный учебный корпус был занят броневым отрядом и авторотой Юго-Восточного фронта. В учебных мастерских изготовлялись разного рода инструменты и ремонтировалась боевая техника.

назад                            в начало                             вперед