Русский курьер (Москва), №016
24.4.2006
Космические выдумки.

Воистину, большое видится на расстоянии. При этом неважно - хорошее оно, это большое, или наоборот. Прошло несколько дней с тех пор, как Первый телеканал показал, с моей точки зрения, возмутительную по тону и по содержанию серию телефильмов «Битва за космос». Показ сериала был приурочен к юбилею полета Ю.А. Гагарина, что вызывает дополнительные вопросы. И среди них, может быть, главный: почему авторы фильма, среди которых есть и наши соотечественники, с таким пренебрежением относятся к российским и советским первопроходцам в ракетно-космической отрасли? К их великим свершениям? Не хочется думать, что это злой умысел, но многие считают, что это именно так.

Хотелось бы верить, что за этим стоит просто безграмотность авторов, включая и консультанта, человека, неизвестного в космических кругах.

Начнем с того, что сам сериал имеет мало общего с историческими реалиями, за исключением совпадения дат тех или иных событий. Великая драматическая история покорения космического пространства предельно упрощена и по сути сведена к конкуренции или, по мнению авторов, «битве» двух главных конструкторов: Сергея Павловича Королева и Вернера фон Брауна. При этом Королев и его ближайшие соратники показаны в каком-то полукарикатурном свете, в то время как штандартенфюрер СС фон Браун предстает на экране элегантным денди, окруженным свитой талантливых помощников. О его прямой ответственности за гибель тысяч англичан от варварских бомбардировок ракетами «Фау-2» упоминается лишь вскользь.

Фильм ходульный, местами опереточный, сделан наспех. С.П. Королев, наш виднейший стратег в ракетно-космической технике, человек удивительной воли и характера, в исполнении зарубежного актера предстает перед нами в абсолютно ложном свете. У него все получается «случайно», в отличие от американцев, где работа делается «системно и продуманно».

Техническая сторона фильма не выдерживает никакой критики. Вместо одних ракет-носителей показаны другие, предметы и люди перемещаются в пространстве и времени подобно сказочным героям, меняя при этом облик и характер. Но за каждой так называемой «ошибкой» кроется вполне объяснимый умысел. Говорят, положим, о неудачном пуске беспилотного корабля в СССР, а показывают леденящие душу кадры гибели американского шаттла «Колумбия». Выдающийся конструктор, яркий сильный человек, Алексей Михайлович Исаев предстает на экране сморщенным лысым старичком, несущим, простите за выражение, несусветную чушь о принципах возвращения из космоса корабля «Восток». А другие соратники Королева? Его бессменный заместитель и преемник академик Василий Павлович Мишин, автор многочисленных научных трудов и не имеющих аналогов конструкторских решений, выглядит темной личностью, обладающей всеми смертными грехами.

А космонавты? Да в какую же голову пришла мысль показать этих славных парней неграмотными школярами, не имеющими представления не только о современной технике, но даже об элементарной культуре? Юрия Алексеевича заставляют задавать неумные вопросы и петь на старте приблатненную песню.

Кстати, осведомленность авторов о жизни СССР не поражает, а умиляет. По их версии, несуществующий член несуществующего в ту пору Политбюро поставил в апреле 1961-го жирный крест на личном деле Г.С. Титова, запретив ему лететь в космос по причине... буржуазного происхождения!

Ну а что касается руководства Первого канала, думаю, в погоне за пресловутым рейтингом - читай, доходами от рекламы - они преступили рамки дозволенного.

Фактически мы имеем телефальшивку.

Олег Алифанов, член-корреспондент РАН, вице-президент Российской академии космонавтики, декан аэрокосмического факультета МАИ