вернёмся к началу?
ГЛАВА VII.
„Фантазия - не всегда заблуждение; не -
редко она истина, но лишь недоказуемая,
или, по крайней мере, еще недоказанная"
(М. Нордман. "Путешествие вокруг все -
ленной").

Радио - корабли.

Идея сообщения движения межпланетному кораблю при помощи энергии, посылаемой с Земли при помощи радио, также увлекала некоторых романистов и казалась им правдоподобной. Первым, повидимому, высказал ее Н. Рынин в своей фантазии «В воздушном океане», и затем в своих романах повторили А. Толстой и Р. Ярославский.

Межпланетный радио - корабль Ямато.

В книжке «В воздушном океане» (фантазия Н. А. Рынина), изданной в Москве в 1924 г., описан проект японского инженера Ямато, который, будто бы, предложил организовать полет на Луну.

В основу полета корабля положена идея, что тела, заряженные одноименным электричеством или магнетизмом, отталкиваются, а разноименным притягиваются.


Рис. 69. Радио - корабль Ямато.

Далее, Ямато полагает, что Земля представляет из себя громадный магнит, окруженный зонами магнитной напряженности, распространяющейся на громадную высоту. Корабль Ямато должен, по желанию его пилота заряжаться положительным или отрицательным электричеством или магнетизмом и, в зависимости от этого, причаливаться или отталкиваться Землей. Приборы, в роде электрических генераторов, находятся в корабле. Сила же, приводящая их в движение, должна доставляться извне, или в виде лучей космической энергии (лучи Милликэна), или посылаться с Земли. Для этого шесть мощных земных радиостанций, расположенных в Токио, Мельбурне, Лондоне, Капштадте, Денвере и Сант - Яго, посылают радиоволны к летящему аппарату и, по согласованию с пилотом, притягивают или отталкивают аппарат относительно Земли и Луны (рис. 69).

Ямато подробно разработал условия сидеро - (звездной) навигации.. Например, путем вращения плоскости индукции генераторов в корабле, он предполагает ориентироваться в пространстве, так как, по его мнению, зоны разных магнитных напряжений вокруг Земли долго сохраняют свое положение. Зная же угол наклона плоскости индукции к данной зоне, можно определить и положение корабля относительно Земли. Далее, Ямато указывает условия пребывания пассажиров в безвоздушном пространстве, вычисляет продолжительность полета и предлагает даже способы разработки лунной территории для добычи запасов радия, которым, по его мнению, богата Луна, и стоимость которого может окупить все расходы на экспедицию.

Подробностей проекта еще не опубликовано, и решение вопроса полета по этому принципу связано с вопросом вообще о передаче энергии без проводов.

Воздушный корабль марсиан (Геликоптер, снабжаемый энергией по радио).

(По А. Толстому).

Писатель А. Толстой в своем романе «Аэлита» дает следующее описание воздушного корабля жителей Марса.

«Летучий корабль был похож на трехмачтовую карфагенскую галеру. Три пары острых, гибких крыльев простирались с боков его. На крайних его коротких мачтах мощно ревели вертикальные винты, не давая ему опуститься, когда он повис над местностью. С бортов откинулись лесенки, и корабль сел на них. Винты остановились. Во время полета машины работали бесшумно. Не видно было и самих машин. Лишь на оси каждого вертикального винта крутилась круглая коробка, подобная кожуху динамо, да на верхушках передней и задней мачт потрескивали; две эллиптические корзины из серебристой проволоки».

Межпланетный радиевый корабль А. Ярославского.

В 1926 г. вышел в свет роман - утопия Александра Ярославского «Аргонавты вселенной» (Москва - Ленинград, изд. «Биокосмисты» типография в Пензе). В этом романе автор описывает путешествие с Земли на Луну и обратно трех лиц - двух мужчин и одной женщины на реактивном корабле, движущемся силою отдачи при разложении радия.

Вот как описывает автор главнейшую часть аппарата - источник энергии. «В маленькой металлической коробке, похожей на большой портсигар, очень тяжелой, сосредоточена страшная, неизмеримая сила: стоит нажать рычажок, и из коробки вытечет один атом освобожденного радия, которого будет более чем достаточно, чтобы взорвать большой город».

Герой романа Горянский научился разлагать радий на составные части и при распадении частиц получил необходимую ему силу взрыва.

Корабль, названный «Победителем» (рис. 70) был тупой с носа (в) и удлиненный к корме (с), где виднелся выход реактивной трубы и руль, В общем, он походил на форму падающей капли. Окна его (а) были сделаны из двух кусков цельного хрусталя.

Для спуска на Луну или на Землю имелся второй реактивный двигатель, дававший контр - взрывы в передней части ракеты.

Для связи во время полета с Землей имели радио - телеграф и радиотелефон.


Рис. 70. Межпланетный радио - корабль А. Ярославского.

Для этой цели на одном из островов группы Самоа в Тихом океане, где строился и происходили отлет и спуск «Победителя», было выстроено девять радиобашен, из которых одна, центральная, была высотою 750 м, т. е. в 2½ раза выше Эйфелевой башни. Кроме такой связи можно было, при помощи этих башен, посылать кораблю запасы энергии, хотя это будет невыгодно, так как больше половины передаваемой энергии рассеется в мировом пространстве. Путешественники в своем корабле достигают Луны, находят там пещеры с воздухом, и, кроме того, там их особое существо высшего порядка снабжает их запасом радия (100 г) необходимым для обратного полета на Землю.

Радиоспектральный межпланетный корабль Михаэлиса.

Одним из наиболее красивых романов, посвященных межпланетным путешествиям, является произведение датского писателя Соруса Михаэлиса «Небесный корабль», вышедшее в свет в Дании в 1921 г. и переведенное на русский язык в 1927 г. Роман увлекает читателя не только своею фабулой, но стилистической изысканностью, яркой красочностью, граничащей с цветистостью, богатством фантазии и солнечной радостью жизни, соединенной с культом красоты. Фабула романа. Итальянец Эрколэ Сабенэ во время мировой войны застигнут в окопах струёй удушливого газа, который, в виде облачного удава, охватил его, и падает без чувств. Когда он очнулся, он видит себя внутри межпланетного «Космополиса». Капитан корабля, пролетая над окопами в тот момент, когда Эрколэ упал, захватил его якорем и поднял в корабль, в котором уже помещалось 12 человек - разных воюющих национальностей - дезертиров и противников войны.

Во главе их стоял итальянец Аванти. «Космополис» летит на Марс. По пути он попадает в дождь метеоритов, но благополучно проходит через него. Спуск на Марс происходит без затруднений. На новой планете они находят высоко - развитых людей, по внешнему виду похожих на земных. Царит культ растения. Пища - исключительно растительная. Животные - птицы питаются лишь растениями.. Эрколэ описывает свое пребывание на Марсе в течение целого лета. Жители Марса, прожившие определенный срок и приближающиеся к смерти, садятся в ладью и уносятся стремительным водным потоком в неизвестную страну, откуда не возвращаются. Эрколэ решает исследовать этот поток. Садится в ладью и несется в потоке среди скал. Кружение в водоворотах погружает его в какую - то дремоту... Но вот отвесные скалы по бокам расступились. Не увлекет ли его течением в водопад?

Верно близко море! Через минуту - другую поток вынесет его в безбрежный никогда не виданный им океан...

Он бессильно корчился на своем хрустящем лиственном ложе, пока, наконец, ему не удалось опереться головой на корму лодки и взлянуть вдаль. Предчувствие его не обмануло: поток несся вперед, образуя прозрачный стеклянный наклон. Шум близкого водопада уже гудел в его ушах. А вот и самый водопад... Там, где дрожит в воздухе гигантский столб водяной пыли...

Внезапно канал снова съузился, превратился в канаву, в ров. И Эрколэ узнал облако, ползущее ему навстречу, удава, свивающегося в кольца... Пухнущего, заполняющего весь канал... Молочный туман застлал глаза Эрколэ, и он глотнул смерть, как абсент из бездонного кубка.

Утром Эрколэ Сабенэ подобрали в окопе. Стекла очков его маски были разбиты. Ядовитый газ разрушил его легкие. Но он лежал и грустно улыбался, словно ему приснился чудесный и скорбный сон.



Устройство корабля. Межпланетный корабль «Космополис» имел вид шара с целым рядом сфероидальных хрустальных окон, которые могли снаружи закрываться выдвижными стальными щитами. Внутренность шара была заполнена каютами, проходами, залами и обсерваториями, при чем многочисленные помещения сходились лучами в центре и могли вращаться во все стороны вокруг этого центра. Для наблюдения Солнца в корабле имелась особая обсервационная камера, вращавшаяся соответственно движению Марса по своей орбите. Для пребывания в ней необходимо было надевать особые очки, маски и красные сетчатые фуфайки, во избежание ожогов. Здесь, под влиянием лучей Солнца, работали машины, очищавшие испорченный воздух и превращавшие человеческие выделения вновь в продукты питания. Земля наблюдалась при помощи телескопа из особой земной камеры. Наконец, к цели полета - Марсу - была постоянно обращена еще одна камера, в которой находился громадный телескоп, направленный на Марс. Для удобства наблюдения за окружающим пространством, снаружи корабля были установлены перископы.

При ходьбе внутри корабля ноги несколько присасывало к полу.

Принцип полета. Вот как объясняет один из пассажиров корабля, австриец Крафт, принцип полета своему спутнику Эрколэ.

«Всякое небесное тело обладает своим спектром. Спектральный анализ - это, так сказать, особый способ сигнализации каждого отдельного небесного тела. Мы с помощью радия получаем совершенно особый вид звездных спектров, более сильных и ярких, чем прежде; они точнейшим образом осведомляют нас об элементах каждого тела, о его весе, величине, плотности и космической силе. Вот, такой радиоспектр Марса и является для нас одновременно двигательным и управляющим аппаратом. Он действует подобно присасывающему диску, излучающему ток по направлению к планете, к которой мы стремимся. Посредством усиления этого тока мы преодолеем силу земного притяжения... Чтобы оторваться от Земли, нужно только обладать скоростью 11½ км в секунду. А мы можем с помощью тока, образовавшегося между Марсом и его радиоспектром - тут, под нашими ногами - добиться гораздо большей скорости. Мы беспрерывно и беспрепятственно падаем сквозь эфир в мировое пространство, словно влекомые невидимою нитью через всю вселенную. С нашим радиоспектром и его током мы можем опуститься только на ту планету, к которой обращены наши ноги. Этот же радиоспектр управляет положением телескопа, который все время остается направленным на Марс».

- Могу ли я увидеть этот направляющий и движущий радиоспектр? спросил Эрколэ. .

- Да. Ложитесь плашмя вот здесь, где идет поперечная черта - пояс!

- Разве это и есть спектр Марса? - спросил Эрколэ Сабенэ, растягиваясь во всю длину на полу.

- Погодите! Не испугайтесь, когда я погашу всякий свет. И наденьте сначала вот это.

- Черные очки? Но я ничего не увижу в них!

- Наденьте их и закройте глаза, пока я не скажу: „глядите".

Стало темно, как в могиле. Эрколэ Сабенэ закрыл глаза и, весь дрожа от напряженного ожидания, даже прижал к очкам обе ладони.

- Глядите! - раздался голос Крафта.

Эрколэ Сабенэ глянул.

Словно кто сдвинул крышку с иллюминованного извнутри часового стекла. Эрколэ лежал как бы на краю светящейся бездны и глядел вниз, в волшебное сияние полос спектра. Он как бы парил над сияющим провалом во мраке. Огненные цветные полосы чередовались, переходя из одного оттенка в другой, образуя трепещущую, знойную скалу; радужный мост из пламенеющего пурпура, текучей серной желтизны, расплавленной лазури, режущий глаз ярь - зелени, радугу из радуг, ослепительное великолепие, безумие красок!..

Полоса за полосою по очереди ранили и язвили его глаза. Никогда еще сетчатка не отражала подобного фантастического, безумного бреда в красках!..

На этот раз Эрколэ Сабенэ онемел. Он ушел в зрение, превратился в пару болезненно расширенных глаз, жадно впитывавших в себя сквозь темные очки эти световые и красочные видения, которых не вынес бы его незащищенный глаз, но которые наполняли расплавленным солнцем все темные уголки его существа.

И вдруг он ослеп. Радужный мост под ним исчез. Он поплыл, лежа на вершине скалы, над бездной вселенной, уткнувшись головой в холодный непроницаемый пол. Вход в волшебную пещеру вечности захлопнулся!

Взлет с 3емли. Подробностей взлета с Земли автор не описывает. Повидимому, он происходил, как и полет, под влиянием притяжения радиоспектра Марса. Когда «Космополис» отделился от Земли и шел от нее в нескольких стах футах, команда его увидела при свете прожектора находившегося без сознания в окопах Эрколэ. Якорь, волочившийся по земле, случайно зацепился за его разбитую противогазовую маску. Он повис на крючке и был поднят на корабль.

Полет корабля в пространство представлял из себя падение на Марс под влиянием притяжения радиоспектра. В пути он подвергся бомбардировке дождя метеоритов, от которых его предохранили сдвижные стальные щиты, закрывшие все окна.

Спуск на Марс происходил следующим образом. Для смягчения силы падения и во избежание воспламенения «Космополиса» при стремительном прохождении через атмосферу Марса, Аванти распорядился постепенно ослаблять напряжение тока марсового радиоспектра. Для снижения «небесного корабля» им было достаточно обычной силы притяжения Марса. Но собственная тяжесть «Космополиса» могла сыграть роковую роль при спуске, если он произойдет слишком круто, по отвесной линии; надо было попытаться соскользнуть как бы по наклонной плоскости, по образцу аэропланов.

Перископы дали Аванти возможность усмотреть двух спутников Марса. Они были невелики и светились слабо. Добыв с помощью радиоспектроскопов их спектры и включив их токи, Аванти надеялся использовать силу притяжения этих двух спутников, заставить их сыграть роль двух балансирующих крыльев аэроплана.

Убавив таким образом скорость, «Космополис» продолжал приближаться к Марсу.

Закрыв спектр Марса и паря на спектрах обеих лун, как на планирующих крыльях, «Космополис» скользил уже в разреженном воздухе. Пока было большим успокоением, что корабль с легкостью мыльного пузыря летел наискось вниз в тихо дремлющей атмосфере. В это время Аванти и Крафт вылетели из шара в скафандрах, чтобы испытать, годен ли воздух Марса для дыхания, и с радостью обнаружили полную его пригодность.

Наконец, когда направляющие луны скрывались за горизонтом, они вошли в шар, закрыли двери и убрали перископы.

В ту минуту, когда исчез последний луч Луны, «Космополис» сел. Судорожно содрогнулся и глухо заскрежетал корпус корабля. Задрежезжали все его стальные и стеклянные части, затрещали все швы. Однако, все обошлось благополучно. Ядро «остановилось».

Дискообразный корабль (авиастелла) жителей далекой туманности.

А. Волков в своем фантастическом рассказе «Чужие» («Мир Приключений», 1928 г., № 2) описывает, как с далекой туманности на Землю залетели ее жители и затем улетели обратно.

Родиной их была спиральная туманность, в которой имелось звездное скопление, среди которого находилась двойная звезда, состоящая из двух - синей и оранжевой. Около этих звезд - солнц вращались две планеты, одна - меньшая, вокруг оранжевого, другая - большая, - вокруг голубого. Меньшая была почти вся покрыта джунглями высокой травы, растущей прямо из воды. Другая же служила родиной прилетевших на Землю жителей.

Совершая свой полет в мировом пространстве, эти жители, «чужие», как их называет автор, потерпели аварию, спустились на Землю и вызвали из мирового пространства помощь с другого корабля. Вот как описывает автор появление и устройство этого корабля.

Из мрака выступил громадный, медленно и беззвучно вращавшийся наподобие граммофонной пластинки диск, размером с арену большого цирка.

В центре диска чернело отверстие круглого люка в широкой выпуклой оправе белого полированного металла. Неподвижность рамы указывала на вращение только наружной оболочки корабля.

Из люка, на двух тонких стержнях - трубках, опустилась клеточка лифта, на котором с Земли поднялся в корабль один из «чужих». Вслед за тем в люке показался и медленно стал вылезать большой клубок перепутанных металлических суставов; вылез, вяло разжался в огромную кисть руки, за кистью показался локоть. Внезапно ожив, рука поднялась, своими металлическими пальцами захватила приготовленный на Земле тюк (рис. 71) и унесла в корабль.

Один из двух жителей Земли, случайно видевших эту сцену, решает с согласия «чужих» лететь с ними, обещая своему остающемуся на Земле товарищу вернуться через 10 - 20 лет.

Далее корабль «Авиастелла» притянул к себе, как магнит, другой, потерпевший аварию. Починив его, «чужие» отправляются в мировое пространство.

Неощутимо для глаз начала подниматься серая громада гигантского жернова. Быстрее и быстрее вращался громадный диск. Скоро корабль на высоте превратился в точку и пропал...

Автор не указывает принципа устройства и способа полета корабля, и мы поэтому присоединили его случайно к группе радио - кораблей.



Радиотелемеханика.

Радиотелемеханикой называется наука об управлении механизмами на расстоянии при помощи радио. В настоящее время в технике намечаются следующие три пути развития радиотелемеханики.


Рис . 71. Авиастелла Волкова.

1. Беспроволочная телеграфия и телефония, которые осуществляются путем улавливания приемными радиостанциями ничтожной доли всей электро - магнитной энергии, излучаемой передатчиком. Постепенно радио - техника находит пути, чтобы передать механическую энергию на расстоянии. В 1925 году Маркони, направляя радио - волны по одному направлению, мог вести разговор по радиотелефону из Англии в Австралию, на расстоянии 20 000 км, при чем употребил на это, вместо обычно применяемой мощности в 450 HP, только 25 HP.

2. Передача электрической энергии в значительном количестве, которое было бы достаточно для приведения в действие машин, станков, освещения и т. п. Этот вопрос пока еще далек от своего практического разрешения.

3. Передача электрической энергии в сравнительно небольшом количестве, необходимом лишь для управления работой каких - либо механизмов, источник энергии которых находится при них же.

Идея применения радио для передачи механической работы зародилась уже давно.

В 1897 году Эр. Вильсон и Ш. Эванс взяли в Англии патент на телемеханическое приспособление, применимое к самолетам, пушкам и т. п.

Несколько позже профессор Гергезелль в Германии применил радио для управления на высоте баллонами - зондами.

Далее, Эдиссон производил опыты по управлению на расстоянии моделями самолетов.

В 1903 году испанский инж. Торрес Квеведо осуществляет управление по радио лодкой без рулевого.

В 1909 году в Америке инж. М. Антони произвел удачный опыт управления по радио автоматическим самолетом при полете в воздухе. Затем подобных же результатов достигли в 1910 году Д. Хаммонд и в 1912 г. Робертс.

В 1914 году в Германии инженером Сименсом производились попытки управления по радио воздушной торпедой и инж. Фоккером - автоматическим самолетом.

В 1917 году немцы по радио, управляемому с самолета, направили судно без экипажа в гавань Ньюпорт, занятую союзниками, и произвели взрыв его. В том же году они по радио управляли и моторными лодками.

В 1918 году французы производят удачный опыт самостоятельного полета самолета, обладающего автоматической устойчивостью и управляемого по радио. Длина полета была около 100 км по сложной линии, а время полета 51 минута.

В 1921 году достигается уже управление одним самолетом по радио с другого.

Сравнительно недавно достигаются удачные опыты управления с самолета подводной торпедой, а также броненосцами и автомобилями.

На рис. 72 изображена общая схема радио - механической передачи.


Рис. 72. Общая схема радио - телемеханической передачи.

На земле (или на самолете, автомобиле, судне) устроена передаточная станция. На самолете (или судне) имеется антенна, воспринимающая радио - волны и передающая их приемному аппарату, управляющему механизмами.

Приемный аппарат состоит из детектора, усилителя и трех приборов: отбирателя, распределителя и коммутатора, назначение которых воспринимать лишь определенные волны и преобразовывать их для совершения заданного действия.

Перемещение же рулей, рукояток и разных механизмов судов производится особыми бензиновыми, электрическими или пневматическими механизмами.

Новейшие опыты и установки радиопрожекторных станций Маркони с короткими волнами, для связи Англии и ее доминионами, открывают новые горизонты в деле применения радио - волн для телемеханики, применяя принцип их концентрации и направления по определенному направлению помощью прожекторов специального устройства1.
1Подробности см. статью П. Куксенко „Первая радиопрожекторная станция Маркони" в жури. „Война и техника", 1927 г., № 1.

Антигравитационный злектро - корабль Гоффмана

Оскар Гоффман в своей повести «Путешествия Мак - Мильфорда в мировом пространстве» описывает космический корабль, в котором его герои совершали полеты с Земли на Луну и на планету Лилипут.

Корабль имел сигарообразную форму. Спереди у него находился прожектор, а сзади параболический рефлектор, испускавший магнитные волны высокого напряжения. При помощи этого тока парализовалась сила земного тяготения (по мнению автора, - тоже магнитной природы), и корабль, под влиянием притяжения Луны, несся к ней со скоростью до 5000 км в час.

Электро - корабль Мадера

Ф. Мадер в своей повести «Чудесные миры» описывает электрокорабль, в котором его герои путешествовали по планетам. Корабль имел шарообразную форму и был построен из флингляса. В нем имелось 6 окон. Диаметр шара был 45 м. Внутри было устроено много помещений для людей, провизии и снаряжения.

Двигался он при помощи магнитного тока, уничтожавшего силу земного и вообще планетного притяжения, которое, по мнению автора, также магнитного происхождения. Возбуждая в корабле положительные или отрицательные магнитные токи, можно притягиваться и отталкиваться от планет.

Передача материальных тел по радио

Идеи оккультистов о переносе тел на расстояние без помощи видимых приспособлений, изложенные, например, в романах В. Крыжановской «Гнев Божий» и др. нашли себе отражение и в современных романах. Приводим описание подобной же идеи по фантастическому рассказу А. Горша «Экспресс - молния» («Мир Приключений» 1928г., № 4).

В начале этого рассказа говорится о попытках ученых добиться возможности так уменьшать рост человека, чтобы последний мог наблюдать строение атомов. При этом облегчились бы условия перевозки людей, которых всех можно было бы поместить в стакан. Однако, здесь препятствием служит громадная техническая обстановка, которая займет большую площадь, и упомянутого микрочеловека пришлось бы перевозить со всей этой обстановкой.

Иной способ передвижения человека предложил и осуществил герой рассказа профессор Бобруйский; он устроил в Сухуме мощную тысячекиловатную станцию и открыл способ передачи по радио предмета, применяя новые «Р» лучи, радио волны и особо направленные антенны.

Boт как описывает автор сделанный профессором опыт пересылки по радио собаки, себя самого и присутствовавшего при опыте корреспондента.


Рис. 73. Передача тел по радио.

«На стенах комнаты висели распределительные щиты; на столах были расположены многочисленные радио - приборы (рис. 73).

Посредине находился стеклянный шкаф в рост высокого человека. Внутри шкафа только и были явственно заметны по бокам две никкелированные ручки, так поставленные, что за них легко можно было схватиться руками, и на дне две подставки в форме ступней, очевидно, для ног. Невдалеке стоял ящик, раза в два меньше шкафа, также стеклянный, но с металлическим дном.

Профессор повернул несколько рукоятку, включил два рубильника. Вся комната озарилась ровным зеленым светом. Послышалось слабое гудение. Как - будто гудел пчельник. Через несколько секунд в воздухе почувствовалось присутствие какого - то вещества. Сначала профессор посадил собаку в стеклянный ящик, прикрепил к нему провода и захлопнул рукоятки. Внутренность ящика озарилась слабым зеленым светом. Послышалось более резкое гудение. Одно мгновение - и собаки не стало.

- Поздравляем! - раздалось в громкоговорителе из Москвы вместе с лаем собаки. - Получили живым и невредимым, ждем!

Подобным же образом из Сухума в Москву перенесся профессор, а за ним и корреспондент.

Пересылка атомов на планеты

Оскар Гоффман в своей повести «Путешествия Мак Мильфорда в мировом пространстве» описывает изобретение своего героя, при помощи которого он мог пересылать тела в мировом пространстве со скоростью света.

При помощи переменного тока высокого напряжения, тела разлагались на атомы и неслись на известную планету. Там они группировались опять в прежние тела, органические или неорганические, живые или мертвые. Таким образом Мильфорд переправил на Луну своего помощника и слугу.


далее
к началу
назад