ГЛАВА III.
МЕЖПЛАНЕТНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ В ФАНТАЗИЯХ
РОМАНИСТОВ.

«И жадно со дна атмосферы»

«Во мраке планетных ночей»

«Направятся в горние сферы»

«Опять миллионы очей»...

Н. Морозов: «Звездные песни».

«Живые мысли — эти тени, созданные мозгом и оживленные его лучистой энергией».

В. Крыжановская: «В Царстве зла».


Идея посылки сигналов с Земли на другие планеты, главным образом, на Марс, давно уже занимала людей; кроме того она также возникала и в применении установления связи с межпланетными кораблями, отправляемыми с Земли.

Было предложено несколько способов установления таковой связи.

1. Оптическая связь при помощи телескопов большой мощности.

2. Связь при помощи лучей света дневных, при использовании отражаемых солнечных лучей, и ночных — при помощи применения сильного электрического света.

3. Радиосигнализация.

4. Телефонная связь.

Заметим, что способы сигнализации при помощи света и радио отличаются по природе волн в том, что при радио колебания изменяются от 103 до 107 в секунду, а при оптической передаче — от 400 до 800 биллионов в секунду.

Описанию этих способов, предложенных романистами, и посвящена эта глава.

1. Оптическая связь при помощи телескопа.

Телескоп Д. Фабриция.

Еще в XVII столетии некто Давид Фабриций уверял, что ему собственными глазами удалось видеть селенитов (жителей Луны). Жюль Верн, который упоминает об этом (Ж. Верн. «От Земли до Луны». Стр. 14-15), не указывает, каким способом пользовался Фабриций, чтобы увидеть селенитов.

Лупа Розенкрейцера.

В 1750 году в Париже появилось сочинение неизвестного автора «Описание Меркурия». В этой книге автор говорит, что однажды, гуляя за городом, он увидел неизвестного человека, подошедшего к нему. Он оказался розенкрейцером высшей степени и предложил автору посмотреть в небольшую «философскую» лупу. К своему удивлению автор увидел при помощи этой лупы планету Меркурий во всей ее подробности. Впечатления свои о виденном автор и излагает в книге.

Телескоп Джона Гершеля.

Около 1835 года в небольшой брошюре, заимствованной из «New-York American» рассказывается, что известный ученый и астроном сэр Джон Гершель, отправленный на мыс Доброй Надежды для астрономических исследований, при помощи усовершенствованного им телескопа диаметром в 24 фута (pieds) с внутренним освещением, приблизил Луну на расстоянии восьмидесяти ярдов или 73 метров (1 ярд=0,96 метр.). На таком незначительном расстоянии он совершенно ясно увидел на Луне пещеры, в которых были гиппопотамы, зеленые горы, орнаментированные золотыми кружевами, овец с рогами из слоновой кости, белых коз и жителей с перепончатыми крыльями, как у летучих мышей. Эта брошюра была написана американцем Локком и имела громадный успех. Но потом узнали, что это только научная фантазия.

Телескоп Барбикена.

Жюль Верн в своем романе «От Земли до Луны» описывает полет трех путешественников в ядре, брошенном к Луне силою выстрела пушки. Для наблюдения за ядром был построен на скалистых горах в Америке на вершине Лонгспика (штат Миссури), громадный телескоп-рефлектор. Длина его равнялась 85,34 метра, а диаметр — 4,87 метра. При помощи его можно было увидеть на Луне ядро, диаметром около 3 метров, так как этот телескоп увеличивал в 48.000 раз и приближал Луну на расстояние 8 километров. Если бы внутри ядра поместить бенгальский огонь, который вспыхнул бы при падении ядра на Луну, то эту вспышку также можно было бы наблюдать в телескоп.

Телескоп Арельского.

Г. Арельский в своем сочинении «Повести о Марсе» описывает телескоп, при помощи которого можно рассматривать не только города на Марсе, но и самих марсиан.

При помощи особой комбинации линз он заменяет громадные современные рефлекторы почти микроскопическими, но дающими такое же увеличение. Затем, применяя старый принцип, он увеличил фокусное расстояние сконструированного им рефрактора и достиг таким образом невероятных увеличении.

Для точности наблюдений потребовалась абсолютная неподвижность рефрактора. Поэтому обычный корпус трубы был совершенно устранен и заменен цилиндрическим громадным туннелем в скале под уклоном оси мира. К отверстию его были приделаны системы объективов и окуляров. Перед главным объективом помещался вращающийся призматический аппарат-приемник световых лучей.

При помощи этого приемника, при неподвижности рефрактора, можно получить в объективе трубы любой наблюдаемый предмет.

Телескоп В. Крыжановской.

В. Крыжановская в романе «На соседней планете» дает описание телескопа, при помощи которого с Марса можно различать на Земле такие подробности, как Эйфелева башня.

Объективы телескопа изготовлены из кислорода. Кислород магнетичен и в жидком состоянии притягивается так же, как, например, железные опилки. Была выстроена труба, которая намагничивалась посредством тонкой проволоки, обматывающей ее конец. Частицы газа, как известно, взаимно отталкиваются, а молекулы находящегося в трубе кислорода, сверх того, притягиваются этим магнетическим кольцом так, что посредине плотность газа меньше, чем по краям, таким образом и был получен совершенный объектив.

Превосходство это обусловливается двумя причинами: во-первых частицы кислорода в этих условиях распределяются по строго математическому закону, а во-вторых, величина подобных чечевиц из кислорода, в отличие чечевиц из стекла, не ограничена размерами и может достигать хоть 15 метров в диаметре.

Телескоп А. Богданова.

Длина его около 2-х метров. Объектив — алмазный. Увеличение в 600 раз. Фотографически увеличение достигается до 60.000 раз. С расстояния 2000 километров от Земли на фотографии, сделанной при помощи этого телескопа, видны люди.

Телескоп Уминского.

Владислав Уминский в своей повести «Неведомый мир» описывает телескоп, построенный фирмою Кларка в Бостоне в 1890 году во заказу миллионера Брэйтона и астронома Бартинга. Цель постройки телескопа заключалась в том, чтобы наблюдать за Марсом и видеть сигналы, которые марсиане, если они существуют, могли бы послать на Землю в ответ на тот сигнал, который в виде креста, состоящего из 9 светящихся пятен, силою света каждое в 40 милл. свечей, был послан Брэйтоном и Гартингом с Земли 12 октября 1892 года. Телескоп был выстроен и установлен на горе Сиерра-Мадре близ Тихого океана на высоте 2500 метров. Диаметр его объектива был 2 метра, а длина — 30 метров.

Наблюдатели в 1894 г. заметили в этот телескоп какое-то большое пятно на Марсе, но было ли оно ответом на их сигнал, этого решить никто не мог.

Телескоп Эсторна.

Английский писатель Д. Д. Эсторн, в своем романе будущего «Путешествие в другие миры» дает следующее описание телескопов будущего:

«Зеркала в них стеклянные, выпуклые, шлифованные, диаметром 20 метров, при чем при наблюдениях играет важную роль электричество, как подспорье свету».

Телескоп К. Циолковского.

При отсутствии силы тяготения молекулярные силы тел проявляются с особенной ясностью в жидкостях, и последние, под влиянием твердых тел могут принять чрезвычайно интересные и бесконечно разнообразные формы, например, из воды или масла можно получить формы двояковыпуклого и двояковогнутого стекла, которые могут заменить чечевицы оптических инструментов. Можно даже составить из проволочного каркаса и жидкостей сложные телескопы и микроскопы.

Телескоп Чарльза Уин.

Английский беллетрист Чарльз Уин в романе «Безграничное видение» (1924 г.) описывает новый телескоп, при помощи которого можно видеть людей на Марсе. Обсерватория, где помещался этот телескоп, находилась на вершине Андских гор Южной Америки.

Установка заключалась в следующем: посреди комнаты стоял массивный ртутный рефлектор, укрепленный на тяжелой экваториальной установке, вращаясь с равномерностью и точностью хронометра. Ртуть его была тверда, как сталь. Над этой комнатой, под самой вершиной огромного купола обсерватории, помещалась другая комната. С одной стороны ее помещались катодные лампы, а с другой — громадная доска с массою ручек, реостатов и выключателей. Посреди комнаты, над полом, поднимался блестящий серебряный экран размером в 6 квадратных футов. Глядя на него вниз, можно было увидеть отражение странного аппарата. направленного на него прямо с потолка. Над самой верхушкой купола был установлен аппарат, очень похожий на громадную рентгеновскую трубку. Для рассматривания светила сначала направляют на него нижний рефлектор. Последний отражает лучи в фокус над особой трубкой, находящейся у потолка верхней комнаты. Эта трубка и составляет главную часть телескопа. В ней находится состав неизвестного ранее элемента, названного люцием, который обладает теми же свойствами, что и селен, только он в миллион раз более светочувствителен. В абсолютной темноте он совершенно не пропускает электричества, но лишь только попадет на него тончайший луч, хотя бы этот луч прошел через всю вселенную, как элемент немедленно получает проводимость, пропорциональную силе луча. Луч, идущий от упомянутого ранее рефлектора, попадая в фокус этой трубки, превращается в ней в электрические колебания, который усиливаются в напряжении и затем, обратившись снова в световые, дают изображение на экране. Кроме того при рассматривании какого-нибудь светила, на него направлялся особый «рассеивающий луч», делящий волны высоких спектров, которые удаляют с пути посторонние вещества. Протяжение этого луча в атмосфере равно около 1000 километрам, и потому, поскольку телескоп направлен по его пути, постольку ему не могут повредить, то есть затмить светило, атмосферные метеоры.

Телескоп с объективом в 150 метров.

Инженер Г. Д. Никольский в своем романе «Через тысячу лет» описывает, как люди в XXX веке устроили летающую вокруг Земли в виде ее спутника искусственную планету-корабль, внутри которой находился телескоп с объективом, диаметром 150 метров. При наблюдении при помощи этого телескопа, он сохранял свое направление на светило автоматически, для чего вращалась соответственным образом сама планета.

Оптическая связь земли с Марсом по Уэльсу.

Английский писатель Герберт Уэльс в своем рассказе «Хрустальное яйцо» описывает следующий способ оптической связи Земли с Марсом.

У одного антиквара в Лондоне случайно оказался кусок хрусталя, обделанный в форме яйца и прекрасно отполированный. Владелец лавки, Кэйв, заметил, что это яйцо обладает странными свойствами. Тонкий луч света, попадая на яйцо, казалось, наполнял всю его внутренность и притом так, что это не согласовалось с его понятиями о физике. Свет этот не был постоянным, но переходил по всему яйцу, как будто оно было полным шаром из какого-то блестящего пара. Перенесенное в темную часть комнаты — яйцо продолжало светиться еще в продолжение четырех или пяти минут.

При известном повороте яйца к лучу света, у Кэйва получалось впечатление, что в яйце открывалась картина обширной страны, и это впечатление лучше всего было, когда луч зрения составлял угол 137° к лучу света.

Видимая картина при этом менялась, и изображенные на ней предметы двигались в соответствии с изменением направления светового луча и луча зрения. Кэйв видел горы, города, красную траву, летающие фигуры; у домов стояли мачты, на верху которых были укреплены такие же, как у него, хрустальные яйца.

Далее Кэйв увидел, как какое-то из крылатых существ подлетело к мачте и стало смотреть в яйцо и вдруг перед ним появилось лицо этого существа, как бы находящегося по ту сторону его хрусталя. Желая проверить впечатление, он подвинул голову, чтобы посмотреть, нет ли в действительности кого-нибудь за яйцом, но иллюзия тотчас исчезла, и сиявший хрусталь погас.

При следующих наблюдениях Кэйв увидел на небе этой Земли две Луны. В конце концов он убедился, что эта планета — Марс.

Далее описывается, что во время одного из таких наблюдений Кэйв скончался от неизвестной причины, а яйцо купил какой-то незнакомец.

Автор заканчивает рассказ мнением, что хрусталь наверху мачты на Марсе и хрустальное яйцо мистера Кэйва были в каких-то физических, в настоящее время совершенно необъяснимых, отношениях и, что яйцо было послано с Марса на землю (возможно, что в весьма отдаленные времена) с целью дать возможность марсианам ближе познакомиться с нашими делами. Возможно, что пары к хрусталям на других мачтах также находятся на нашем земном шаре.

Кинетофон на Марсе.

В кинофильме «Аэлита», поставленного Межрабпомом Русь (Москва) в 1927 г. и демонстрирующего фантастический полет (во сне) жителей земли на Марс, упоминается между прочим, что в астрономической башне Марса имелся прибор «кинетофон», который давал возможность наблюдать жизнь на разных планетах. Стоит приложить глаз к окуляру и повернуть рычаг, как наблюдателю представляются картины иной планеты.

Летучие обсерватории.

Ганс Доминик в своем романе «Наследие Уранидов» описывает две летучих астрономических обсерватории, которые находились на высоте 15 км над Землею, одна над Гринвичем, в Англии, другая над Берлином. Поддерживались в воздухе они неподвижно при помощи мощных геликоптеров. Наблюдения производились телескопами, увеличивающими в 20.000 раз.

Телескоп Гайля.

Отто Гайль в своем романе «Лунный перелет» описывает устройство гигантского телескопа, при помощи которого пассажиры межпланетного корабля-ракеты могли наблюдать во время своего полета на Луну детали как последней, так и Земли.

Устройство телескопа было следующее:

Вогнутое зеркало, поперечником в несколько метров, из посеребренной жести было помещено на металлических шнурах в расстоянии нескольких сот метров от ракеты. Изображение в этом зеркале улавливалось специальным окуляром, находящимся в каюте капитана. Зеркало специальными шнурами могло передвигаться и устанавливаться в любом положении. Телескоп увеличивал во много тысяч раз; в него можно было видеть очертания суши и даже высокие здания больших городов.

Вследствие вращения Земли те пункты, которые удавалось уловить в поле телескопа, быстро исчезали из поля зрения. Нужно было поэтому особенно наловчиться, чтобы поймать какой-нибудь объект и с помощью шнуров направлять телескоп в желаемом направлении.

Подобное устройство телескопа было возможно благодаря тому, что зеркало в межпланетном пространстве при свободном полете ракеты было невесомым.


Черт. 17. Космическая станция Ноордунга.
Космическая обсерватория Германа Ноордунга.

Стремление исследовать верхние слои атмосферы, разрешить загадку слоя Хивисайда, якобы облегающего Землю на высоте около 200 километров и не пропускающего радиоволн, и, наконец, проблема космических и межпланетных полетов все более и более занимает ученых и техников. В особенности внимание многих привлекает желание изучить природу космических лучей и их свойства.

В связи с этим появилось и много проектов достижения больших высот полета. Многочисленные авторы таких проектов преимущественно предлагают для этой цели ракетные или реактивные корабли. Последние предполагаются или автоматическими, без пассажиров, снабженные лишь регистрирующими приборами, или с людьми. К первым можно отнести, например, автоматическую радио ракету Ладемана, ракеты Гефта, ракеты Годдара и многих других. Проекты же пассажирских ракет предлагались многочисленными учеными: Обертом, Гоманном, Вальером, Циолковским, Годдаром и др.

Кроме того разные лица предлагали устроить в мировом пространстве на известном расстоянии от Земли обсерваторию, из которой можно было бы производить различные наблюдения. Идеи таких «искусственных планет или островов» космического океана были даны Лаффертом, Циолковским, Никольским и др. Материал для постройки таких станций, по мысли авторов проектов, доставляется с Земли при помощи ракет. Люди в скафандрах собирают эти части в одно целое, ракета сообщает им требуемую скорость, чтобы они вращались вокруг Земли наподобие ее спутника, и затем оставляет их. Люди, оставшиеся в таком космическом острове, могут производить требуемые наблюдения.


Черт. 18. Жилое колесо Ноордунга (разрезы).

Одним из новейших проектов устройства подобной летающей вокруг Земли космической станции является проект германского инженера Германа Ноордунга, опубликованный в вышедшей в Германии в 1929 г. особой книге. Назначение этой станции — изучение природы космических лучей и астрономические наблюдения. Для этого она при помощи космических кораблей (ракет) переносится с Земли в космическое пространство и устанавливается от поверхности Земли над экватором в расстоянии 35.900 км, т.е. в месте, где при угловой скорости станции вокруг земной оси такой же, как и самой Земли, центробежная сила, действующая на станцию, уравнивается с силой земного тяготения, и станция будет вращаться вокруг земной оси, не падая на Землю. При этом линейная скорость движения станции должна быть 3.080 м в секунду.

Вся станция состоит из трех частей: 1) жилое колесо, 2) обсерватория и 3) машинная станция. На черт. 17 они видны как бы из окна ракетного корабля, поддерживающего связь между ними и видимой в отдалении Землей. Опишем по порядку эти части:

1. Жилое колесо (черт. 18 и 19). Главное значение его устройства — дать возможность людям, живущим в нем, испытывать ощущение тяжести такое же, как и на Земле. Для этого колесо при помощи моторов должно вертеться вокруг своей оси. При диаметре колеса в 30 м и при обороте его в 8 сек. у окружности его развивается центробежное, ускорение, равное земному, что и даст требуемое ощущение тяжести. Без такого устройства люди, находящиеся в колесе и несущиеся в свободном полете вокруг Земли, были бы невесомыми, что порождало бы ряд непривычных, а может быть и болезненных ощущений, и потребовался бы ряд добавочных приборов и механизмов для жизни в колесе.


Черт. 19. Жилое колесо Ноордунга (общий вид).

Итак, колесо устроено вращающимся вокруг оси. Пассажирские каюты расположены по его периферии, от которой к центру ведут изогнутые почти по логарифмической спирали две лестницы. В центре уже отсутствуют силы тяжести, и люди могут летать по воздуху, отталкиваясь от стен. По одному из диаметров устроен лифт. В одном конце цилиндра у оси имеется шлюз для выхода наружу. В другом конце его располагается термическая установка, состоящая из котла с водой, которая превращается в пар силою лучей Солнца, отраженных от параболического рефлектора, окружающего котел. Пар из этого котла приводит в действие динамо машины, дающие электрический ток, заставляющий работать электродвигатели, вращающие колесо и служащие для разных других целей. Из конца оси колеса близ фокуса этого рефлектора идут провода к машинной станции, расположенной в отдалении от кольца. Для того, чтобы эти провода не закручивались при вращении колеса, конец оси последнего, к которой они примыкают, особым мотором вращается в обратную сторону.

Кроме описанного рефлектора — вокруг колеса устроен еще другой большой, отражающий лучи Солнца на кольцевой трубчатый котел с водой, идущий вокруг колеса. Пар, после произведенной им работы, охлаждается в конденсаторах сзади этого рефлектора.

2. Обсерватория (черт. 20). Она движется вокруг Земли, как и колесо, но уже не вращается вокруг оси. Воздух подводится к ней по трубке из колеса. Испорченный воздух также удаляется по трубке. Тепло и свет доставляются по электрическим проводам из колеса и из машинной станции.


Черт. 20. Обсерватория Ноордунга.

3. Машинная станция (чертеж 21). Устройство ее и котел главной части подобны параболическому зеркалу с котлом у оси жилого колеса. На чертеже видны: зеркало, в его фокусе — машинное помещение с двумя шлюзами, конденсационные трубы позади зеркала. Эта установка даст добавочную электрическую энергию, посылаемую по проводам в колесо и обсерваторию. Кроме того, при надлежащем повороте, зеркало может освещать теневую часть обсерватории, давать световые сигналы на Землю; далее здесь же находится мощная радиостанция. Колесо, обсерватория и машинная установка располагаются, смотря по надобности, друг от друга на расстоянии от 100 до 1.000 метров. Люди в скафандрах с небольшими реактивными двигателями могут переноситься между частями осей установки.


Черт. 21. Машинная станция Ноордунга

Конечно, мы еще далеки от возможности устройства описанной обсерватории, так как сначала еще человек должен суметь оторваться от Земли, пробить панцирь земного тяготения и панцирь атмосферы, построить ракету и научиться ею управлять. Но все же усилия многочисленных ученых и техников в этом направлении, в конце концов доставят человеку средство отделиться от Земли и унестись за пределы ее атмосферы и тогда, вероятно, возникнут и те космические обсерватории, интересный проект одной из которых и дал Ноордунг.

2. Связь при помощи лучей света.

Межпланетная сигнализация по Гауссу.

К.Фламмарион в своем сочинении «Многочисленность обитаемых миров» описывает следующий проект межпланетной сигнализации.

В курсе астрономии, прочитанном в Парижской обсерватории пятьдесят лет тому назад, Араго рассказал оригинальный проект немецкого математика Гаусса, который в XIX веке предложил идею дать оптические сигналы жителям Луны; если последние существуют и находятся на должной степени развития, то они должны понять посылаемые с Земли сигналы.

В качестве сигнальной фигуры Гаусс предложил геометрическое изображение пифагоровой теоремы; изображенное на Земле при помощи растительных насаждений. Другой способ сигнализации мог бы быть осуществлен при помощи зеркал, расположенных по известной фигуре, отражающих свет на Луну с известными чередованиями световых и теневых промежутков во времени.

Если изобразить при помощи этих способов квадрат гипотенузы, обыкновенно называемой «ослиным мостом», то каждый, знакомый с математикой, — говорил геометр — легко поймет научное значение этой фигуры. Если селениты действительно существуют и имеют понятие о геометрии, то они непременно ответят подобною же фигурой. Таким образом между Землей и Луной будет установлено сношение, и не составит особенного труда придумать алфавит, при помощи которого можно будет переговорить с обитателями Луны.

Подобные же попытки посылки оптических сигналов предлагались в 1899 г. для посылки гелиограмм на Марс.

Оптический телеграф Литрова.

Около 1840 года астроном Литров высказал идею подачи сигналов с Земли на Луну. Для этого на Земле следует построить треугольник, квадрат или круг среди открытой равнины, составленный из светлых точек, для чего днем можно пользоваться Солнцем, например, отражением его лучей помощью зеркал, а ночью — электрическим светом. Подобные фигуры были бы заметны лунным астрономам, если предположить, что таковые там существуют и обладают оптическими приборами такой же силы, как наши трубы. Подобный же способ телеграфирования мог бы быть применен и для сношения с Марсом, но тогда упомянутые фигуры имели бы размеры не десятков, а сотен километров.


Черт. 22. Оптический сигнал на Марс.
Оптическая сигнализация на Марс по Уминскому.

Владислав Уминский в своей повести «Неведомый мир» излагает следующий способ сигнализации с Земли на Марс.

Американский миллионер Брэйтон и астроном Гартинг из Бостона решили завязать сношения с Марсом при помощи оптических сигналов. Для этого они устроили в Эквадоре, в 130 км к юго-востоку от его столицы Квиту оптический сигнал в виде креста, составленного из девяти блестящих пятен (черт. 22). Пятна отстояли друг от друга на расстоянии 60 км. Для получения необходимого блеска каждое пятно, расположенное на возвышенном месте имело фон на поверхности земли, усыпанный порошком магнезии и служивший как бы рефлектором. Огонь получался благодаря горению 250 тонн смеси алюминиевого порошка с салом, которая, помещенная в 500 ящиках, располагалась по 5 концентрическим кругам. Диаметр большего из них был 200 м. Зажигание производилось электричеством через запал из хлористого поташа и серы. Кроме того были еще применены селитра и воск. В момент воспламенения всех девяти пятен Марс находился в ближайшем к Земле расстоянии (56 мил. километров) и, если на нем есть жители и астрономы, то они должны были увидеть вышеописанную звезду, тем более, что она сияла в продолжение 5 часов на погруженной в тень поверхности Земли (12 октября 1892 г., с 9 до 2 час. ночи). Сила света каждого пятна доходила до 40 мнл. свечей.

Автор повести пишет, что погода благоприятствовала сигналу и ветер отгонял в сторону дым. Однако, результатов, в виде ответного сигнала, не последовало.

Сигнализация по Эстору.

Английский писатель Д.Д.Эстор в своем романе будущего «Путешествие в другие миры» дает описание следующего способа сигнализации с земли в межпланетное пространство для связи с кораблем, летящим на Юпитер.

«Ровно в полночь слабый фосфорический свет, подобный блеску светляка, показался в области Гренландии на покинутой нами Земле. Свет постепенно усиливался до тех пор, пока не засиял подобно длинному белому лучу, отбрасываемому маяком; в нем мы узнали действие самого могучего электрического тока, когда-либо достигнутого человеком, в котором сосредоточилось на несколько мгновений все электричество, добываемое с помощью динамомашин на Ниагаре, в заливе Фундч, а также паровых машин и других источников силы в северном полушарии». Луч снял с возрастающей силой в течение одной минуты, после чего он отчетливо телеграфировал с определенными промежутками ряд слов. Получив это послание с Земли, путешественники при помощи своего сигнального фонаря дали ответный сигнал, который был прочитан земными астрономами при помощи телескопов.

Оптическая сигнализация с ракеты на Землю.

Макс Вальер в своей повести «Смелый полет к Марсу» (Бреслау, 1928) описывает, как трое путешественников — немцев, возвращаясь в ракете из мирового пространства к Земле, посылают известие о своем возвращении. пользуясь светом трех электрических прожекторов, установленных снаружи ракеты. Предварительно им сигнализировали из Берлина (Темпльгоф) при помощи 400 мощных прожекторов.

Оптические сигналы с Земли в мировое пространство.

О.В.Гэйль в своем романе «Полет на Луну Ганса Гардта» (Бреслау, 1928 г.) описывает как его герои при возвращении в ракете с Луны, куда они летали с Земли, заметили сигналы, посылаемые им с Земли. Для этой цели в Альпах, вокруг, Боденского озера, были расставлены многочисленные электрические прожекторы, которые давали световые сигналы по азбуке Морзе и извещали путешественников, что их возвращение замечено и все готовы оказать им помощь.

Сигналы с Марса.

В № 10 (1901 г.) журнала «Природа и Люди» было приведено сообщение из газеты «Новое Время» (со слов «Matin») о сигналах с планеты Марс.

Заведывающий обсерваторией Флагстафа в штате Орегона, мистер Дуглас 8 декабря (1900 года?) наблюдал в телескоп так называемое «море Икара» на Марсе и был поражен следующим странным фактом: он внезапно заметил серию блестящих огней, расположенных по прямой линии, тянувшейся на несколько сот километров. Эти гигантские огни горели в течение часа и десяти минут и затем исчезли столь же внезапно, как внезапно и появились. Это расположение огней на прямой линии как бы указывает на волевое, разумное действие, а одновременность возникновения и исчезновения их подтверждает это предложение.

Межпланетная сигнализация по К.Э.Циолковскому.

В 1896 г. в Калужском Вестнике (№ 68) появился научный фельетон К.Циолковского под заглавием «Может ли когда-нибудь Земля заявить жителям других планет о существовании на ней разумных существ».

В этом фельетоне автор приводит ряд мыслей о том, как можно было бы установить сношения с жителями Марса при помощи световой сигнализации. В виду того, что эти идеи являются, пожалуй, первыми, высказанными в России, мы приводим содержание фельетона целиком, сопровождая его эскизом (черт. 23), сделанным К.Циолковским карандашом па полях газеты, присланной нам автором.

В одном из № «Калужского Вестника» (взято из «Figaro IIlustree» сообщалось недавно об усмотренных на Марсе (красноватая планета, хорошо видимая с Земли) правильных фигурах, явственно говорящих о присутствии на нем разумных существ, подобных людям.

При посредстве фотографии и микроскопа были замечены: круг с двумя взаимно перпендикулярными диаметрами, эллипс (овал) и парабола (кривая также 2-го порядка). Не беремся утверждать достоверность этих поразительных открытий, заметим только, что жители Земли далеко еще не достигли могущества устраивать узоры; видимые хотя бы с Марса.


Черт. 23. Сигналы на Марс по Циолковскому.

Однако, мы думаем, недалеко то время, когда и мы, люди, сумеем, хотя и другими, более скромными способами, дать о себе знать нашим небесным соседям.

При благоприятных условиях с Ликской обсерватории легко видеть крохотные спутники Марса (Фабос н Деймос).

Пикеринг определяет их диаметр в 10 километров. Несмотря на свою ничтожную поверхность и громадное расстояние (не менее 50-60 миллионов верст), мы их видим с Земли. Отсюда следует, что и Марса поверхность такой же величины, как его спутник, должна быть видима с помощью труб не хуже земных.

Вообразим себя в России весною на черных, только что вспаханных полях.

Пусть на этих полях площадь в 1 кв. версту будет установлена щитами, могущими поворачиваться и то отражать на Марс солнечный свет своею белою блестящею поверхностью, то скрывать его благодаря обратной своей черной стороне. Принимая во внимание, что щиты эти лучше отражают солнечный свет, чем естественная почва спутников Марса, что освещены они вдвое сильнее Солнцем (Земля к Солнцу ближе), и что направлены они так, чтобы отражать свет прямо к Марсу, можно, утверждать наверняка, что наше белое квадратное поле, на темном фоне только что вспаханных полей, будет видно марсианам не хуже, чем мы видим их скупо освещенные и мизерные спутники. А раз это так, то маневрируя с нашими щитами, кажущимися с Марса одной блестящей точкой, мы сумели бы прекрасно заявить о себе и своей культуре.

Представим себе, напр., что аккуратно, через каждые 10 секунд, щиты поворачиваются на 2 секунды к Марсу своей блестящей стороной.

Марситы, наблюдающие в свои телескопы, видят точку, появляющуюся на земле через каждые 10 секунд, и опять исчезающие без следа. Не поймут ли они это, как попытку разумных существ войти в сношение с себе подобными?

Другой маневр: щиты убеждают марситов в нашем умении считать. Для этого щиты заставляют сверкнуть раз, потом — 2, 3 и т. д., оставляя между каждою группою сверкании промежуток секунд в 10.

Подобным путем мы могли бы щегольнуть перед нашими соседями полными арифметическими познаниями: показать, напр., наше умение умножать, делить, извлекать корни и проч. Знание разных кривых могли бы изобразить рядом чисел. Так, параболу — рядом 1, 4, 9, 16, 25... Могли бы даже показать астрономические познания, напр., отношение объемов планет. Так, сверкнув щитами 50 раз, мы показали бы им отношение объемов Земли и Луны (которое, вероятно, им известно). Следует начать сношения с вещей, известных марситам, каковы — астрономические и физические данные. Ряд чисел мог бы даже передать марситам любую фигуру: фигуру собаки, человека, машины и проч. В самом деле, если они, подобно людям, знакомы хотя немного с аналитической геометрией, то им уже не трудно будет догадаться понимать эти числа, как расстояния точек искомой или передаваемой фигуры от прямой линии (оси иксов), разделенной на равное число частей.

Соединив точки плавной кривой, они получат и самую фигуру.

Числа целые и дробные могут еще передаваться жителям планет более или менее продолжительным сиянием наших щитов. Темные антракты между сияниями должны быть равной продолжительности. Без сомнения, разумные существа способны определить время, хотя бы и собственными хронометрами, отличными от наших.

Всего даже невозможно предвидеть; скажем одно, что это надежный и довольно возможный способ завязать весьма серьезные сношения с нашими небесными соседями.

Но в том-то и дело, что если бы таковые оказались, то они скорее бы дали о себе знать сверканием щитов, а не кривой линией, которая требует расходов в сто раз больше, потому что линия для своего изображения требует множества точек, каждая из которых не менее квадратной версты.

Но, может быть, они и подавали нам сигналы сверкающей точкой ранее, даже в течение тысячелетий, которых мы не могли заметить или понять, и теперь решились на более примитивный путь, — так сказать, вывесить постоянный флаг в виде кривых, знакомых разумным существам.

К. Циолковский.



Письмо с ракетного корабля на Марс.

В связи с разными способами связи с жителями разных планет возникает вопрос, насколько они смогут понять нас в случае, если бы наши сигналы даже и дошли до них. Примером проекта такой связи может служить образец письма, которое предложено журналом «Die Rakete» в 1927 году и которое могло бы быть сброшено с реактивного корабля на Марс в случае, если бы корабль лишь приблизился к Марсу, но не спустился на него.

Редакция журнала дает два рисунка, которые могли бы быть в таком письме с пояснением их.

Первый рисунок (черт. 24) изображает солнечную систему до орбиты Марса с орбитами Меркурия, Венеры, Земли и Марса. Если понятие об отношении размеров у марсиан такое же, как у нас, то они могут догадаться о значении этого рисунка. Пунктирная линия, соединяющая Землю с Марсом, укажет марсианам путь полета ракеты. Стрелки обозначают направления движения планет и корабля. Если бы у марсиан имелись расчеты межпланетных кораблей, то стрелок на орбитах можно было бы и не ставить, так как марсиане могли бы догадаться, что полет должен совершаться с минимумом расхода горючего, что возможно лишь при направлении полета, совпадающем с направлением движения планеты. Слева и справа от орбит показаны прямые с показанием относительных расстояний внутренних и внешних планет от Солнца.


Черт. 24 и 25. Сигнализация на Марс.

Чертеж 25 мог бы дать понятие марсианам о наших знаниях математики. Слева показан ряд простых чисел с отрезками равной длины. Справа — логарифмический масштаб с соответствующими числами. Посредине — прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4 и 5 и с квадратами на сторонах. Эта фигура могла бы марсианам указать на наше знание пифагоровой теории. Цифры и формулы укажут их на наши приемы при решении простейших задач: сложения, вычитания, умножения, возведения в степень и извлечения корня и т. п. Далее можно было бы послать изображения людей, зверей, растений, построек, произведений искусства, ноты, географические карты, даже семена, небольших животных и т. п.

Сигнализация с Марсом по Л. Афанасьеву.

Л. Б. Афанасьев в своей фантастической повести «Путешествие на Марс» дает следующее описание возможной сигнализации с Марсом. «Смена светлых точек на Марсе — явление неслучайное, а есть нечто иное, как сигналы, которые жители планеты дают нам. Очевидно, они вызывают нас на разговор. Заметьте, что расположение этих светлых пятен всегда имело строго правильную геометрическую форму: сначала три пятна в виде правильного треугольника, затем три пятна по вертикальной прямой и наконец одно — в центре диска. На Земле следует обратить на это должное внимание и повторить те же самые сигналы и в том же порядке. Тогда жители Марса увидят, что их сигналы поняты. С помощью же электричества вполне возможно устроить соответствующую группу пятен в различных пунктах земной поверхности, и это будет стоить даже не особенно дорого. Для того, чтобы образовать, например, треугольник, следует устроить одновременно свечение в Сахаре, Гималайских горах и на Балканском полуострове; для вертикальной прямой можно избрать ту же Сахару, мыс Доброй Надежды и Аппенинский полуостров» и так далее.

Сигналы с Марса на Землю по радио.

Английский беллетрист Ф. А. Ридлей в своем рассказе «Зеленая машина» описывает впечатления одного ученого на Земле, заметившего световые сигналы с Марса.

«Было около трех часов утра, когда я пережил величайшее в моей жизни событие. Я просидел четыре часа, направив телескоп на мерцающий диск планеты. Неожиданно я заметил над поверхностью Марса два световых пятна. Они зажглись на известном расстоянии друг от друга и на мгновение повисли в пространстве, подобно гигантским ракетам. Через небольшой промежуток времени появились два новых таких световых пятна и поместились над предыдущими. Я, едва сдерживая свое волнение, с яростно колотившимся сердцем, продолжал наблюдать планету. Внезапно вспыхнули четыре новых световых точки и расположились под первыми двумя. Затем точки опустились на поверхность планеты, и знак исчез с неба. Задыхаясь от возбуждения, я отшатнулся от телескопа. Итак, Марс населен разумными существами. Марсиане провозглашали универсальный принцип, выраженный в формуле: 2 Х 2=4. Я сделал величайшее в мировой истории открытие. Продолжая свои наблюдения над планетой, я видел тот же световой знак три ночи подряд, после чего сигнал не повторялся.

Межпланетная электрическая сигнализация.

Черт. 26. Цистерны, отражающие сигналы на Марс.

В «Мире Приключений» (№ 2, 1925 г.) был опубликован нижеследующий проект подачи сигналов с Земли на Марс. Представьте себе огромные известковые цистерны (черт. 26), от которых отражаются лучи мощных прожекторов. На большом пространстве сооружены башни, окруженные такими цистернами. Множество этих цистерн, если взглянуть на них с высоты, как пунктиром образуют фигуру человека и животного. Размеры этой фигуры проектированы в сотни километров, чтобы ее можно было разглядеть с другой планеты. То освещая, то оставляя в темноте часть цистерн-рефлекторов, как бы приводят фигуру в движение. Этим подается другой планете знак, что у нас есть жизнь.

Если цивилизация на других планетах не ниже нашей, то естественно ждать ответа.

На черт. 27, изображающем материк Америки, мы видим, каком эффект производили бы эти светящиеся фигуры человека и животного на черном фоне.


Черт. 27. Сигналы на Марс из Америки.

На чертеже 28-29 с фигуркой из кружочков видно, как достигается ее подвижность. Тут применяется способ светящихся электрических реклам, т. е. когда одни лампочки гаснут, зажигаются автоматически другие. Это быстрое чередование создаст иллюзию движения. На схеме башен видно, что каждая из них имеет свою электрическую станцию, но всеми управляет центральная станция, с которой все башни обслуживаются также мощным радиоаппаратом.


Черт. 28-29. Детали сигнализации на Марс.

Зеркала для межпланетной сигнализации по Циолковскому.

Для передачи сообщений от ракеты, летящей в мировом пространстве на Землю, можно пользоваться оптическим телеграфом, применяя для этой цели плоские зеркала, отражающие солнечные лучи.

Сигнализация с Марса по Пикерингу.

Профессор W. Н. Pickering из Ямайки (Британская Вест-Индия) обращает внимание на то, что при каждом приближении Марса к Земле, на Марсе появляются некоторые геометрические фигуры, которые затем исчезают. Еще в 1877 г. Скиапарелли видел на Марсе круг с одним диаметром, а в 1879 г. он видел в круге два взаимно-перпендикулярных диаметра (черт. 30а), каждый длиною 900 миль. При следующем приближении в 1892 году были видны каналы в Aroquipa виде правильного пятиугольника с радиусами (черт. 30b). Центр фигуры находился в озере Ascraeus. Диаметр фигуры был 800 миль. В 1909 году Dologues дал новый рисунок каналов (черт. 30с). Средний меридиональный канал есть Aaestrigon (длиною 1200 миль) (Observations des Surfaces Planetaires 2, Plate 2). К 1924 году опять наблюдалась новая форма в Elysium'e (черт. 32а) диаметром 1500 миль (Puhl. Astr. Soc. of the Pacific, 1926. 33, 266).


Черт. 30. Фигуры на Марсе по Пикерингу.

Далее он же предлагает устроить колоссальный прожектор с электрическим светом, падающим на громадное зеркало, диаметром почти в версту (черт. 31) с таким расчетом, чтобы свет, отразившись от зеркала, направился прямо на Марс. Можно устроить особую «игру» этим светом, и марсиане должны понять посылаемые сигналы.


Черт. 31. Прожектор Пикеринга.
Оптическая телеграмма на Марс.

В связи с приближением в 1924 году Марса к Земле появился вновь проект послать с Земли на Марс оптический сигнал в виде снопа солнечного света, отраженного от гигантского зеркала, установленного на склоне одной из вершин Альп (черт. 322). Однако, автор проекта не учел того, что 22 августа, когда Марс приблизится к Земле, последняя будет находиться между ним и Солнцем, и потому послать на Марс отраженный солнечный луч не удастся (черт. 323.)

Если воспользоваться для сигнала искусственным светом, то его сила должна быть около 50 триллионов свечей. Для этого потребуется станция в миллион раз более мощная, чем наши радиостанции вместе взятые. На черт. 32, показан один из таких будущих прожекторов и рядом с ним, для сравнения, человек.


Черт. 32. Оптическая сигнализация на Марс.

Некоторые предлагали для сигнализации на Марс образовывать на земле правильные геометрические фигуры, сажая, например, деревья в виде фигуры по теореме Пифагора, придавая толщину линиям 15 км (черт. 324).

Световая сигнализация на Марс.
(По Бернарду).

В журнале «Ikarus» Бернард, в шутливом тоне, предлагает в пустынях Африки уложить бумажные раскрашенные листы, образующие буквы азбуки, размером каждая около 100 миль. Он полагает, что с Земли уже был послан таким образом запрос на Марс «Почему Вы шлете нам сигналы», так как давно уже были замечены какие-то сигналы с Марса. Но в ответ было получено: «Мы с Вами вовсе не разговариваем, а сигнализируем на Сатурн».

Светозвуковая связь с Марсом.

Американец Гернсбак предлагает направить на Марс сильнейший световой луч и пустить по нему звуки. Заметив такой луч, марсианский астроном может уловить эти звуки при помощи особых приборов. Кроме того он же предлагает посылать с какого-нибудь пункта экватора радиопрожектором лучи на Луну. Отразившись от последней, лучи могут быть восприняты приемником станции с другой стороны земного шара.

Прожектор Герца.

Немецкая фирма Герца построила электрический прожектор диаметром 2 м, сила света которого измеряется двумя миллиардами свечей. Лучи этого прожектора должны казаться с Луны звездой 6-ой величины, т. е. быть видимыми невооруженным глазом. Горелка в прожекторе дает вольтову дугу в атмосфере металлических паров (ртуть, цинк и др.) под давлением. Электроды — угольные.

Критика проектов световой сигнализации.

Проект дневной сигнализации на Марс при помощи громадных зеркал, отражающих лучи солнца и имеющих разную форму (треугольник, квадрат и т. п.) встречает следующие возражения: 1) размеры этих фигур должны быть весьма велики (десятки километров в поперечнике), 2) таковая сигнализация невозможна в период наибольшего сближения Земли с Марсом, так как в этом случае солнечная сторона Земли не обращена к Марсу, и на него отраженные зеркалами лучи солнца не попадут, 3) когда же Марс удалится от Земли, то если бы и были посланы на него солнечные лучи, то расстояние между ним и Землею было бы настолько велико, что зеркала были бы невидны.

Проект ночной сигнализации также встречает следующие возражения:

1) Линии чертежа на земле должны иметь толщину около 15 километров, а длину — в сотни километров, иначе их трудно будет заметить с Марса и даже в самые сильные телескопы.

2) Сила света, для освещения этих фигур, потребуется в десятки триллионов свечей, каковой мощности наша осветительная техника еще не достигла.

Астроном Е. Ларкин подвергает критике способ сигнализации на Марс при помощи лучей света. 1) Если Земля находится между Солнцем и Марсом, то она не будет видна с Марса. 2) Далее, рефлектор, при помощи которого можно было бы дать видимые на Марсе сигналы, должен иметь в диаметре 836 км. Впрочем, если допустить, что марсиане обладают превосходными телескопами, то, может быть, явился бы достаточным рефлектор диаметром в 42 км; но такой рефлектор стоил бы миллиарды. Но даже если бы такой рефлектор и был выстроен, атмосферические слои все же способны сделать сигналы для марсиан невидимыми.

Кинофотографирование неизвестной планеты
при помощи реактивного аппарата по Левашеву.

Реактивный аэроплан Макса Вальера и опыты с фотографированием Земли при помощи ракет послужили темой фантастического романа В. Левашева «К-В-1», в котором он описывает полет реактивного корабля с кинофотоаппаратом (без людей) для киносъемки неизвестной планеты и дает даже фотографию города на этой планете. Вот как описывает автор свой аппарат.


Черт.33. Космический реактивный киносъемочный самолет Левашева.

«Перед нами стоял небольшой аэроплан-авиэтка (черт. 33). Особенностью аппарата было то, что он весь был сделан из дерева. Со всех сторон глядели маленькие круглые окошечки. В остроумном сочетании увеличительные стекла, кинематографический аппарат и аэроплан составляли одну компактную машину, которая, благодаря целой системе особых винтов и рулей походила на большую занятную игрушку. Название его было «К-В-1» (начальные буквы фамилии двух героев романа). Аппарат был снабжен двигателей необычайной силы и имел стекла, увеличивающие в несколько сот раз сильнее, чей самые сильные телескопы. Аппарат должен унести их на громадную высоту, они «приблизят» нужную планету на такое расстояние, что киноаппарат, заключенный внутри и работающий параллельно с двигателем, сможет записать поверхность планеты. Затем аппарат возвращается на Землю в заранее вычисленное место.... Весь полет должен продолжаться 24 часа.

Далее автор описывает самый опыт и восторг изобретателей, получивших удачную кинофильму.

Ретроспектив марсиан.

Курт Лассвиц в своем романе «На двух планетах» упоминает об особом приборе «ретроспективе», который улавливал световые волны прошлых событий и воспроизводил, подобно кинематографу, эти события на экране.

3. Радиосигнализация.

В виду того, что радиотелеграфные волны в своем распространении очень схожи с волнами световыми, казалось бы, что они могут удаляться от Земли и при большом увеличении мощности передатчика достигать других планет.

Мысль о возможности применения радиотелеграфа к такой межпланетной сигнализации была высказана американским астрономом Тоддом вскоре после опубликования работ Герца.

Американский электротехник Тесла в конце 1900 года сообщал, что ему удалось заметить загадочные электрические колебания при производстве опытов на большой высоте. Он вынужден был допустить, что они обязаны своим происхождением токам, идущим от планет, и полагал, что можно построить аппарат, который даст возможность послать на Марс количество энергии, достаточное для воздействия на электрические приемники, в роде телефона пли телеграфа.

Но все же вопрос о передаче радиосигналов на другие планеты остается открытым. В 1924 году он вновь выплыл на сцену и привлек всеобщее внимание. Правда, основание к этому было несколько иное. Наши приемные радиостанции весьма часто принимают какие-то непонятные звуки. Ни одна станция на земле их не передает, а они откуда-то получаются. Значительная часть этих сигналов обязана своим происхождением от электричества, находящегося в атмосфере. Мы это электричество иногда видим и слышим во время грозы, в виде грома и молнии, но и в тихую погоду оно в воздухе имеется и оказывает влияние на радиотелеграфные приборы. Но некоторые из этих таинственных сигналов несколько отличаются от тех, которые определенно вызываются атмосферой.

Около 1924 года Маркони высказал предположение, что эти сигналы приходят с какой-нибудь другой планеты, вернее всего — с Марса. Для проверки этого предположения Маркони организовал несколько экспедиции. Экспедиции эти отправились в различные места земного шара, произвели большое число всяких наблюдений и измерений, но доказательств верности высказанного Маркони предположения не нашли. Таким образом, вопрос о радиотелеграфных сношениях с другими планетами до сих пор остается открытым.

Полученные сообщения о последних опытах и достижениях радиотехники открывают новые перспективы в возможности осуществления межпланетных сообщений. Открыт способ радиотелеграфирования только в одном направлении. При этом получаемая радиостанцией энергия вместо того, чтобы рассеиваться во все стороны, направляется плотным пучком в желаемую сторону. Развитие этого способа может дать возможность излучать пучок электромагнитных волн такой силы, что он сможет преодолеть сопротивление наэлектризованных слоев атмосферы.

Радио с Марса.

Загадка о населенности Марса уже много лет волнует людей. Вот почему в разных кругах жителей Европы вызвало живейший интерес сообщение лондонского юриста Менфильда Робинзона, страстного радиолюбителя, о том, что он принял (в 1926 г.) радиотелеграфный сигнал с Марса как раз в день наибольшего приближения этой планеты к нам Робинзон заявил, что сигнал марсиан заключался лишь в одной букве «М», принятой им по телеграфному ключу Морзе.

Сообщение это не заслуживает доверия, и известный французский астроном Шарль Нордман остроумно развенчал доктора Робинзона «собеседника» Марса. — Вряд ли у марсиан настолько усовершенствовано радио, что они сумели передать свой сигнал из всех земных обитателей именно Робинзону, — заявил Шарль Нордман. — Кроме того, весьма сомнительно, чтобы марсиане пользовались именно ключом Морзе, знали европейские алфавиты и, воспользовавшись близостью к Земле, удосужились передать лишь одну букву в виде братского привета из другого мира.

Менфильд Робинзон же, будучи спиритом, утверждает, что он прав, и что «ему дано читать то, до чего другие не могут дойти».

М-р Робинзон не удовлетворился получением радио с Марса, но пожелал отправить на Марс и ответ.

Вот как описывается этот эпизод в журнале «Шквал» в статье, под заглавием «Алло, Марс!» (истинно-лондонское происшествие).

«29 октября 1926 г. в телеграфную контору Лондона явился посетитель. Подойдя к окошку, мистер попросил принять у него радиотелеграмму. Чиновник взял бланк, радиотелеграмма состояла из каких-то непонятных знаков.

Адрес стоял:

«На планету Марс».

Радиотелеграмма была подписана: Менфильд Робинзон. Чиновник указал мистеру Робинзону, что радиотелеграммы на Марс не принимаются в виду отсутствия в распоряжении Британского почтового ведомства точных сведений о возможности сообщения с указанной планетой. Мистер Робинзон, согласившись с осторожностью чиновника, на посылке радио настаивал.

Чиновник не проявил излишнего бюрократизма. Он взял с мистера Робинзона подписку в том, что ему, Робинзону, известно об отсутствии гарантий в смысле доставки радиотелеграммы со стороны почтового ведомства, и в ночь на 29 октября, когда Марс особенно близко находился от Земли, радио на Марс было послано. Стало ли оно известным Марсу — об этом мы не знаем. Но на следующий день история посылки радио стала известна всему Лондону. Заработали перья и репортеры. Мистер Робинзон — чиновник министерства финансов по департаменту косвенных налогов — стал знаменит. Весь Лондон огласился криками газетчиков:

«Величайший акт человеческого оптимизма. Могучая вера мистера Робинзона. Лондонский чиновник сносится с Марсом. Ответит ли мисс Гоноруру?!!»


Черт.34 и 35. Мистер Робинзон и мисс Гоноруру

Такими заголовками пестрели лондонские газеты. Мистер Робинзон охотно отвечал на все расспросы. Он заявил, что с Марсом сносится уже давно, хотя никаких доказательств или вещественных знаков в этом смысле представить не может. Зато он может сообщить много интересного о жизни марсиан; эти подробности знает от своей приятельницы с острова Марса — мисс Гоноруру (черт. 35). Эта марсианская мисс состоит дочерью директора радиосношений на Марсе. Робинзон даже написал ее портрет: ее особенность, как и всех марсиан — громадные уши и очень маленький нос».

Помещенные выше снимки заимствованы: м-ра Робинзона — из журнала «Огонек», 1926 г., а мисс Гоноруру — из журнала «Шквал» 1926 г. № 48.

В Париже профессор Сагон отправил подобную же телеграмму. Многие оккультисты и спириты вызывали духов — жителей Марса при помощи медиумов. Например, профессор Флурнуа (Женева) приводил в транс медиума Елену Шмидт, которая делала сообщения сначала на древнеримском и арабском языках, а потом на каком-то новом языке, принимаемом профессором за марсианский.

Радиосигнализация с Земли на Марс по Гансу Доминику.

Немецкий физик и романист Ганс Доминик, в своей книге «В волшебном мире техники» предлагает способ посылки на Марс радиосигналов, выражающих величины сторон первых пифагоровых треугольников, например 3, 4 и 5 (32+42=52). Если на Марсе живут образованные существа, то они догадаются послать нам сигналы в виде хотя бы чисел 5, 12, 13, выражающих величины сторон следующего треугольника (52+122=132) и т.д.

Радиожители далекой туманности.

А. Волков в своей фантастической повести «Чужие» описывает, как на Землю залетело 6 жителей с далекой туманности. Их межпланетный корабль потерпел аварию. Для вызова помощи они устроили на Земле радио. На тонких кольях была раскинута сеть огромной проволочной паутины, игравшая роль антенны. В большой ящик вертикально вставлен короткий стержень, на котором со страшной быстротой вращался туманный шар. Далее над этой станцией громадным плотным облаком взметнулся вверх воздушный шар. Внизу же в сети вспыхивали голубые, зеленые и синие искры. Шар поднялся к границам атмосферы и служил вместо мачты беспроволочного телеграфа. На антенне вскоре был получен ответ от их товарищей из мирового пространства.

4. Радиотелескопия.

Телевизор и телефонограф Г. Арельского.

Интересное описание двух аппаратов связи Марса с Землею дает Г. Арельский в своем фантастическом рассказе «Человек, побывавший на Марсе». Герой рассказа — русский ученый, изобретатель, прославившийся ранее тем, что устроил мину-ракету с автоматическим киноаппаратом. Пущенная из Америки мина в 6 дней облетела вокруг Земли, а кино-аппарат в ней фотографировал с громадной высоты весь земной шар. Эго изобретение дало ему значительную сумму денег, благодаря которой он построил за городом дом и устроил там обсерваторию, главными инструментами которой были телевизор и телефонограф.


Черт.36. Телевизор Арельского.

Телевизор это был прибор, вроде телескопа-рефлектора. У конца его находился большой стеклянный шар, около которого помещались электрические батареи (черт. 36). Телескоп был назван изобретателем — радиорефлектором, шар — светоприемником. Для земных радиосветопередач необходим еще второй подобный же шар — светоотправитель, на котором и должно отражаться передаваемое изображение, но в данном случае, для наблюдения деталей Марса, его заменял с успехом спутник его. Вот как далее автор описывает работу телевизора.

Изобретатель включил батареи и погасил свет. Хлынувшая из отверстия купола голубоватая темнота неба наполнила обсерваторию. Стеклянный шар начал быстро вращаться и темнеть. На нем вдруг появилось яркое изображение озера, вокруг которого сплошной массой высились странные цилиндрические здания... (далее идет описание видов Марса)... Но вот местность, где переплетаются шесть каналов Марса, образующих пятиконечную звезду, замеченную астрономами Дугласом и Пиккерингом. Далее был виден чудесный ночной ландшафт, при чем упомянутая пентаграмма светилась.

Телефонограф же был устроен следующим образом. Это был аппарат для ловли звуковых радиоволн. Изобретатель поставил около рефлектора маленький ящичек из красного дерева с индукционной катушкой, к которой на проводах прикреплялись слуховые радиотрубки. К катушке магнита была припаяна тонкая металлическая игла, упирающаяся одним концом в навощенную разграфленную карточку-пластинку. Потом он поставил электробатареи и соединил их с ящиком и с рефлектором. Погасив свет, он пустил шар, на котором снова зажглась зеленоватая звезда. Одновременно с этим стрелка дрогнула и начала вычерчивать кривую на пластинке. Когда кривая заполнила всю пластинку он остановил аппарат и, вынув пластинку, показал на ней записанное слово «Мурлуу»... Когда к ушам были приставлены радиотрубки, то, при вставке в аппарат пластинки, получились у слушателя — товарища изобретателя — следующие впечатления. «Первое мгновение я не слышал ничего, кроме металлического гудения электробатареи, но потом оно прекратилось, и наступила мертвая тишина. Подобной тишины я никогда не слышал у нас на Земле. Мне показалось, что она наполняет все мое тело какой-то легкостью, каким-то абсолютным забвением всего окружающего. Эта тишина безвоздушного пространства давала мне такое ощущение, как будто я погружался в тихие воды безбрежного и бездонного озера, залитого зеленовато-голубым светом мерцающих звезд. Я закрыл глаза... И вот я услышал тихую мелодию, такую бесконечно грустную и сладостную, что у меня замерло сердце. Ее ритм напоминал струившийся свет, который менял оттенки и делался все ярче и ярче. И когда мелодия достигла, наконец, своего апогея — она неожиданно оборвалась... И тогда я услышал отчетливо прозвучавшее таинственное слово «Мурлуу». Оно прозвучало протяжно и печально и напомнило мне почему-то бой старинных часов, разнесшийся по всему полушарию спящей планеты. И в его печали я почувствовал какой-то глубокий, скрытый смысл, какое-то откровение, какую-то неразгаданную тоску жизни...»

Графобиоскоп С. А. Семенова.

С. А. Семенов в своем фантастическом рассказе «Тайна ископаемого черепа» дает описание прибора «графобиоскопа», при помощи которого он воспроизводит на экране картины, виденные человеком, череп которого был найден в геологических отложениях конца первой половины Мезозойской эры Юрского периода. Согласно рассказа, виденные картины запечатлелись в мозговых клетках и при помощи упомянутого прибора были восстановлены на экране. Прибор был сконструирован на основе лучей фрама, открытых английским физиком. Далее идет описание картин нашей планеты в Юрский период, его растений, животных и пейзажей, которые все проектируются на экран, и описывается появление летательного аппарата в виде шара, в котором прибыли к обладателю черепа двое людей — может быть жителей какой-нибудь иной планеты. Далее проходят картины внутреннего устройства этого шара, при чем особенность его представлял большой вращающийся, прозрачный синий шар, установленный на высокой подставке в каюте. При помощи этого шара на зеркале внутри каюты отражались не только картины местности, над которой пролетал шар, но и виды Луны в увеличенном масштабе, как будто зеркало обладало телескопическими свойствами. На Луне видно было движение судов по каналам, летательных аппаратов в виде шаров, города, дворцы и пр. Рассказ кончается тем, что под действием прибора мозг в найденном черепе весь сгорел, а самый череп разбился...

Кинопередача с Венеры на Землю.

Ганс Доминик в своем романе «Наследие Уранидов» описывает, как жители планеты другой солнечной системы, ураниды, прибыв на Венеру, посылают особые лучи на Землю, которые удалось воспринять на кинофильму и демонстрировать на экране. На фильмах изображались картины жизни уранидов на Венере.

Кинотелескоп Окунева.

Я. Окунев в своем утопическом романе «Грядущий мир» дает интересное описание кинотелескопа в Мировом Городе Грядущего Мира.

Вот какими словами автор описывает неожиданное для жителей действие этого прибора, наведенного на Луну.

«Вдруг Луна начала падать на Землю. Или Земля на Луну. Только что она была серебряной чечевицей на синем небе и вдруг начала расти. В четверть часа ее диаметр вырос до сажени. И еще все небо заволоклось густой дымчатой пеленой, закрывшей звезды, и только Луна вырезывается из этой пелены и растет, растет...

Десятки обсерваторий Мирового Города тревожно перекликаются по радио-идеографу:

— Что это? Что это?

— Мировая катастрофа?

— Нарушены законы тяготения! Конец Земле!

— Сейчас начнутся страшные циклоны!

— Наблюдайте за магнитной стрелкой! Будет магнитная буря! Мир погибнет прежде, чем земля столкнется с Луною от взрыва земной атмосферы!

Все жители восточного полушария, где наблюдалось это явление, высыпали на террасы Мирового Города и с немых ужасом глядели на небо. Ни звезд, ни синевы. От горизонта до горизонта коричнево-дымчатая пелена, и на ней огромное лицо Луны. Она закрыла уже четверть небесного свода. Вот ее горы и кратеры, резко-черные с теневой стороны, ослепительно белые — с солнечной. Мрачные, мертвые пропасти. Белые пески. Обсерватории перекликаются:

— В земной атмосфере нет изменений!

— Магнит — в покое!

— Циклонов нет!

— Наука обанкрутилась! Мы ничего не знаем! — твердит по радио один растерявшийся ученый.

— Нет! Нет! Наука не лжет! Врут наши глаза, наши приборы! — отвечают другие.

Полнеба охватило лицо Луны. Ясно видны трещины на склонах гор, морщины лунной коры заполнены чем-то белым. Снег? Еще четверть часа. Весь небесный свод от края до края накрыт вогнутой чашей Луны. Камни, скалы, острые зубы сбиты в мертвые кучи. На солнечной стороне какое-то неуловимое движение. Что это — жизнь?..

И сразу, точно чья-то мощная рука сорвала с неба огромный диск Луны, закрывший его. Опять Луна висит маленьким серебряным кружочком в высокой синеве, опять горят пушистые звезды. И отчеканиваясь золотыми письменами на небе, сообщает всему миру световая радиотелеграмма: «Я, изобретатель Лессли, демонстрировал свое новое изобретение — кинотелескоп. Он состоит из телескопа и усовершенствованного мною киноаппарата. Телескоп отбрасывает отражение в объектив киноаппарата, увеличивающего изображение в 20 миллионов раз. Мощный рефлектор покрывает небесный свод теневым экраном, а киноаппарат отбрасывает на этот экран изображение. Отныне астрономические наблюдения возможны не только в обсерваториях, но и простым, невооруженным глазом, и, кроме того, астрономические явления становятся зрелищем масс.

5. Телефонная связь.

Телефонная связь Луны с Венерой по Фору и Граффиньи.

Два французских романиста Фор н Граффиньи в своем сочинении «Необыкновенные приключения русского ученого» (1889 г.) описывают способ, при помощи которого жители Луны, селениты, установили связь и могут переговариваться с жителями Венеры.

Лунные астрономы заметили на поверхности Венеры блестящие точки, постоянно изменявшиеся в своей форме и группировке. После многих догадок они решили, что это — сигналы, которыми жители Венеры обмениваются с обитателями других небесных тел. Когда, таким образом, значение точек было понято, лунные астрономы постарались организовать устройство ответных сигналов. Они нашли на поверхности Луны металл (селен), электропроводимость которого резко меняется в зависимости от силы падающего на него света. Из этого металла они устроили огромных размеров рефлектор, к центру которого провели нити от электрического генератора и аппарата для передачи слов. Действие аппарата заключалось в следующем: оно основывалось на превращении звуковых волн в световые, которые несутся через мировое пространство к Венере и собираются обитателями последней при помощи подобного же аппарата. Аппарат этот, кроме того, производит обратное превращение световых волн в. звуковые и в результате, при помощи него, жители Венеры получают возможность слушать голос обитателей Луны, как если бы последние были отделены не громадным пространством, а всего несколькими шагами. В свою очередь и жители Луны имеют такую же возможность слышать голос обитателей Венеры.

Межпланетный телефон В. Крыжановской.

В. И. Крыжановская в своем романе «Смерть планеты» описывает аппарат, при помощи которого «великие посвященные» сносятся со святилищами посвящения планет солнечной системы и переговариваются с иерофантами далеких миров.

«На круглом огромном золотом столе находился аппарат, похожий на колоссальный часовой механизм: маленькие хрустальные или металлические кружки и разной величины блестящие колесики быстро вертелись, выбрасывая разноцветные огоньки.

Длинные и тонкие, как волос, стрелки бегали по дискам, а из длинных с расширенными краями трубок выходили точно фосфорические ленты, которые развертывались спиралью, поднимались вверх и исчезали во тьме свода. Все это пыхтело, трещало и дрожало, а крошечные молоточки отзванивали такт, точно колокольчики. По краю стола расположены были эмалированные разных цветов кнопки, в роде электрических, которые сообщались с блестящими проводами, проходившими по всему механизму.

Принцип действия этого аппарата тот же, что и беспроволочного телеграфа; надо только уметь управлять вибрационными волнами и уловить желаемое направление.

Вот как был приспособлен этот механизм для сообщения одной из планет с Землей.

Инструмент имел вид большого телескопа; на конце длинной трубы его был большой подвижной круг, покрытый внутри студенистым веществом, испещренным тонкими фосфоресцировавшими линиями.

Адепт нажал пальцем пружину, и круг завертелся с изумительной быстротой; но сначала ничего нельзя было разглядеть, кроме огненных черт. Через некоторое время вращение стало замедляться, и как будто приближалась огромная темная масса, а потом появились очертания большого континента: предметы обозначались всё яснее и яснее, и можно было уже различить во всех подробностях горы, долины и проч. Получалось впечатление, что зритель сидит у окна и перед ним проходят виды населенных местностей, городов, домов и даже лиц. I

Затем адепт взял пластинку, поверхность которой была покрыта слоем серого студенистого вещества; с края к ней была приделана маленькая, тонкая как волос, спираль, оканчивающаяся крошечной иглой, которая раскалилась добела, когда адепт наложил руку на нижнюю часть спирали.

Затем он сосредоточился; на его лбу образовался точно светлый шар, из которого сверкнул огненный луч, который исчез .в пространстве, оставив после себя фосфорический след. Секунду спустя появилась вторая светлая струя и перед ней, словно тень, витала голова адепта Земли. Полоса света коснулась пластинки, поверхность которой дрожала и волновалась, и игла начертила фосфорические буквы...

Люди не отдают себе отчета в исполинской, работающей в их мозгу силе мысли, так легко порождаемой ими, являющейся делом одного из величайших в мире двигателей вибрационного эфира.


Черт.37. Звуковая связь Земли с Марсом по Лебедеву.
Передача голоса с Земли на Марс по С. Лебедеву.

Еще в семидесятых годах прошлого века А. Г. Белль, изобретатель телефона, построил фотофон, т. е. прибор, передающий членораздельную речь с помощью света. Так как луч света не имеет веса и не обладает свойством инерции, то дальность расстояния не имеет сама по себе никакого значения при передаче музыки и речи фотофоном.

Полагают, что для сношения с Марсом достаточно тысячи дуговых ламп, установленных на высоких горах, как изображено на чертеже 37. На Земле должна быть в это время, конечно, ночь, а на Марсе должно пройти не менее часа после заката солнца. На том же чертеже показано наилучшее положение планет для сношений между Землей и Марсом.

Если бы обитатель Марса направил во время переговоров свой гигантский телескоп на освещенную часть Земли, то он заметил бы там очень слабое световое пятно. Если этот наблюдатель окажется хорошим физиком, то он может установить в фокусе телескопа фотоэлектрическую камеру, или какой-нибудь другой светочувствительный прибор, и, соединив его с прибором, преобразующим свет в звук, сможет воспроизвести музыку или голос, посланные с Земли.

Наши же телескопы пока еще слишком слабы, чтобы заметить световые пятна на Марсе, если марсиане попробуют завязать с нами сношения. На прилагаемом чертеже (37) изображены:

1) Обсерватория на земной горе. Человек говорит в телефон.

Его голос усиливается и преобразуется в электрические лучи, идущие из прожекторов на Марс.

2) Расположение Земли, Солнца и Марса.

3) Марсианин, наблюдающий Землю и слушающий звуки с Земли.

Сигнализация в межпланетном пространстве по Н. Муханову.

Н. Муханов в своем фантастическом романе «Пылающие бездны» (1924 г.) описывает способы сигнализации между кораблями межпланетной эскадры, принадлежащей жителям Земли. Приказы командующего эскадрой разносятся по люксографу — в зоне солнечных лучей, и по хаосографу — в тени, отбрасываемой планетами. Для того, чтобы с Земли видеть, что делается на Марсе, была устроена в Гималайских горах особая обсерватория. В куполе ее находился теллурий — точная модель части солнечной орбиты между Землей и Юпитером. Тела в нем двигались по своим орбитам с математической точностью их оригиналов.

Когда зритель одел на глаза маленький рефрактор и нажал одну из кнопок, то при взгляде на модель Марса он увидел мельчайшие детали его поверхности, зал заседаний марсиан, а, нажав другую кнопку, даже услышал речи ораторов.


Черт. 38. Телефон Марс-Земля по Фонвиелю.
Беспроволочный телефон Марс — Земля по В. Фонвиелю.

В журнале «Природа и люди» был помещен оригинальный рисунок прибора, при помощи которого марсиане будто бы могут говорить с Землею. На черт. 38 изображен этот прибор по идее В. Фонвиеля.

Магнитно-электрическая связь с Луной.

Оскар Гофманн в своей повести «Путешествия Мак Мильфорда в мировом пространстве» описывает магнитно-электрический аппарат, при помощи которого ему удалось установить передачу слов с Земли на Луну и обратно.

Идеограф Окунева.

Я. Окунев в своем утопическом романе «Грядущий мир» описывает прибор «Идеограф», который передает мысль на расстояние.

Идет митинг. В зале около десяти тысяч человек.

Звонкий удар колокола. Шелест движения десяти тысяч человек. Все прикладывают к вискам две крошечные чашечки, которые присасываются к коже. Присоединяют провода, идущие от чашечек к штепселям, укрепленным в пюпитрах. От штепселей провода убегают вверх, к куполу, к системе цилиндров. Этот прибор-чашечки, провода, цилиндры — представляет собой идеограф, передающий человеческую мысль, идеи, душевные переживания. Идеально чувствительная пластинка в чашечке идеографа отражает малейшее колебание нервного вещества в мозгу и переносит эти колебания толчками к слушателю, вызывая у него те же идеи, мысли и представления. Встает оратор. Он мысленно произносит:

— Друзья. Я начинаю свою речь.

Идеограф переносит его мысль в сознание десяти тысяч слушателей. Больше того: от купола университета бежит вниз и дальше по подземной трубе кабель. В каждом доме всемирного города находится аппарат идеограф. Десятки тысяч людей в разных концах мира присоединяют к кабелю идеограф и слушают оратора.

далее

назад