ГЕРМАН ОБЕРТ


Краткие сведения о Г. Оберте

Герман Оберт (фиг. 27). родился 25 июня 1894г. в Германштадте. Окончил гимназию в 1912 г. в Шессбурге.


Фиг. 27. Г. Оберт.
В продолжение двух семестров изучал медицину в Мюнхене, а затем физику и астрономию в Клаузенбурге, Мюнхене, Геттингене и Гейдельберге. Во время мировой войны сначала (1914-15 г.) служил в войсках, а затем — в санитарном ведомстве. Его исследование „Ракета в планетное пространство“ вышло в свет первым изданием в 1923 году. В настоящее время Г. Оберт состоит профессором в Медиаше (Mediasch) в Румынии (с 1925 г.).

В 1923 году в Мюнхене вышло в свет сочинение Германа Оберта „Ракета в межпланетное пространство“ (Hermann Obert „Die Rakete zu den Planeten-raumen“). Это сочинение в 1925 г. появилось вторым изданием, по которому мы и даем ниже наше изложение.

В своем труде автор путем довольно сложных математичечских выкладок, доказывает, что при современном состоянии техники возможно отправить с земли ракету, которая или упала бы обратно на землю, или превратилась бы в ее спутника, или унеслась бы в межпланетное пространство. В первом случае ею можно пользоваться для исследования верхних слоев атмосферы, помещая внутри ее саморегистрирующие инструменты. Во втором — она, летая вокруг земли, может служить станцией для других ракет, курсирующих между нею и землею. Она может отражать солнечные лучи на землю, растопить льды полярных областей и увеличить посевную площадь земли. Однако, последнее сам автор пока признает фантастичным и делом далекого будущего. Теперь же он советует построить ракету первого типа и пустить ее без человека, хотя дает чертежи как этой, так и другой ракеты, оборудованной для полета человека.

Основная идея устройства его ракет заключается в том, что она является составной из двух, а в некоторых случаях даже из трех ракет.

По мере сгорания топлива эти ракеты постепенно отпадают, сначала нижняя, а потом средняя. При обратном же падении отделяется и верхняя, остается лишь ее нос, заключающий парашюты, приборы или камеру с человеком, который и должен спуститься на землю.

Не отрицая фантастичность и даже необоснованность многих предложений Оберта (например, наличие стабилизаторов при полете в безвоздушном пространстве, целесообразность парашюта), мы все же полагаем, что его подход к разрешению возможности полета ракеты является вполне заслуживающим внимания, как основанный на математическом анализе и физико-механических законах. Поэтому мы даем ниже, как изложение главнейших его подсчетов, так и описание и чертежи его ракет. Наконец, в заключение, приведем и мечты автора о возможном использовании его ракеты.*

* Известный немецкий воздухоплаватель Август Парсеваль полагает, что осуществление полета ракеты на Луну или на Марс, которое, по мнению Оберта, осуществится еще не скоро, может произойти раньше, чем это думает Оберт, так как развитие техники идет быстрыми шагами.

В 1929 г. в Берлине кино-фабрика „Ufa“ поставила съемку фильма „Женщина на Луне“, причем сюжетом служил полет ракеты с людьми на Луну и обратно. В разработке технической стороны сюжета принимал участие Оберт, дававший указания об устройстве ракеты. На фиг. 28 показана установка ракеты перед взлетом. На фиг. 29 изображена модель внутреннего вида этой ракеты, а на фиг. 30 деталь щита управления и обстановки внутри ракеты при старте. На фиг. 31 показан будущий полет ракеты с наблюдателями вне ее (по Umchau).

После постановки этого фильма в мае 1929 г. фирма „Ufa“ вошла в соглашение с Обертом о помощи ему в его научно-исследовательских работах по постройке ракет. Оберт принялся за опыты совместно с инженером Небелем. Предварительно велось испытание разных видов жидкого топлива: С7H8, С8H18, затем бензин +О2, СH4+О2, бензин N2O4. Предпочтительнее оказались смеси бензина + О2 и СH2+О2. Работы производились на маленьком острове в Haffe (Greifswalder Oi, около Штеттина). Вес пустой ракеты 9.8 кг., вес топлива около 10 кг.

В июле 1929 г. около Берлина была начата постройка двух ракет Оберта, с жидким топливом, одной бескрылой, длиною 1.5 м. и другой крылатой — 1.9 м. Работа велась, под руководством Оберта, А. Б. Шершевским с группой молодых инженеров. В октябре реактивный двигатель уже работал на бензине с сжиженным кислородом (при объемном отношении 1:3,1). Подача топлива происходила под давлением от 5 до 10 атм. при помощи центробежных форсунок. В октябре же начали строить метеорологическую ракету, причем топливом служил сжиженный метан (CH4) с удельным весом 0.46 (при температуре -160° С в жидком виде), хранившийся в сосудах Дьюара. Эндогенное соединение кислорода, жидкое уже при комнатной температуре, вместе с жидким метаном вливалась в баки, и реактивный двигатель работал хорошо. Материалом для ракет служил электрон. Однако, в конце 1929 г. Оберт вынужден был, из за недостатка средств, прекратить работы.


Фиг. 28. Старт ракеты Оберта (по кинофильму „Женщина на Луне“).


Фиг. 29. Внутреннее устройство ракеты Оберта (по кинофильму „Женщина на Луне“).


Фиг. 30. Командная рубка ракеты Оберта (по кинофильму „Женщина на Луне“).

21 декабря 1929 г. Г. Оберт уехал в Румынию (Mediasch — Medias, Hermann-stadterstrasse, 9); он имел крупное недоразумение с фирмой „Ufa“ из-за договора. „Ufa“ истратило на исследовательскую и конструктивную работу вместе с жалованием около 27 000 марок.

В договоре предусмотрено, чго „Ufa“ получает в течение 100 — 1 = 99 лет 33½% чистого дохода от всех ракетных летснарядов, которые будут построены Обертом или его уполномоченными. Так как Оберт связан этим договором и обязан платить эти суммы, где бы его аппараты ни строились, он решил вернуться не ранее 1 апреля и вести судебный процесс с „Ufa“ оспаривая договор. Работа велась до 20 декабря 1929 г. В это время почти готовая ракета лежала в конструктивном отделе Elektron Werke S. G. Farbenindustrie в Bitterfeld'e. Ракета выпонена была на 70— 80%. Готовы: оболочка, реактивный двигатель с распределительной доской, форсунками для топлива и соплом.

Ближайшими сотрудниками Н. Oberth'a были: А. Б. Шершевский, Dipl.-Ing. Rudolf Nebel, Dipl.-Ing. Max Langgut и чертежник инж. Alfred Krontz.

Начиная с 20 VII 1929 г. в работе наступил застой, и инженер Nebel повел переговоры с представителем фирмы Magdeburger Werkzeug und Maschinen Aktien Gesellschaft (M. A. G.) инженером Alfred Frommherr (Берлин) о продолжении работ. Фирма M. A G. согласилась дать 20 000 марок для окончания первой ракеты, но на довольно тяжелых условиях договора. M. A. G. потребовала взамен значительную часть чистой прибыли на долголетний срок (около 50 лет), а также и прежде всего расторжение договора с „Ufa“.


Фиг. 31. Полет ракеты, приписываемой Оберту.

Далее условием соглашения было требование к Оберту построить и продемонстрировать директору фирмы M. A. G. Лауффу полет первой ракеты на высоту 50 км. На это Оберту требовалось еще около 4000 марок. Он предпочел вначале достраивать в Mediasch'e, но затем было решено производить работу в отделении M. A. G. в Цюрихе (Швейцария).

На фиг. 32 изображен общий вид ракеты, сконструированной инж. Небелем в сотрудничестве с профессором Обертом в местечке Тегеле для изучения стратосферы. Ракета длиною 2 метра, снабжена самопишущим прибором, а также парашютом, при помощи которого она может плавно спуститься на землю. На фиг. 33 показан станок для пуска ракеты, а на фиг. 34 — вид предполагаемого ее спуска на парашюте. Падение будет продолжаться около часа. Так как парашюты часто уносятся ветром на далекое расстояние, где их трудно найти, то ракета Оберта будет снабжена мигающим красным огнем, который должен дать возможность наблюдать падение ракеты.


Фиг. 32. Ракета Оберта „Мирак“.

В 1929 г. Оберт выпустил в свет 3-е издание своей книги под названием „Wege zur Raumschiffahrt“. В этом, заново переработанном сочинении, он разбирает три группы вопросов: физико-технические, конструктивные и вопросы применения ракет. Так как нами это сочинение переведено полностью по поручению Гостехиздата, который намерен издать этот перевод, то мы здесь не касаемся тем, разработанных в этом сочинении,

В 1929 же году упомянутое сочинение было удостоено первой премии „Rep-Hirsh“ учрежденной во Франции при Астрономическом о-ве. Главным основанием для присуждения премии, была то, что Оберту удалось довести скорость истечения газа из ракеты до 4000 м/с., благодаря увеличению в смеси водорода и кислорода количества водорода. При этом на каждую тонну полезного груза потребуется „лишь“ 24 тонны горючего, чтобы улететь в мировое пространство.

Фиг. 33. Станок для взлета ракеты Оберта.Фиг. 34. Спуск ракеты Оберта на парашюте.

далее


назад