Достигаемость небесных тел

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая работа имеет целью выяснить при помощи математического исследования те трудности, которые представляются при решении вопроса о межпланетном путешествии и показать, что при целесообразном развитии уже имеющихся в распоряжении людей технических возможностей этот вопрос может получить успешное разрешение.

При своих первоначальных работах, имевших место около 10 лет тому назад, автор полагал наивысшим пределом скорости газов при взрыве 2000 м/с., каковая тогда могла быть достигнута. Поэтому все подсчеты были сначала сделаны именно для этой скорости. Однако, с тех пор появились три работы, относящиеся к полету ракеты, из которых следует что упомянутая скорость может быть больше. Эти работы следующие:

Goddard. „A Method of Reaching Extreme Altitudes" (основана главным образом на опытах автора).

Oberth. „ Die Rakete zu den Planetenrauinen" (ценная благодаря своим теоретическим исследованиям).

Valier. „ Der Vorstoss in den Weltenraum " (общая постановка задачи).

На основании этих работ и, в особенности, для сравнения полученных мною результатов с таковыми же работы Оберта мною были сделаны расчеты и для больших скоростей газов при взрыве (2500, 3000, 4000 и 5000 м/с), и упомянутая выше скорость 2000 м/с теперь, является как наинизшей начальной. Благодаря этому получились более благоприятные перспективы.

При этом следует заметить следующее.

Применяя сравнительно малые скорости газов, необходимо стараться избегать всякого мертвого веса (балласта). Это положение приводит к мысли давать горючему в снаряде форму башни, образованной из твердого взрывчатого вещества, которая постепенно уменьшается при сгорании ее материала. Такое устройство было бы идеальное решение — обойтись без мертвого веса; однако оно возможно при сравнительно малых скоростях газов. При более же высоких скоростях их истечение по Оберту должно происходить через узкую дюзу. Введение же последней, равно как и применение жидкого горючего, подразумевает соответственные сосуды и оболочки, что дает более или менее значительный мертвый вес, нести который будет тем легче, чем выше скорость истечения газов.

Полные веса снарядов, приведенные в двух последних главах этого труда, определены без учета этих мертвых масс, так как величину их было трудно определить без опытов, которые указали бы на наивыгоднейшие форму и материал сосудов и дюзы. Указанные там веса G0 дают нижнюю границу их при наилучшем горючем.

Вопросы о влиянии больших скоростей газов, некоторые дальнейшие улучшения и, в особенности, исследование возможности спуска на планету без применения эллипса торможения (см. конец 2-й части), а также вопросы о секущем эллипсе (конец 5-й части) и явления нагревания при спуске обязаны были исследованию под влиянием трудов Оберта и Валье.

Причина, почему при подсчетах иногда вместо точных математических формул были применены приближенные, объясняется тем, что автор этой книги не математик, а инженер. Однако, это не имеет большого значения на конечные результаты.

В. Гоманн.

Эссен. Октябрь 1925 г.


далее

назад