Наши обыкновенные авиационные двигатели обладают известными особенностями и недостатками, заставляющими нас искать новые виды двигателей, коренным образом отличающиеся от применяемых в настоящее время.
Такими новыми видами двигателей являются реактивные двигатели и газовые турбины. Между этими двумя видами машин располагается еще целый ряд комбинаций их. Такими являются: реактивные винты; двигатели, в которых используется тепло отходящих газов или их давление для получения добавочной реактивной силы; затем газовые турбины, работающие отходящими газами двигателя и нагнетающие, будучи сцепленными с центробежным нагнетателем, воздух для питания двигателя или же приводящие в движение особый винт. В последнее время между реактивными двигателями стали выделяться так называемые воздушные реактивные двигатели. Под этим названием об'единяются два вида двигателей, а именно: в одном виде кислород или другой окислитель для поддержания горения не берут с собою, а впускают в прибор или нагнетают в него наружный атмосферный воздух, который и служит в дальнейшем для сгорания; в другом — атмосферный воздух смешивается с готовыми продуктами сгорания разными методами с целью уменьшения потерь от выходящих газов, которые уносят с собою много тепла и кинетической энергии.
К первому виду двигателей относятся двигатели известного французского конструктора Ренэ Лоррена, Три вида этих двигателей показаны на черт. 1—3.
На черт. 1 показан простой воздушный реактивный двигатель постоянного горения. Воздух входит через переднюю часть А в прибор, сжимается в нем около месте В, затем смешивается у С с горючим, выходящим из жиклеров, и зажигается. Продукты сгорания при выходе из прибора расширяются до атмосферного давления и приобретают более значительную скорость, достигая в точке D критической скорости, равной скорости звука для горячего состояния газов, и толкают прибор вперед.
![]() Черт. 1 |
Разновидность воздушного реактивного двигателя постоянного горения показана на черт. 2. В этом приборе Е представляет центробежный или поршневой нагнетатель. Если в первом приборе кинетическая энергия встречного воздуха, превращаясь струйным путей в потенциальную энергию, содержащуюся в сжатом воздухе, теряет только часть живой силы вследствие трения и уменьшает полезное осевое давление, получаемое от прибора, то у этого прибора вся или почти вся живая сила, которой обладает воздух, входящий в прибор, уничтожается; поэтому этот последний применим лишь при меньших скоростях полета, когда живая сила встречного воздуха еще не играет большой роли. Часть живой силы встречного воздуха может быть использована лишь в случае, если строить наполовину центробежный, наполовину аксиальный нагнетатель для сжатия воздуха.
Но все же реактивные двигатели по схеме черт. 2 будут иметь и при малых скоростях полета обыкновенных самолетов лишь малый коэфициент полезного действия вследствие большой скорости истечения, кинетическая энергия которого используется лишь в незначительной мере.
![]() Черт. 2. |
На черт. 3 показан реактивный двигатель, в котором нагнетатель Е подает сжатый воздух в камеру сгорания Н не беспрерывно, а периодически. Смесь зажигается свечей G и продукты сгорания периодически вырываются из дюзы J. Клапан F впускает новую порцию смеси в камеру сгорания лишь тогда, когда давление в пространство сгорания делается меньше давления, имеющегося в пространстве за нагнетателем.
В случае если нагнетатель не центробежный, а поршневой, клапан регулируется при помощи распределительного механизма.
Камера сгорания, в которой давление и температура колеблются, легче охлаждается, чем камера приборов с постоянным горением; но при колеблющемся давлении при одном и том же среднем давлении струи напряжения в стенках ракеты будут больше, чем при постоянном давлении. Легко доказать, что количество затрачиваемой энергии при этом меньше.
Кинетическая энергия струи пропорциональна квадрату относительной скорости, а импульс силы, пропорциональный полезной работе, пропорционален лишь первой степени этой скорости.
Пусть означает:
w — относительную скорость, которую приобретают частицы продуктов сгорания внутри раструба реактивного прибора;
dm — бесконечную малую массу, которая в данный момент приобрела скорость w;
Р — давление струи для данного момента времени;
dt — элемент времени;
С — скорость полета;
L — полезную работу, совершенную за промежуток времени t;
Е — работу, затраченную на ускорение продуктов сгорания;
М — всю расходованную массу продуктов сгорания.
При ряде последовательных взрывов (черт. 3) частицы газа, истекающие из раструба, при большем давлении на см2 в пространстве сгорания будут иметь и большую скорость. По мере уменьшения давления скорость истечения уменьшится, дойдя к концу цикла почти до нуля. Общая работа, затраченная на ускорение, равна живой силе:
Полезная же работа на продвижение реактивного прибора вперед равна для одного цикла продолжительности t:
По закону импульса силы имеем:
Подстановкою из (2) в (3) получаем:
Обозначим все величины для случая, в котором скорость истечения w не меняется, индексом m.
Тогда получаем из (1):
Рассмотрим теперь два случая: с постоянным давлением (чер. 2) и с переменным давлением в камере сгорания (черт. 3). Пусть полезная работа, совершенная при данной скорости полота, в обоих случаях одинакова, т. е. имеем:
Докажем, что кинетическая энергия, которую необходимо развивать при постоянной скорости истечения Em, меньше, нежели кинетическая энергия Е для случая переменного w. Среднюю скорость истечения, которая при том же расходе продуктов сгорания дала бы живую силу Е, обозначим буквою w. Тогда
Сравним формулы (6) и (8). Ввиду того, что малые значения w мало уменьшают интеграл , а большие w его сильно увеличивают, w1 получается всегда большим, чем wm.
Покажем это еще на примере. Пусть скорость истечения пропорциональна массе, уже выброшенной с начала цикла, т. е.
Здесь К — коэфициент пропорциональности.
Подстановкой в формулы (6) и (8) находим:
![]() Черт 3 |
Взяв отношение формул (1) к (7) и подставив Wm W1 из формул (10) и (11) получаем:
Видим, что количество энергии, которое необходимо сообщать продуктам сгорания при постоянной и переменной скоростях, относится, как 3 к 4.
В случае, если половина массы истекает со скоростью, в n раз большей, чем скорость истечения второй половины, то получаем:
Отсюда видим, что приборы с постоянной скоростью истечения будут в общем более выгодными, чем приборы с переменной скоростью.
Двигатели, предложенные Лорреном, могут быть в сильнейшей степени улучшены введением кругового рабочего цикла, как это будет показано в дальнейшем изложении.
При тщательной проработке проектов реактивных двигателей можно обойти большое количество недостатков, которыми обладают наши авиационные двигатели.