Прислал Любомир ИВАНОВ

«Советская Россия» 16.10.2008 г
со страницы:
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4016

БАТЬКА ИКАРОВ

К 100-летию со дня рождения Н.П.Каманина

18 октября исполняется 100 лет со дня рождения летчика, советского военного деятеля, генерал-полковника авиации, Героя Советского Союза Николая Петровича Каманина (1908-1982). Это человек необычайной судьбы и легендарной биографии. Вся жизнь мальчика, рожденного в семье сапожника за 9 лет до Великого Октября, связана с небом. Советская власть дала родине - и ему - крылья. Об этом он не забывал никогда. Окончив в 1928 году Ленинградскую военно-теоретическую летную школу, вступил добровольцем в Красную Армию. В апреле 1934-го участвовал как летчик в спасении в Арктике ледохода «Челюскин», за что и получил Звезду Героя. Во время Великой Отечественной войны командовал 5-м штурмовым авиационным корпусом, действовавшим при освобождении Украины, Польши, Румынии, Венгрии и Чехословакии. После войны, когда Советский Союз открыл космическую эру, Каманин становится начальником отряда космонавтов, непосредственно занимается отбором и подготовкой первых советских покорителей космоса. Был награжден 3 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени и Красной Звезды.


Н.П. Каманин

(Из воспоминаний)

В октябре 1931 года меня назначили командиром звена. Вскоре после этого ко мне зашел комиссар эскадрильи Виктор Григорьевич Щипачев. Мы долго беседовали. Комиссар расспрашивал, как идет воспитательная работа в звене, каково настроение летчиков, штурманов, механиков, мотористов…
Такие беседы с комиссаром стали довольно частыми. Для меня эти беседы имели большое значение. Я стал больше заниматься в звене воспитательной работой, задумался над своей дальнейшей судьбой. Поговорил откровенно с некоторыми коммунистами и решил вступить в партию. В заявлении в партийную ячейку после немалых раздумий написал:
«Прошу принять меня в ряды партии большевиков, которая организовала победу в дни Октября и в годы славной первой пятилетки, а теперь ведет советский народ на великое дело строительства социализма. Обязуюсь отдать все свои знания, навыки, силы, а если понадобится, то жизнь делу партии большевиков». Приняли! В июле 1932 года я удостоился высокого звания коммуниста…
Помнится, в годы войны, когда мне доверили командовать дивизией, а затем штурмовым корпусом, в наиболее тяжелые дни ко мне подходили десятки рядовых летчиков, техников, механиков и после официальной уставной фразы «Разрешите обратиться» высказывали свою сокровенную думу: «Хочу стать коммунистом. Прошу у вас рекомендации…» Или вот пример. Когда мы провожали Юрия Гагарина в космический полет, там, на космодроме, в ночь перед стартом в задушевной беседе он сказал мне: «Если будут трудности и опасности, встречу их как коммунист». Вспоминается и такой эпизод. Мы были с Германом Титовым в одной из зарубежных поездок. Шла бурная пресс-конференция. Советского космонавта буквально забросали вопросами: дружескими, наивными, невежественными, провокационными и явно враждебными. Герман Степанович отвечал искренне, правдиво, с присущим ему остроумием. Но вот ведущий пресс-конференцию, пригнувшись к самому микрофону, громко прочитал содержание очередной записки:
- Может ли в Советском Союзе наука вести свои исследования независимо от партии?
Герман взглянул в мою сторону. Совещаться не было времени, да это и не принято в подобных ситуациях. Я ответил ему ободряющим взглядом, кивнул головой, как бы мысленно говоря: «Смелей, сынок. Ответь им как следует, пусть знают наших, советских...»
Все это произошло мгновенно, в какие-то секунды. И вот советский космонавт выпрямился и свой ответ произнес спокойно, как клятву, на весь зал:
- Я - коммунист, и все, что я делаю, делаю в интересах партии и народа. У нашей партии нет других интересов, как служение народу, забота о его благе. Наш народ сам создал свою партию, она - родная. Поэтому и наука наша, которая служит народу, развивается под руководством Коммунистической партии. Вы довольны моим ответом, уважаемые господа?
«Уважаемые господа» заметно помрачнели, но друзья разразились бурными аплодисментами.


На торжественных собраниях, во время работы сессий Верховного Совета, а также в домашней обстановке мне доводилось неоднократно встречаться с Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и мне хотелось бы рассказать о некоторых встречах.
Первая встреча с И.В.Сталиным и другими руководителями партии и правительства состоялась сразу по прибытии поезда с челюскинцами в Москву весной 1934 года. На Красной площади возле Мавзолея В.И.Ленина стояла и наша семерка летчиков. Мы были очень взволнованы теплотой встречи. С нами поздоровались И.В.Сталин, М.И.Калинин, В.В.Куйбышев, Г.К.Орджоникидзе, К.Е.Ворошилов. Затем состоялся митинг.
В Кремле, в Георгиевском зале, в тот же день был правительственный прием, на котором И.В.Сталин провозгласил несколько тостов - за партию, за советский народ, за подвиг челюскинцев и отдельно за летчиков. Был он заметно доволен финалом челюскинской эпопеи, который продемонстрировал перед всем миром стойкость и мужество советских людей, а также возросшие возможности нашей отечественной авиационной техники.
В ходе вечера зашла речь о молодых кадрах, растущих вместе со страной, воспитанных партией. И.В.Сталин тепло отозвался о советской молодежи и, обратившись к присутствующим, заявил:
- Вот посмотрите на летчика Каманина. Он вырос при Советской власти и даже не видел живого городового, не знает, что такое царский произвол. Летает всего лишь пять лет, а с заданием справился успешно.
Хочется сказать, что И.В.Сталин вообще к летчикам относился заботливо…
2 мая 1935 года на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе состоялась встреча руководителей партии и правительства с летчиками - участниками первомайского воздушного парада. Возле группы новых скоростных самолетов И.В.Сталин задержался. Ведущим этой группы на параде был В.П.Чкалов. Видимо, И.В.Сталину кто-то рассказывал ранее о нем, и он спросил Чкалова:
- Почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно стараетесь спасти машину?
Валерий Павлович ответил после короткого раздумья:
- Я летаю на опытных самолетах. Они весьма ценны, и губить их очень жалко. Я признаю парашюты, но предпочитаю обходиться без них.
Присутствовавшим при этом разговоре понравился прямой и откровенный ответ летчика. Понравился он и И.В.Сталину, но все же он посоветовал летчику изменить отношение к парашюту.
- Ваша жизнь нам дороже любой машины,- заявил в заключение беседы И.В.Сталин…
Мне особенно запомнились встречи с И.В.Сталиным в период работы над проектом Конституции СССР. Как известно, в 1935 году состоялся 7-й съезд Советов СССР, который избрал комиссию по выработке проекта Конституции. В состав комиссии вошли видные партийные и государственные деятели, представители рабочего класса и колхозного крестьянства, ученые, работники искусств, военные. Членом комиссии был избран и я…
На заседания комиссии для обсуждения проекта новой Конституции мы собирались в Кремле. Председательствовал И.В.Сталин. Он был всегда спокоен, деловит, внимательно выслушивал всех, кто вносил предложения или поправки к проекту. У меня до сей поры хранится первоначальный текст проекта, в который я внес четыре поправки. Две из них были приняты, две отклонены комиссией.

Первый в мире! Эти слова часто стали повторяться после 4 октября 1957 года. И шли они из Страны Советов, уверенно прокладывавшей новые дороги в космических далях. Проторенной дорогой повторять чужой эксперимент куда как легче. Это всякий знает. Разведчику, первопроходцу во сто крат труднее, рискованнее, опаснее. Но ведь не случайно именно Страна Советов пол­века назад стала на не изведанный никем путь строительства нового общества…В космические неведомые дали мы шли также нехожеными тропами. Сколько раз за минувшее десятилетие мы радовали человечество фразой «впервые в мире»!
Первый в мире искусственный спутник весом 83,6 килограмма запущен 4 октября 1957 года.
Первый искусственный спутник Солнца стартовал 2 января 1959 года.
Впервые в мире 4 октября 1959 года передал снимки обратной стороны Луны советский искусственный спутник, выведенный на орбиту Луны мощной ракетой-носителем…
Человек в космосе! 12 апреля 1961 года первый космический корабль «Восток» с летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным на борту совершил облет Земли по орбите и благополучно приземлился в заданном районе.
Первый суточный полет в кабине космического корабля «Восток-2» закончил летчик-космонавт Г.С.Титов 7 августа 1961 года…
Первая в мире женщина-космонавт В.В.Терешкова на корабле «Восток-6» 16 июня 1963 года вышла на орбиту вокруг Земли…
Выход в открытый космос впервые в мире осуществил летчик-космонавт А.А.Леонов 18 марта 1965 года.
Таковы лишь некоторые исторические вехи штурма космоса, навечно вписанные в историю советскими людьми,- наглядные и убедительные свидетельства того, что Советский Союз выступает пионером всех основных направлений в освоении просторов Вселенной. Страна Советов поистине стала Берегом Вселенной, как образно сказал академик С.П.Королев.



- Парад Победы. Генерал-лейтенант авиации Н.П.Каманин. 1945 г.

- Встреча челюскинцев. Николай Каманин, Отто Шмидт, Валерий Куйбышев. 1934 г.





Встреча первых Героев Советского Союза с космонавтами. Сидят: М.В. Водопьянов, М.Т. Слепнев, Н.П. Каманин, А.В. Ляпидевский,
В.С. Молоков. Стоят: В.Ф. Быковский, Г.С. Титов, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.Г. Николаев, П.Р. Попович.