Прислал Любомир ИВАНОВ

«Советская Россия» 30.06.2009 года
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5507


На Марс по околоземной орбите
Дата: 30/06/2009
Тема: По силам ли человеку странствия в космосе

Марсианская программа потребует максимального напряжения экономики. Поэтому необходимо понять реальность осуществления такого полета, что он даст стране, обществу, насколько обоснована эта программа с точки зрения результатов, которые хотим получить, и престижа.

Заявления некоторых разработчиков космической техники о том, что мы располагаем достаточным проектным и техническим заделом, чтобы осуществить полет на Марс, больше дискредитируют идею, чем помогают ее осмыслению, и рассчитаны на обывателя, чем раздражают специалистов, понимающих всю сложность такого проекта, особенно в том, что связано с человеком.

Казалось бы, можно опереться на многолетний опыт полетов на орбитальных станциях, когда продолжительность пребывания космонавта на орбите уже достигла одного года, а некоторые имеют суммарный налет более двух лет, но в полетах у Земли условия далеко не те, с которыми столкнутся космонавты, отправившиеся к Марсу. Во время околоземных полетов постоянно идет обновление состояния человека положительными эмоциями от наблюдаемых картин за бортом, от общения в сеансах связи, ожидания грузовых кораблей, с которыми приходят письма, подарки, свежие продукты, отвечающие запросам членов экипажа. Экспедиции посещения меняют атмосферу будничной жизни впечатлениями от совместной работы. Даже год на орбите все равно несопоставим с теми условиями, в которых окажется экипаж межпланетного корабля, когда за бортом — застывшая бездна звездного неба, на которой одна звезда, как маяк, будет напоминать, где их дом. Однообразие визуальной картины и отрыв от привычной, богатой красками, меняющейся во времени поверхности Земли будут угнетать членов экипажа. В то же время неизвестно, как сработает психика на вынужденную обреченность после ухода с земной орбиты, мобилизуется ли на преодоление трудностей, и не поселится ли в них тревога, которая будет нарастать по мере удаления от Земли, когда поймут, что возврата нет, кроме как через два-три года, а впереди — полная неизвестность.

Надо признать, по-настоящему психологией человека в длительных космических полетах не занимались, все сводилось к изучению влияния на организм невесомости и поведенческим моментам. Поддержка экипажей во многом была условна, накладывалась на постоянные контакты с Землей — разговоры с операторами, специалистами, знакомыми, встречи с семьями. Наличие на борту видеокассет, книг и т.д. — все это помогало, но не снимало накапливающееся напряжение. Поэтому при подготовке к межпланетному полету возникнет проблема, чем занять себя, чем заполнить время, чтобы не впасть в отчаяние от долгого пути. Музыка, книги, развлечения не спасут от переживаний, тоски по дому, неизвестности. Здесь необходимы занятия для головы и рук, а их не придумаешь, не предложишь и не навяжешь, если нет потребности, тяги к какому-то делу, заложенной еще в детстве и в дальнейшем получившей развитие собственными усилиями. При этом увлечения одного должны пересекаться с интересами других, объединяя, сплачивая людей, вызывая желание общаться, чтобы в трудные минуты не попасть в западню депрессии. Душевное равновесие во многом будет зависеть от того, насколько каждый их них увлечен работой. Подобрать людей с такой базовой составляющей даже среди хороших специалистов с отменным здоровьем очень сложно, круг возможных кандидатов может оказаться слишком узок. До сих пор при отборе космонавтов ограничивались стандартными требованиями, которые предъявляются к людям опасных профессий. Но здесь этого недостаточно. Чтобы реализовать замысел полета и строить взаимоотношения между людьми, необходим прочный фундамент — духовное здоровье. А это нравственные устои и общность жизненных ценностей, которые скрепляют или разделяют людей, без чего достичь единства невозможно. Так что, если хотим разбираться с этой проблемой, свести наше незнание к минимуму, необходим эксперимент в условиях космического полета. Для этого следует использовать Международную космическую станцию, разработав специализированный модуль в ее составе как аналог жилого отсека марсианского корабля, что позволит реализовать существующий проектный задел по конструкции, бортовым системам, обеспечивающий автономное пребывание и работу человека в полной изоляции космосом. Тогда появится возможность создать условия в модуле, максимально приближенные к межпланетному полету: отсутствие привычных временных и пространственных ориентиров, свойственных земным суткам и временам года, непополняемые ресурсы жизнеобеспечения, технического обслуживания и ремонта, ограниченные контакты с Землей. При отработке действий в аварийных и нештатных ситуациях как внутри модуля, так и вне его максимальную безопасность обеспечит поддержка эксперимента со стороны основного экипажа МКС.

В ходе моделирования такого полета наращиваемой продолжительности вплоть до реальной, станет возможным проверить проектные решения по интерьеру, компоновке, средствам жизнеобеспечения, управлению, обслуживанию, резервированию и получить исходные данные по комплектации, весовым характеристикам оборудования, снаряжению и расходуемым материалам, изучить, как изменение условий в модуле по температуре, параметрам атмосферы, освещенности, цветовой гамме, характеру шумов, смене запахов влияет на самочувствие и работоспособность экипажа. Постановка такого эксперимента потребует минимальных затрат, так как при создании и оснащении модуля будет использован проектный и технологический задел, а также имеющиеся средства подготовки экипажа. Сегодня создать на орбите иллюзию межпланетного полета возможностей вполне достаточно. Тогда, живя и работая по графику натурного полета, можно оценить творческий потенциал экипажа, их способность к взаимозаменяемости, сохранению работоспособности, умению находить решения в сложных и непредвиденных ситуациях, понять достаточность снаряжения для жизни и поддержания систем корабля в рабочем состоянии, при этом выявить массу нестыковок и мелочей, не критичных в отдельности, но которые в совокупности со снижением навыков и усталостью экипажа могут привести к серьезным последствиям, а также ответить, хватит ли сил у космонавтов после спуска на Землю выполнить исследования по программе Марса на специально оборудованном полигоне в районе посадки, и будут ли они готовы вновь подняться на орбиту, продолжая полет, имитирующий возвращение на Землю? Без такой проверки всех звеньев экипажа, корабля и наземного обеспечения идти в дальний полет — это авантюра.

Оставаясь в наезженной колее ближнего космоса, не порвав пуповину связи с Землей, в стремлении сразу уйти в дальний космос можем поставить успех всей миссии в зависимость от сложившихся стереотипов. Как складываются отношения в группе лиц в длительном полете у Земли, мы знаем, но что будет с людьми на удалении в миллионы километров, не представляем. К тому же экипаж должен быть готов решать все за­дачи вплоть до возвращения на Зем­лю, поскольку разработать инструкции на все случаи жизни невозможно, а постоянно направлять действия экипажа с Земли не удастся. Для этого он должен обладать свободой действий с такой степенью доверия, когда ре­шения, принятые на борту, Земля воспринима­ет как свои, не отделяя от себя их ошибки, а рассматривает как общие, чтобы на него не давил груз возможных обвине­ний в том, что принятое решение недостаточ­но квалифицированно. Если в экипаже ответ­ственность общая, то же самое должно быть и в отношениях с Землей. В то же время чрезвычайно важно определиться на Земле с доверительным лицом для каждого члена экипажа. Это должны быть люди из числа независимых психологов, которые могут влиять на характер планирования работ, на выдачу рекомендаций экипажу, исходя из интересов, особенностей состояния и самочувствия на данный момент своих подопечных. Эта группа психологов-аналитиков, располагая всей полнотой информации о самочувствии экипажа, их успехах и неудачах, координируя свои рекомендации подопечным, должна поднимать настроение, укреплять взаимоотношения в экипаже, невзирая на слабости, промахи одного или другого, поддерживать единство экипажа в выполнении поставленной задачи. Вся информация о полете, касающаяся состояния здоровья, успехов и неудач, которая будет выходить на широкую общественность, должна согласовываться с этой группой психологов, так как недопустимы перекосы в оценках космонавтов, тем более что экипаж, вероятнее всего, будет интернациональный и мировое сообщество должно воспринимать их со всеми сильными и слабыми сторонами как единую команду от имени всего человечества. К тому же необходимо иметь в виду, что за долгое время экспедиции могут возникнуть непредсказуемые обстоятельства: психологический срыв, тяже­лое заболевание одного из членов экипажа, когда заменить выбывшего некем, так что появляется проблема, как пере­распределить функции в экипаже, чтобы со­хранить его целостность и возможности. Даже при повреждении корабля от внутреннего или внеш­него воздействия космо­навтам придется идти только вперед, поскольку по законам баллистики, не облетев Марс, по­вернуть назад нельзя. Земля для корабля, вышедшего на траекторию полета к Марсу, станет таким же космичес­ким объектом, подверженным опасностям от разного рода чрезвычайных обстоятельств, природны­х воздействий, а то и политических стол­кновений, когда связь может оборваться. Тогда ответственность ляжет на экипаж, но к такому повороту событий пилотируемая космонавтика не готова. Не овладев свободой автономного плава­ния, перейти скачком от орбитальных полетов к межпла­нетным не удастся. Поэтому Земля должна быть готова передать свои функции эки­пажу, который останется наедине с техни­кой в незнакомых условиях и дол­жен уметь просчитывать варианты управления полетом, принимать решения вплоть до возвращения на Землю. В этих условиях успех полета будет полностью зависеть от слаженной работы экипажа, возможностей систем корабля и его надежности. Однако решиться на это можно не раньше, чем чело­век перестанет быть заложником техники, как сегодня на МКС, когда большая часть времени уходит на техническое обслуживание и ремонт. В связи с этим встает проблема подбора запасных частей и принадлежностей, которые надо взять с собой, чтобы их хватило на все возможные случаи. Автономный полет в специальном модуле в составе МКС по марсианской программе поможет сформировать набор критериев, позволяющих спрогнозиро­вать поведенческие моменты в дальнем по­лете, как люди взаимодействуют в разных обстоятельствах при поиске технических решений, подготовке и провидении экспериментов, выявить наклон­ности каждого — организационные, интеллек­туальные, склонность к анализу, проявлению смекалки, умение работать руками, и что не менее важно, снимать напряжение. В раз­ных сочетаниях состава экипажа, меняя роли, в одном человек — лидер, в другом — ведо­мый, можно понять, в каком качестве их луч­ше использовать. Располагая такой группой, удастся выбрать тех, кто наиболее подходит для выполнения столь сложного неординарного полета. Итогом явится разработка обоснованной системы подбора космонавтов для дальнего полета с оценкой их деятельности в разных составах, чтобы добиться оптимального соотношения их специализаций, взаимозаменяемости и совместимости, найти необходимые сочетания личных качеств и интересов при комплектовании будущих экипажей. Особое значение приоб­ретает психологи­ческая устойчивость при длительной изоля­ции от внешнего мира и высокой степени опасности, ко­торая всегда подстерегает. Примером необходимости проверки готовности к полету могут служить те, кто совершает дальние переходы на суше и по морю, проводя тренировки в сходных условиях, чтобы проверить снаряжение, выносливость, степень доверия к своим товарищам, их надежность и веру в общую цель. Это дает закалку, помогает оценить свои возможности. Что же касается наземных экспериментов, подоб­ных эксперименту «Марс-500», в которых сегодня пробуют имитировать условия марсианского полета, то они мало что дают для понимания проблем человека в дальнем космосе, в то время когда мы уже на протяжении десятилетий совершаем длительные полеты на орбитальных станциях. Это не что иное, как испытание обычных людей на долгое пребывание в замкнутой среде, где они вынуждены наладить жизнь и отношения, рассчитывая только на свои силы. Здесь все условно, как если бы подготовку к дрейфу на льдине в Арктике проводили зимой на подмосковном пруду. Привлеченные к этому эксперименту люди могут в любую минуту отказаться от его продолжения, выйти и обнять своих близких. Так что такие исследования имеют слабое отношение к пониманию возможности осуществления межпланетного полета. Тем более в 1967 году подобный эксперимент уже проводился на протяжении года в Институте медико-биологических проблем РАН в макете жилого отсека марсианского корабля с частично замкнутым циклом сис­тем жизнеобеспечения в составе испытателей Г.Мановцева, В.Улыбышева и А.Божко, и результат получили не очень обнадеживающий, т.к. его приходилось прерывать из-за конфликтов между ними. В 1972 году в Красноярском институте биофизики РАН был проведен более сложный эксперимент, когда испытатели жили в комплексе «БИОС-3» уже с замкнутой экологической системой, получая воду, пищу и воздух из отработанных ресурсов.

Только имитируя полет на орбите, можно выявить не только выносливых и технически грамотных, но и способных мыслить на уров­не поставленных задач, строго следуя указаниям Земли, уметь брать ответственность на себя. Разносторонне развитым людям легче создать атмосферу взаимообогащающих интересов, обеспечить устойчивое равновесие во взаимоотношениях, чтобы полет стал не только провер­кой крепости их духа и нервов, а был наполнен работой одухотворенных людей, стремящихся реализовать идею полета, познанием непонятого и неизвестного, при этом ответив: в чем смысл таких путешествий и по силам ли человеку странствия в космосе.

Предлагаемый эксперимент позволит провести объективную ревизию располагаемых возможностей по всем составляющим обеспечения межпланетного полета, оценить творческий, ресурсный, кадровый потенциал. В процессе этой работы выявим множество проблем и нерешенных вопросов, с которыми не встречались, что откроет широкое поле деятельности для научных исследований, чтобы подойти к практической реализации такого проекта. Однако нельзя исключить, что при нынешних средствах доставки людей к другой планете можем получить и отрицательный вывод о способности людей к столь сложным дальним путешествиям, не говоря о их возможности принести сколь-нибудь значимые результаты.

В отсутствие ясной перспективы развития нашей космонавтики, которая растеряла свои приоритеты, консолидированный дух творчества, уступила рынок пространственной информации, спутниковой навигации, большую часть науки в космосе, как в ближнем, так и в дальнем, эксперимент по моделированию межпланетного полета на орбите позволит обобщить огромный опыт пилотируемых полетов, которым располагает наша страна, привлечет внимание мировой общественности к проблемам полета на Марс, позволит России повысить свой статус на МКС, предложив международному сообществу историческую перспективу выхода из околоземного пространства через сплочение человечества в широкой кооперации государств.


Валентин ЛЕБЕДЕВ,
член-корреспондент РАН,
летчик-космонавт,
дважды Герой Советского Союза