Марсианская программа потребует максимального напряжения экономики. Поэтому необходимо понять реальность осуществления такого полета, что он даст стране, обществу, насколько обоснована эта программа с точки зрения результатов, которые хотим получить, и престижа.
Заявления некоторых разработчиков космической техники о том, что мы располагаем достаточным проектным и техническим заделом, чтобы осуществить полет на Марс, больше дискредитируют идею, чем помогают ее осмыслению, и рассчитаны на обывателя, чем раздражают специалистов, понимающих всю сложность такого проекта, особенно в том, что связано с человеком.
Казалось бы, можно опереться на многолетний опыт полетов на орбитальных станциях, когда продолжительность пребывания космонавта на орбите уже достигла одного года, а некоторые имеют суммарный налет более двух лет, но в полетах у Земли условия далеко не те, с которыми столкнутся космонавты, отправившиеся к Марсу. Во время околоземных полетов постоянно идет обновление состояния человека положительными эмоциями от наблюдаемых картин за бортом, от общения в сеансах связи, ожидания грузовых кораблей, с которыми приходят письма, подарки, свежие продукты, отвечающие запросам членов экипажа. Экспедиции посещения меняют атмосферу будничной жизни впечатлениями от совместной работы. Даже год на орбите все равно несопоставим с теми условиями, в которых окажется экипаж межпланетного корабля, когда за бортом — застывшая бездна звездного неба, на которой одна звезда, как маяк, будет напоминать, где их дом. Однообразие визуальной картины и отрыв от привычной, богатой красками, меняющейся во времени поверхности Земли будут угнетать членов экипажа. В то же время неизвестно, как сработает психика на вынужденную обреченность после ухода с земной орбиты, мобилизуется ли на преодоление трудностей, и не поселится ли в них тревога, которая будет нарастать по мере удаления от Земли, когда поймут, что возврата нет, кроме как через два-три года, а впереди — полная неизвестность.
Надо признать, по-настоящему психологией человека в длительных космических полетах не занимались, все сводилось к изучению влияния на организм невесомости и поведенческим моментам. Поддержка экипажей во многом была условна, накладывалась на постоянные контакты с Землей — разговоры с операторами, специалистами, знакомыми, встречи с семьями. Наличие на борту видеокассет, книг и т.д. — все это помогало, но не снимало накапливающееся напряжение. Поэтому при подготовке к межпланетному полету возникнет проблема, чем занять себя, чем заполнить время, чтобы не впасть в отчаяние от долгого пути. Музыка, книги, развлечения не спасут от переживаний, тоски по дому, неизвестности. Здесь необходимы занятия для головы и рук, а их не придумаешь, не предложишь и не навяжешь, если нет потребности, тяги к какому-то делу, заложенной еще в детстве и в дальнейшем получившей развитие собственными усилиями. При этом увлечения одного должны пересекаться с интересами других, объединяя, сплачивая людей, вызывая желание общаться, чтобы в трудные минуты не попасть в западню депрессии. Душевное равновесие во многом будет зависеть от того, насколько каждый их них увлечен работой. Подобрать людей с такой базовой составляющей даже среди хороших специалистов с отменным здоровьем очень сложно, круг возможных кандидатов может оказаться слишком узок. До сих пор при отборе космонавтов ограничивались стандартными требованиями, которые предъявляются к людям опасных профессий. Но здесь этого недостаточно. Чтобы реализовать замысел полета и строить взаимоотношения между людьми, необходим прочный фундамент — духовное здоровье. А это нравственные устои и общность жизненных ценностей, которые скрепляют или разделяют людей, без чего достичь единства невозможно. Так что, если хотим разбираться с этой проблемой, свести наше незнание к минимуму, необходим эксперимент в условиях космического полета. Для этого следует использовать Международную космическую станцию, разработав специализированный модуль в ее составе как аналог жилого отсека марсианского корабля, что позволит реализовать существующий проектный задел по конструкции, бортовым системам, обеспечивающий автономное пребывание и работу человека в полной изоляции космосом. Тогда появится возможность создать условия в модуле, максимально приближенные к межпланетному полету: отсутствие привычных временных и пространственных ориентиров, свойственных земным суткам и временам года, непополняемые ресурсы жизнеобеспечения, технического обслуживания и ремонта, ограниченные контакты с Землей. При отработке действий в аварийных и нештатных ситуациях как внутри модуля, так и вне его максимальную безопасность обеспечит поддержка эксперимента со стороны основного экипажа МКС.
В ходе моделирования такого полета наращиваемой продолжительности вплоть до реальной, станет возможным проверить проектные решения по интерьеру, компоновке, средствам жизнеобеспечения, управлению, обслуживанию, резервированию и получить исходные данные по комплектации, весовым характеристикам оборудования, снаряжению и расходуемым материалам, изучить, как изменение условий в модуле по температуре, параметрам атмосферы, освещенности, цветовой гамме, характеру шумов, смене запахов влияет на самочувствие и работоспособность экипажа. Постановка такого эксперимента потребует минимальных затрат, так как при создании и оснащении модуля будет использован проектный и технологический задел, а также имеющиеся средства подготовки экипажа. Сегодня создать на орбите иллюзию межпланетного полета возможностей вполне достаточно. Тогда, живя и работая по графику натурного полета, можно оценить творческий потенциал экипажа, их способность к взаимозаменяемости, сохранению работоспособности, умению находить решения в сложных и непредвиденных ситуациях, понять достаточность снаряжения для жизни и поддержания систем корабля в рабочем состоянии, при этом выявить массу нестыковок и мелочей, не критичных в отдельности, но которые в совокупности со снижением навыков и усталостью экипажа могут привести к серьезным последствиям, а также ответить, хватит ли сил у космонавтов после спуска на Землю выполнить исследования по программе Марса на специально оборудованном полигоне в районе посадки, и будут ли они готовы вновь подняться на орбиту, продолжая полет, имитирующий возвращение на Землю? Без такой проверки всех звеньев экипажа, корабля и наземного обеспечения идти в дальний полет — это авантюра.
Оставаясь в наезженной колее ближнего космоса, не порвав пуповину связи с Землей, в стремлении сразу уйти в дальний космос можем поставить успех всей миссии в зависимость от сложившихся стереотипов. Как складываются отношения в группе лиц в длительном полете у Земли, мы знаем, но что будет с людьми на удалении в миллионы километров, не представляем. К тому же экипаж должен быть готов решать все задачи вплоть до возвращения на Землю, поскольку разработать инструкции на все случаи жизни невозможно, а постоянно направлять действия экипажа с Земли не удастся. Для этого он должен обладать свободой действий с такой степенью доверия, когда решения, принятые на борту, Земля воспринимает как свои, не отделяя от себя их ошибки, а рассматривает как общие, чтобы на него не давил груз возможных обвинений в том, что принятое решение недостаточно квалифицированно. Если в экипаже ответственность общая, то же самое должно быть и в отношениях с Землей. В то же время чрезвычайно важно определиться на Земле с доверительным лицом для каждого члена экипажа. Это должны быть люди из числа независимых психологов, которые могут влиять на характер планирования работ, на выдачу рекомендаций экипажу, исходя из интересов, особенностей состояния и самочувствия на данный момент своих подопечных. Эта группа психологов-аналитиков, располагая всей полнотой информации о самочувствии экипажа, их успехах и неудачах, координируя свои рекомендации подопечным, должна поднимать настроение, укреплять взаимоотношения в экипаже, невзирая на слабости, промахи одного или другого, поддерживать единство экипажа в выполнении поставленной задачи. Вся информация о полете, касающаяся состояния здоровья, успехов и неудач, которая будет выходить на широкую общественность, должна согласовываться с этой группой психологов, так как недопустимы перекосы в оценках космонавтов, тем более что экипаж, вероятнее всего, будет интернациональный и мировое сообщество должно воспринимать их со всеми сильными и слабыми сторонами как единую команду от имени всего человечества. К тому же необходимо иметь в виду, что за долгое время экспедиции могут возникнуть непредсказуемые обстоятельства: психологический срыв, тяжелое заболевание одного из членов экипажа, когда заменить выбывшего некем, так что появляется проблема, как перераспределить функции в экипаже, чтобы сохранить его целостность и возможности. Даже при повреждении корабля от внутреннего или внешнего воздействия космонавтам придется идти только вперед, поскольку по законам баллистики, не облетев Марс, повернуть назад нельзя. Земля для корабля, вышедшего на траекторию полета к Марсу, станет таким же космическим объектом, подверженным опасностям от разного рода чрезвычайных обстоятельств, природных воздействий, а то и политических столкновений, когда связь может оборваться. Тогда ответственность ляжет на экипаж, но к такому повороту событий пилотируемая космонавтика не готова. Не овладев свободой автономного плавания, перейти скачком от орбитальных полетов к межпланетным не удастся. Поэтому Земля должна быть готова передать свои функции экипажу, который останется наедине с техникой в незнакомых условиях и должен уметь просчитывать варианты управления полетом, принимать решения вплоть до возвращения на Землю. В этих условиях успех полета будет полностью зависеть от слаженной работы экипажа, возможностей систем корабля и его надежности. Однако решиться на это можно не раньше, чем человек перестанет быть заложником техники, как сегодня на МКС, когда большая часть времени уходит на техническое обслуживание и ремонт. В связи с этим встает проблема подбора запасных частей и принадлежностей, которые надо взять с собой, чтобы их хватило на все возможные случаи. Автономный полет в специальном модуле в составе МКС по марсианской программе поможет сформировать набор критериев, позволяющих спрогнозировать поведенческие моменты в дальнем полете, как люди взаимодействуют в разных обстоятельствах при поиске технических решений, подготовке и провидении экспериментов, выявить наклонности каждого — организационные, интеллектуальные, склонность к анализу, проявлению смекалки, умение работать руками, и что не менее важно, снимать напряжение. В разных сочетаниях состава экипажа, меняя роли, в одном человек — лидер, в другом — ведомый, можно понять, в каком качестве их лучше использовать. Располагая такой группой, удастся выбрать тех, кто наиболее подходит для выполнения столь сложного неординарного полета. Итогом явится разработка обоснованной системы подбора космонавтов для дальнего полета с оценкой их деятельности в разных составах, чтобы добиться оптимального соотношения их специализаций, взаимозаменяемости и совместимости, найти необходимые сочетания личных качеств и интересов при комплектовании будущих экипажей. Особое значение приобретает психологическая устойчивость при длительной изоляции от внешнего мира и высокой степени опасности, которая всегда подстерегает. Примером необходимости проверки готовности к полету могут служить те, кто совершает дальние переходы на суше и по морю, проводя тренировки в сходных условиях, чтобы проверить снаряжение, выносливость, степень доверия к своим товарищам, их надежность и веру в общую цель. Это дает закалку, помогает оценить свои возможности. Что же касается наземных экспериментов, подобных эксперименту «Марс-500», в которых сегодня пробуют имитировать условия марсианского полета, то они мало что дают для понимания проблем человека в дальнем космосе, в то время когда мы уже на протяжении десятилетий совершаем длительные полеты на орбитальных станциях. Это не что иное, как испытание обычных людей на долгое пребывание в замкнутой среде, где они вынуждены наладить жизнь и отношения, рассчитывая только на свои силы. Здесь все условно, как если бы подготовку к дрейфу на льдине в Арктике проводили зимой на подмосковном пруду. Привлеченные к этому эксперименту люди могут в любую минуту отказаться от его продолжения, выйти и обнять своих близких. Так что такие исследования имеют слабое отношение к пониманию возможности осуществления межпланетного полета. Тем более в 1967 году подобный эксперимент уже проводился на протяжении года в Институте медико-биологических проблем РАН в макете жилого отсека марсианского корабля с частично замкнутым циклом систем жизнеобеспечения в составе испытателей Г.Мановцева, В.Улыбышева и А.Божко, и результат получили не очень обнадеживающий, т.к. его приходилось прерывать из-за конфликтов между ними. В 1972 году в Красноярском институте биофизики РАН был проведен более сложный эксперимент, когда испытатели жили в комплексе «БИОС-3» уже с замкнутой экологической системой, получая воду, пищу и воздух из отработанных ресурсов.
Только имитируя полет на орбите, можно выявить не только выносливых и технически грамотных, но и способных мыслить на уровне поставленных задач, строго следуя указаниям Земли, уметь брать ответственность на себя. Разносторонне развитым людям легче создать атмосферу взаимообогащающих интересов, обеспечить устойчивое равновесие во взаимоотношениях, чтобы полет стал не только проверкой крепости их духа и нервов, а был наполнен работой одухотворенных людей, стремящихся реализовать идею полета, познанием непонятого и неизвестного, при этом ответив: в чем смысл таких путешествий и по силам ли человеку странствия в космосе.
Предлагаемый эксперимент позволит провести объективную ревизию располагаемых возможностей по всем составляющим обеспечения межпланетного полета, оценить творческий, ресурсный, кадровый потенциал. В процессе этой работы выявим множество проблем и нерешенных вопросов, с которыми не встречались, что откроет широкое поле деятельности для научных исследований, чтобы подойти к практической реализации такого проекта. Однако нельзя исключить, что при нынешних средствах доставки людей к другой планете можем получить и отрицательный вывод о способности людей к столь сложным дальним путешествиям, не говоря о их возможности принести сколь-нибудь значимые результаты.
В отсутствие ясной перспективы развития нашей космонавтики, которая растеряла свои приоритеты, консолидированный дух творчества, уступила рынок пространственной информации, спутниковой навигации, большую часть науки в космосе, как в ближнем, так и в дальнем, эксперимент по моделированию межпланетного полета на орбите позволит обобщить огромный опыт пилотируемых полетов, которым располагает наша страна, привлечет внимание мировой общественности к проблемам полета на Марс, позволит России повысить свой статус на МКС, предложив международному сообществу историческую перспективу выхода из околоземного пространства через сплочение человечества в широкой кооперации государств.
Валентин ЛЕБЕДЕВ,
член-корреспондент РАН,
летчик-космонавт,
дважды Герой Советского Союза