вернёмся в библиотеку?

«Советский Союз» 1962 №12


Космическая станция «Марс-1» и планета Марс как бы бегут на встречу друг с другом по двум постепенно сходящимся дорогам, причем станция все время догоняет Марс.
На верхней карте обозначен видимый путь Марса с конца октября 1962 года до мая 1963 года. «Петля», которую он сделает, объясняется тем, что в своем движении вокруг Солнца Земля сначала как бы догоняет Марс, а потом перегоняет его. Внизу — снимок межпланетной автоматической станции «Марс-1», полученный 2 ноября 1962 года, на 2,6-метрааом телескопе Крымской астрофизической обсерватории Академии наук СССР. Стрелками отмечены «Марс-1» (верхняя точка) и ракета-носитель (нижняя).


СЛОВО — ЗА МАРСОМ

Беседа с профессором ВЛАДИМИРОМ МИГУЛИНЫМ, заведующим кафедрой Московского государственного университета.


Как известно, 1 ноября в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля в сторону планеты Марс.

Подобный запуск осуществлен впервые. Последняя ступень усовершенствованной ракеты-носителя вывела на промежуточную орбиту вокруг Земли тяжелый искусственный спутник. С его борта и была запущена к планете Марс космическая ракета, на которой установлена автоматическая межпланетная станция «Марс-1» весом около тонны.

Вполне понятно, что запуск космической лаборатории к Марсу имеет смысл лишь в том случае, если установленные на ней приборы смогут сообщать землянам обо всем, что заметят на пути. А заметить надо многое и все сообщить на Землю. Чтобы получить возможность передавать по радио этот богатейший материал на Землю, надо было решить сложнейшие научно-технические проблемы.

Когда межпланетная станция окажется в окрестностях Марса, между нею и Землей проляжет более ста миллионов километров космических просторов. Радиосигналы «Марса-1», пройдя этот путь, чрезвычайно ослабнут. Их мощность станет во много миллионов раз меньше, чем у тех, которые приходят, положим, из Москвы в антарктическую станцию Мирный. Кроме того, эфир постоянно «засорен» звездными радиоизлучениями, среди которых так легко потеряться слабому голосу космического разведчика.

Как же выделить его из голосов Вселенной? Как уловить этот ничтожный по силе сигнал?

В миллион раз повысить мощность передатчиков? Такое увеличение представляет значительные трудности даже на Земле, а для межпланетной станции вообще немыслимо: количество энергии, которое вырабатывают ее солнечные батареи, незначительно. Его хватает лишь для кратковременной работы радиоаппаратуры по командз с Земли. Поэтому для обеспечения радиосвязи с межпланетной станцией потребовалось создать особую аппаратуру.

Гигантские, высотой с двенадцатиэтажный дом, вращающиеся антенны направленного действия позволяют при передаче максимально концентрировать излучаемую энергию, а при приеме улавливать самые слабые сигналы. Для этого нужны также чрезвычайно чувствительные приемники, способные уловить радиосигналы сверхмалой мощности. Чтобы было понятнее, скажу: мощность подобных сигналов во столько раз меньше одного ватта, во сколько литр воды меньше объема всего мирового океана. Но и фантастическая чувствительность этих приемных устройств дает эффект лишь при очень медленной передаче информации, иначе говоря, выигрыш в дальности радиосвязи достигается за счет чрезвычайного удлинения времени передачи. Во избежание каких-либо искажений при приеме конструкторы создали оригинальные приспособления.

Хочется отметить еще одно обстоятельство. Скорость движения «Марса-1» в наших земных масштабах огромна. Вдобавок она непрерывно изменяется по мере прохождения траектории. Меняется при этом и частота принимаемых радиосигналов. Происходит явление, связанное с так называемым «эффектом Допплера». Но ведь земные приемники должны быть постоянно настроены на эту меняющуюся частоту. Специальные устройства позволяют точно настраивать приемную систему, независимо от изменений частоты радиосигналов из космоса.

Советская межпланетная станция продолжает свой полет к Марсу — планете, издавна волнующей воображение людей. Сложнейшая радиотехническая аппаратура, которой оснащен космический корабль, поможет выяснить новые возможности радиосвязи в пределах малых планет солнечной системы. Нет сомнения, что полученные результаты дадут бесценный научный материал для дальнейшего штурма космоса, закрепят роль советской науки и техники в этих исследованиях.


Е. Н. АНДРЕЕВ.П. И. ДОЛГОВ.

25000

МЕТРОВ

С

ПАРАШЮТОМ


Первого ноября 1962 года два советских парашютиста, Е. Н. Андреев и П. И. Долгов, на аэростате «Волга» достигли высоты 25 километров. Воздух там разрежен настолько,, что закипает кровь. Еще никогда человек не покидал герметическую кабину летательного аппарата на такой высоте.

Через 2 часа 30 минут после старта, когда прибор показал 25 458 метров, Евгений Андреев оторвался от корабля. Более 24 тысяч метров, почти пять минут, несся он к земле, не раскрывая парашюта. За первую минуту свободного падения парашютист пролетел 10 километров со скоростью 250 метров в секунду — крейсерской скоростью современного реактивного истребителя. Его учитель Петр Долгов оставил аэростат на высоте 25 600 метров. При выходе из гондолы нелепый случай оборвал жизнь этого мужественного человека.

На высоте 958 метров у Е. Андреева сработало парашютное устройство. Это было его 1510-е приземление.