https://youtu.be/F_7gqle3Qkk
Это довольно малоизвестный ракетчик с довольно запутанной историей. Сам из Нью-Йорка, но предпочитал заниматься ракетами в Европе. Делал он ракеты для метеоизмерений, замахнувшись миль на 50 (даже на 93), а в недалёком будущем планировал и Луну достать ракетой.
Журнал "Наука и техника" от лета 1931-го его буквально превозносит, сообщая следующее: В 1929 году одна из ракет Дарвина Лайона отправилась с горы Ред-Орта в Северной Италии и поднялась на высоту 9,5 км. Результаты, добытые при помощи регистрирующего аппарата, следующие: плотность воздуха - 212 мм, температура его -44°С. Этим полетом был побит мировой рекорд для ракет, еще никем не превзойденный до сих пор. Также журнал сообщает, что 3 из шести ракет взорвалось, причём одна - в лаборатории. И приводит подробности главной катастрофы. Оказывается, пускал с горы Дарвин вовсе не для того, чтобы старт был повыше. Он выбирал склон покруче, ставил ракету на лыжи и она устремлялась к небу по склону, как по направляющей, отделялась от лыж, набрав скорость и дальше летела (очевидно, не вертикально), держа направление с помощью гироскопа. Приборы опускались на парашюте. Именно из-за гироскопа случилась трагедия. Гироскоп был раскручен, но лыжи решили поправить с помощью длинной палки. Гироскоп не выдержал такого обращения, слетел с оси и вызвал взрыв ракеты (там было всего 1/50 топлива. Один человек был убит, двое ранены. Лайона, вероятно, рядом не было. Но он не успокоился, пытался запустить ракету уже с горы в Ливии (как там со снегом?), вместо твёрдого топлива решил взять жидкий воздух и на этом всё. Гарри В.Бул (21 год), студент Сиракузского университета (штат Нью-Йорк) 9 марта 1931 года на льду озера Онеида испытывал ракетные сани BR-1 при большом стечении народа. Сани (упорно именуют "буер") он делал с помощью своей сестры и обошлись они ему в $22, из которых 15 он потратил на 36 ракет. Шоу получилось так себе, 8 марта не удалось запустить вообще, а 9 марта смог поехать. Два приятеля получили ожоги (толкали сани при включённых ракетах), 500 зрителей получили порцию дыма с грязным снегом, впрочем, смотрите ролик: 13 марта 1931 года Тилинг совместно с Карлом Поггензе запустил твердотопливную ракету на высоту 1 800 метров. Полёт продолжался 11 секунд. 15 апреля 1931 Тилинг представил широкой публике свою первую почтовую ракету, доставившую 188 открыток. Дальнейшие испытания показали надёжность и эффективность его конструкции. Для обеспечения безопасной посадки и неповреждения его ракет, Тилинг разработал два типа ракет:
1. Ракета превращалась в ракетоплан и переходила в горизонтальный полет, используя в качестве крыльев стабилизаторы.
2. Хвост ракеты превращался в пропеллер, что вызвало вращение, которое замедлило падение ракеты. На этот метод он в 1929 получил патент. Огюст Пикар спроектировал стратостат сам. Рассчитан был на подъём до высоты 16 000 м с герметичной гандолой на двух человек, предназначен он был отнюдь не для рекорда, а для научных исследований, оснащён хорошим набором инструментов и приборов. За деньгами (400 тыс бельгийских франков) он обратился в бельгийский «Национальный фонд для научных исследований» (Fonds National de la Recherche Scientifique - FNRS). Он обещал назвать стратостат FNRS-1 и сдержал слово. Потеря Валье была невосполнима, все были в депрессии, работа остановилась на год. Но в 1931 году Хейланд решил продожать работы. Причина была банальна - кроме стремления к новым технологиям, Хейланд надеялся вернуть хотя бы часть тех 20-30 тыс. марок, которые он вложил в проект. Решено было построить новый ракетный автомобиль. Он был создан на шасси обычного двухместного автомобиля NAG. Кузов автомобиля деревянный. Главный инженер предприятия Питч создал для этой автомашины новый ракетный двигатель. Говорят, что двигатель охлаждался непосредственно топливом и весил 18 кг, обеспечивая тягу в 160 кг. Автомобиль был более грамоздкий, чем пороховые автомобили, весил 2010 кг, в баках было 365 кг жидкого кислорода и 270 кг этилового спирта (75-процентного). Давление в баках 12-15 ат, время работы - 10 минут, расчётная скорость - 150 км/ч. Впервые между топливными баками введена прослойка из жидкого азота. Скорость истечения - 1600 м/с Удивительно мало известно (мне) об этом человеке. Он был главным инженером на фирме Хейланда. После гибели Валье Хейланд попробовал вернуть деньги, потраченные на проект ракетного автомобиля (и частично вернул). Вот Альфонс Питч совместно с Артуром Рудольфом и довели ЖРД до безопасного и надёжного уровня. После этого Питч где-то в 1932-м предложил проект ракетного самолёта с пятью ЖРД, удивительно похожий на Ме-112, и всё пока... Самолёт не был построен, какие-то слухи о бегстве Питча с деньгами, выделенными на проект Зато про второго создателя ЖРД для автомобиля-ракеты Хейланда известно очень много. Родился в 1906-м, на войну не успел, в августе 1927 года стал инструментальщиком на заводе. В 1928 году учился в техническом колледже Берлина, получил степень бакалавра наук в области машиностроения. С 1 мая 1930 года Рудольф начал работать у Хейланда в Берлине, где встретился с Максом Валье. Валье погиб через пару недель и лишь через 8 месяцев Хейланд решил продолжить работу Валье и Рудольф с Питчем создал вполне надёжный ЖРД с тягой 165 кг. И больше Рудольф из ракетостроения не уходил. В 1932 году он (вместе с Питчем) был уволен Хейландом по причине финансового кризиса, Но они тут же получили контракт от армии. Когда деньги кончились, Питч ушёл, а Артур остался и совершенно без денег доделал ЖРД и в 1934-м предъявил его фон Брауну и остался в его команде. Рудольф был убеждённым нацистом и не скрывал этого, вступил в партию Гитлера в 1931-м. Он вспоминал, что читал "Майн Кампф", во многом был согласен с Гитлером и первые 6 лет правления фюрера "были прекрасны, все были счастливы". В 1937 он работает на Пенемюнде, был назначен начальником производства, а в середине 1939 года — главным инженером вновь построенного ракетного завода. Он не принимал непосредственного участия в разработке А4, но стал центральной фигурой в её производстве. После бомбёжки Пенемюнде мощности по производству ракет были перенесены в Миттельверк вблизи Нордхаузена. Рудольф отвечал за перемещение оборудования из Пенемюнде на Миттельверк, а потом был директором по производству Фау-2. На сайте НАСА и других, не менее уважаемых организаций, упомянуто, что первый ракетный полёт в США произошёл 4 января 1931 года с пилотом Уильямом Свеном. И это всё о нём. И неудивительно. Это очередной аферист-шоумен с весьма тёмной историей. И дата полёта неправильна (очевидно, просто копирование опечатки - ну какой январь на фото?). Есть и заметки в газете и даже конверт с датой, причём исправленной. Звали его Уильям Дьюи Стинчкомб, родился в Нью-Джерси, единственный брат у пяти сестёр на бедной ферме, с восьми лет батрачил на неграмотного отца, в 14, приписав себе возраст, поступил в ВМС США, через 4 месяца его оттуда выгнали и он устроился в банду по угону автомобилей. Отсидев 18 месяцев в тюрьме, он женился, чем-то подрабатывал 6 лет, в 1928 году у него родился сын и он сбежал из семьи. В 1929 году он немного изменил фамилию и женился вторично (на внучке сенатора, она вдруг стала беременной). Так он стал двоежёнцем (это обнаружили только в XXI веке, когда делали анализ ДНК). Как-то он научился летать и решил устроить шоу с ракетным планером. Оно должно было состояться 30 мая 1931 года на Стальном пирсе Атлантик-Сити, но почему-то решили испытать 4 июня на аэродроме. (Возможно, потому, что 24 мая Свен едва не погиб, когда у его самолёта разорвалось крыло и он выпрыгнул с парашютом. Во всяком случае, он так рассказывал. Вот 4 июня и был сделан снимок. Планер был немецкий, конструкции Липпиша, Zoegling Primary Training, но его пришлось переделать под ракеты. В небо запустили обычным шнуром. Ракета была всего одна, тягой в 20 кг. И Свен её, якобы, зажёг электрозапалом, взлетел на 30 метров и пролетел 300. Почему "якобы"? Утверждают, что дым за планером вполне мог дорисовать фотограф для убедительности. И вообще - прирост скорости мог быть не более 7 км/час. Но 5 июня там же полёт повторили, на этот раз, якобы, зажгли 12 таких ракет. Свен взлетел на 60 метров, разогнался до 90 км/ч и пробыл в воздухе 8 минут. Взлетал ли он со Стального пирса, неизвестно. Вероятно, попытка была. 12 июля кинохроника отметила «самолёт, ныряющий в Атлантический океан» Продолжение - в следующем году. ↑ 28 июня 1931 года ракетный планер появился и в Италии. Этторе Каттанео вообще-то был итальянским стоматологом, он и получил прозвище "летающий дантист". Но увлёкся авиацией. 5 мая 1918 года он получил лицензию военного пилота. В январе 1921 года вместе с Д'Аннунцио участвовал в оккупации Фиуме (это Триест, там были интересные дела). 18 декабря 1926 года установил мировой рекорд дальности на планере (11,5 км). А к ракетам его сопроводил незаслуженно забытый воздушный ас Мировой войны (31 победа) Флавио Бараккини, владелец заводика по производству сигнальных и прочих ракет. 29 июля 1928 года на заводе взорвался паровой котёл, Бараккини был тяжело травмирован и умер в 1929-м, но заразил идеей Каттанео летать с ракетами. Тот построил самолётик и действительно взлетел. Сведения чрезвычайно расплывчатые. Называют дату и 25 июня, пишут, что полётов было 6 (в один день? не путают ли с количеством ракет?). Якобы он пролетел 800 метров за 2 минуты, а потом и 2 км. Везде написано, что зажигал он только 2 ракеты. Толковых фото нет вообще. К счастью, есть кино на 80 секунд (3,89 Мб).
Ровно половину фильма двое механиков закладывают 6 ракет (размером с рулон обоев) в 6 гнёзд круглого диска. Планер взлетает с деревянного жёлоба, резиновый шнур натягивают человек 20 мужиков (планер весит 300 кг). Машина взлетает метра на 2, потом ракета выпускает большой дым, планер поднимается ещё на пару метров, после чего падает и ползёт на брюхе, сильно дымя. Вот фото из фильма: Годдард в центре. Слева направо Н.Т. Юнгквист, Л. Мансур, А.В. Киск и К. Мансур
Было бы странно, если бы Антон Рааб забросил свой ракетный самолёт после ссоры с Опелем. Пишут, что Рааб-Каценштайн RK 9 был переделан в ракетный, получил название RK 22 и был готов в начале 1929 года. Он летал как обычный самолёт с поршневым двигателем Anzani мощностью 30 л.с. И только осенью 1931 года на самолёт установили ракетный двигатель. Во время испытаний двигатель взорвался, Рааба спасла стальная спинка сидения, но самолёт был повреждён и его порезали на металл. При этом надо помнить, что компания обанкротилась в 1930-м, её приобрёл акционер Физилер, создавший позже ФАУ-1. Однако, есть ещё книга П.Бауэрса "Летательные аппараты нетрадиционных схем" (1984 г., на русском - 1991), где автор уверенно пишет об этой машине "Уникальной особенностью самолёта являются встроенные ракетные ускорители для разгона при взлёте". Так что может, что и было доведено до испытаний? На фото - не ракетный RK 9 |