вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, газетах 2017 г. (июль - декабрь)


  1. номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2017 г. том 37. №3 (Сентябрьское равноденствие 2017) в pdf - 6,11 Мб
    Прощай, Кассини (Farewell, Cassini)
    На обложке: Кассини-Гюйгенс впервые стала проблеском в глазах планировщиков миссий в 1982 году, после того как Voyager's разожгли аппетит для более пристального взгляда на систему Сатурна. Теперь, спустя 20 лет после его запуска, мы прощаемся и отмечаем миссию, которая оставляет богатое научное и инженерное наследие. 13 апреля 2017 года Кассини снял 96 цифровых изображений, которые вошли в этот гранд-финальный портрет Сатурна. Здесь видны все компоненты главной кольцевой системы, освещенные сзади. Здесь более прозрачные кольца светятся ярче, а более толстые, более непрозрачные кольца кажутся темными.
    НАСА / JPL-Caltech / SSI / Ян Реган
    Об этой проблеме: Ученый проекта Cassini Линда Спилкер отдаёт дань Cassini.
    Сезоны гиганта: Ли Флетчер смотрит на постоянно меняющуюся атмосферу Сатурна.
    Кольца Сатурна: Люк Донес рассказывает о том, чему нас научил Кассини.
    Атмосфера Титана: Сара Хёрст описывает очень сложную атмосферу Титана.
    Поверхность Титана: Элизабет Тартл показывает нам открытия Кассини-Гюйгенс на поверхности Титана.
    Источник электронного кольца Сатурна: Кэндис Хансен-Кохарчек рассказывает о крошечном, но очень активном Энцеладе.
    Луны Сатурна: Эмили Лакдавалла сравнивает многие луны Сатурна.
    Когда Кассини ушёл, что теперь? Кейси Драйер указывает на затишье в новых миссиях на Сатурн и сообщает о возможностях исправить ошибку.
    Ваше место в космосе. Билл Най чтит Кассини и смотрит на LightSail 2.
  2. номер полностью (на англ.) «The Planetary Report» 2017 г. том 37. №4 (Декабрьское солнцестояние 2017) в pdf - 6,32 Мб
    Год в картинках (The Year in Pictures)
    На обложке: для тех, кому посчастливилось увидеть его, 21 августа 2017 года произошло североамериканское затмение, которое изменило его жизнь, особенно для тех, кто впервые видел полное солнечное затмение. Крики восторга, слез и возгласов разразились по Соединенным Штатам, когда затмение последовало по пути через весь континент. Наука закончилась, люди собрались вместе, и все - даже те, кто видел частичное затмение - веселились, наблюдая за проходом Луны с Земли перед ее звездой. Веб-редактор Planetary Society Таня Харрисон сфотографировала затмение с высоты 11,6 км (38 000 футов) на борту специального рейса авиакомпании Alaska Airlines «Солнечный 1.». Прочитайте рассказ Тани о своем опыте на сайте planet.ly/chasingtotality.
    Таня Харрисон

    Сделать подарок бесплатно? Ричард Шут делится новыми и интересными способами поддержки работы Планетарного общества.
    Год в фотографиях: Эмили Лакдавалла освещает некоторые из самых значительных космических снимков 2017 года.
    Есть там кто-нибудь? Прочитайте отрывок из истории из трех частей Джейсона Дэвиса о SETI.
    Там идет солнце: дневник приключений затмения от Уитни Пратц.
    Распродажа! LightSail2 готов к отправке. Брюс Беттс описывает последние шаги к запуску.
    Кажется, что многое изменится ... Кейси Дрейер рассказывает о решении Star Wars для опасных астероидов.
    Ваше место в космосе. Билл Най отмечает наше растущее влияние и глобальное участие.
    Центр внимания волонтеров. Наши европейские добровольцы полны волнения.
    Больше планет и частичное солнечное затмение!
  3. Кит Баттон. Скоро в деле: ЭРД для Марса (Keith Button, Coming soon: Electric propulsion plan for Mars) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №7 (июль - август), 2017 г., стр. 8 в pdf — 707 кб
    «Aerojet Rocketdyne планирует предоставить НАСА в августе [2017] планы по созданию солнечной электрической двигательной установки, которая могла бы привести в движение запланированную космическую платформу на орбиту Луны в качестве предвестника полета человека на Марс. (...) С 13 киловаттами мощности, доступной для приведения в движение, новый двигатель будет более чем удваивать как доступную мощность, так и соответствующую тягу, генерируемую современными солнечными ЭРД (...). НАСА также хочет, чтобы двигатель дал более высокую мощность. Удельный импульс - лучший по эффективности - по сравнению с современными солнечными электрическими движителями и более продолжительным сроком службы: 1700 циклов включения/выключения в течение миссии продолжительностью не менее восьми лет. (...) НАСА предусматривает объединение трех-пяти из 13-киловаттных двигателей, чтобы двигать космический корабль для людей, на орбите вокруг Луны, в качестве практики до миссии человека на Марс (...) НАСА планировало включить эту технологию в свою миссию по перенаправлению астероидов, но эта миссия была отменена в предлагаемом бюджете президента Дональда Трампа на 2018 год. (...) Миссия на Марс будет нуждаться в солнечном электрическом двигателе, потому что масса химического топлива, необходимого для полета в дальний космос, неподъёмна"
  4. Том Джонс. На всякий случай (Tom Jones, Getting out on a bad day) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №7 (июль - август), 2017 г., стр. 18-21 в pdf — 1,49 Мб
    «Риски космического полета начнутся не с момента старта. Астронавты на стартовой площадке сидят, иногда часами, на сотнях тонн накопленной химической энергии. Аварийная ситуация на площадке может угрожать безопасности экипажа так же, как и удар микрометеорита или поврежденный теплозащитный экран. (...) конструкция и функции наземных систем безопасности и эвакуации имеют решающее значение. Задержка в несколько секунд может означать разницу между выживанием и сожжением. По мере того, как промышленность готовится к запуску двух новых коммерческих кораблей подрядчики усердно работают с НАСА и бывшими астронавтами, чтобы дать экипажам то, чего у нас никогда не было во время программы шаттла: множество вариантов спасения от надвигающейся катастрофы на стартовой площадке - короче говоря, верный выход в плохой день. (. ...) В документе CCT-REQ-1130, касающемся требований к транспортировке экипажа НАСА, говорится, что среди многих технических требований безопасности экипажи должны быть в состоянии покинуть свой космический корабль менее чем за 90 секунд. (...) В SpaceX's Crew Dragon у астронавтов (...) будет три варианта побега. Они могли выйти через открывающийся наружу боковой люк, пересечь площадку доступа экипажа к порталу, спуститься на лифте на поверхность площадки и уехать в MRAP, защищенном от огня транспортном средстве. (...) Во-вторых, четверо могли пройти через площадку доступа в 80 метрах над площадкой 39А и к противоположной стороне портала. Они прыгают в спасательные корзины (...), спускаются вниз по скользящим проводам до уровня земли и уезжают. (...) Наконец, для быстрого бегства команда могла активировать систему прекращения запуска ракеты, направляя капсулу с берега в море. (...) SpaceX утверждает, что в мае 2015 года тестирование системы сброса при запуске Crew Dragon показало, что она готова спасти будущую команду астронавтов. (...) В течение L-4 минут активируется система прекращения запуска ракеты-носителя [Boeing CST-100] Starliner, что позволяет почти мгновенно покинуть зону взрыва. В случае необходимости наземного выхода площадка доступа вернется к космическому кораблю всего за 15 секунд. (...) Пройдя через люк и поперек площадки доступа, экипаж оставит опасную зону на более простой версии скользящей системы челнока. (...) В конце очереди команда садилась в MRAP и ехала в пункт сбора. Starliner Boeing, как и Crew Dragon, и новый модуль NASA Orion для дальнего космоса, имеют систему прерывания запуска, которую нужно вызвать, если чрезвычайная ситуация развивается слишком быстро, чтобы позволить наземный выход. (...) будущая коммерческая транспортная бригада, вероятно, столкнется с критической ситуацией. Их жизнь будет зависеть от тщательного анализа НАСА схем выхода и систем безопасности, а также от строгих испытаний, доказывающих, что они будут функционировать в тот день, когда они должны сработать».
  5. Дебра Вернер. Хоровод кубсатов (Debra Werner, Dancing cubesats) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №7 (июль - август), 2017 г., стр. 32-39 в pdf — 4,37 Мб
    «Когда-то рассматриваемые в основном как способ дать студентам практический опыт, кубсаты оказались настолько полезными, что НАСА, ВВС США, разведывательные агентства и стартапы Силиконовой долины разрабатывают теперь многомиллионные миссии по съемке и передаче изображений Земли. С этой вновь обретенной важностью приходят проблемы. (...) Теперь, когда миллионы долларов и ключевые цели находятся на кону, многие разработчики кубов хотят, чтобы их космический аппарат имел двигательную установку. (...) Теперь задача состоит в том, чтобы выяснить, какие конструкции новых двигателей малой тяги будут работать. (...) Некоторые концепции являются формами солнечной электрической тяги (...) Другие концепции - это Ду традиционной химической тяги. Вот некоторые технологии на горизонте: [1] Двигатели с эффектом Холла ( ...) захватывает электроны и заставляет их сталкиваться с атомами ракетного топлива, и полученный ионизированный газ ускоряется с помощью магнитного и электростатического полей. (...) [2] Электрораспылители. Они применяют заряд к ионному жидкому топливу перед его ускорением электрическим полем. (...) [3] Ионные двигатели. Они ускоряют ионы с помощью электрической энергии и могут работать на йоде или ксеноне. (...) [4] Радиочастотные двигатели. Они преобразуют электрическую энергию в радиоволны, которые воздействуют на топливо, создавая тягу. (...) [5] Сопротивление движению. Эти концепции пропускают электричество через резистор, чтобы генерировать тепло, которое создает тягу по-разному в зависимости от конструкции. (...) [6] Разряд микрополости. Электроды нагревают топливо, превращая его в плазму в полости микрометрового диаметра, перед тем как разрядить плазму через сопло. (...) [7] Химическая тяга. Различные группы адаптируют основную концепцию выбросов газов или паров для создания тяги. Калифорнийская компания VACCO Industries (...) также поставила две силовые установки для первого кубсата, созданного для межпланетного путешествия, финансируемого Лаборатории реактивного движения НАСА - Mars Cube One, для краткости называемой MarCO. Предполагается, что этот куб 6U [стандартизированная платформа] будет лететь к Марсу с помощью посадочного аппарата InSight, сокращенного от «Исследования интерьера, Interior Exploration» для сейсмических исследований, геодезии и переноса тепла. MarCO будет оставаться в космосе для передачи сообщений между посадочным аппаратом InSight и планировщиками миссий на Земле. (...) Из-за токсичности гидразина для рабочих некоторые компании экспериментируют с двигателями, которые будут работать на нетоксичных "зеленых" топливах ".
  6. Дебра Вернер. Тормозной парус может противостоять мусору (Debra Werner, Drag sails could counter debris) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №8 (сентябрь), 2017 г., стр. 8 в pdf — 423 кб
    «Разработчики спутников класса килограмм, которые хотят быть хорошими управляющими на низкой околоземной орбите, теперь имеют некоторые данные о полетах, чтобы оценить их сопротивление, как возможное средство выведения из строя без необходимости использования топлива после завершения их миссий. По состоянию на 10 августа 2017 года по словам Брэдли Коттена, менеджера проекта CanX-7 в Лаборатории космических полетов Университета Торонто, четыре сегмента дрейфующих парусов, которые развёрнуты в мае на спутнике CanX-7, уменьшили высоту космического аппарата на 5 километров. (...) Когда частицы высоко в атмосфере ударяются о каждый сегмент паруса, сила немного замедляет 3,6-килограммовый спутник и заставляет его опускаться ниже. Эта технология может быть вариантом для десорбции космических аппаратов, таких как наноспутники, которые определяются как те, которые весят от 1 до 10 кг. Сегмент паруса имеет площадь около квадратного метра и состоит из гибкого и легкого алюминированного полиимида. Паруса оставались сложенными и убранными внутри модулей во время вторичной миссии CanX-7 (...) в течение 15 лет. Старое правило, разработанное многонациональным Межучрежденческим координационным комитетом по космическому мусору (...), призывает спутниковых операторов сводить свои космические аппараты в течение 25 лет после завершения их миссий. Разработчики наноспутников опасаются, что если их отрасль не будет следовать правилу, правительства введут новые правила. (...) Он [Коттон] ожидает, что CanX-7 сгорит в атмосфере задолго до 25-летней отметки. Это может произойти менее чем за три года, если парус будет перемещен в положение, перпендикулярное орбите кубсата, как ожидается, чтобы максимизировать сопротивление. В худшем случае это может занять 4,5 года. По словам Коттена, без тормозных парусов CanX-7 поддастся атмосферному торможению примерно через 178 лет".
  7. Адам Хадхази. Эксперимент на космической станции, направленный против болезни Паркинсона (Adam Hadhazy, Space station experiment targets Parkinson’s) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №8 (сентябрь), 2017 г., стр. 9 в pdf — 312 кб
    «Среди новых экспериментов, начатых на Международной космической станции в капсуле Дракона в августе [2017], был один для Фонда Майкла Дж. Фокса, исследовательской группы по болезни Паркинсона, созданной актером, который обнародовал свой диагноз в 1998 году. При болезни Паркинсона клетки мозга, которые производят химический реагент дофамин, отмирают, в результате чего пациенты постепенно теряют способность делать скоординированные движения. (...) Исследователи ищут лекарство, которое может связывать дефектные белки, отключать их и потенциально остановить прогрессирование болезни Паркинсона у этих пациентов. Выращивание кристаллов этих белков в космосе может быть частью решения. (...) Под действием силы тяжести молекулы белка в лаборатории становятся компактными, комковатыми и их трудно структурно изучать. Уберите эту гравитацию, и многие белки становятся больше и с более аккуратно упорядоченной структурой. Однажды вернувшись на Terra Firma [лат. твердая Земля = Земля под нашими ногами] в твердой кристаллической форме, их структуры можно изобразить и изучить, чтобы разрешить крошечные, но критические грани их форм. Эти идеи могут помочь в разработке точных лекарств, которые бы соответствовали форме белка с помощью кода, подавляя его функцию и потенциально излечив заболевания».
  8. Леонард Дэвид. «Превзойти Curiosity» (Leonard David, Beating Curiosity,) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №8 (сентябрь), 2017 г., стр. 24-30 в pdf — 928 кб
    «Как только марсоход NASA размером с автомобиль размером в 2020 году достигает поверхности, он должен за два земных года проехать примерно то же расстояние, что и марсоход Curiosity за пять лет. NASA хочет, чтобы он перемещался от одного научного объекта к другому. Он должен делать это без чрезмерного износа колеса, который замедлял путешествие Curiosity. Он также должен делать то, что Curiosity не мог: сверлить твердые образцы марсианских пород с помощью устройства, называемого керром, помещать образцы в трубки и оставлять трубки на поверхности для будущего исследователя, возможно, другого робота, который отправит их на Землю. (...) Лаборатория реактивного движения (JPL), финансируемая НАСА в Калифорнии, должна достичь этих целей, держась как можно ближе к проекту "Наследие Curiosity". Это единственный способ, которым менеджеры смогут оставаться в пределах расчетной цены проекта в 2,4 миллиарда долларов США. (...) В большинстве, но не во всех отношениях, доставить марсоход на поверхность будет похоже на «семь минут ужаса» Curiosity, как инженеры назвали падение с вершины марсианской атмосферы на поверхность. Вот что будет таким же: (...) Вот что будет другим: НАСА хочет, чтобы ровер приземлялся «близко к забавным вещам», имея в виду интересные с научной точки зрения особенности (...) НАСА сократило посадочный эллипс вокруг цели после Curiosity с 25 км на 20 км с 16 км до 14 км для Mars 2020. (...) цель уменьшения эллипса и преодоления труднопроходимой местности потребует двух операций, для которых Curiosity не был оборудован. Одна из них называется «Range Trigger», и предназначена для сокращения эллипса, инициируя развертывание парашюта в зависимости от местоположения аэродинамической оболочки относительно поверхности. (...) Другая новая техника - это относительная навигация по местности или TRN. (...) После отделения теплового щита камеры будут фотографировать поверхность, когда аэроснаряд опускается под парашютом. Программное обеспечение TRN сравнивает эти изображения с сохраненной цифровой картой (...). Если ровер направляется в опасную сторону, программное обеспечение определяет более безопасное место на карте и направляет туда марсоход и сборку Sky Crane после сброса парашюта и задней оболочки и запуска РД. (...) С момента приземления Curiosity в августе 2012 года износ колес был обнаружен за пределами ожидаемых вмятин и сколов. (...) Инженеры решают эту проблему, сделав шины колес Mars 2020 примерно в два раза толще, чем у Curiosity (1,65 миллиметра по сравнению с 0,75 мм), и упорядочив рисунок протекторов, называемых грунтовками , (...) Оказывается, что режим автоматической навигации Curiosity, который был опробован в начале миссии, мог способствовать чрезмерному износу колес, направляя ровер по маленьким заостренным камням. (...) контроллеры в операционном центре JPL теперь предпочитают управлять Curiosity в наземном режиме, что означает ежедневную отправку свежих навигационных команд. (...) История должна быть другой для Марса 2020. (...) Благодаря своим навигационным камерам с более высоким разрешением и более интеллектуальному алгоритму автонавигации, Mars 2020 будет определять области, которые могут иметь заостренные камни, и избегать их. (...) Марс 2020 будет проходить до 225 метров за три часа со скоростью до 75 метров в час. (...) Чтобы сделать эту более умную автоматическую навигацию возможной, потребовалось добавить в Mars 2020 второй компьютерный процессор по сравнению с Curiosity. Дополнительный процессор высвободил основной процессор для выполнения навигационных вычислений, а второй процессор будет предназначен для быстрой обработки изображений с навигационных камер ровера. (...) Достижение всего этого было трудной задачей. (...) В отчете [внутреннего офиса НАСА] отмечается, что масса возросла до 1041 кг, что близко к верхнему пределу массы ровера, равному 1050. (...) В конечном итоге может оказаться, что у менеджеров не было иного выбора, кроме как приблизиться к пределу массы для Mars 2020, если они хотят превзойти Curiosity».
  9. Ирэн Клоц. Утилизация ракет (Irene Klotz, Recycling rockets) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №8 (сентябрь), 2017 г., стр. 32-39 в pdf — 882 кб
    «SpaceX и другие компании включают возможность многократного использования в современные ракеты или чертежи для версий следующего поколения, чтобы выяснить, насколько далеко можно продвинуться в этом направлении. (...) Если SpaceX и эти конкуренты преуспеют, результатом может быть значительное сокращение космических перевозок, затрат, стремление, которое восходит к дням космического шаттла. (...) В конечном счете, SpaceX стремится восстановить и перезапустить намного больше, чем первые ступени Falcon 9, на которые приходится около 70 процентов стоимости каждой ракеты, а ещё восстановить обтекатели полезной нагрузки и вторые ступени, а также основные ступени Falcon 9 и Falcon Heavy. (...) Генеральный директор SpaceX и ведущий дизайнер Элон Маск хочет, чтобы его команда восстановила, заправила и повторно запустила Falcon в течение 24 часов. (.. .) Военно-воздушные силы и НАСА, два крупнейших клиента для американских пусковых служб, начинают размышлять о том, какие проверки, испытания и оценки рисков, которые им понадобятся для сертификации использованных ракет, безопасны для повторной проверки. (...) Пока что ВВС и НАСА сертифицировали только новые Falcon 9 для полета. (...) Военно-воздушные силы намереваются изучить, как сертифицировать для повторного использования (...) НАСА столкнулось с возможностью многоразового использования шаттла в течение 30 лет, прежде чем завершить программу в 2011 году. Три главных двигателя на жидком топливе каждого орбитального корабля были рассчитаны на 10 полетов и время перед проверками было необходимо. Во время наземных испытаний инженеры обнаружили детали в насосах, которые необходимо проверять после каждого полета. (...) Бывший директор по запуску шаттла Майкл Лейнбах предупреждает, что возможность многократного использования имеет скрытую стоимость, которая может не проявиться годами. (...) «Большинство высокоэнергетических систем каждый раз работают почти на грани отказа», - добавляет он. «Когда вы смотрите на ракету SpaceX, когда эта штука отбрасывает полезную нагрузку, а затем снова запускает свои двигатели, разворачивается и летит на своей собственной тяге, чтобы обратить вспять импульс, чтобы вернуться к Мысу, это очень и очень сложные условия, с которыми приходится иметь дело. (...) SpaceX попытался приземлить беспилотный аппарат, падающий в океан, дважды потерпев неудачу, прежде чем в декабре 2015 года окончательно вернул ускоритель без изменений, приземлив на землю на станции ВВС на мысе Канаверал. К июлю 2017 года SpaceX совершил этот подвиг на земле или на барже еще десятки раз. Он вернул два из этих ускорителей в строй, отправив SES-10 на орбиту в марте [2017] и BulgariaSat-1 в июне [2017] для базирующейся в Софии Bulgaria-Sat. Еще четыре предварительно запущенных ускорителя должны быть запущены до конца года. (...) SpaceX, в которой указана базовая цена ракеты Falcon 9 в размере 62 млн. долл. США, предлагает клиентам небольшую скидку, если они выбирают предварительно запущенный ускоритель. Но если компания сможет научиться восстанавливать и повторно использовать не только первую ступень ракеты, цель будет заключаться в том, чтобы снизить цены примерно на 30 процентов, говорит президент SpaceX Гвинн Шотвелл. (...) Согласно данным отчета Ассоциации спутниковой промышленности, выпущенного в июне [2017], годовой мировой доход в 2016 году составил 255 млрд долларов США. Мировой доход отрасли космических запусков составил около 5,5 миллиардов долларов США. «Стоимость запуска не стимулирует индустрию», - говорит Карисса Кристенсен, основатель и исполнительный директор Bryce Space and Technology из Вирджинии. (...) Ракетчики-миллиардеры, обладая глубокими карманами, привлекательностью и независимостью инвесторов, бросили вызов United Launch Alliance и европейской компании по запуску Arianespace. (...) Старший аналитик Teal Group Марко Касерес (...) предсказал, что Falcon 9 будет «становиться все дешевле, дешевле и дешевле, поскольку его можно будет использовать повторно». (...) На фоне дебатов о ракетах многократного использования - НАСА и ВВС США, крупнейшие покупатели пусковых услуг в Соединенных Штатах. (...) НАСА рассматривает ранее запущенные ракеты-носители Falcon для грузовых рейсов SpaceX на Международную космическую станцию, сказал Уильям Герстенмайер, помощник администратора по исследованию и эксплуатации пилотируемых аппаратов. А генерал Джон «Джей» Рэймонд, глава космического командования ВВС, заявил в апреле [2017 года], что он открыт для идеи использования военных спутников на восстановленных ракетах».
  10. Том Джонс. Исследовательское телеприсутствие (Tom Jones, Exploration telepresence) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №9 (октябрь), 2017 г., стр. 12-15 в pdf — 637 кб
    По оценкам НАСА, люди могут облететь Марс к началу 2030-х годов, и, как только они появятся там, дата приземления должна быть определена. Но посадить людей на Марс сложно, рискованно и дорого. Экипажи должны были бы доставить многотонный лэндер на поверхность с использованием технологий входа, спуска и посадки, которые далеки от готовности к полету. Еще одной проблемой будет старт астронавтов с поверхности. Без значительного увеличения бюджета НАСА астронавты не могут ступить на Марс до 2040 года или позже. Многообещающая технология - разведывательное телеприсутствие - может помочь НАСА ускорить интенсивное исследование человеком Марса. Астронавты, вращающиеся вокруг Марса в начале 2030-х годов, могут контролировать глаза и руки роботов на поверхности, продолжая поиск жизни всерьез, пока наземные экспедиции не станут реальностью . (...) телеприсутствие - это уже земная реальность. (...) В области медицины некоторые операционные залы оснащены так называемой хирургической системой да Винчи. (...) Система да Винчи - пример виртуального присутствия, также называемого телеприсутствием с малой задержкой, или LLT, определяемого как управление роботом с задержкой связи, меньшей времени реакции человека (примерно 0,25 секунды). (...) С орбиты вокруг Марса астронавты могли бы посылать сигналы и получать их от наземных роверов за считанные миллисекунды, LLT предоставляет им эту возможность благодаря роботизированному зрению и тактильной обратной связи. (...) Локхид Мартин в прошлом году предложил разместить на орбите вокруг Марса то, что он называет космическим кораблем Базового лагеря, в качестве места обитания, логистики и транспортного узла для возможных наземных экспедиций или экскурсий астронавтов на марсианские спутники Деймос и Фобос. На мой взгляд, этот базовый лагерь обеспечит идеальную точку зрения для LLT. (...) астронавты на орбите Марса телеуправляли бы ровером и его придатками почти в реальном времени для повышения ловкости и сенсорной обратной связи. Телеприсутствующие космонавты могут заниматься деятельностью, выходящей за пределы возможностей автономных систем (...) Космонавты могут создавать наземную инфраструктуру, необходимую для поддержки исследователей. (...) если НАСА намеревается вывести людей на орбиту Марса в начале 2030-х годов, важно извлечь максимальную научную пользу из этих дорогостоящих поездок. (...) наука телеприсутствия только усилит наш аппетит к заманчивой перспективе появления ученых на самом Марсе. (...) Космонавты на МКС уже контролировали земные роверы. В частности, в 2013 году в рамках проекта НАСА по исследованию человеческого телеприсутствия астронавт МКС Крис Кэссиди управлял планетарным ровером в исследовательском центре Эймса. (...) НАСА уже рассматривает вопрос о том, чтобы астронавты в 2020-х годах дистанционно управляли и манипулировали инструментами на спутнике Луны с его запланированной Deep Space Gateway на лунной орбите. (...) Эксперты по робототехнике на семинарах Института Кека (...) считали маловероятным, что роботы ИИ [искусственного интеллекта] смогут заменить людей на орбите Марса и на Марсе даже через два десятилетия. (...) Наиболее фундаментальные вопросы о биологии Марса, вероятно, будут даны ответы только тогда, когда человеческий разум сможет полностью взаимодействовать с этой инопланетной поверхностью. Телеприсутствие с малыми задержками дает возможность прикоснуться к этой поверхности раньше, что доказывает реальную ценность человеческих исследователей в нашем стремлении понять Солнечную систему».
  11. Адам Хадхази. Коррекция курса (Adam Hadhazy, Course corrector) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №9 (октябрь), 2017 г., стр. 16-21 в pdf — 1,48 Мб
    «Знание об угрозе - это одно, а устранение - другое. Планировщики планируемой миссии 2020 года под названием AIDA (...), «Оценка воздействия и отклонения астероидов», работают на этом фронте планетарной обороны. Миссия будет состоять из двух космических аппаратов. Один, чтобы ударить небольшой астероид и, надеюсь, подтолкнуть его на немного новый курс, а другой, чтобы наблюдать и охарактеризовать столкновение вблизи. НАСА готовит часть миссии с кинетическим ударником, предлагаемый космический аппарат, получивший название DART, Double Asteroid Redirection Test. (...) Этот космический корабль совершил бы полет в направлении астероида Дидимос, прибыл бы в его окрестности в октябре 2022 года, когда объект и его спутник по прозвищу Дидимун совершали близкий, но неопасный пролет мимо Земли. (...) Цель DART - намеренно врезаться прямо в Дидимун. Удар жертвенного космического корабля должен изменить на крошечную, но измеримую величину орбиту его луны вокруг своего астероида. (...) Имя Дидимун может быть забавным, но астероид его размеров, 160 метров в поперечнике, может нанести огромный ущерб, хотя и не ставит под угрозу весь мир. (...) Короче, убийца городов. (...) До настоящего времени исследования неба, проводимые наземными телескопами, выявили пути около 94 процентов объектов-монстров размером в километр или более, которые, как ожидается, пересекут путь Земли. Ожидается, что ни один из них этих размеров не будет представлять угрозу в течение по крайней мере столетия. (...) Космические камни 150-метрового размера поражают не в абстрактных геологических интервалах, а в промежутках, относящихся к истории человечества, в среднем каждые несколько тысяч лет. (...) Ученые подсчитали, что в нашей солнечной системе скрывается 25 000 городских убийц, хотя на сегодняшний день исследований насчитывается около 8 000. (...) Исследователи серьезно подумали о методах уменьшения угрозы астероидов. (...) многим нравится кинетический ударник больше всего. (...) Чтобы завершить свое путешествие, DART должен точно поразить Дидимун около центра космической скалы, максимизируя передачу импульса. (...) Ключевой нюанс в том, что Дидимос и Дидимун будут двигаться быстрее, чем ДАРТ. (...) Для DART это привело к автономному маневрированию в реальном времени с малым телом - аббревиатуре SmartNav - алгоритму, который сконцентрируется на Дидимун посредством обработки изображений и навигации, коррекции и управления. (...) В преддверии удара DART и Didymoon будут лететь навстречу друг другу со скоростью 6 километров в секунду (...) Скорее всего, DART создаст кратер шириной в несколько метров и извергнет шлейф материала в космос. (...) Ожидается, что DART изменит скорость орбиты Дидимун примерно на полмиллиметра в секунду, что приведет к изменению периода обращения, возможно, на 10 минут. (...) Между тем, второй элемент космического корабля миссии AIDA остается под угрозой. В соответствии с первоначальным замыслом, AIDA, аппарат под названием Asteroid Impact Mission, или AIM, прибудет к Дидимос перед DART. AIM будет характеризовать скалистый дуэт Didymos и предлагать подходящее место для кончины DART и оценки его результатов. (...) на совещании руководящего органа в декабре 2016 года бюджет AIM не утверждался. Исследователи в настоящее время работают над уменьшенной версией AIM (...) Для надежного успеха кинетического импактора, а также других контрмер необходимо раннее обнаружение на много месяцев или даже лет до того, как падение грозного астероида или кометы будет иметь решающее значение. (...) «Нахождение этих астероидов до того, как они нас найдут, - лучший способ, - говорит ученый-планетатор из Аризонского университета Вишну Редди».
  12. Дебра Вернер. Разрушитель рынка (Debra Werner, Market disruptor) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №9 (октябрь), 2017 г., стр. 34-38 в pdf — 940 кб
    «Через несколько секунд [после того, как команда была введена в компьютер на Земле], защелка на конце станции Canadarm2 поднялась, и рулон фотогальванических элементов, установленных на запатентованной композитной ткани, начал разворачиваться, как целлофан на дне рождения. В течение двух минут полоса шириной 1,6 метра была полностью вытянута на 6 метров, солнце сверкало над поверхностью, покрытой солнечными элементами. Встречайте ROSA, солнечную батарею Roll Out. Если технология ROSA достигнет космоса в рабочем виде в два или три года, как и планировалось, это могло бы полностью разрушить рынок космических аппаратов, обеспечить большую мощность при значительно меньшей массе, чем современные жесткие раскладные панели. (...) Июньские [2017] испытания, проведенные в течение шести дней, показали что гибкий материал и механизм развертывания ROSA пережили свой запуск на SpaceX Falcon 9 и работали, как и планировалось, в условиях микрогравитации. (...) Инженеры из ВВС и развертываемых космических систем оценили прочность, жесткость и прочность развернутого крыла. Кроме того, они измерили фотоэлектрические характеристики солнечных батарей ROSA при различных температурах, углах солнца и когда массив находился в тени космической станции. (...) Для спутниковых дизайнеров ROSA касается двух параметров в формуле компромисса SWAP (размер, вес и мощность). Его контейнер и свернутая панеь занимают меньший объем и весит меньше, чем современные складные панели с их моторами с приводом от батареи и механизмами запуска. В то же время они генерируют больше энергии. (...) По оценкам ВВС, технология ROSA могла бы помочь уменьшить массу спутников связи следующего поколения и точной навигации и синхронизации, что позволило бы сэкономить 1,4 миллиарда долларов США. (...) Сегодня спутники связи часто используют солнечную электрическую тягу для поддержания станции. НАСА ищет гораздо более мощные солнечные электрические двигательные установки, которые могли бы перемещать космические аппаратыс одной орбиты на другую. (...) Для всех этих приложенийпанели должны были бы быть значительно больше, чем версия размером 1,6 на 6 метров, развернутая на орбите 18 июня [2017 года]. (...) Исследовательская лаборатория ВВС предоставила ключевой компонент ROSA, когда она передала технологию Deployable Space Systems [компании в Голете, Калифорния] для ламинированных труб из углеродного волокна, компоненты, энергия деформации которых разворачивает ROSA. (...) ROSA объединяет эти трубки с фотоэлектрическими элементами и схемами, размещенными в обычных панельных модулях, которые Deployable Space Systems объединяет для создания панелей различных размеров и форм. (...) Все эти преимущества предназначены для снижения затрат на производство электроэнергии на орбите".
  13. Том Ризен. Россия и США. Непростые космические партнеры (Tom Risen, Russia and U.S.: Uneasy space partners) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №10, 2017 г., стр. 9 в pdf — 387 кб
    «Вице-президент Майк Пенс (...) в октябре [2017 года] поручил Национальному космическому совету «задействовать всю силу нашего национального интереса» для мозгового штурма о том, как США могут отправлять людей в миссии на Луну и Марс, утверждая Космическое доминирование против России. Его вступительное слово на заседании совета появилось через неделю после того, как Россия и США опубликовали совместное заявление в Австралии, в котором обещали сотрудничать в освоении дальнего космоса. В своем совместном заявлении Роскосмос и НАСА сослались на концептуальные Deep Space Gateway НАСА на лунной орбите, но они не определили график ее строительства и не определили, какую роль будут играть Россия и США. (...) Генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров сказал мне во время Парижского авиасалона в июне [2017], что его агентство уже начало переговоры с НАСА о совместной разработке станции на лунной орбите. Оба агентства пообещали облегчить международное сотрудничество в космосе, создав космический корабль с аналогичными техническими критериями, и объявлено, что они уже согласовали общий стандарт стыковки для будущей станции. (...) С одной стороны, американские астронавты, оплачивающие полеты за российские ракеты на орбиту, могут составить партнерство. Пенс в своем выступлении на открытии космического совета назвал эту «капитуляцией». Пенс сказал, что США платят России 76 миллионов долларов США за то, чтобы доставить каждого астронавта на Международную космическую станцию, и сказал, что НАСА должно найти другой способ поддерживать постоянное присутствие человека на низкой околоземной орбите. (...) Космонавты и астронавты хорошо работают вместе в космосе, но напряженность между их народами может осложнить их партнерство".
  14. Адам Хадхази. Жизнь после станции (Adam Hadhazy, Life after Station) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №10, 2017 г., стр. 16-23 в pdf — 863 кб
    «Финансирование Конгресса МКС через НАСА будет продолжаться, по крайней мере, до 2024 финансового года, но агентство ясно дало понять, что хочет как можно скорее перевести свою часть МКС в частный сектор. Можно было бы высвободить ежегодные эксплуатационные расходы МКС на сумму от 3 до 4 млрд. долл. США для других целей, таких как полёт на Марс. Если заинтересованные стороны не смогут достичь нового соглашения, они будут вынуждены вывести из строя МКС, затопив путем огненного сведения в атмосферу и затоплением в Тихом океане. (...) После того, как все началось, исследования в настоящее время полны активности, и правительственные учреждения, университеты и компании из списка Fortune 500 выстраиваются в очередь на стартовой площадке со своими экспериментами. Особенно многообещающими является разработка лекарств фармацевтическими фирмами и производство новых материалов. (...) Недавний расцвет исследований на МКС в значительной степени связан с значительно улучшенным доступом. Коммерческий космический сектор восполнил пробел, созданный отказом от космического корабля НАСА в 2011 году. (...) Также расширилось количество и разнообразие исследовательских установок и приборов на МКС, что дает ученым возможность изучить ряд областей, где возможно использование наземных коммерческих объектов. (...) Впервые после выхода на пенсию шаттла американские космические корабли - Boeing CST-100 Starliner и SpaceX Crew Dragon - доставят астронавтов в космос. Благодаря сокращению расходов на полеты людей на этих судах по сравнению с покупкой мест на российском корабле "Союз" программа НАСА сможет позволить себе разместить еще одного члена экипажа на МКС, в результате чего штатная численность экипажа станции составит семь человек. Этот дополнительный человек на борту фактически удвоит количество времени, доступного для проведения научных экспериментов, благодаря перераспределению обязанностей экипажа. (...) Очарование для проведения многих экспериментов там - это микрогравитационная среда. (...) Микрогравитация может приносить дивиденды при кристаллизации белков. (...) Вне гравитации кристаллы могут расти больше, чище и однороднее по размеру. (...) Параллельное исследование также использует кристаллы белка лучшего качества для открытия совершенно новых лекарств. (...) Еще одно многообещающее исследование материаловедения, сосредоточенное на волоконно-оптических кабелях, может также поддержать аргументы в пользу производства коммерческих космических станций. (...) компания [Made In Space, Калифорния] планирует отправить машину нового типа в декабре [2017]. Она получила название «Оптоволоконная нагрузка для оптоволокна», планируется создать 100-метровый оптоволоконный кабель, состоящий из специального стекла под названием ZBLAN, названного в честь составляющих его фторидов тяжелых металлов. В условиях гравитации Земли вытягивание ZBLAN в нити приводит к образованию пузырьков и кристаллизации, которые ограничивают эффективность светопропускания материала, что делает его не лучше при передаче данных, чем обычные кварцевые волокна. Однако в теории чрезвычайно чистый прозрачный ZBLAN, изготовленный в условиях микрогравитации, будет иметь в 100 раз меньшую потерю мощности света по своей длине, чем кварц. (...) Хотя самодельное волокно будет стоить значительно дороже само по себе, более низкие общие затраты на установку должны сделать его конкурентоспособным, предлагая при этом более высокую производительность (...) МКС стала надежным центром и местом назначения для большей части этой бурлящей предпринимательской деятельности в космосе. Но для того, чтобы МКС осталась актуальной в течение оставшегося срока службы и проложила путь к частной станции или станциям, [Дик] Рокет [главный исполнительный директор и соучредитель NewSpace Global, фирмы по бизнес-аналитике, занимающейся космической коммерциализацией и технологиями] говорит, что коммерциализация должна дать о себе знать. (...) Базирующаяся в Лас-Вегасе компания [Bigelow Aerospace] в мае 2016 года развернула на МКС надувной модуль размером с комнату, ставший популярным уголком для астронавтов. Bigelow планирует, что эти складные, тканевые, виниловые и алюминиевые модули будут служить жилыми помещениями и рабочими местами на частных станциях в будущем. Компания хочет отправить гораздо больший модуль примерно в 2020 году (...). Поскольку инфраструктура будет ограничена, люди последуют позже. (...) Неизбежно, что орбитальная экономика МКС и пост-МКС будет вынуждена иметь дело с несчастными случаями и гибелью людей, а не только с дорогостоящими судами и грузами. (...) [Джулия] Робинсон [главный научный сотрудник программы МКС] из НАСА предлагает аналогию истории океанических путешествий с тем, как она видит развитие науки и коммерческой деятельности на околоземной орбите. «Если ты вспомним времена Магеллана, исследование океана было довольно смертельным, - говорит она. Его путешествие в 1519 году, когда впервые совершено кругосветное плавание, началось из Испании с 270 членами экипажа и вернулось домой 18, Магеллан среди них не был. (...) В наши дни научные суда курсируют по воде, но круизные суда делают это для удовольствия, и большая часть движения в открытом море - это коммерческие контейнеровозы. Аварии на море нечасты (...) «Океаны являются частью нашей экономической сферы на Земле», - говорит Робинсон. «И мы хотим, чтобы околоземная орбита была частью этой сферы».
  15. Том Ризен. Коннектор связи (Tom Risen. Connection quandry) (на англ.) «Aerospace America», том 55, №10, 2017 г., стр. 32-37 в pdf — 686 кб
    «Вскоре после того, как Дуг Ловерро стал заместителем помощника министра обороны США по космической политике в 2013 году, он был шокирован, обнаружив, что военная связь идёт через Apstar 7, геосинхронный спутник связи, управляемым APT Satellite Holdings. Среди главных акционеров APT была компания, управляемая китайским правительством. По мнению Ловерро, связь через Apstar 7 рискует быть расшифрованной Китаем. В течение месяца он находился на Капитолийском холме, объясняя подкомитету Конгресса, как возникла эта ситуация. В 2012 году Пентагону нужна была спутниковая связь для войск в Северной Африке. Пропускная способность от обычных коммерческих поставщиков была зарезервирована. (...) Поэтому Агентство оборонных информационных систем (DISA), которое арендует пропускную способность у компаний, чтобы дополнить военные группировки, увидело, что Apstar 7 был идеально расположен над Индийским океаном для обслуживания Северной Африки и обладает достаточной пропускной способностью. DISA подписала контракт с гонконгским APT. ( ...) Вопрос в том, будут ли ВВС приобретать, владеть и управлять многомиллиардным преемником созвездия WGS [Wideband Global Satcom], или же пришло время верить, что коммерческие спутники будут доступны для функции WGS даже спустя годы. (...) Военно-воздушные силы стремятся перейти к получающейся в результате стратегии спутниковой связи, начинающейся в 2023 году, и запустить ее в действие к 2028 году, когда некоторые спутники WGS достигнут своего 14-летнего срока службы. (...) Основной вопрос заключается в том, могут ли военно-воздушные силы и другие лица в оборонном учреждении принять как реальность не обладание и не управление критической части оборонных технологий, в данном случае спутниковую группировку. (...) Любой коммерческий вариант должен обеспечивать адекватную безопасность для обороны, разведки и дипломатической связи. Действительно, защита спутниковой связи от помех может быть, пожалуй, самым большим препятствием безопасности (...) Пентагон планирует защитить спутниковую связь от помех, передавая их в защищенном тактическом сигнале, скачкообразной перестройкой спектра, схемой расширения и кодирования, которая адаптирует сигнал, так что он может быть прочитан только соответствующим модемом или антенным шифрованием с кодированием. (...) Эта форма сигнала кодирования сигнала также может быть расширена для защиты коммерческих спутников. (...) Когда командирам или сотрудникам Белого дома требуется максимальное сопротивление спутнику, они связываются через почти законченное созвездие Высших Частот (AEHF) ВВС на геосинхронной орбите. Если на одной частоте обнаружен сбой, передачи могут быть переключены на другую. (...) Спутники AEHF примерно такого же размера, что и их коллеги WGS, но они дороже отчасти потому, что имеют избыточное оборудование, самовосстанавливающееся программное обеспечение и дополнительную алюминиевую защиту, чтобы противостоять электромагнитному импульсу от отдаленного ядерного взрыва и продолжить работу. (...) Военно-воздушные силы имеют время, чтобы быть разборчивыми. Спутники WGS могут работать после истечения 14-летнего срока службы, возможно, в течение десятилетий. (...) Учитывая эти перспективы, ВВС разработали многолетний график, чтобы найти правильный ответ для связи после WGS. (...) В ходе анализа будет изучена концепция размещенной полезной нагрузки, заключающаяся в размещении военных или государственных антенн связи и электроники на коммерческом спутнике, который будет совместно использовать свой ретранслятор и источник питания. (...) Другим вариантом, рассматриваемым в анализе, будет размещение коммерческой и военной пропускной способности в одной сети, которая может использовать корпоративную пропускную способность при необходимости (...) Сеть будет соединять коммерческую и военную пропускную способность в один ресурс на полный рабочий день. (...) Открытый вопрос заключается в том, будет ли Пентагон использовать службы, которые будут предлагаться компаниями, которые предлагают запустить сотни или даже тысячи небольших спутников связи в ближайшее время. (...) Ловерро также хочет, чтобы военно-воздушные силы сделали скачок и рассматривали коммерческие спутники в качестве штатного оборонного ресурса».
  16. номер полностью (на англ.) «Spaceport magazine» 2017 г №7 в pdf — 4,74 Мб
  17. номер полностью (на англ.) «Spaceport magazine» 2017 г №8 в pdf — 3,83 Мб
  18. номер полностью (на англ.) «Spaceport magazine» 2017 г №9 в pdf — 2,60 Мб
  19. номер полностью (на англ.) «Spaceport magazine» 2017 г №10 в pdf — 3,29 Мб
  20. номер полностью (на англ.) «Spaceport magazine» 2017 г №11 в pdf — 3,49 Мб
  21. номер полностью (на англ.) «Spaceport magazine» 2017 г №12 в pdf — 3,84 Мб
  22. номер полностью (на англ.) «Orion» 2017 г, июль в pdf — 2,33 Мб
  23. номер полностью (на англ.) «Orion» 2017 г, август в pdf — 2,89 Мб
  24. номер полностью (на англ.) «Orion» 2017 г, сентябрь в pdf — 2,21 Мб
  25. номер полностью (на англ.) «Orion» 2017 г, октябрь в pdf — 1,91 Мб
  26. номер полностью (на англ.) «Orion» 2017 г, ноябрь в pdf — 1,64 Мб
  27. номер полностью (на англ.) «Orion» 2017 г, декабрь в pdf — 3,08 Мб
  28. Омран Шараф — «Hope Probe находится на пути к цели по графику»(Omran Sharaf — "The Hope Probe Is on Target and on Schedule") (на англ.) «Majarat», №10, 2017 г., стр. 14-17 в pdf — 1,67 Мб
    «Как только начнется 2017 год, мы продвинемся еще на один шаг ближе к дате запуска миссии "Emirates Mars" — Hope Probe. Ближайшие 12 месяцев станут особенно важным периодом для развития надежного зонда, так как в этом году планируются и разрабатываются реальные проекты, а также стадии разработки и испытаний. "Маджарат" взял интервью у Омрана Шарафа, менеджера проекта миссии "Emirates Mars", чтобы узнать, что в этом году можно посмотреть, как продвигается миссия, и вот, (...) «Мы находимся в движении и по графику. Мы выполнили все основные этапы, которые мы объявили ранее в ходе проекта», — говорит Омран (...) в 2017 увидим, что цель ближе, поскольку начинается новая фаза — производство и испытания, чтобы создать конструкцию и убедиться, что каждый компонент работает так, как должен. (...) «некоторые компоненты, которые уже успешны, мы не будем тестировать, а будем лишь те, которые разработали мы».
  29. Пресс-кит NASA. Кассини: конец миссии, сентябрь 2017 года (NASA Press Kit, Cassini: End of Mission) (на англ.) September 2017 в pdf — 7,65 Мб
    «Спустя два десятилетия в космосе космический корабль NASA «Кассини» близок к завершению своего замечательного разведывательного путешествия. Исчерпав до конца ракетное топливо, который он доставил на Сатурн, операторы намеренно погружают Кассини в планету, чтобы обеспечить стерильность, чтобы луны Сатурна оставались первозданными для будущей разведки — в частности, ледяные океаны Энцелада, но также и Тиан с ее интригующей добиотической химией. (...) 15 сентября 2017 года космический корабль сделает свой окончательный подход к гигантской планете Сатурн, но эта встреча не будет похожей ни на что другое. На этот раз Кассини погрузится в атмосферу планеты, отправляя научные данные до тех пор, пока его маленькие двигатели могут удерживать антенну космического корабля, направленную на Землю. Вскоре после этого Кассини будет гореть (...) И хотя космический корабль может исчезнуть после финала, его огромная коллекция данных о Сатурне — самой гигантской планете, ее магнитосфере, кольцах и лунах — будет продолжать давать новые открытия на протяжении десятилетий».
    Пресс-кит содержат «Временную шкалу окончания миссии».
  30. Плутон — первые официальные имена (IAU, Pluto Features Given First Official Names) (на англ.) «IAU Press Release», №1704, 07.09.2017 в pdf — 3,56 Мб
  31. карта Плутона (на англ.) «IAU Press Release», №1704, 07.09.2017 в pdf — 883 кб
    «Рабочая группа по номенклатуре планетарной системы (WGPSN) Международного астрономического союза (IAU) официально одобрила названия четырнадцати характеристик на поверхности Плутона. Это первые геологические особенности на карте карликов, которые будут называться после близкого пролета космическим аппаратом New Horizons в июле 2015 года. (...) Спутник Планиция — это большая равнина, названная в честь первого космического спутника Спутник 1, запущенного Советским Союзом в 1957 году.
    «Planitia» — это латинский термин для низкой равнины, используемый в названиях геологических особенностей на других планетах.
    [pdf-файл
    https://www.iau.org/news/pressreleases/detail/iau1704/]
  32. С. Алан Стерн. Плутон озадачил (S. Alan Stern, Puzzled by Pluto) (на англ.) «Astronomy», том 45, №9, 2017 г., стр. 22-27 в pdf — 8,60 Мб
    «(...) Здесь я дополнил эти ранние результаты четырьмя всеобъемлющими результатами, которые выделяются из первого исследования Плутона. (...) [1] Один из самых больших сюрпризов в видах, которые прислал New Horizons, — это многие новые виды рельефа на поверхности Плутона. (...) New Horizons также обнаружили уникальные типы ландшафтов на Хароне. (...) [2] Данные New Horizons добавляют аргументов гагантскому удару. (...) эти последние подсказки делают практически невозможным представить любой другой сценарий формирования системы Плутона, чем гигантский удар. [3] Еще один большой сюрприз, который мы обнаружили на Плутоне, является широко распространенные временные изменения на его поверхности...) Возможно, самый странный аспект о том, что жидкости когда-то существовали на поверхности Плутона, что и температура и поверхностное давление сегодня слишком низки, чтобы позволить существовать жидкости. (...) мы моделировали вид изменения атмосферного давления и температуры, который при более значительных вариациях полярного наклона Плутона могут быть причиной этого. Мы обнаружили, что вполне вероятно, что такие циклы заставляли условия на Плутоне иногда превышать давления и температуры кипения азота. Если дальнейшее моделирование нас подтвердит, это позволит жидкости быть стабильной и даже течь на поверхности Плутона тысячи раз в прошлом! (...) [4] Несколько лет назад геофизические модели показали, что Плутон и Харон могли бы иметь внутренние водные океаны или, по крайней мере, иметь это в прошлом. Но когда New Horizons прибыл, он показал новые доказательства того, что такие океаны на самом деле вероятны. (...) Конечно, это свидетельство лишь косвенное. Если мы когда-нибудь вернемся с орбитальным аппаратом, который может отображать гравитационные аномалии, искать магнитные вариации и, возможно, даже иметь поверхностно-проникающий радар, мы можем окончательно проверить этот океан. (...) New Horizons вновь подчеркнул факт, что все эти первые миссии по исследованию более близких планет в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах научили предшественников ученых и научных энтузиастов: «Ничто космического корабля не заменит».
  33. Асиф Сиддики. Вспоминая Спутник: первая гонка в космос [I] (Asif Siddiqi, Sputnik remembered: The first race to space [I]) (на англ.) «The Space Review», 02.10.2017 в pdf — 1,12 Мб
    «Для того факта, чтобы это было одним из самых потрясающих событий космической эры, относительно мало информации о фактическом запуске Спутника. Когда мы это вспоминаем, мы обычно фокусируемся на последствиях: спутниковый шок, особенно в Соединенных Штатах. По здравым соображениям было много толкований, как академических, так и популярных, о его значении, влиянии и долгосрочных последствиях. Но история его создания и самого события остается мутной и полной спекуляций, не имеющих деталей. Конкретные технические детали известны — тип используемой ракеты, время запуска и т. д. — но большая история, помимо некоторых разрозненных анекдотических сообщений, фрагментирована. Цель здесь состоит в том, чтобы сосредоточиться на реальных событиях 1957: как проектировался Спутник? Как он был создан? Что произошло во время запуска? Кто его освещал в СМИ? Кто отслеживал его? Цель здесь — пересмотреть, с учетом многих новых рассекреченных документов из российских архивов, начало космической эры
    [pdf-файл
    http://www.thespacereview.com/article/3341/1 и
    http://www.thespacereview.com/article/3341/2]
  34. Асиф Сиддики. Вспоминая Спутник: первая гонка в космос [II] (Asif Siddiqi, Sputnik remembered: The first race to space [II]) (на англ.) «The Space Review», 09.10.2017 в pdf — 935 кб
    Вторая часть описывает запуск Спутника и события после него. «Ни один из советских инженеров, ученых или политиков не ожидал глобального отклика. Они чего-то ожидали, но не того масштаба, который они видели. (...) Конечно, были рассмотрены политические и экномические аспекты, о которых журналисты широко писали в дни после запуска. Спутник прервал холодную войну таким образом, который был похож на другой ранний удар по американской уверенности в себе — некоторые называли его «технологическим Перл-Харбором». (...) Но был и философский смысл Спутника. Это был первый случай в истории человечества, что дело человеческих рук сумело прорвать небеса вокруг нас и остаться там. Покойный советский журналист Ярослав Голованов красноречиво подвел итог этому понятию в его биографии Королева: «Впервые на Земле что-то, брошеное вверх, не упало».
    [pdf-файл
    http://www.thespacereview.com/article/3344/1 и
    http://www.thespacereview.com/article/3344/2]
  35. Кэтрин Б. Олкин, Кимберли Эннико, Джон Спенсер, Система Плутона после пролета "New Horizons" (Catherine B. Olkin, Kimberly Ennico, John Spencer, The Pluto system after the New Horizons flyby) (на англ.) in: «Nature Astronomy», том 1, №10, 2017 г., стр. 663-670 в pdf — 2,00 Мб
    «В июле 2015 года миссия NASA New Horizons выполнила пролет Плутона, раскрыв подробности о геологии, составе поверхности и атмосферах этого мира и ее лунах, недоступных с Земли. С разрешением до 80 метров на пиксель изображения с «New Horizons» идентифицировали большое количество поверхностных признаков, в том числе большой бассейн, заполненный ледниковыми льдами, которые, по-видимому, проходят конвекцию. Карты поверхностного состава показывают широтную полосу, с нелетучим материалом, доминирующим в экваториальной области, и летучих льдов на средних и полярных широты. Эта закономерность обусловлена сезонным циклом солнечной инсоляции. Исследование атмосферы с New Horizons показало, что температура верхней атмосферы Плутона намного выше, чем было ранее смоделировано. Изображения прямого рассеянного солнечного света выявили многочисленные слои дымки, простирающиеся до 200 км от поверхности. Эти открытия изменили наше понимание ледяных миров во внешней Солнечной системе, демонстрируя что даже на больших расстояниях от Солнца миры могут иметь активные геологические процессы. В этом обзоре рассматривается наше нынешнее понимание системы Плутона и помещается в контекст предыдущих исследований».
  36. Николя Альтобелли, Линда Дж. Спилкер, Скотт Эджингтон. Лебединая песня "Кассини" (Nicolas Altobelli, Linda J. Spilker, Scott Edgington, Cassini's swan song) (на англ.) «Nature Astronomy», том 1, №9, 2017 г., стр. 560 в pdf — 797 кб
    «Космический аппарат весом 4,5 тонны, оснащенный двенадцатью инструментами, произвел революцию в нашем взгляде на систему Сатурна, следуя первому проблеску, полученному в 1980-х годах пролётными летательными аппаратами. (...) Грандиозный финал может быть завершением миссии, но наследие Кассини открывает область работ для астробиологии, обнажая мучительную перспективу поиска жизни, поскольку мы ищем ее в океанах ниже поверхности ледяных лун, таких как Энцелад, вокруг планет газового гиганта».
  37. Избранные фотографии ученых с "Кассини" (Cassini Scientists' Favourite Photos) (на англ.) «Nature Astronomy», том 1, №9, 2017 г., стр. 573-585 в pdf — 2,07 Мб
    Титанские метановые озера — Гиперион — Пан — Сатурнская авроральная дуга — Тени кольца Сатурна — Титанова «Mount Doom» — Сатурн в инфракрасном диапазоне — Кольцевая рябь — Энцелад и его шлейф — В тот день, когда Земля улыбнулась — большой шторм Сатурна — полярный шестиугольник Сатурна — Метановый цикл Гюйгенса на Титане
  38. Рэнди Либерманн. Воспоминание о Фредерике С. Дюранте III (1916-2015) (Randy Liebermann, A Remembrance of Frederick C. Durant III (1916-2015)) (на англ.) in: Tal Inbar (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-Ninth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Jerusalem, Israel, 2015, San Diego, California, 2017 г., стр. xiii-xvi в pdf — 799 кб
    «Фредерик С. Дюрант III, бывший помощник директора по астронавтике Национального музея авиации и космоса Смитсоновского университета и один из ведущих авторитетов космических полетов и ракеток в мире, скончался 21 октября 2015 года в Маунт Дора, штат Флорида, в возрасте 98 лет. (...) В 1965 году г-н Дюрант присоединился к штату Смитсоновского института в качестве помощника директора Национального музея авиации и космонавтики. В течение следующих 15 лет он создал значительные космические и ракетные коллекции в музеях, в том числе создал коллекцию космического искусства. Часть многогранного наследия г-на Дюранта заключается в том, что его усилия по сбору раритетов от имени Смитсоновского института доставили в этот институт множество артефактов, которые теперь считаются одними из лучших в мире. Г-н Дюран ушел из музея в 1980 году, но продолжал активно работать в области космонавтики, выступая в 1980-х годах, например, в качестве историка и консультанта Intelsat для создания их архивов. Г-н Дюрант также написал статьи «Ракеты и управляемые ракеты» и «Космические исследования» в Encyclopedia Britannica, а также многие другие научные статьи о космическом полете, во время, когда он читал лекции как ведущий авторитет в истории ракетных и космических полетов».
  39. Дмитрий Пайсон, Олег Алифанов, Иван Моисеев, Чарльз Вик, Дэвид Вудс. «Дневники Мишина». Новый значительный источник ранней космической истории (Dmitry Payson, Oleg Alifanov, Ivan Moiseev, Charles Vick, David Woods. The Mishin Diaries. A New Significant Primary Source of Space History Information) (на англ.) in: Tal Inbar (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-Ninth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Jerusalem, Israel, 2015, San Diego, California, 2017 г., стр. 3-22 в pdf — 6,73 Мб
    «Василий Мишин (1917-2001) был выдающимся русским инженером и ученым: одним из основателей реального космического полета. В 2014 году дневники, которые вёл Мишин с 1960 по 1974 год («Дневники Мишина »), были расшифрованы и опубликованы и могут теперь служать обширным ресурсом для изначальной исторической информации об этом увлекательном периоде времени. Оригинальные Дневники теперь принадлежат Фонду Перо, и копии были щедро предоставлены им Московскому авиационному институту для этого проекта перевода, сделанные учениками Мишина, сотрудниками, членами семьи, а также многочисленными историками и энтузиастами космических полетов».
    Дневники Мишина находятся на этом веб-сайте: http://epizodyspace.ru/bibl/mishin/dnevniki/02.html
  40. Ольга Жданович. Пятидесятая годовщина первой космической прогулки советского космонавта Алексея Леонова (Olga Zhdanovich, Fiftieth Anniversary of the First Space Walk by Soviet Cosmonaut Alexei Leonov) (на англ.) in: Tal Inbar (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-Ninth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Jerusalem, Israel, 2015, San Diego, California, 2017 г., стр. 45-58 в pdf — 3,54 Мб
    «В этой главе описывается первый выход в космос, выполненный советским космонавтом Алексеем Леоновым во время его миссии, которая была начата 18 марта 1965 года на космическом корабле « Восход-2» вместе с космонавтом Павлом Беляевым. В тексте приводится подробное описание миссии «Восход-2» на основе документа Сергея Королева, главного конструктора СССР и дневника генерала Николая Каманина, который был начальником Центра подготовки космонавтов, и воспоминаний Алексея Леонова, первого космического пешехода. На первом выходе был ряд очень драматических нештатных ситуаций что могло привести к гибели космонавтов и потере миссии, но, в конце концов, всё закончилось благополучно».
  41. Майкл Дж. Нойфельд, Джон Б. Чарльз. Изобретение и внедрение обучения нейтральной плавучести (Michael J. Neufeld, John B. Charles, The Invention and Diffusion of Neutral Buoyancy Training) (на англ.) in: Tal Inbar (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-Ninth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Jerusalem, Israel, 2015, San Diego, California, 2017 г., стр. 59-71 в pdf — 2,18 Мб
    «В этой главе описывается подводное обучение ВКД и завершается кратко описанием процесса распространения на Советский Союз/Россию, Европу, Японию и Китай. Обучение внекорабельной деятельности (ВКД) под водой в настоящее время является нормальной технологией, центры были построены во всех крупнейших космических странах и регионах, но космические историки до недавнего времени уделяли мало внимания тому, как эта небольшая технологическая система, как мы ее называем, возникла и распространилась по всему миру. Тренировка по нейтральной плавучести была одновременно изобретена в нескольких местах в Соединенных Штатах между 1963 и 1965 годами как в НАСА, так и в крупных аэрокосмических корпорациях. Но корпоративная деятельность не выдержала конца 60-х годов, два космических объекта созданы в космическом агентстве в Хьюстоне и Хантсвилле. Техника распространилась на международном уровне после 1980 года, когда Советы завершили Гидролабораторию в Звездном городке в России. Затем, начиная с 1990 года, новые центры были построены Японией, Европой и Китаем».
  42. Бенджамин Г. Дэвис. Проект Gemini — инженерная и управленческая оценка: как "вчера" проясняет "завтра" (Benjamin G. Davis, Project Gemini — An Engineering and Managerial Assessment: What Yesterday Teaches about Tomorrow) (на англ.) in: Tal Inbar (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-Ninth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Jerusalem, Israel, 2015, San Diego, California, 2017 г., стр. 73-92 в pdf — 2,67 Мб
    «В другом месте есть технические и исторические отчеты Project Gemini, но очень важна оценка истинной важности Project Gemini для будущих космических программ. Циолковский прекрасно сказал, что «земля — колыбель человечества». Таким образом, с точки зрения космического полета человека Project Mercury служил детским садом, а проект Apollo был докторской программой. Однако проект Gemini занял диапазон — начальную школу, среднюю школу, степень бакалавра и степень магистра, всё это всего за пять лет, но последствия проекта «Gemini» и его актуальность для будущих космических программ мало освещены. В этой главе заполняется этот пробел. Проекты «Меркурий» и «Аполлон» были запланированы с самого начала НАСА для высадки человека по Project Apollo «на Луне, где-то в 1970-х годах». Как только была понята длительность промежутка времени между последним полетом Меркурия и первым полетом Аполлона, и, учитывая вызов президента Кеннеди в достижении Луны в 1960-х годах, стало очевидно, что что-то надо предпринять, следовательно, возник Project Gemini. Project Mercury, что было важно, вывел Америку в космос, но это был «мусор в банке» (Spam in a can), как говорили сами космонавты. Космонавты практически не контролировали космическую капсулу, могли только изменить её ориентацию. Сближение, стыковка, ВКД, убедиться, что человек действительно мог жить и работать в космосе, для этого требовалась программа, основанная на новых инженерных и управленческих подходах. Системы управления, которые позже сделали Project Apollo такими успешными, были разработаны под Gemini. Были разработаны, протестированы и внедрены в Gemini инженерные методы, которые создали самую сложную систему в мире, и были определены ключевые вопросы, стоящие перед Project Apollo. В этой главе описываются инженерные и управленческие подходы, которые были реализованы в Project Gemini, и излагаются уроки, извлеченные из критических задач и их выполнения для будущих космических программ».
  43. Владимир С. Судаков, Владимир К. Чванов, Игорь Ганин. Двигатели для первого космического ракето-носителя (Vladimir S. Sudakov, Vladimir K. Chvanov, Igor A. Ganin, Engines for First Space Launch Vehicle) (на англ.) in: Tal Inbar (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-Ninth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Jerusalem, Israel, 2015, San Diego, California, 2017, стр. 93-103 в pdf — 2,77 Мб
    «Космическая эра человечества началась 4 октября 1957 года. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Как вы знаете, этот запуск был осуществлен ракетоносителем Р-7, в котором использовались жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108, разработанные ОКБ-456 (ныне НПО «Энергомаш») под руководством главного конструктора В. Глушко. Базовая версия этих двигателей для первой и второй ступеней ракеты Р-7 была разработана в 1954-57 гг. оригинальная конструкция многокамерного двигателя стала основой для последующих модификаций: более 60 лет эксплуатируются космические ракеты-носители «Восход», «Восход», «Молния» и «Союз», и все это время двигатели, разработанные НПО «Энергомаш», надежно работают. На протяжении многих лет для различных космических миссий были разработаны более 10 модификаций двигателей для первой и второй ступеней. С 2001 года в составе корабля «Союз LV» используются новые модификации двигателей РД-107 и РД-108 — двигатели 14Д22 и 14Д21 Эти двигатели, как и предыдущие, основаны на дизайне их знаменитых предшественников, но они обеспечивают увеличение стабильности работы двигателя и увеличение удельного импульса двигателей, что обеспечивает увеличение массы полезной нагрузки. Мы продолжаем усилия по дальнейшему совершенствованию этого семейства двигателей. (...) В этой главе описываются история и особенности основных модификаций двигателей, используемых в составе семейства ракеты-носителя Р-7».
  44. Фрэнк Х. Винтер, Филипп Косин. Новые материалы о реактивных пилотируемых концепциях самолетов, ок. 1670-1900, обзор: часть II (1870-1900) (Frank H. Winter, Philippe Cosyn, New Observations on Reaction-Propelled Manned Aircraft Concepts, ca. 1670-1900, A Survey: Part II (1870-1900)) (на англ.) in: Tal Inbar (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-Ninth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Jerusalem, Israel, 2015, San Diego, California, 2017 г., стр. 105-132 в pdf — 6,08 Мб
    «Эта глава завершает наш исторический обзор концепций реактивных пилотируемых самолетов с 1670 по 1900 год. Часть I, охватывающая 1670-1869 гг., Была представлена на 47-м историческом симпозиуме Международной академии астронавтики (IAA) (...). Текущая глава охватывает период с 1870 по 1900 год (...). Как и в предыдущей презентации, настоящая глава помогает заполнить пробелы в истории самых ранних известных концепций пилотируемых летательных аппаратов. Однако этот обзор (предшественники реактивных самолетов), не исключает концепцию Луье 1865 года, рассмотренную в первой части, или самые ранние концепции реактивных космических аппаратов, а также вымышленные концепции. Скорее, акцент делается на ракеты или около-ракетные двигатели."
  45. Бруно Викторино Сарли и др.. Южноамериканская космическая эра (Bruno Victorino Sarli et al., South American Space Era) (на англ.) in: Tal Inbar (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-Ninth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Jerusalem, Israel, 2015, San Diego, California, 2017 г., стр. 133-154 в pdf — 1,87 Мб
    «В этой главе рассматриваются прошлые и нынешние усилия южноамериканского региона в космической области. Космическая деятельность в регионе относится к 1967 году, и с тех пор южноамериканские страны достигли относительно скромных возможностей посредством своих национальных программ, а иногда и международного сотрудничества , в то время как космическая деятельность в регионе осуществлялась в первую очередь в рамках программ в Бразилии и Аргентине. В эпоху, когда миссии исследуют солнечную систему и за ее пределами, в этой главе основное внимание уделяется участию региона, который все еще находится на ранних этапах своей космической технологии, но имеет значительный ресурс, с точки зрения материального, специализированного персонала, стартовых площадок и энергии. Таким образом, эта работа представляет собой исторический обзор основных достижений в южноамериканском регионе и путем анализа прошлых и нынешних усилий, он направлен на то, чтобы проецировать тенденцию к будущему космонавтике в Южной Америке. В этой главе также рассматриваются текущие усилия региональной интеграции, в качестве предложения Южноамериканского космического агентства».
  46. Ю-Вэй Чанг, Жень-Шин Чен. Взлёты и падения развития космического туризма за шестьдесят лет. От лунных заявок до крушения SpaceShip-2 (Yi-Wei Chang, Jeng-Shing Chern. Ups and Downs of Space Tourism Development in Sixty Years from Moon Register to SpaceShip Two Crash) (на англ.) in: Tal Inbar (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-Ninth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Jerusalem, Israel, 2015, San Diego, California, 2017 г., стр. 155-177 в pdf — 2,51 Мб
    «Для фантазий, мечты и ожиданий людей последовательность «космического туризма» — это туризм на Луне, орбитальный туризм, а затем и суборбитальный туризм. Но последовательность в фактическом развитии строго наоборот: сначала суборбитальный туризм, затем орбитальный туризм и, наконец, лунный туризм. В 1954 году, за три года до успешного запуска первого искусственного спутника человека, старейшая в мире туристическая компания Thomas Cook в Великобритании инициировала «Регистр Луны». Энтузиасты могли подписать контракт для коммерческой поездки на Луну, и компания гарантировала, что она предоставит билеты в кратчайшие сроки. Через 60 лет, 31 октября 2014 года, первый SpaceShipTwo (SS2) Virgin Galactic разработанный для коммерческого суборбитального космического туризма (SST) и научных исследований разбился в пустыне Мохаве в Калифорнии во время испытательного полета. Хотя первый частный платный космический турист отправился на Международную космическую станцию в 2001 году, это возможность только для миллионеров, но не для широкой публики. В 2004 году SpaceShipOne выиграла приз Ansari X. Однако коммерческие операции SST, которые первоначально планировалось реализовать в 2008 году, сильно запоздали. SS2 является одним из многоразовых суборбитальных ракет-носителей, разработанных для SST и других целей — Lynx, Spaceplane и Dream Chaser. Трагедия аварии SS2 обернулась гибелью одного летчика-испытателя, но она также убедила туристов, что долгожданная SST будет всего через несколько лет. Цель этой главы состоят в том, чтобы рассмотреть и обсудить взлеты и падения развития космического туризма за 60 лет с 1954 по 2014 год и с нетерпением ждать 2015 года».
  47. Суки Дауда Суле. История пилотируемого космического полета в Израиле: Учет пророка Илии (Suki Dauda Sule, The Origins of Human Spaceflight in Israel: The Account of Prophet Elijah) (на англ.) in: Tal Inbar (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-Ninth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Jerusalem, Israel, 2015, San Diego, California, 2017 г., стр. 181-191 в pdf — 1,72 Мб
    «Эта глава призвана осветить историю космонавтики и космического полета человека, в частности, что самое раннее выражение идеи или фантазии людей, путешествующих в космос, впервые было записано в Библии. Хотя русский Юрий Гагарин официально признан первым человеком в космосе и различные авторы применили идею человека в космосе до этого события, в Библии записано, что Илия Тишбит (Илия Фесвитянин), который жил в IX веке до нашей эры, вознесся на небеса (в космос) без возвращения. Кроме того, в этой главе говорится о том, что классический рассказ об этом событии, записанный в Библии, возникший в Израиле, проводит аналогичные и научные параллели с современной наукой и системами космического полета человека. Гистологический, но систематический и сравнительный анализ будет сделан между древним случаем и текущим состоянием для предоставления полезной информации и разработки обоснованной основы для дальнейших исследований древнего происхождения представления о космосе, исходящего от Израиля».
  48. Ханнес Майер. Ицхак Майо — израильский кандидат в астронавты (Hannes Mayer. Yitzhak Mayo — Israeli Astronaut Candidate) (на англ.) in: Tal Inbar (ed.), History of Rocketry and Astronautics. Proceedings of the Forty-Ninth History Symposium of the International Academy of Astronautics, Jerusalem, Israel, 2015, San Diego, California, 2017 г., стр. 259-263 в pdf — 671 кб
    «В 2003 году полковник Илан Рамон стал первым гражданином Израиля, который отправился в космос на (злополучном) космическом челноке «Колумбия», миссия STS-107. Несмотря на трагедию, миссия была источником вдохновения для многих людей во всем мире, израильтян, американцев и других, евреев и язычников. Полет полковника Рамона был одной важной вехой израильских космических усилий и кульминацией путешествия, которое началось в 1995 году, когда президент США Билл Клинтон объявил, что в будущей миссии космического корабля будет израильтянин. В 1998 году два израильских офицера ВВС, Илан Рамон и Ицхак Майо, начали подготовку в Космическом центре им. Джонсона НАСА. В то время как Илан Рамон был выбран специалистом по полезной нагрузке, Ицхак Майо тренировался в качестве дублёра. Рамон и Майо обучались для миссии, которая в конечном итоге станет STS-107. Среди экспериментов, которые они репетировали, был эксперимент (MEIDEX) по изучению временного и пространственного распределения и физических свойств атмосферной пыли пустыни над Северной Африкой и Средиземноморьем. Обучаясь в качестве дублёра и прекратив обучение перед фактической миссией (тогда) лейтенант-полковник Ицхак Майо (1954 года рождения), опытный авиатор, накопивший много летных часов на самолетах F-4 и F-16, часто игнорировался при обсуждении израильской космической программы, но никогда не был забыт».
  49. Кролик на Луне в pdf — 153 кб
    Мне неизвестно ни имя автора, ни дата, ни история картины. Кто знает — сообщите!
Статьи в иностраных журналах, газетах 2018 года

Статьи в иностраных журналах, газетах 2017 года (январь - июнь)