вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, газетах 2021 г. (21-31.12.2021)


  1. Чжао Лэй. Научный журнал приветствует разработчика зонда для Марса (Zhao Lei, Science journal hails Mars probe designer) (на англ.) «China Daily», 17.12.2021 в pdf - 488 кб
    "Чжан Жунцяо, главный разработчик первого межпланетного проекта Китая - миссии Tianwen 1 на Марс - был назван в четверг [16.12.2021] ведущим научным журналом Nature одним из 10 человек," «имеющих значение в науки» в этом году. В ежегодном списке, опубликованном на сайте журнала, говорится, что Чжан - инженер, который руководил «первой успешной миссией Китая на Марс, которая достигла планеты в этом году и приземлила марсоход на ее поверхность» (...) 22 мая [2021 года] китайский марсоход Zhurong стал шестым транспортным средством, совершившим путешествие по поверхности Марса после пяти предшественников из США. По состоянию на четверг, на марсианской поверхности курсировал 240-килограммовый Zhurong высотой 1,85 метра в течение 208 дней, что намного превышает его трехмесячный срок службы. Марсоход преодолел более 1300 метров и получил не менее 10 гигабайт данных, по словам диспетчеров миссии Китайского национального космического управления, которые добавили, что у него все еще достаточно энергии и он в хорошем состоянии. (...) Получив диплом в 1991 году, Чжан начал свою карьеру в Пекинском институте инженерии спутниковой информации при академии и постепенно продвигался по служебной лестнице, чтобы в конечном итоге возглавить институт. В 2004 году он был назначен главным инженером Центра изучения Луны при Государственном управлении науки, технологий и промышленности национальной обороны и с тех пор работает там. Чжан также принимал участие в китайских спутниковых программах исследования Луны и наблюдения Земли с высоким разрешением".
  2. Смрити Маллапати. Чжан Жунцяо: исследователь Марса (Smriti Mallapaty, Zhang Rongqiao: Mars explorer) (на англ.) «Nature», том 600, №7890 (23/30 декабря), 2021 г., стр. 595 в pdf - 835 кб
    «Этот инженер руководит первой успешной миссией Китая на Марс, которая достигла планеты в этом году и приземлила марсоход на ее поверхность».
    С веб-сайта Nature's: «Список 10 Nature's посвящен ключевым достижениям науки в этом году и некоторым людям, сыгравшим важную роль в этих вехах. Вместе со своими коллегами эти люди помогли сделать удивительные открытия и привлекли внимание к важнейшим вопросам. Nature's 10 не является наградой или рейтингом. Выборка составлена редакторами Nature's , чтобы выделить ключевые события в науке через убедительные истории участников."
  3. Чжао Лэй. Подготовка к высадке на Луну (Zhao Lei, Preparations underway for moon landing) (на англ.) «China Daily», 18.-19.12.2021 в pdf - 295 кб
    «Китай готовится к высадке на Луну, в результате которой его астронавты будут доставлены на поверхность Луны, - сообщил высокопоставленный чиновник Китайского пилотируемого космического агентства. Об этом заявил глава технологического бюро агентства Донг Нэнли на пресс-конференции в Государственном совете. Информационное бюро в Пекине в пятницу днем [17.12.2021] сообщило, что планировщики и инженеры космической программы изучают дорожную карту и технологии для пилотируемой посадки на Луну. (...) Космические власти Китая имеют долгосрочный план по высадке астронавтов на Луну и создадут там по крайней мере одну научную станцию. Они надеются использовать пилотируемые миссии для проведения научных исследований и технологических исследований, изучения способов освоения лунных ресурсов и укрепления космического потенциала страны. Чжоу Яньфэй, заместитель главного конструктора пилотируемого комплекса Китая, заявила в сентябре 2020 года, что страна имеет возможность самостоятельно высадить астронавтов на Луну благодаря своим технологиям, хорошо подготовленным, инновационным профессиям, ионным технологиям и эффективным системам исследований и управления. С этой целью Ван Яньань, главный редактор журнала Aerospace Knowledge, сказал, что китайским инженерам необходимо построить новые, более мощные ракеты-носители и космические корабли, прежде чем они будут организовывать путешествие на Луну для китайских астронавтов. «Нынешние национальные ракеты и пилотируемые космические корабли не могут отправлять астронавтов на Луну, потому что они не предназначены для такой миссии. Нам нужно спроектировать новую ракету, новый космический корабль, лунную посадочную капсулу и новый скафандр, пригодный для прогулки по Луне. Нам также необходимо модернизировать нашу наземную систему поддержки, которая была разработана для работы на низкой околоземной орбите, а не на поверхности Луны », - пояснил он. Конструкторы Китайской академии ракет-носителей, крупнейшего в стране производителя ракет-носителей, исследуют сверхтяжелую ракету, которая будет в несколько раз больше и мощнее, чем Long March 5, которая теперь является самой большой и сильной в семействе китайских ракет Long March. По словам конструкторов, новая ракета длиной почти 90 метров, имя которой еще не названо, будет иметь взлетную массу около 2000 метрических тонн и сможет вывести 25-тонный космический корабль на траекторию Земля-Луна. Эта новая модель будет обслуживать пилотируемую посадку на Луну».
  4. Наноспутник ОАЭ-Бахрейн будет запущен завтра (UAE-Bahraini nanosatellite set for launch tomorrow) (на англ.) «Gulf News», 20.12.2021 в pdf - 628 кб
    «Совместный наноспутник ОАЭ-Бахрейн «Light-1» будет запущен на Международную космическую станцию (МКС) завтра [21.12.2021] в полете SpaceX CRS-24 на борту ракеты Falcon 9. После выхода на орбиту вокруг Земли, Light-1 будет отслеживать и изучать земные гамма-вспышки от гроз и кучевых облаков. Это будет первое исследование такого рода в регионе. Нью-Йоркский университет Абу-Даби будет руководить аспектом анализа научных данных для этой миссии. (...) Затем Light-1 будет развернут с японского экспериментального модуля (KIBO) на МКС под наблюдением Японского аэрокосмического агентства (JAXA). Наноспутник был построен и спроектирован в сотрудничестве между Космическим агентством ОАЭ и Национальным космическим агентством Бахрейна (NSSA). Проект был реализован в Университете Халифа и Нью-Йоркском университете Абу-Даби. Light-1 - это наноспутник, но он не отличается от других более крупных спутников с точки зрения технологии или технических знаний, необходимых для создания или запуска. Это также кубический спутник, состоящий из трех блоков и часто называемый 3U CubeSat».
  5. Light-1 прибыл на космическую станцию - MBRSC создаст модель MBZ-SAT (Light-1 arrives at space station -- MBRSC to make MBZ-SAT model) (на англ.) «Gulf News», 22.12.2021 в pdf - 931 кб
    «Совместный наноспутник Light-1 из ОАЭ и Бахрейна успешно прибыл вчера [21.12.2021] на Международную космическую станцию (МКС). Он был доставлен на борт ракеты Falcon 9, которая запустила коммерческую миссию по пополнению запасов SpaceX CRS-24 из Космического центра Кеннеди во Флориде, США, в 14:06 по времени ОАЭ. (...) Light-1 будет впоследствии повторно запущен на орбиту вокруг Земли в первом квартале 2022 года в сотрудничестве с Японским агентством аэрокосмических исследований. Затем он начнёт первую в регионе научную миссию по мониторингу и изучению земных гамма-вспышек (TGF) от гроз и кучевых облаков. Данные будут доступны мировому научному сообществу. (...) Light-1 использует «мерцающие» кристаллы - сцинтиллятор - это материал, который излучает свет при прохождении через субатомную частицу, и некоторые кристаллы являются очень хорошими сцинтилляторами. Излучаемый кристаллами свет собирается датчиками, называемыми фотоумножителями, а затем обрабатывается специальными электронными устройствами системы. Хотя отдельные компоненты могут быть закуплены у специализированных компаний, собранная система обнаружения является уникальной для Light-1. Будет изучено влияние высокоэнергетического гамма-излучения на атмосферу, воздушное движение и здоровье людей, особенно летных экипажей. Эти лучи могут проникать в конструкции самолета, и поэтому данные Light-1 улучшат понимание, связанное с радиационным воздействием». - Вторая статья: «Космический центр Мохаммеда бин Рашида (MBRSC) вчера [21.12.2021] объявил, что он завершил критическую проверку конструкции MBZ-SAT, самого современного спутника в регионе в области спутниковых изображений высокого разрешения. Сейчас команда приступит к подготовке к разработке и производству летного образца MBZ-SAT. (...) Окончательный вариант спутника весит более 800 кг и является одним из крупнейших и наиболее совершенных спутников, которые будут разработаны в ОАЭ [будет запущен в 2023 году]. MBZ-SAT играет ключевую роль в поддержке местной космической отрасли, поскольку 90 процентов механической конструкции и 50 процентов электронных модулей производятся в ОАЭ».
  6. Можно ли построить дома на Марсе из крови, пота и слез космонавта? (Could houses on Mars be built with astronaut blood, sweat and tears?) (на англ.) «Cosmos», №93 (декабрь 2021 г. - март 2022 г.), 2021 г., стр. 8-9 в pdf - 1,87 Мб
    «Немного крови космонавта, немного мочи и небольшое количество космической пыли - смешайте все вместе, и что вы получите? Дома, согласно опубликованному исследованию в Materials Today Bio [2021]. (...) Для перемещения на Марс потребуется огромное количество строительных материалов - непомерно дорогостоящая задача, если мы перенесем весь этот вес с Земли. Однако этот новый вариант стоит сделать из человеческих отходов, которые легко собрать во время путешествия на Красную планету. Исследователи подсчитали, что двухлетняя команда миссии на Марс из шести человек могла накопить достаточно отходов, чтобы произвести более 500 килограммов их материала, получившего название «AstroCrete». Они предполагают что полученная в результате растворная паста может склеивать мешки с песком и плавленые кирпичи реголита (космической пыли), потенциально удваивая количество домов, которые можно построить. (...) AstroCrete использует сывороточный альбумин (собранный из крови человека) и мочевину (собранную от мочи, пота и слез) вместе с почвенной или каменной пылью. Следовательно, смесь делает раствор прочнее бетона и не требует импортных товаров. Сила смеси - все в крови. Проще говоря, альбумин денатурирует - иными словами, «свертывается» - с образованием бета-листов*. Эти плоские, многослойные конструкции соединяются друг с другом с достаточной прочностью, чтобы затвердеть, как бетон между кирпичами. (...) Итак, кто с нетерпением ждет возможности жить в кровавых домах на Марсе?"
    * бета-лист = обычная цепочечная биологическая молекула регулярной вторичной структуры белка.
  7. 3D печать деталей ракет и спутников (3D printing rocket and satellite parts) (на англ.) «Cosmos», №93 (декабрь 2021 г. - март 2022 г.), 2021 г., стр. 13 в pdf - 1,19 Мб
    «Возможность 3D-печати деталей спутников звучит как что-то из научной фантастики, но Технологический университет Суинберна [в Мельбурне, Австралия] планирует сделать именно это. В 2022 году университет установит сложную систему 3D-печати, которая сможет печатать различные материалы, включая металлы, которые часто требуются в космической технике. (...) Возможность 3D-печати из этих материалов сделает производственный процесс менее расточительным и более эффективным. (...) В системе аддитивного производства, такой как их новый 3D-принтер, (...) детали изготавливаются путем распыления небольшого количества порошкообразного металла (или других веществ) в точные места на основе цифровой модели, пока деталь не будет готова. В отличие от обычных коммерческих 3D-принтеров, система под названием Titomic TKF1000 не будет использовать тепло или лазеры для создания компонентов, а будет использовать сверхзвуковую газовую струю. (...) Система также сможет смешивать материалы. (...) Система будет занимать комнату размером примерно с небольшой транспортный контейнер, в которой будут размещаться печатающие сопла, порошковые блоки и компьютер, который управляет устройством. (...) принтер будет использоваться для печати деталей для партнеров Суинберна в космической отрасли, а также для экспериментов с различными смесями материалов».
  8. Дэвид МакКлелланд. За пределами черных дыр (David McClelland, Beyond black holes) (на англ.) «Cosmos», №93 (декабрь 2021 г. - март 2022 г.), 2021 г., стр. 26-27 в pdf - 1,46 Мб
    «гравитационные волны были обнаружены в 2015 году. (...) LIGO - наша обсерватория гравитационных волн с лазерным интерферометром в США - была грандиозным проектом. В нем участвовали более 1100 ученых из четырех крупных стран, и Австралия была одним из партнеров. Роль моей команды заключалась в том, чтобы помочь понять, как заставить этот интерферометр работать. Итак, что такое интерферометр? Мы берем лазерный луч, разделяем его на две части и отправляем его по перпендикулярным плечам, каждые четыре километра длиной. Затем он попадает в зеркала и отражается обратно туда, где он был изначально. И мы измеряем, сколько времени потребовалось лазерному лучу, чтобы спуститься по одному плечу, по сравнению с тем, сколько времени потребовалось, чтобы пройти вниз по другому плечу. (...) Когда гравитационная волна проходит через лазер, он сжимается в одном направлении и растягивается в другом. (...) Мы используем интерференцию, чтобы провести это измерение. Но даже из-за гравитационных волн, генерируемых в самых энергичных событиях, это изменение невероятно мало - в 10 000 раз меньше чем размер протона. Вам нужно создавать очень большие устройства для измерения чрезвычайно малых эффектов. (...) мы только хотим, чтобы на зеркала воздействовала гравитационная волна, поэтому мы должны поместить их в большие вакуумные системы и изолировать их от земных возмущений. (...) Затем нам нужно иметь возможность контролировать это измерение расстояния, одно плечо по сравнению с другим. Это еще одна область, в которой Австралийский национальный университет [в Канберре, Австралия] принимал активное участие - мы разработали систему управления зеркалами. (...) мы наблюдали (...) две черные дыры массой около 30 солнечных, вращающиеся по спирали вокруг друг друга и сталкивающиеся друг с другом. Именно это вызвало гравитационную волну, которую мы измерили. Мы не ожидали, что появятся черные дыры такой массы. (...) Сейчас мы пытаемся понять, откуда они пришли и как образовались. (...) [Возможные открытия:] червоточина потенциально соединяется с другой частью Вселенной и может излучать другой сигнал гравитационной волны. Это все еще чистая научная фантастика, но теоретически они существуют в общей теории относительности. Также могут быть космические струны - это очень длинные струны гравитационной энергии, которые могут быть семенами, вокруг которых образуются галактики. В этих космических струнах может быть напряжение, и они могут излучать гравитационные волны, когда снимают это напряжение. Мы еще не видели ни одной из них. Мы надеемся, что однажды мы увидим гравитационные волны с самого начала Вселенной. (...) из фона гравитационных волн мы можем узнать о Вселенной менее чем через секунду после Большого взрыва. (...) Многие такие открытия потребуют глобального набора детекторов, включая полномасштабный интерферометр будущего поколения в Австралии. Мы называем поисковик этого детектора NEMO - Neutron star and Extreme Matter Observatory. После этого следующим большим событием может стать проект LISA. Это очень интересно - это космическая антенна лазерного интерферометра. (...) Вместо того, чтобы зеркала находились на расстоянии четырех километров друг от друга, LISA будет использовать три космических корабля в строю, летящие на расстоянии пяти миллионов километров друг от друга. Каждый космический корабль испускает лазерные лучи, которые принимаются другим космическим кораблем. LISA обнаружит новую группу источников, излучающих гравитационные волны с более низкими частотами, чем наблюдаемые LIGO. (...) мы начинаем понимать, как ведут себя самые массивные объекты, открывать объекты на темной стороне Вселенной и понимать фундаментальные силы в природе».
  9. Алан Даффи. Наука о научной фантастике (Alan Duffy, Science of sci-fi) (на англ.) «Cosmos», №93 (декабрь 2021 г. - март 2022 г.), 2021 г., стр. 64-73 в pdf - 4,81 Мб
    «Потенциально для сотен миллионов людей основная наука, которую они видят, - это то, что они видят в фильмах. Голливуд является их учителем космоса, нашей планеты и ее места в космосе, и - моя особая страсть - физика. Имеет значение, что Голливуд так часто ошибается в науке? Конечно, это так! Наука достаточно увлекательна, без необходимости искажать и игнорировать её. С этой целью я разработал систему рейтингов, чтобы оценить надежность некоторых из моих любимых научно-фантастических фильмов (...) Научный принцип, который почти всегда ужасно представлен в фильмах и очень часто неправильно понимается в классе, - это третий закон Ньютона: каждая сила имеет равную и противоположную силу реакции. Один из моих любимых на все времена научно-фантастические циклов, Звездные войны, к сожалению, виноваты в нескольких неудачах в представлении третьего закона Ньютона (...) Представьте себе истребители Tie Fighter [1] и X-wing [2], летающих в воздушных боях [ 3] как Битва за Британию [4]. (...) В космосе нет воздуха, так зачем же крылья? Если вы хотите повернуть корабль в космосе, вам нужно самостоятельно обеспечить эту боковую силу. (...) Однако одним из самых явных недостатков Звездных войн должно быть представление о силе. (...) В сцене боя с участием недавно коронованного Императора Палпатина и Йоды в Звездных войнах: Эпизод III - Месть ситхов, Йода выполняет силовой толчок, который отбрасывает гораздо более крупного Императора назад, через комнату, в то время как маленький зеленый мастер-джедай остается неподвижным. Что в этом плохого? Что ж, если вы что-то толкаете, это что-то толкает вас назад. Так гласит третий закон Ньютона. (...) Зная это, давайте рассмотрим Йоду. Может быть, он, в четверть размера Императора сможет оттолкнуть его? Я знаю, что это происходит через Силу, но у этой силы все еще должна быть противодействующая сила, противоположная Йоде. Он протягивает руку к Императору, и эта рука должна ощутить возвращающуюся силу. В то время как Император летит, Йода должен, что довольно неприятно, лететь обратно еще быстрее. Это означает, что сцена, как и в большинстве Звездных войн, имеет степень магистра [5] - не подходящая физика. (...) Ценный урок, который можно преподать через фильм, - это гравитация. В частности, гравитация в космосе, в которой мы видим кажущуюся невесомость астронавтов, плавающих в то время, когда их космический корабль движется по орбите вокруг Земли. (...) Один фильм, который точно объясняет, как можно создать искусственную гравитацию в космосе, - это 2001: Космическая одиссея. В одной из самых знаковых сцен кино мы видим плавно движущуюся космическую станцию. (...) Именно это вращение обеспечивает силу. (...) Астронавты в фильме бегают трусцой по окружности мягко вращающегося колеса, чувствуя гравитацию, проходящую через ноги на нижний этаж космической станции, как силу ускорения, равную 1g. (...) Возникает вопрос, насколько быстро должно вращаться колесо, чтобы дать вам ощущение в 1g? У нас есть космическая станция радиусом примерно 200 метров. (...) Если мы знаем желаемое ускорение (1g) и радиус (200 м), мы можем вычислить скорость колеса для точки на этой окружности: 44 метра в секунду. Это очень высокая скорость. Действительно, а как насчет скорости вращения колеса? Это скорость/радиус. Вставьте числа снова, и вы обнаружите, что это два оборота в минуту! Всего два полных оборота каждую минуту, чтобы дать астронавтам ощущение силы тяжести. Это дает G [5] за хорошую физику. (...) Одним из наиболее прекрасно реализованных примеров гравитации является, соответственно, Gravity, в которой космический шаттл отправляется с миссией по ремонту космического телескопа Хаббл, задача, которая была фактически выполнена. К сожалению для Хаббла - не говоря уже об астронавтах! - в этом фильме мы видим событие, которого давно опасались, известное как синдром Кесслера. Здесь взрывается спутник, в результате чего образовавшееся облако из материала продолжает оставаться на орбите, чтобы, в свою очередь, поразить другие спутники и вызвать еще больше обломков в растущем каскаде катастроф. Как ужасающе показано в фильме, шрапнель может уничтожить другие спутники и даже космические корабли. (...) Как только лавина обломков начнется, будет чрезвычайно трудно остановить этот экспоненциальный рост, поэтому нам нужно убрать обломки, чтобы каскад никогда не начинался. Что в фильме неправильно, так это время, необходимое для того, чтобы этот каскад произошел: не минуты фильма, а недели или месяцы, которые потребуются в действительности. Более того, даже самый маленький обломок наносит огромный ущерб из-за скоростей, с которыми движутся объекты в космосе. (...) Миллионы, которые смотрели Gravity, должны были насладиться хорошей физикой, но они также должны были увидеть антиутопическое будущее, которое очень близко к реализации, если мы не очистим наши орбиты. Заслуженный PG [5]: Довольно неплохая физика. (...) Имеет ли значение, что эту науку так плохо изображают? Я так думаю. Когда люди сталкиваются с глобальной проблемой, которую можно решить одним простым (обычно ядерным!) решением, это оказывает медвежью услугу глобальным вызовам, с которыми мы сталкиваемся. Это заставляет нас ожидать простого одноразового решения, а не системных изменений в нас и в нашем обществе в целом. (...) Но когда мы видим, что наука в научной фантастике делается правильно, молодые умы формируются, чтобы понять основную природу и законы самой Вселенной. (...) для большинства из нас это просто делать хороший фильм отличным» - в статье обсуждались еще несколько примеров того, как физика представлена в фильмах.
    [1] TIE-истребитель = вымышленный истребитель, существующий во вселенной "Звездных войн", управляемый Twin Ion Engines (TIE).
    [2] Истребитель X-wing = вымышленный космический корабль из франшизы Звездных войн
    [3] воздушный бой = воздушный бой между истребителями, проводимый с близкого расстояния.
    [4] Битва за Британию = военная кампания Второй мировой войны, в которой Королевские военно-воздушные силы (RAF) и авиация флота (FAA) Королевского военно-морского флота защищали Соединенное Королевство (Великобритания) от крупномасштабных атак со стороны ВВС нацистской Германии, Люфтваффе
    [5] MA = взрослые сопровождаемые (MA 15+): материалы с рейтингом MA 15+ содержат сильное содержание и по закону предназначены только для лиц старше 15 лет; G = Общий: подходит для всех; PG = Parental Guidance: может содержать контент, который детям кажется сбивающим с толку или расстраивающим, и может потребоваться руководство родителей, учителей или опекунов - согласно австралийской системе классификации фильмов и компьютерных игр; здесь применимо к представлению физики
    [sci-fi = научная фантастика]
  10. Ричард А. Ловетт, Что значит полететь на Марс? (Richard A. Lovett, What's like to go to Mars?) (на англ.) «Cosmos», №93 (декабрь 2021 г. - март 2022 г.), 2021 г., стр. 90-93 в pdf - 2,19 Мб
    "Брюс Банердт (...) является главным исследователем (ИП) миссии на Марс. (...) Банердт хотел отправиться в космос, но он также хотел проводить эксперименты, которые он сам помогал придумывать, даже если это означало управление ими с помощью роботов. с Земли. (...) он проявил интерес к использованию методов дистанционного зондирования, таких как сейсмология и вариации гравитационных и магнитных полей, чтобы вглядываться в ядра миров земного типа, включая Венеру, Меркурий и Луну. (... ) Марс - это то место, где он работает прямо сейчас, с помощью аппарата НАСА InSight Mars Lander. InSight был задуман как проект стоимостью в миллиард долларов по размещению сейсмометра на поверхности Марса в надежде использовать периодические землетрясения на Красной планете для исследования его внутренней части. В 2018 году он находился там более 1000 солей (марсианские дни, немного дольше, чем на Земле), и недавно было обнаружено три его крупнейших сотрясения с магнитудой от 4,1 до 4,2. По земным стандартам они не огромны, но они достаточно велики, чтобы сделать Банердта очень счастливым, потому что чем сильнее землетрясение, тем легче изучить, как изменились его сейсмические волны, когда они отскакивали от внутренней части Марса на пути к сейсмометру InSight. (...) в результате землетрясения возникли сейсмические волны, которые сначала разошлись во всех направлениях. Некоторые быстро направились к InSight и его сейсмометру. Другие пошли в разных направлениях, а затем натолкнулись на разрывы во внутренней части Марса, которые через некоторое время отразили их обратно в InSight, некоторые очень окольными путями. (...) Этих землетрясений, вероятно, не было бы замечено, если бы Банердт и его команда не приняли смелое решение. Солнечные панели InSight запылялись (...) При отключении электричества почти на 80% наступил нарастающий кризис, в котором, по словам Банердта, наиболее вероятным исходом было бы отключение сейсмометра. (...) Команда сделала смелый призыв использовать роботизированную руку посадочного модуля, чтобы посыпать песком наветренные края солнечных панелей и позволить ветру дуть им через солнечные панели в надежде, что он смахнет достаточно пыли, чтобы удержать спускаемый аппарат от гибели. (...) Итак, не имея лучшего варианта, это то, что в конечном итоге сделал InSight - и как главный исследователь решение принял Банердт. (...) Титул «главный исследователь» звучит так, будто работа Банердта - это в первую очередь наука: исследования, исследования, написание журнальных статей. (...) Вместо этого роль больше похожа на генерального директора. «Должностное определение несет ответственность перед НАСА за общий успех миссии», - говорит он. (...) «в этом секрет того, чтобы быть ведущим исследователем: уметь сбалансировать экспертные решения и прийти к наилучшему общему решению». (...) «Первое, что должен сделать главный следователь, - это продать миссию», - говорит он. «В течение двух десятилетий я был в режиме продаж». (...) Когда миссия была утверждена, работа перешла к надзору и администрированию, включая определение приоритетов для соответствия бюджету. (...) «Я должен сказать: «Главный следователь идет на запуск », - говорит он. «Это невероятный опыт для ребенка, который вырос, мечтая о космосе».
  11. Уилл Гэйтер. Запущен телескоп для черной дыры (Will Gater, Black hole telescope launched) (на англ.) «New Scientist», том 252, №3365/66 (18/25 декабря), 2021 г., стр. 12 в pdf - 695 Мб
    НАСА и Итальянское космическое агентство запустили миссию по наблюдению за рентгеновскими лучами, которая предоставит астрономам новый важный инструмент для изучения энергетических объектов во Вселенной. Исследователь рентгеновской поляриметрии (IXPE) вышел на орбиту на РН SpaceX Falcon 9 с мыса Канаверал, Флорида, 9 декабря [2021 г.]. Он будет измерять поляризацию рентгеновского света, исходящего от объектов, включая нейтронные звезды, черные дыры и светящиеся остатки взорвавшихся звезд, известные как остатки сверхновых. (... ) Изучение этого аспекта рентгеновского свечения астрономических тел может помочь исследователям уточнить свои модели физики, действующей в этих объектах. (...) Данные поляризации также могут дать подсказки о физических характеристиках удаленных объектов. Например, он может выявить, имеет ли излучающий рентгеновское излучение объект асимметричную форму - например, закрученный диск из перегретого материала вокруг черной дыры или нейтронной звезды. (...) Цели миссии для дальнейшего изучения включают огромные «релятивистские» струи вещества, вырвавшиеся из черных дыр со скоростью, близкой к скорости света. Наблюдения IXPE должны дать исследователям подробное представление о магнитных полях и частицах в этих джетах (...) Перспектива начать решение устойчивых астрофизических загадок уже вызывает волнение. «За [годы] мы накопили много ожиданий, основанных на наших текущих знаниях, которые теперь мы сможем подтвердить или опровергнуть, - говорит [Фабио] Мулери [из Национального института астрофизики Италии, который работает над проектом IXPE]».
  12. Лия Крейн. Месяц Марса: три миссии на Красную планету - Лия Крейн. «Ничто не сможет превзойти тот момент, когда мы объявили, что полет был успешным» (Leah Crane, The month of Mars: Three missions to the Red Planet -- Leah Crane, “Nothing will ever top that moment when we announced the flight was successful”) (на англ.) «New Scientist», том 252, №3365/66 (18/25 декабря), 2021 г., стр. 26-27 в pdf - 1,41 Мб
    Обзор года на 2021 год: «Всего за 10 дней в феврале 2021 года на Марс прибыли три миссии. Первой из них был орбитальный аппарат Объединенных Арабских Эмиратов «Hope», который вышел на орбиту 9 февраля. (...) «Опыт первый раз в жизни - ужасающий, изнурительный, но очень хороший», - говорит Омран Шараф из Космического центра Мохаммеда бин Рашида в Дубае. На следующий день китайская миссия Тяньвэнь-1 присоединилась к Hope на орбите, амбициозная миссия с орбитальным аппаратом, посадочным модулем и вездеходом. (...) орбитальный аппарат освободил посадочный модуль и марсоход Zhurong, он прибыл на поверхность 14 мая, что сделало Китай третьей страной, высадившей марсоход на Марсе (хм. а кто вторая?) . (...) Третьим, который прибыл на Марс 18 февраля, был марсоход НАСА Perseverance. Одна из его целей - собрать и отложить образцы, которые будут возвращены на Землю во время следующей миссии NASA на Марс. (...) Миссия Perseverance также включала вертолет Ingenuity на Марс, первый дрон, совершивший полет в другом мире. Он оказался чрезвычайно успешным - Первоначально планировалось совершить пять испытательных полетов, но к началу декабря было выполнено 17, многие из которых были более продолжительными и сложными, чем любые из запланированных испытаний. (...) Со всеми этими миссиями на Марсе количество частей головоломки будет только увеличиваться, каждая из которых приносит свой набор вопросов. Но по мере нарастания загадки наша картина Красной планеты станет более ясной». - Вторая статья: «Из всех аппаратов, посетивших Красную планету в этом году, возможно, самым большим шагом вперед стал вертолет Ingenuity. Он (...) взлетел 19 апреля [2021 г.], что сделало его первым транспортным средством, которое когда-либо пыталось совершить полет на другой планете». - Интервью с Теодором Цанетосом, руководителем группы Ingenuity в Лаборатории реактивного движения НАСА в Калифорнии: [Вопрос от Лии Крейн] Каким был для вас тот первый полет? [Ответ Теодора Цанетоса] Одним словом, это было волнительно. Это один из тех моментов в вашей жизни, когда вы понимаете: «Ого, я не могу поверить, что это действительно происходит, и мне повезло, что я сейчас в этой комнате с этими людьми». Ничто не превзойдет того момента, когда мы объявили полет успешным. (...) [Вопрос] Что позволило Ingenuity пережить первоначальный график миссии? [Ответ] Отчасти мы будем оглядываться на этот вопрос. Мы рассчитали его на 30 солей, или марсианских дней, - мы не могли позволить себе дополнительного запаса, потому что воздух настолько разрежен, что мы не можем нести дополнительную массу. (...) Но мы все еще бежим. В конце концов, мы сможем оглянуться назад и узнать, какой компонент вышел из строя первым, но пока мы просто пытаемся использовать Ingenuity, как можем. [Вопрос] Чего уже удалось достичь? [Ответ] Ingenuity - это демонстрация технологий. (...) Наша миссия заключалась в том, чтобы доказать, что мы умеем летать - вот и все. (...) Мы больше не были просто демонстратором технологий. Затем наша миссия заключалась в том, чтобы продолжать раздвигать границы и научиться взаимодействовать с этим вертолетом в более широком масштабе, а также разыскивать Perseverance. Было действительно полезно работать с командой марсоходов, чтобы выяснить, какие районы лучше всего исследовать. (...) [Вопрос] Как, по вашему мнению, эта концепция будет реализована в будущих миссиях, когда мы знаем, что она работает? [Ответ] Мы доказали, что можем летать, и теперь у нас есть эта неопровержимая истина, которая поможет нам спроектировать будущее винтокрылых машин. Я мечтаю увидеть в небе Марса флот космических кораблей, которые потенциально могут помочь будущим исследователям-людям, но также будут заниматься своими научными исследованиями».
  13. Эдвард Фельсенталь, выборка - Молли Болл и др.. Илон Маск (Edward Felsenthal, The Choice -- Molly Ball et al., Elon Musk) (на англ.) «Time», том 198, №23-24, 2021 г. (23.12.2021 / 03.01.2022), стр. 32-57 в pdf - 34,6 Мб
    «На протяжении почти столетия Time называет человека года - человека или группу, которые в наибольшей степени повлияли на предыдущие 12 месяцев, к лучшему или к худшему. Человек года является маркером влияния, и немногие люди оказали большее влияние, чем Маск, на жизнь на Земле, а потенциально и на жизнь за ее пределами. В 2021 году Маск стал не только самым богатым человеком в мире, но и, возможно, самым богатым примером масштабных сдвигов в нашем обществе. (...) Нравится вам это или нет, но теперь мы находимся в мире Маска. (...) Илон Маск - человек года 2021 года по версии журнала Time's". - Вторая статья: «Это человек, который стремится спасти нашу планету и дать нам новую жизнь: клоун, гений, Эдгелорд, провидец, промышленник, шоумен, негодяй (...) Его РН Компании SpaceX обогнала Boeing и другие компании, чтобы владеть космическим будущим Америки. Его автомобильная компания Tesla контролирует две трети многомиллиардного рынка электромобилей, который она впервые открыла, и оценивается в крутой 1 триллион долларов. Это сделало Маска, с состоянием более 250 миллиардов долларов США, самым богатым частным гражданином в истории, по крайней мере, на бумаге. (...) В апреле [2021 года] SpaceX выиграла эксклюзивный контракт НАСА на первую отправку американских астронавтов на Луну, впервые с 1972 года. (...) В октябре гигант по аренде автомобилей Hertz объявил о том, что планирует добавить 100000 Tesla к своему автопарку. (...) Потери, которые он наносит персоналу благодаря своему жесткому стилю управления, легендарны. Маск мелочен, жесток и раздражителен, особенно когда его расстраивают или бросают ему вызов. (...) ощущение того, что он хороший человек, потому что он не такой, - говорит Роберт Зубрин, основатель Марсианского общества (...). Он хочет вечной славы за свои великие дела, и он является ценным достоянием человечества, потому что он определяет великое дело как нечто великое для человечества. Он жаждет славы». (...) Тесла может быть основным источником его огромного богатства и славы, а также его наибольшим влиянием на планету на сегодняшний день. Но именно космос вдохновляет его самые смелые и крайние амбиции. (...) Общая цель заключалась в том, чтобы сделать жизнь многопланетной и позволить человечеству стать космической цивилизацией, - говорит Маск (...) И следующая действительно большая задача - построить самодостаточный город на Марсе и принеси туда животных и существ Земли». (...) SpaceX чуть не обанкротила Маска. Его первая ракета, Falcon, трижды выходила из строя, прежде чем выйти на орбиту в 2008 году. Компания приступила к созданию Falcon 9, а затем Falcon Heavy, которая имеет три группы по девять двигателей. Кластеризация двигателей ранее считалась плохой идеей из-за большого количества движущихся частей, которые могут выйти из строя - одно из многих предположений, которые Маск исправил. (...) Ракеты тоже не должны были летать более одного раза. На протяжении десятилетий отработанные ступени ракет выбрасывались в море. (...) За последние шесть лет SpaceX успешно приземлила первую ступень из 90 своих ракет Falcon 9 и восстановила 72 из них. (...) SpaceX запустила свой первый экипаж на МКС на борту космического корабля Dragon в мае 2020 года. (...) Успех не ослабил аппетита Маска к риску. После запуска в космос Falcon Super Heavy его следующая ракета, Starship, вылетит на Луну, приземлится там, взлетит и вернется на Землю, без каких-либо этапов лунного путешествия. Эта так называемая одноступенчатая модель с выходом на орбиту была "белым китом" [то, что кто-то одержимо преследует и с небольшими шансами на успех] конструкторов ракет на протяжении нескольких поколений. (...) С помощью своей программы Starlink SpaceX надеется запустить группировку из 42 000 спутников, чтобы предоставить миру услуги Интернета. (...) В апреле [2021 года] НАСА выбрало SpaceX для строительства лунного посадочного модуля для программы Artemis, отчасти благодаря низкому предложению в размере 2,9 миллиарда долларов. (...) Когда-нибудь в ближайшие месяц или два Маск надеется впервые запустить на орбиту звездолет с 33 двигателями на базе огромного 230-футового корабля. [70 м] стальная труба, содержащая около 7,5 миллионов фунтов [3750 тонн] переохлажденного жидкого топлива. «Я думаю, что мы сможем сделать петлю вокруг Луны, может быть, уже в 2023 году», - говорит он, и приземлиться на поверхности Луны в течение трех лет. (...) Однажды, он надеется, ракеты доставят 100 человек за раз на Марс, где корабли можно будет заправить топливом, произведенным на Красной планете, и отправить обратно на Землю. (...) «Я удивлюсь, если мы не приземлимся на Марсе в течение пяти лет», - наконец говорит он. (...) Маск утверждает, что межпланетная жизнь - это следующий большой скачок эволюции, такой как появление многоклеточных организмов, а также что Марс может стать домом для человечества, если Земля станет непригодной для жизни ». В статье приводятся некоторые подробности о развитии автомобильной компании Tesla и краткая биография Илона Маска. - «Маск отказался от земной политической принадлежности и сохранил хорошие отношения с компаниями политиков обеих сторон, включая президентов Обаму и Трампа, хотя он покинул деловой совет последнего всего через несколько месяцев после принятия решения о выходе из Парижских климатических соглашений. О президенте Джо Байдене он говорит: «Я не думаю, что он выполняет замечательную работу, но я не знаю - трудно сказать». (...) он отвергает идею о том, что (...) он морально обязан выплачивать некоторую долю из своего заработка в виде налогов (...) Зубрин из Марсианского общества считает, что Маску помешать три качества: его трудоголизм, его безрассудство или своего рода заработанное высокомерие. «Великие лидеры перестают слышать критику», - говорит он. (...) Тем не менее, Зубрин не стал делать ставки против своего старого друга. «Гений - слово, которое часто ассоциируется с Маском; мудрость - нет, - насмешливо говорит он».
  14. Чжан Чжихао и Цинхай разместят совершенные телескопы (Zhang Zhihao, Qinghai to host advanced telescopes) (на англ.) «China Daily», 23.12.2021 в pdf - 492 кб
    «Китай намерен построить новое поколение передовых астрономических телескопов недалеко от города Лэнху, провинция Цинхай, превратив старый нефтяной город на Цинхай-Тибетском плато в место мирового класса для наблюдения за звездами. По словам экспертов, Ленху, что означает «холодное озеро», дополнит лучшие в мире астрономические объекты в Чили, Канарских островах, Испания, и Гавайях, США. Это позволит ученым сделать больше революционных открытий, особенно тех, которые требуют изучения инфракрасных волн с далеких небесных тел. (...) В последние годы Китай вложил значительные средства в космические наблюдения и астрономию - передовую науку, которая, по словам президента Си Цзиньпина, может привести к большим оригинальным открытиям. В стране сейчас находится ряд впечатляющих астрономических инструментов, в том числе крупнейший в мире радиотелескоп и самая чувствительная обсерватория космических лучей. (...) Дэн Лицай, исследователь из NAOC [Национальной астрономической обсерватории Китайской академии наук], сказал, что учёные изучали условия вокруг Ленху более трех лет, и результаты были опубликованы в журнале Nature в этом году [2021] (...) Ленху чрезвычайно засушлив, поэтому от далеких звезд меньше света отклоняется или поглощается паром, что позволяет телескопам наблюдать больше деталей. В Ленху также чистое небо, стабильная температура воздуха и удобная транспортная инфраструктура. Город расположен на высоте 2700 метров, но потенциальные места для размещения обсерваторий находятся на высоте от 4200 до 4500 метров. Цай Чжэн, доцент Университета Цинхуа, сказал, что университет построит мультиплексный обзорный телескоп на 1,3 миллиарда юаней (206 миллионов долларов США) недалеко от Ленху. Его диаметр составит 6,5 метра, а строительство займет около семи лет. (...) Конг Сюй, профессор Китайского университета науки и технологий, сказал, что они строят в этом районе телескоп диаметром 2,5 метра, и он должен завершить установку и начать работу в следующем году [2022]. (...) Чжан Ли, вице-губернатор провинции Цинхай, сказал, что сейчас в Лэнху планируется построить девять различных телескопов с общим объемом инвестиций более 2 миллиардов юаней».
  15. Чжао Лэй, самая высокая ракета Китая, запускает два спутника (Zhao Lei, China’s tallest rocket deploys two satellites) (на англ.) «China Daily», 24.12.2021 в pdf - 316 кб
    "Запуск модифицированной ракеты-носителя Long March 7A в четверг [23.12.2021], которая отправила в космос два экспериментальных спутника, ознаменовала собой дебютный полет самой высокой ракеты Китая. Ракета высотой 60,7 метра стартовала в 18:12 с прибрежной стартовой вышки космодрома Вэньчан в провинции Хайнань, после чего на орбиту были выведены спутники Shiyan 12-01 и 12-02, China Aerospace Science and Technology Corp., сказал главный космический подрядчик страны. Разработанные Китайской академией космических технологий в Пекине, два спутника - чье название переводится как эксперимент - призваны исследовать пространственную среду и проводить соответствующие технологические испытания (...) Китай впервые использовал одну ракету для вывода двух больших спутников на высокую орбиту. Чтобы сделать полет возможным, инженеры Китайской академии технологий ракет-носителей в Пекине использовали новый обтекатель - верхнюю конструкцию ракеты, которая содержит спутники или другую полезную нагрузку, - которая была выше, чем у двух ранее запущенных Long March 7As, сказал Вэй Юаньминь, главный дизайнер Long March 7A. (...) Пан Чжихао, обозреватель космической отрасли в Пекине, сказал, что увеличить длину ракеты непросто, потому что инженеры затем должны внести в ракету множество связанных модификаций. (...) По словам конструкторов, Long March 7A имеет взлетную массу 573 метрических тонны и диаметр основной ступени 3,35 метра. Он способен выводить 7-тонный космический аппарат на геостационарную переходную орбиту. (...) Китай в этом году выполнил больше космических миссий, чем любая другая космическая держава, осуществив 52 орбитальных запуска".
  16. Чжао Лэй и астронавты Шэньчжоу проводят второй выход в открытый космос - Чжао Лэй, в родном городе Мао открывается резервное хранилище лунных материалов (Zhao Lei, Shenzhou astronauts conduct 2nd spacewalk -- Zhao Lei, Backup storage facility for moon materials opens in Mao’s hometown) (на англ.) «China Daily», 27.12.2021 в pdf - 715 кб
    «Экипаж китайской миссии «Шэньчжоу XIII» провел свой второй выход в открытый космос в воскресенье [26.12.2021]. Во время выхода в открытый космос, который начался в 18:44 в воскресенье, командир миссии генерал-майор Чжай Чжиган и старший полковник Е Гуанфу скорректировали положение панорамной камеры и протестировали их скафандры и роботизированную руку. Старший полковник Ван Япин осталась на космической станции Тяньгун, чтобы поддержать операцию. (...) Это был первый выход в открытый космос для Е, который присоединился ко второй группе китайских астронавтов в мае 2010 года. (...) По состоянию на воскресенье астронавты находились в космосе 72 дня. Они завершили свой первый выход в открытый космос 8 ноября [2021], а 41-летняя Ван стала первой в Китае женщиной-выходящей в открытый космос». - Вторая статья: «Резервное хранилище лунных образцов, извлеченных во время миссии китайского робота Chang'e 5, было сдано в эксплуатацию в субботу [25.12.2021] в родном городе покойного председателя Мао Цзэдуна. Образцы были переданы в Хунаньский университет на церемонии в субботу в Шаошане, провинция Хунань (...) Они будут храниться в резервном хранилище на горе Тианэ, построенном и управляемом университетом, согласно Национальному космическому управлению Китая. (...) Чжан Кэцзянь, глава администрации, сказал на церемонии, что хранение резервных образцов в родном городе Мао послужит напоминанием о покойном председателе и его надеждах на космическую промышленность Китая, а также поможет представить достижения страны в космических программах и популяризирует космическое обучение. (...) Знаменательная миссия [Chang'e 5] принесла на Землю 1731 грамм лунных камней и реголита 17 декабря прошлого года [2020], впервые с тех пор, как лунные материалы были доставлены на Землю в последний раз соседом - СССР в 1976 году. (...) Орбитальный аппарат Chang’e 5 сейчас летает вокруг точки Лагранжа 1, которая расположена между Землей и Солнцем и является идеальным местом для наблюдения за солнечной активностью и для расширенных научных исследований".
  17. Чжао Цзя. «Незначительный промах в космическом пространстве требует внимания к США» - Чжан Чжоусян. «Близкие встречи потенциально трагического характера» (Zhao Jia, Near miss in outer space prompts call for US respect -- Zhang Zhouxiang, Close encounters of a potentially tragic kind) (на англ.) «China Daily», 29.12.2021 в pdf - 414 кб
    "Китай во вторник [28.12.2021] сообщил, что его космической станции пришлось избежать двух столкновений со спутниками SpaceX, и призвал Соединенные Штаты уважать международный порядок в космическом пространстве и обеспечивать безопасность космонавтов на орбите. Представитель Министерства иностранных дел Чжао Лицзянь сделал это заявление, подтвердив, что в начале этого месяца постоянное представительство Китая при Организации Объединенных Наций направило вербальную ноту Генеральному секретарю ООН по соображениям безопасности. Спутники Starlink, запущенные американской компанией SpaceX, дважды близко встречались с китайцами. В записке говорится, что это представляет опасность для жизни и здоровья космонавтов. Из соображений безопасности китайская космическая станция применила систему предотвращения столкновений в июле и октябре [2021]. (...) США ведут переговоры о концепции ответственного поведения в космическом пространстве, но на практике игнорируют свои обязательства по международному договору [Договор о космосе 1967 года]. Он подчеркнул, что это угрозы для космонавтов, что является типичным двойным стандартом. (...) Государства-участники договора должны немедленно информировать другие государства или генерального секретаря ООН о любых обнаруженных ими явлениях в космическом пространстве, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов, говорится в договоре. Это также предусматривает, что государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, осуществляется ли такая деятельность правительственными агентствами или неправительственными организациями. (...) США должны немедленно принять меры, чтобы избежать повторения инцидентов, добавил Чжао. "Редакция:" В период с 16 мая по 24 июня [2021] спутник Starlink-1095 снизился с орбиты на высоте 555 км до орбиты около 382 км, что вынудило основной модуль китайской космической станции Тяньхэ выполнить маневр уклонения 1 июля, чтобы избежать потенциального столкновения. 21 октября [2021] маневры спутника Starlink-2305 привели его в опасную близость к космической станции, вынудив последнюю снова выполнить маневр уклонения, чтобы избежать риска столкновения. SpaceX еще не ответила. Однако это не первый случай, когда спутники компании представляют опасность для космонавтов. Американское космическое агентство NASA отменило запланированный космический выход в ноябре [2021 года] из-за рисков, связанных со спутниками Starlink (...), потенциальный исход столкновения будет ужасным, независимо от того, насколько Маск пытается преуменьшить риски. (...) Согласно исследованию группы исследований астронавтики в Университете Саутгемптона в Соединенном Королевстве, только спутники Starlink участвуют в около 1600 близких пролётах между двумя космическими аппаратами каждую неделю, что составляет около половины всех таких инцидентов. (...) В китайском документе содержится призыв ко всем сторонам, использующим космос, будь то правительственные учреждения или неправительственные организации, делать это ответственно. Это призыв, к которому необходимо прислушаться, чтобы предотвратить космическую трагедию».
  18. Хазза представляет в павильонах национальные флаги, которые он доставлял в космос (Hazza presents pavilions with their national flags he carried to space) (на англ.) «Gulf News», 25.12.2021 в pdf - 820 кб
    «Первый эмиратский астронавт Хазза Аль Мансури в четверг [23.12.2021] совершил поездку по павильонам различных стран на выставке Expo 2020 Dubai, представив многочисленные национальные флаги, которые сопровождали его к Международной космической станции (МКС) на каждом этапе. Аль Мансури, который появился в заголовках в качестве первого араба, посетившего МКС после восьмидневного пребывания в 2019 году. К нему присоединился другой астронавт ОАЭ Султан Аль Нейади, который тренировался вместе с ним и служил его "резервной опорой'' для миссии. (...) Аль Мансури сказал : «Я думал о многих вещах, которые можно было бы использовать для представления разных стран, но ничего похожего на их флаги. Это представление их традиций, их мыслей, их идей и в то же время их света. Когда я возвращаю флаги каждой страны, каждого павильона, я вижу счастье и гордость народов страны ». (...) Страновые павильоны, которые посетили эмиратские астронавты, включают Кувейт, Катар, Израиль, Палестину, Оман, Египет, Тунис, Сомали и Судан, на каждом из которых изображен национальный флаг соответствующей страны".
  19. Почему 2021 год стал фантастическим для ОАЭ (Why 2021 has been a fantastic year for the UAE) (на англ.) «Gulf News», 29.12.2021 в pdf - 539 кб
    «От кардинальных правовых реформ, направленных на сдерживание коронавируса, до покорения космического пространства, последние 12 месяцев изобилуют знаковыми достижениями». - «Космическое пространство: [1] Зонд «Hope Probe» успешно достигает Марса. [2] Объявлена миссия по исследованию Венеры и семи астероидов в Солнечной системе. [3] Имена второй группы эмиратских астронавтов, в том числе Нура Аль Матрооши объявленой первой арабской женщиной-космонавтом".
  20. Чжао Лэй. Китай возглавил список запусков космических ракет (Zhao Lei, China heads launch list of space rockets) (на англ.) «China Daily», 31.12.2021 в pdf - 398 кб
    "Китай запустил ракету-носитель Long March 3B в стартовом центре Xichang в провинции Сычуань рано утром в четверг [30.12.2021], отметив завершение годового графика запусков страны. Ракета стартовала в 0:43 и доставила ИСЗ Communication Technology Demonstrator 9 выведен на геостационарную орбиту, говорится в заявлении China Aerospace Science and Technology Corp, ведущего национального космического подрядчика. (...) спутнику поручена проверка технологий многополосной высокоскоростной спутниковой связи, говорится в заявлении. Эта миссия стала 48-м полетом семейства ракет Long March в этом году [2021]. За пять с половиной часов до этого ракета Long March 2D стартовала с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби на северо-западе Китая и доставила ракетой Тяньхуэй-4 спутник на орбиту. Спутник будет использоваться для проведения научных экспериментов и обследований местности, а также для сбора геологической информации. Тяньхуэй означает "картографирование неба". Ракеты Long March в этом году осуществили больше орбитальных запусков, чем любое другое ракетное семейство в мире, и все они были успешными. Ранее в этом месяце [декабрь 2021 года] семья Long March достигла своего 400-го полета с ракетой Long March 4B, стартовавшей с космодрома Цзюцюань. Китай запустил свою первую ракету-носитель - Long March 1, основанную на баллистической ракете - в апреле 1970 года, чтобы отправить в космос свой первый спутник Dongfanghong 1 или East Red 1. (...) С тех пор в стране разработано и запущено более 20 типов ракет серии Long March, 15 из которых находятся на действительной службе. Из-за частых полетов семьи Long March ожидается, что в этом году [2021] Китай выполнит больше космических миссий, чем любая другая страна, совершив 55 орбитальных запусков. (...) Соединенные Штаты в этом году запустили 45 ракет, заняв второе место по количеству запусков ракет. В этом году Китай в третий раз станет ведущим ежегодным поставщиком ракет-носителей после того, как возглавил список в 2018 и 2019 годах. Он запустил 39 ракет в 2018 году и 34 в 2019 году. В прошлом году [2020] Китай запустил 39 ракет, для сравнения - США - 44".
  21. Пол Гленшоу. Быть в курсе (Paul Glenshaw, Up to Speed) (на англ.) «Air & Space», том 36, №5 (декабрь 2021 / январь 2022), 2021-2022 г., стр. 8-9 в pdf - 1,64 Мб
    «Океанограф, ставшая астронавтом Меган Макартур сделала несколько потрясающих снимков Земли с Международной космической станции, которые она затем разместила в своей ленте @Astro_Megan в Твиттере. (...) В октябре [2021 года], в конце шестимесячного полёта. Через месяц пребывания на станции Макартур заметила то, чего никогда не видела: самолет в полете, инверсионные следы которого отчетливо видны на темно-коричневой и охристой земле внизу.(...) После того, как она определила время и место фото, ее проницательные подписчики в Твиттере быстро определили самолет: грузовой самолет Atlas Air 747, следовавший из Анкориджа в Майами (...) Со своей уникальной точки обзора на высоте 250 миль [400 км] астронавты на космической станции часто фотографируют города, фермы, и последствия человеческой деятельности, такие как вырубка лесов и лесные пожары. Команда Crew Earth Observations в Космическом центре Джонсона собрала более четырех миллионов этих изображений».
    Все изображения доступны на портале Gateway to Astronaut Photography of Earth:
    https://eol.jsc.nasa.gov/
  22. Джо Паппалардо. Новые роботы на Луне (Joe Pappalardo, The Next Robots on the Moon) (на англ.) «Air & Space», том 36, №5 (декабрь 2021 / январь 2022), 2021-2022 г., стр. 30-37 в pdf - 5,07 Мб
    «План НАСА по возвращению на Луну начинается с флота автоматических посадочных модулей. Космическое агентство обратилось к частному бизнесу, чтобы реализовать эти амбиции, и в настоящее время более дюжины компаний, больших и малых, строят новое поколение роботизированных лунных аппаратов. В мае 2019 года НАСА выдало задачи трем из них: Asrrobotic Technology, расположенной в Питтсбурге, Edison, OrbitBeyond, Нью-Джерси, и Intuitive Machines (IM). Astrobotic планирует доставить 11 полезных грузов на Луну в следующем году. Его пунктом назначения является Lacus Mortis, большой кратер на ближней стороне. Intuitive Machines также доставят посылки на Луну в следующем году. У него есть шесть полезных нагрузок, отправляющихся в Oceanus Procellarum, лунное "море", которое выглядит как темное пятно на Луне из-за его поверхности из базальтовой лавы. В конце 2023 года Astrobotic вернется с другим набором полезной нагрузки - на Южный полюс Луны. Также в 2023 году появится третий поставщик, Firefly Aerospace, будет с проводит эксперименты в «неполярной области Луны», а четвертый, Masten Space Systems, заключает контракт на «доставку и эксплуатацию» восьми полезных грузов на Южном полюсе Луны. (...) Вместо того, чтобы вводить в эксплуатацию космические корабли для компаний, чтобы они строили их в соответствии со спецификацией, космическое агентство запрашивает у промышленности готовое оборудование, которое может использовать любой клиент, который может заплатить за полет. (...) После завершения программы «Аполлон» Луна стала забытым пунктом назначения. (...) с 1976 года только Китай высаживался на Луну. Сегодня возобновление исследования Луны для Соединенных Штатов стало национальным императивом. В марте 2018 года НАСА запустило программу Commercial Lunar Payload Services (CLPS), создав флот небольших автоматических посадочных модулей и вездеходов для разведки Луны в качестве предшественника миссий с экипажем. (...) Первый шаг: лунный посадочный модуль, способный доставить на лунную поверхность 22 фунта [10 кг] полезного груза. (...) Авиационный мир получил драматическое напоминание о том, как трудно приземлиться на Луну в апреле 2019 года, когда частная израильская организация SpaceIL приблизилась к последним минутам своего лунного путешествия. (...) Космический аппарат отправился на поверхность, используя автоматизированную систему для запуска основного двигателя и замедления аппарата. (...) Орбитальная скорость начала падать, и для обнуления потребовалось почти 15 минут. (...) Индикатор телеметрии замигал красным в 19:22 [UTC (Всемирное координированное время)]; посадочный модуль падал со скоростью почти 75 метров в секунду. Затем свет погас: неисправность. Команда SpaceIL попыталась перезапустить систему. (...) Двигатель перезапустился, но слишком поздно. Вертикальная скорость «Берешита» составляла 134 метра в секунду, а горизонтальная — 947 метров в секунду. Всего в миле [1,6 км] от поверхности посадочный модуль был обречен. Потеря сигнала, как закрывание гроба, произошла в 19:23. (...) Peregrine от Astrobotic использует визуальную систему для навигации, а также отражает лазерные импульсы от поверхности во время спуска, чтобы измерить скорость и избежать опасностей. (...) Intuitive Machines планирует полететь на Луну на Nova-C, одновременно разрабатывая Nova-D, который будет способен доставлять на лунную поверхность 1100 фунтов [500 кг]. Для инженеров и руководителей, привыкших наблюдать, как эта технология развивается очень медленными темпами, наблюдать за быстрой эволюцией как продукта, так и рынка очень интересно. (...) В то время как ветераны наслаждаются свободой коммерческой смены, молодые сотрудники ожидают, что будущее станет только ярче. Многие из них говорят, что они - то поколение, которое будет наблюдать за исследованием и использованием Солнечной системы. (...) К первоначальным девяти компаниям с контрактами на коммерческие услуги по обслуживанию лунной полезной нагрузки (CLPS), что дает им право участвовать в торгах по будущим заказам НАСА, в 2020 году присоединились еще пять. Все заинтересованные стороны надеются, что от НАСА будет достаточно разнообразных размеров полезной нагрузки, чтобы дать многим из них возможность летать. Старт Astrobotic произойдет, когда он доставит марсоход NASA Volatiles Investigating Polar Exploration Rover (VIPER) к Южному полюсу Луны для 100-дневной миссии в конце 2023 года в поисках водяного льда. (...) Посадочный модуль Peregrine находится на пути к отправке с другими полезными нагрузками на стартовую систему Vulcan Centaur (...) в 2022 году. (...) Планируется, что еще одна миссия, IM-2, отправит первый посадочный модуль на Южный полюс Луны в декабре 2022 года. Nova-C компании IM доставит на борт эксперимент-1 по добыче льда из полярных ресурсах, первую в истории лунную буровую установку для льда и марсоход, чтобы продемонстрировать, что связь 4G может работать на Луне. (...) Что, возможно, еще более амбициозно с коммерческой точки зрения, так это стремление IM доминировать в частном секторе лунных коммуникаций. Nova-C IM-2 запустит спутник York Space Systems на лунную орбиту, чтобы обеспечить полосу пропускания для использования клиентами из образовательного и частного секторов. (...) Если им [инженерам] нужна какая-то мотивация, она [Луна] просто манит их в небе».
  23. Тони Рейххардт. Марслайнер (Tony Reichhardt, Marsliner) (на англ.) «Air & Space», том 36, №5 (декабрь 2021 / январь 2022), 2021-2022 г., стр. 42-51 в pdf - 5,95 Мб
    «Затем в 2014 году SpaceX прибыла [в Бока-Чика]. Семь лет спустя тысячи сотрудников компании и подрядчиков почти круглосуточно работают над созданием и запуском самой мощной ракеты в истории под названием Starship. Первый запуск на околоземную орбиту может произойдет в течение следующих нескольких месяцев [в 2022 году]. Конечный пункт назначения — Марс. (...) Вряд ли найдется какая-либо арена технологий 21-го века, которую он [Илон Маск] не коснулся: автомобили, солнечная энергия, батареи, широкополосный интернет, роботы, криптовалюта и искусственный интеллект. Менее чем за 20 лет Маск превратил SpaceX из стартапа в ведущую в мире компанию по запуску. (...) Falcon 9 компании SpaceX сделал многоразовое использование ракеты экономичной реальностью благодаря своей впечатляющей посадки ракеты-носителя на стартовую площадку. Но Falcon только частично многоразовый и, следовательно, не достоин Марса. (...) Чтобы заселить Марс, ему понадобится полностью многоразовый, надежный и быстрый (... ) Должен быть тоже огромный, способный поднять на орбиту 150 тонн. . (...) В середине 2019 года Starhopper продемонстрировал новый двигатель Raptor, работающий на метане, от SpaceX, который на Starship заменит керосиновые двигатели Falcon Merlins. Сам полноразмерный звездолет был представлен в сентябре того же года и в течение следующих полутора лет достигал все больших высот в ходе испытательных запусков. (...) К маю этого [2021 года] Звездолет номер 15 приземлился без сучка и задоринки, достигнув высоты 10 километров, убедив многих сомневающихся в том, что это можно на самом деле. (...) Чтобы сделать Starship полностью многоразовым и достаточно прочным, чтобы его можно было «повторно запустить через час после приземления с нулевой ремонтной работой», как Маск заявил о своей цели в прошлом году [2020], необходимо решить несколько сложных технических проблем (...) Первая ступень Super Heavy, на которой установлен Starship (как ни странно, вся система запуска также называется Starship), может иметь до 33 Raptor'ов, обеспечивая большую общую тягу, чем любая ракета в истории. (...) Завод SpaceX в МакГрегоре, штат Техас, в нескольких часах езды к северу от Бока-Чика, планирует ежегодно выпускать ошеломляющее число - 1000 двигателей Raptor для снабжения флота Starship. (...) Еще одно препятствие, с которым сталкивается Starship, заключается в том, как справиться с огромным теплом и энергией при возвращении с орбиты. (...) Звездному кораблю придется снизить скорость с 17 500 миль [28 000 км] в час до нуля в момент приземления. Одна из причин, по которой ракета выглядит как что-то из научно-фантастического фильма 1950-х годов, заключается в том, что она сделана из блестящей нержавеющей стали. (...) Сталь выдерживает больше тепла и намного дешевле [чем алюминий с тепловой защитой]. (...) Предполагая, что он выдержит перегретый спуск через верхние слои атмосферы, верхняя ступень звездолета затем делает длинный горизонтальный прыжок брюхом через нижние слои атмосферы, чтобы увеличить сопротивление и замедлиться. Короткие, похожие на крылья закрылки (...) помогают контролировать спуск и сохранять устойчивость ракеты. В отличие от Аполлона или Дракона, парашюты не требуются. Похоже, что в последнюю минуту Starship поворачивает свои двигатели и убирает задние закрылки, чтобы выполнить переворот в вертикальное положение, используя как можно меньше топлива для обратного движения перед приземлением. Звучит безумно, но в мае прошлого года [2021] Starship 15 продемонстрировал дикий маневр и благополучно приземлился на стартовой площадке. (...) Вместо того, чтобы приземлиться на ноги, и Starship, и ракета-носитель Super Heavy будут пойманы непосредственно перед приземлением двумя огромными механическими руками, прикрепленными к пусковой башне (...) Последний, критический элемент в архитектуре миссии Starship - орбитальная дозаправка. (...) Таким образом, дополнительные звездолеты, оборудованные как танкеры — базовая модель может быть сконфигурирована для разных задач — будут запущены, чтобы заправить пустой звездолет на околоземной орбите, чтобы он мог отправиться на Луну, Марс или куда-либо еще. Это сложнее, чем кажется. Передача криогенного топлива от одного транспортного средства к другому никогда не осуществлялась в космосе (...) SpaceX попытается продемонстрировать эту технику на орбите в следующем году [2022] при финансировании НАСА в размере 53 миллионов долларов США путем передачи 10 тонн жидкого кислорода с одного Старшипа на другой. (...) Если SpaceX сможет произвести и запустить свою новую ракету в больших количествах (...) Starship полностью изменит космический бизнес. (...) НАСА удивило многих в космической отрасли в апреле [2021 года], выбрав Starship в качестве транспортного средства для высадки следующих американских астронавтов на Луну уже в 2024 году. Но для посадки и взлета с Луны - имеет определенные недостатки, в том числе необходимость запуска примерно дюжины заправщиков Starship, чтобы обеспечить достаточное количество топлива для миссии. Отмечая риск, НАСА подчеркнуло, что Starship намного превзойдет другие предлагаемые аппараты с точки зрения полезной нагрузки, приземляемой и возвращаемой с Луны. За один полет Starship может доставить больше лунных образцов, чем все астронавты Аполлона вместе взятые, с запасом места. (...) если Starship выйдет на орбиту в течение следующего года [2022], он может оказаться на Луне к середине десятилетия. Однако мечта Маска — отправить на Марс миллион человек, а для этого потребуется гораздо больше, чем просто транспорт. (...) Он [Маск] говорит о превращении людей в «многопланетный вид» и рассматривает миграцию на Марс как страховку от возможного вымирания. Другие видят в этом эскапизм во времена великих социальных потрясений. (...) если SpaceX не доставит нас туда, то кто? В настоящее время НАСА нацелено на конец 2030-х годов, чтобы высадить пару человек на марсианскую поверхность на 30 дней для бурения ледяных кернов — едва ли это город. (...) Он [Маск] ведет себя так, будто хочет отправиться на Марс сейчас, а не в какое-то неопределенное будущее, которое всегда находится за пределами нашей досягаемости».
    рисунок (на англ.) «Air & Space», том 36, №5 (декабрь 2021 / январь 2022), 2021-2022 г., стр. 47 в jpg - 145 кб
    Рисунок на стр. 47: Сравнение больших ракет.
  24. Дайан Тедески. «Терпеливый астронавт» — Крис Климек, Эрласатс. Первые исследователи физики вне Земли (Diane Tedeschi, The Patient Astronaut -- Chris Klimek, Earlysats. The First Explorers of Physics off Earth) (на англ.) «Air & Space», том 36, №5 (декабрь 2021 / январь 2022), 2021-2022 г., стр. 76, 82, 84 в pdf - 2,11 Мб
    Рецензия на книгу: «Большинство из нас знают Брюса МакКэндлесса II по знаменитой фотографии, сделанной товарищем-астронавтом Робертом «Хутом» Гибсоном, когда МакКэндлесс тестировал пилотируемый маневренный модуль, или MMU, реактивный ранец, который унес его на 300 футов [90 м] в космос. Его сын, Брюс МакКэндлесс III, написал книгу, которая дополняет картину жизни его отца до и после этого культового изображения. Wonders All Around описывает неудачи и триумфы карьеры его отца, который начал свою службу в качестве пилота ВМС США. Старший МакКэндлесс присоединился к НАСА в 1966 году, но не летал в космос до 1984 года, когда он полетел на борту космического челнока Челленджер». - Автор: «В последний год своей жизни мой отец решил написать мемуары. К сожалению, у него были некоторые физические проблемы, которые мешали ему добиться большого прогресса. Поэтому я решил написать рассказ за него». - Интервью: «[Вопрос Дайаны Тедески] Было ли когда-либо пользой для вас быть сыном астронавта? [Ответ Брюса МакКэндлесса III] Не то, чтобы я мог так сказать. (...) Никто не знал, кем он был до знаменитого полета на реактивном ранце в 1984 году, когда я учился в аспирантуре в Англии. (...) процент людей, которых впечатляют аэрокосмические технологии, в Великобритании еще ниже, чем здесь [в США]. (...) [Вопрос] Как вы думаете, испытывая MMU в космосе, ваш отец боялся? [Ответ] Отличный вопрос. Он всегда говорил, что не боялся. (...) Тем не менее, планы его испытательного полета призывали его придерживаться из орбитального аппарата, затем повернуться так, чтобы он смотрел в сторону космического корабля. Посмотрите видео. Вы заметите, что он так и не удосужился выпустить Челленджера из поля зрения. Это страх? Или просто здравый смысл? Я не могу решить. [Вопрос] Когда вы видите известное фото своего отца, о чем вы думаете? [Ответ] Прежде всего, я думаю, что Хут Гибсон был на удивление хороший фотограф. Кроме того, увидев это, я улыбаюсь. Планы моего отца не всегда срабатывали. Он провел ужасно много лет, чувствуя себя неудачником. Но он выстоял, получил шанс в космическом полете и оказался на миллионе холодильников [его знаменитое фото миллионы людей повесили на холодильники на память]. Я получаю от этого удовольствие». Вторая статья представляет собой инфографику (стр. 84): «Эта группировка [в основном американских] спутников, в основном реплик, почти полностью состоит из экземпляров 1950-х и 60-х годов, реликвий из ранней, но быстро развивающейся эры космической науки, которая дала исследователям первое подлинное понимание самых верхних слоев атмосферы Земли и ее магнитного поля. (...) Часто полезная нагрузка приборов определяла конструкцию: те, у кого были магнитометры, например, такие как Explorer 18 (вверху), который вышел на околоземную орбиту в ноябре 1963 года, нуждались в стреле, чтобы нести эти чувствительные инструменты на расстоянии от Земли, чтобы избежать помех от другой электроники. Другие несли приборы для обнаружения ударов микрометеоритов, которые вызывали большой интерес у планировщиков первых пилотируемых космических полетов США. (...) Большая орбитальная солнечная обсерватория (внизу слева) никогда не летала. Отменена в 1965 году, её инструменты были установлены в Skylab'е, запущенном в 1973 году.
  25. Уильям Шиэн. Облака Венеры (William Sheehan, Unveiling the Clouds of Venus) (на англ.) «Astronomy», том 49, №12, 2021 г., стр. 48-53 в pdf - 2,73 Мб
    Венера «причисляется к одному из величайших телескопических разочарований астрономии. (...) случайный наблюдатель может увидеть очень мало деталей. (...) большинство терпеливых наблюдателей различит несколько расплывчатых, туманных оттенков. Их изображают в рисунках и вряд ли кажутся заслуживающими пристального внимания. Но примечательно, что даже в эпоху космических аппаратов их природа остается необъясненной. (...) Первое заслуживающее внимания исследование особенностей облаков Венеры было сделано преподобным Франческо Бьянкини (...) в 1726 г. он провел исследование Венеры как «вечерней звезды». (...) Начиная примерно через полчаса после захода солнца и продолжая так долго, как только мог, Бьянкини обнаружил серию темных пятен на Венере, по внешнему виду сравнимых с морями на Луне, если смотреть невооруженным глазом, хотя и менее отчетливо. (...) Хотя сравнение Бьянкини деталей с лунными морями и его вывод о периоде вращения в 24,3 дня оказались ложными, кажется, что его пятна были подлинными. (...) в конце 19-го века американский астроном Персиваль Лоуэлл вызвал огненную бурю (...) он воспринял отметины Венеры как спицы колеса. (...) Он рассматривал их как элементы поверхности, видимые сквозь прозрачную завесу атмосферы Венеры, и полагал, что их движение однозначно поддерживает 224,7 -дневного периода вращения для нашего родственного мира. (...) остальной астрономический мир был единодушен в своей критике. (...) В целом, как и в случае с его наблюдениями за каналами Марса, работа Лоуэлла поставила под сомнение ценность визуальных исследований планет. (...) Поначалу фотография Венеры давала не больше информации, чем визуальные наблюдения. (...) Во время исключительно благоприятной элонгации Венеры в июне 1927 года [Фрэнк Элмор] Росс [из обсерватории Йеркса] фотографировал мир с помощью 60- и 100-дюймовых рефлекторов Маунт-Вилсон в течение 25 ночей, почти непрерывной серией. Изображения в видимом свете были безликими. (...) Но Росс действительно добился ошеломляющих результатов, используя только что выпущенный УФ-фильтр Eastman Kodak Wratten 18A UV (ультрафиолетовый). Они выявили множество деталей, показывая темные отметины, как правило, в виде полос, идущих параллельно предполагаемому экватору планеты и соединяющихся примерно под прямым углом к терминатору. (...) Основываясь на своей наилучшей оценке своих данных, он предположил, что период вращения планеты составляет 30 дней. (...) Прошло 30 лет, прежде чем кто-либо добавил что-либо существенное к выводам Росса (...) В августе и сентябре 1957 года [Чарльз] Буайе [астроном-любитель] приступил к работе. Не имея подходящего УФ-фильтра, он обходился сине-фиолетовым фильтром Wratten 34. Изображения были маленькими и эстетически непривлекательными, но они зафиксировали то, что казалось темной областью в атмосфере Венеры, которая возвращалась к терминатору с интервалом примерно в четыре дня. (...) результат по-прежнему был встречен скептически (...) Только в 1974 году четырехдневное вращение верхних слоев атмосферы Венеры было подтверждено, когда «Маринер-10» выполнил УФ-изображение облаков во время пролета мимо Земли на пути к Меркурию. К тому времени астрономы с помощью радара обнаружили, что вращение твердого тела планеты было медленным и обратным, с периодом 243 дня. Это означало, что атмосфера Венеры испытывала «супервращение», вращаясь примерно в 60 раз быстрее, чем ее поверхность. Но как атмосфера Венеры смогла преодолеть поверхностное трение и приобрести такой большой угловой момент, чтобы вращаться так быстро? Долгое время это было полной загадкой. Но недавние наблюдения космических аппаратов предполагают, что тепловые приливы, создаваемые периодическим нагревом Солнцем атмосферы Венеры, могут быть источником избыточного углового момента. (...) что отвечает за темные отметины, которые быстро окружают тот другой мир? Удивительно, но мы до сих пор не знаем. (...) Есть и другая, более экзотическая возможность: какие-то микробы, живущие и плавающие в облаках Венеры. (...) Однако существует ряд трудностей, связанных с теориями микроорганизмов, обитающих в облаках Венеры, которые еще предстоит преодолеть. Чтобы такая жизнь развилась на Венере, как на Земле когда-то должны были быть океаны или, по крайней мере, поверхностные озера и лужи. Но за последние несколько сотен миллионов лет вся поверхность Венеры была преобразована в результате одновременных вулканических извержений крупных магматических провинций, стерших раннюю поверхность. Таким образом, изучать её историю достаточно сложно. (...) давайте предположим, что микробная жизнь действительно сформировалась в мире в какой-то момент в прошлом. Могла ли эта жизнь переместиться в тепловом потоке, как это делают микроорганизмы на Земле, и эволюционировать, чтобы выжить на экстремальных высотах? (...) Крайняя кислотность атмосферы Венеры - еще одна проблема для жизни (...) Есть также недавние заявления об обнаружении фосфина в облаках Венеры, что вызвало серьезные споры в научном сообществе. (...) чтобы такой газ, как фосфин, находился в облаках Венеры, необходимо, чтобы он как-то пополняться. Но как именно, еще предстоит определить. (...) На данный момент мы просто не знаем точно, что происходит в облаках Венеры. Но в любом случае их потенциальная обитаемость больше не является безумной идеей. Действительно, это было одним из соображений, побудивших планировщиков НАСА недавно утвердить два космических аппарата для полета к родственной планете Земли [VERITAS и DAVINCI]. (...) Кроме того, российское космическое агентство «Роскосмос» планирует запустить (в сотрудничестве с НАСА) «Венеру-Д» в 2028 или 2029 году. За этим последуют еще три миссии в 2030-х годах, кульминацией которых станет возвращение образца поверхности с Венеры. Между тем, Европейское космическое агентство одобрило EnVision, миссию, аналогичную VERITAS, поскольку она будет отображать топографию и состав поверхности планеты. (...) Кажется вероятным, что — в конце концов — эти миссии позволят безошибочно идентифицировать таинственные поглотители УФ-излучения, находящиеся в облаках Венеры».
  26. Ядерный потенциал ВС России (Hans M. Kristensen & Matt Korda. Russian nuclear weapons, 2021 (на англ.) 18 марта 2021. в pdf - 902 кб
    Очередной бюллетень "атомных ученых" о текущем состоянии российских ядерных сил. Кроме ядерных боезарядах речь и о носителях, в т.ч. и ракетах.
  27. План развития глобальной навигационной спутниковой системы GPS 2021-2028 гг. (на англ.) 2021 г. (?) в jpg - 126 кб

Статьи в иностраных журналах, газетах 2022 г. (январь)

Статьи в иностраных журналах, газетах 2021 г. (1-16.12.2021)