вернёмся на старт?

Статьи в иностранных журналах, газетах, 2024 г. (июнь - декабрь)


  1. Самый подробный снимок звездного питомника (Most detailed shot of a star nursery) (на англ.) «New Scientist», том 262, №3493 (1 июня), 2024 г., стр. 7 в pdf - 1,23 Мб
    Подпись к фотографии: "На этом потрясающем снимке, полученном космическим телескопом "Евклид", показана область звездообразования Мессье 78. Недавно запущенный телескоп Euclid обладает гораздо большей чувствительностью, чем предыдущие телескопы, и на этом снимке было обнаружено более 300 000 новых объектов, большинство из которых - новорожденные звезды. Этот и 16 других снимков были сделаны всего за 24 часа наблюдений, так что карта неба Евклида после шестилетнего использования должна вызывать восхищение".
  2. Историческая миссия на Луну: Чжао Лэй. Исторический зонд для исследования собирает образцы с обратной стороны Луны - Синьхуа. «Чанъэ-6» приближает посещения обратной стороны Луны (Historic moon mission: Zhao Lei, Historic probe to explore, gather samples from far side of moon -- Xinhua, Chang’e 6 brings moon’s far side touch nearer) (на англ.) «China Daily», 03.06.2024 в pdf - 754 кб
    "Китайская роботизированная миссия "Чанъэ-6" достигла решающего момента в исторической лунной одиссее страны в воскресенье утром [02.06.2024], когда ее посадочный аппарат успешно приземлился на малоизвестной обратной стороне Луны. При содействии ретрансляционного спутника Queqiao 2 посадочный аппарат "Чанъэ-6" мягко приземлился на лунную поверхность в 6:23 утра по пекинскому времени в специально отведенном месте внутри впадины Айткен на Южном полюсе, крупнейшей, старейшей и самой глубокой впадины Луны. Приземление ознаменовало прибытие второго в истории Китая и мира космического аппарата на обратную сторону Луны, которыая, по мнению ученых, содержит ключи ко многим тайнам, окружающим Луну, а также Солнечную систему. В ближайшие два дня аппарат будет использовать роботизированную руку и дрель для сбора поверхностных и подземных веществ и помещения их в контейнер, который будет запечатан перед отправкой материалов на лунную орбиту для отправки на Землю. Если миссия пройдет по плану, это будет первый случай, когда пыль и камни с обратной стороны Луны будут извлечены. Новые образцы, вероятно, дадут исследователям по всему миру полезные ключи к ответам на вопросы о Луне и, вероятно, принесут ряд бесценных научных результатов. (...) Когда все было готово в воскресенье утром [02.06.2024], посадочный аппарат начал спуск в 6:09 утра. Аппарат продолжал вносить коррективы во время снижения, поскольку его главный двигатель работал на снижение скорости полета. Его специальные камеры делали снимки выбранного пункта назначения и передавали их на компьютеры для определения конечной точки посадки, а также для выявления возможных опасностей на поверхности, таких как крупные камни, чтобы корабль мог маневрировать и избегать их. Достигнув высоты около 100 метров над Луной, посадочный аппарат приостановил спуск и завис на короткое время, чтобы провести точное лазерное сканирование препятствий, прежде чем продолжить спуск с более медленной и устойчивой скоростью. В последний момент сложной операции, когда аппарат находился в нескольких метрах над поверхностью, его главный двигатель был остановлен, аппарат активировал буферную систему и плавно приземлился на лунную поверхность. (...) Вскоре после приземления солнечные панели и направленные антенны аппарата раскрылись и включились. после первоначальных проверок и настройки устройства для сбора начали собирать образцы. Тем временем два европейских научных прибора, которые находятся на борту посадочного аппарата "Чанъэ-6", - прибор для измерения радона национального космического агентства Франции и специальный прибор для измерения отрицательных ионов, разработанный Шведским институтом космической физики при поддержке Европейского космического агентства, — начали работать на поверхности Луны. Космическое управление Китая". -- Редакционная статья: "При поддержке ретрансляционного спутника Queqiao 2 посадочный модуль зонда "Чанъэ-6" совершил посадку в назначенном месте на обратной стороне Луны рано утром в воскресенье [02.06.2024]. (...) Местом посадки является бассейн Южный полюс-Айткен, который был выбран из-за его потенциальной ценности для научных исследований, а также из-за условий в районе посадки, включая условия связи и телеметрии и равнинный рельеф. Местность на обратной стороне Луны более пересеченная, чем на ближней, и здесь меньше сплошных плоских участков. Однако бассейн относительно более плоский, чем другие участки на обратной стороне, что благоприятствует посадке. После приземления зонд планирует завершить отбор проб в течение двух дней. В нем будут использоваться два метода отбора проб на Луне, а именно использование бура для сбора образцов из недр и взятие образцов с поверхности с помощью роботизированной руки. Из-за преграды, создаваемой Луной, период связи Земля-Луна на обратной стороне Луны, даже с помощью ретрансляционной спутниковой службы Queqiao 2, все равно короче, чем на ближней стороне. Таким образом, время отбора проб аппаратом "Чанъэ-6" сократится примерно до 14 часов по сравнению с 22 часами его предшественника "Чанъэ-5", который собирал образцы с ближней стороны Луны".
    Подпись к фотографиям: "По часовой стрелке сверху: сотрудники Пекинского центра аэрокосмического управления просматривают данные с обратной стороны Луны, переданные роботизированным зондом "Чанъэ-6" в воскресенье [02.06.2024]; имитация показывает, как посадочный аппарат зонда приземляется в назначенном месте на Южном полюсе - в бассейне Эйткен.; и видеозапись лунной поверхности, снятая камерой спускаемого аппарата. Зонд "Чанъэ-6" выполняет историческую миссию по сбору образцов с обратной стороны Луны."
  3. Чжао Лэй. Взлётный аппарат стартует с образцами лунной породы (Zhao Lei, Ascender lifts off with lunar rock samples) (на англ.) «China Daily», 05.06.2024 в pdf - 528 кб
    "Китайский роботизированный зонд "Чанъэ-6" завершил самую важную часть своего лунного путешествия во вторник утром [04.06.2024], когда его взлётный аппарат с образцами, собранными в течение двух дней в герметичном контейнере, стартовал с обратной стороны Луны. По данным Национального космического управления Китая, взлётный аппарат — один из четырех основных компонентов беспилотного космического аппарата — запустил свой подъемный двигатель в 7:38 утра по пекинскому времени и летел около шести минут, прежде чем достичь лунной орбиты. Возвращение аппарата на лунную орбиту знаменует успешное завершение первых операций по отбору проб и запуску с обратной стороны Луны, впервые в мире, сообщило космическое управление. (...) После множества сложных маневров посадочный модуль приземлился на обратной стороне Луны в воскресенье утром [02.06.2024]. Вскоре он начал использовать черпак для сбора поверхностного реголита, рыхлого материала, покрывающего твердую породу, и бур для выкапывания подповерхностного материала. В то же время для работы на Луне были задействованы несколько полезных компонентов миссии, включая панорамную камеру, лунный минералогический спектрометр и прибор для анализа состава лунного грунта. (...) На борту посадочного модуля "Чанъэ-6" находятся три европейских научных прибора: прибор для измерения радона от Национального космического агентства Франции, специальный прибор для измерения отрицательных ионов, разработанный Шведским институтом космической физики при поддержке Европейского космического агентства, и пассивный лазерный ретрорефлектор от Национального института ядерных исследований Италии. Они также работали на лунной поверхности в течение последних двух дней. Кроме того, из посадочного модуля был выпущен мини-луноход со специальной камерой, и он передвигался по посадочному модулю, чтобы делать снимки, сообщили в агентстве. На следующем этапе взлётный аппарат будет оставаться на лунной орбите в течение определенного периода времени, а затем осуществит сближение и стыковку с орбитальным аппаратом и спускаемой капсулой. Перед расстыковкой он доставит контейнер с образцами в спускаемую капсулу. На заключительном этапе 53-дневной миссии комбинация орбитального аппарата и спускаемой капсулы улетит с лунной орбиты и вернется на околоземную орбиту, где пара разделится. Затем спускаемая капсула выполнит множество сложных маневров, чтобы вернуться, как и планировалось, на посадочную площадку Сизиванг Баннер в автономном районе Внутренняя Монголия."
    Подпись к фотографиям: Сверху, против часовой стрелки: Моделирование в Пекинском центре аэрокосмического управления показывает, как восходящий аппарат "Чанъэ-6", на борту которого находятся образцы лунной породы и пыли, стартовал с обратной стороны Луны во вторник утром [04.06.2024]. Изображение процесса отбора проб, сделанное камерой на борту посадочного модуля "Чанъэ-6", передается обратно на Землю. Ху Хао (слева), главный конструктор миссии "Чанъэ-6", Ли Донг (в центре), главный конструктор ракеты-носителя "Long March 5", и Ван Цион, заместитель главного конструктора миссии, обсуждают ход выполнения миссии.
  4. Саджила Сасиндран. Космическая станция будет транслировать музыку студентов Абу-Даби (Sajila Saseendran, Space station to stream Abu Dhabi students’ music) (на англ.) «Gulf News», 06.06.2024 в pdf - 695 кб
    "Два студента, выигравшие конкурс космической музыки, организованный Нью-Йоркским университетом, готовятся к выходу своих музыкальных композиций в буквальном смысле "за пределы мира" Абу-Даби (NYUAD). Американская студентка Саммер Рид, которая посетит Нью-Йорк весной 2024 года, и выпускница Нью-Йоркского университета в Эмиратах Надин Каббани выиграли конкурс Astrobeat - Музыка из космоса. Первый конкурс предоставляет студентам редкую возможность запустить свои музыкальные композиции в космос на борту ракеты SpaceX. Оба представили оригинальные композиции, которые будут транслироваться с Международной космической станции (МКС) на специальном мероприятии в сентябре этого года [2024]. (...) В 2022 году научный сотрудник NYUAD Димитра Атри выпустила первый в мире атлас Марса на арабском языке. Это направлено на то, чтобы сделать данные исследования Hope более доступными для носителей арабского языка в ОАЭ и по всему миру".
  5. Чжао Лэй. Лунный зонд передал образцы для возвращения на Землю - Лю Кун, Чжэн Цайсюн. Раскрыты подробности о национальном флаге, развернутом на Луне (Zhao Lei, Lunar probe has transferred samples for return trip to Earth -- Liu Kun, Zheng Caixiong, Details of national flag unfurled on moon revealed) (на англ.) «China Daily», 07.06.2024 в pdf - 560 кб
    "Лунные образцы, собранные с обратной стороны Луны китайской миссией "Чанъэ-6", были доставлены на свой последний носитель, который позже доставит их на Землю, - сообщает Национальное космическое управление Китая. После полета на окололунной орбите в течение примерно 56 часов, загруженный образцами зонд "Чанъэ-6" пристыковался к комбинации орбитальный аппарат - спускаемая капсула в четверг в 14:48 [06.06.2024], а затем перенес запечатанный контейнер с драгоценными лунными образцами в спускаемую капсулу, сообщили в администрации. (...) Администрация сообщила, что перед стыковкой восходящий аппарат выполнил четыре маневра по корректировке орбиты. Затем взлётный аппарат отделится от комбинации орбитальный аппарат - спускаемая капсула, которая затем продолжит вращаться вокруг Луны до тех пор, пока наземное управление не отдаст ему приказ покинуть лунную орбиту и направиться обратно на Землю. После прибытия на околоземную орбиту орбитальный аппарат и спускаемая капсула в конечном итоге разделятся, и спускаемая капсула выполнит серию сложных маневров, чтобы вернуться на заданную посадочную площадку в автономном районе Внутренняя Монголия на севере Китая в конце июня [2024]. (...) Ван Янань, главный редактор журнала Aerospace Knowledge, сказал, что успешная стыковка и передача образцов стали еще одним шагом на пути к полному успеху проекта Chang'e 6. "Роботизированное сближение и стыковка космических аппаратов требуют передовых технологий, отличного планирования и исключительно высокой точности", - сказал он. "До "Чанъэ-5" все операции по сближению и стыковке двух компонентов космического аппарата на лунной орбите проводились во время миссий "Аполлон", и они контролировались астронавтами при поддержке наземных диспетчеров". - Вторая статья: "Китайские ученые преодолели ряд трудностей при разработке специального национального флага, изготовленный из базальтовых волокон, который был развернут ранее на этой неделе посадочным модулем лунного зонда "Чанъэ-6". Флаг, созданный для того, чтобы выдерживать экстремальные условия, такие как колебания средних, высоких и низких температур, высокий вакуум и сильное ультрафиолетовое излучение, привлек внимание людей по всему миру, когда стал первым флагом какой-либо страны, который развевался на обратной стороне Луны. Базальтовое волокно было совместно разработано Уханьским текстильным университетом и компанией China Space Sanjiang Group Co. Сюй Вэйлинь, академик Китайской инженерной академии, сказал, что его команда успешно разработала высококачественный тканевый национальный флаг "stone version", преодолев за последние четыре года серьезные препятствия, в том числе трудности с переплетением волокон и обеспечением того, чтобы цвета не выцвели. По словам Сюя, который также является президентом Уханьского текстильного университета в провинции Хубэй, базальтовое волокно обладает отличной теплоизоляцией и радиационной стойкостью, поэтому оно может выдерживать суровые лунные условия. (...) Флаг, который "Чанъэ-6" развернул на Луне, имеет тот же размер, что и флаг, установленный во время миссии "Чанъэ-5" на ближней стороне Луны - 30 на 20 сантиметров, что примерно соответствует размеру листа бумаги формата А4. (...) Команда Сюя по словам Сюя, компания разработала ультратонкие базальтовые волокна диаметром примерно в треть от диаметра человеческого волоса, поэтому флаг "Чанъэ-6" весит всего 11,3 грамма, что на 0,5 грамма легче, чем флаг "Чанъэ-5". (...) Сюй сказал, что его команда начала исследования по применению базальтовых волокон в таких областях, как термостойкость и огнестойкость, в том числе для изготовления защитной одежды и сумок, полностью используя способность ультрадисперсного базальта выдерживать особые условия окружающей среды, такие как высокие температуры".
  6. Чжао Лэй. Международный коммерческий космодром, готовящийся к первой миссии (Zhao Lei. International commercial launch center preparing for maiden mission) (на англ.) «China Daily», 11.06.2024 в pdf - 313 кб
    "Строительство Хайнаньского международного коммерческого аэрокосмического стартового центра было завершено в Вэньчане, прибрежном городе провинции Хайнань, после почти двух лет работы", - говорится в пресс-релизе центра. В четверг [06.06.2024] было завершено строительство второй пусковой башни центра, и инженеры приступили к ее подготовке к первому запуску - дебютному полету ракеты-носителя "Long March-12". Строительство башни №2 началось в октябре 2022 года. По данным центра, он способен обслуживать более 10 типов жидкостных ракет-носителей, включая ракеты семейства Long March и модели, разработанные частными компаниями. Сервисная башня №1 была достроена в конце декабря [2023 года], и в ее задачи входит обслуживание ракет-носителей "Long March-8". (...) После ввода в эксплуатацию этот комплекс станет пятым наземным космодромом в Китае и первым, предназначенным для обслуживания коммерческих космических полетов, которые, как правило, оплачиваются коммерческими организациями, а не государственными программами. (...) Разработанная Шанхайской академией технологий космических полетов, дочерней компанией China Aerospace Science and Technology Corp., Long March 12 станет последней моделью в семействе Long March и станет первой китайской ракетой диаметром 3,8 метра - больше, чем диаметр большинства китайских ракет в 3,35 метра. ракеты. Он будет состоять из двух ступеней общей высотой более 60 метров. По словам разработчиков, модель, приводимая в движение шестью двигателями, работающими на жидком кислороде и керосине, будет способна выводить космические аппараты общим весом не менее 10 метрических тонн на низкую околоземную орбиту или шесть тонн спутников на обычную солнечно-синхронную орбиту на высоте 700 километров."
  7. Чжао Лэй и др. Среди новых астронавтов страны - по одному из Гонконга и Макао (Zhao Lei et al., Nation's new astronauts include one each from Hong Kong, Macao) (на англ.) «China Daily», 12.06.2024 в pdf - 341 кб
    "Китай отобрал 10 новых астронавтов, в том числе двух из специальных административных районов страны Гонконг и Макао, - сообщает Китайское пилотируемое космическое агентство. Агентство сообщило в пресс-релизе во вторник [11.06.2024], что недавно отобранные астронавты - восемь пилотов космических аппаратов и два специалиста по научной нагрузке - являются четвертой группой членов Китайского центра астронавтов, расположенного в северо-западном пригороде Пекина. Отмечается, что оба специалиста по научной полезной нагрузке были выбраны из числа кандидатов из Гонконга и Макао. Впервые жители двух специальных административных районов получили возможность присоединиться к группе астронавтов страны. Ранее гонконгские СМИ сообщили, что кандидатом от этого города стала Лай Ка-ин, женщина - старший инспектор полиции Гонконга. Информация еще не подтверждена Китайским пилотируемым космическим агентством, которое обычно не раскрывает имена новых астронавтов. (...) Далее планируется, что новые астронавты приступят к систематической и всесторонней подготовке в центре. По данным агентства, наряду с достижениями в области международного сотрудничества в пилотируемых космических программах Китая, иностранные граждане также будут отобраны для подготовки в качестве астронавтов и участия в полетах на китайскую космическую станцию Тяньгун. (...) Вообще говоря, астронавт получит разрешение на свой первый космический полет после по словам космических чиновников, подготовка займет около двух с половиной лет, но это зависит от планов полета и развития событий."
  8. Саджила Сасиндран. MBZ-SAT, отправляется в Корею на испытания перед запуском в октябре (Sajila Saseendran, MBZ-SAT heads to Korea for tests ahead of October launch) (на англ.) «Gulf News», 14.06.2024 в pdf - 1,15 Мб
    "Космический центр Мохаммада Бен Рашида (MBRSC) вчера [13.06.2024] объявил о начале экологических испытаний MBZ-SAT, самого современного спутника в регионе, после транспортировки летной модели на испытательный полигон Корейского института аэрокосмических исследований (KARI) в Южной Корее. (...) 36- команда инженеров из MBRSC во главе с Амером Аль-Сайегом Аль-Гафери, помощником генерального директора сектора аэрокосмической техники MBRSC, в настоящее время находится в Южной Корее, наблюдая за заключительными приготовлениями к запуску MBZ-SAT, запланированному на октябрь [2024 года]. Ожидается, что этап экологических испытаний продлится два месяца, в течение которых инженеры MBRSC под руководством Тарика Аль Нассера, менеджера по экологическим испытаниям, проведут четыре основных теста — Термовакуумные (TVAC), вибрационные, акустические и массовые свойства. Эти всесторонние испытания жизненно важны для проверки устойчивости и функциональности спутника в сложных условиях космоса. (...) Спутник, который является последним дополнением к спутниковой программе ОАЭ, будет запущен на ракете SpaceX Falcon 9 в ходе совместной миссии Transporter-12". - "MBZ-SAT на 100% разработан и построен инженерами из Эмиратов. Спутник, который привлек местные компании к производству почти 90 процентов своих механических конструкций и большинства электронных модулей, существенно продвинул региональную локализацию аэрокосмической промышленности. Спутник MBZ-SAT, оснащенный одной из самых мощных камер в регионе, может снимать изображения с высоким разрешением на участках размером менее квадратного метра. MBRSC обеспечит круглосуточную оперативную обработку полученных данных, предоставляя их пользователям по всему миру с помощью усовершенствованной системы. Это решение для получения изображений может поддерживать картографирование и анализ, мониторинг окружающей среды, навигацию, управление инфраструктурой и усилия по ликвидации последствий стихийных бедствий".
  9. Геге Ли. Исследуйте галактику (Gege Li, Spot the galaxy) (на англ.) «New Scientist», том 262, №3495 (15 июня), 2024 г., стр. 26-27 в pdf - 2,89 Мб
    Фоторепортаж: "Каждый год Дэн Зафра, редактор блога о туристической фотографии Capture the Atlas, готовит 25 лучших завораживающих снимков нашей галактики, сделанных в самых интересных местах по всему миру, и публикует их [в рамках конкурса "Фотограф года Млечного пути"]. На записи Тома Рэя, расположенной в крайнем левом углу, изображен Млечный путь, поднимающийся зимней ночью с самой высокой горы Новой Зеландии, Аораки/Маунт Кук. (...) В другой работе, выполненной на высоте, Матей Млакар запечатлел "арку" Млечного пути (вверху справа) над перевалом Вршич - самой высокой точкой Новой Зеландии. самый высокий горный перевал в Словении. Красные пятна на небе - это облака светящегося водорода, называемые эмиссионными туманностями, которые кажутся красными из-за излучения только на определенных длинах волн. Свет возникает из-за ионизации атомов газа, вызванной формирующимися звездами. Между тем, на снимках меньшего размера запечатлены замечательные места из США. Снимок Брандта Райдера, самый дальний слева из двух, был сделан в восточной части Сьерры в Калифорнии, где Млечный путь обрамляет фиолетовое море люпинов. Стефани Тхи назвала свой снимок, сделанный в штате Юта, "Звездной страной чудес Худу" - в честь похожих на поганки скал худу, которые создают ауру звездного фона на ее снимке."
  10. Лия Крейн, Starliner и Starship выводят космическую индустрию в новую эру (Leah Crane, Starliner and Starship propel space industry into a new era) (на англ.) «New Scientist», том 262, №3495 (15 июня), 2024 г., стр. 7 в pdf - 1,36 Мб
    "Два запуска ракет 5 и 6 июня [2024 года] продемонстрировали возможности относительно новых космических аппаратов, каждый из которых представляет собой важный шаг вперед в освоении космоса человеком. Капсула Boeing Starliner совершила свой первый полет с экипажем, доставив двух астронавтов НАСА на Международную космическую станцию (МКС). На следующий день огромная ракета SpaceX Starship совершила свой четвертый испытательный полет, первый орбитальный полет, который она полностью выполнила без каких-либо разрушений или взрывов. (...) С этим запуском Starliner присоединится к классу космических аппаратов SpaceX Dragon в качестве второго варианта доставки американских астронавтов на МКС. Это первый случай, когда какая-либо страна располагает более чем одним действующим орбитальным космическим аппаратом, который может безопасно перевозить экипаж, что является ключевым достижением НАСА. (...) Когда Starliner состыковался с МКС, к станции впервые были прикреплены сразу три корабля с разными экипажами. Другими кораблями, присоединяющимися к Starliner, являются космический корабль SpaceX Dragon Endeavour и корабль с экипажем "Союз МС-25". (...) Starship (...) - самая большая и мощная ракета из когда-либо построенных, предназначенная для доставки астронавтов на Луну и Марс. Несмотря на то, что Starship по-прежнему недостаточно надежен для перевозки экипажа, скорость тестирования и доработки аппарата невероятно высока. (...) Помимо Starliner и Starship, за последние несколько лет был запущен ряд новых космических аппаратов, включая многочисленные полеты на Луну и новые орбитальные ракеты по всему миру. Этот, казалось бы, внезапный прогресс объясняется растущим участием частного сектора в космических полетах, которые раньше были доступны только крупным национальным агентствам. (...) Это означает, что становится все проще отправлять что угодно - научные эксперименты, космические станции, людей - на орбиту и за ее пределы".
  11. Чжао Лэй. Испытание ракетного двигателя для полета на Луну - Чжао Лэй. Известный ученый скончался в возрасте 91 года (Zhao Lei, Rocket engine tested for moon mission -- Zhao Lei, Renowned scientist passes away at age 91) (на англ.) «China Daily», 15.-16.06.2024 в pdf - 478 кб
    "Китайские ученые-ракетчики и инженеры в пятницу днем [14.06.2024] провели ключевое испытание двигательной установки, которая будет использоваться на ракете-носителе нового типа, что будет иметь решающее значение для будущих пилотируемых высадок Китая на Луну. Во время испытания на воспламенение, которое проходило на испытательном полигоне в пекинском районе Фэнтай, три двигателя YF-100K в течение нескольких минут извергали пламя, создавая суммарную тягу в 382 метрических тонны, по данным Китайской академии технологий ракет-носителей, ведущего производителя ракет в стране. Двигатель YF-100K обеспечит большую подъемную силу для ракеты Long March 10, которая находится в стадии исследований и разработок в Пекинской академии, дочерней компании государственного промышленного гиганта China Aerospace Science and Technology Corp. Ракета "Long March 10" будет представлять собой совершенно новый тип ракеты, и ее задачей будет доставка следующего поколения китайских космических аппаратов с экипажами и посадочных модулей на Луну. Ожидается, что ракета будет готова к своему первому полету примерно в 2027 году. Ракета будет состоять из основного ускорителя и нескольких боковых ускорителей и будет иметь высоту 92,5 метра, что примерно соответствует высоте 32-этажного жилого здания. Стартовый вес гигантского космического корабля составит 2189 тонн, а тяга - 2678 тонн. По словам конструкторов, она будет способна выводить космические аппараты массой не менее 27 тонн на траекторию Земля- Луна. (...) Также разрабатывается вариант Long March 10 без боковых ускорителей. Высота этой модели составит 67 метров, а стартовый вес - около 740 тонн. По словам разработчиков, она будет использоваться для транспортировки астронавтов или грузов общим весом 14 тонн на космическую станцию Тяньгун на низкой околоземной орбите". -- Вторая статья: "Ван Юнчжи, один из самых известных ученых-ракетчиков Китая, сыгравший ведущую роль в пилотируемой космонавтике страны, участник космических полетов, умер от сердечного приступа во вторник [11.06.2024] в возрасте 91 года. Ван родился в ноябре 1932 года в уезде Чанту провинции Ляонин в семье обедневшего фермера и был пятым из семи детей. (...) После окончания средней школы в Шэньяне, столице провинции Ляонин, в 1952 году Ван поступил на факультет аэронавтики университета Цинхуа, чтобы научиться проектировать боевые самолеты. Год спустя Ван был выбран для обучения в бывшем Советском Союзе. Перед отъездом он посещал курсы русского языка в другом университете Пекина. В 1955 году он поступил в Московский авиационный институт, чтобы изучать конструкцию самолетов. Однако два года спустя Ван сменил специальность, узнав, что Китаю нужны студенты, которые научатся проектировать ракеты-носители и баллистические ракеты. Летом 1961 года Ван окончил Московский институт и вернулся в Китай. Он был направлен в Пятую академию Министерства национальной обороны, ныне известную как Китайская академия технологии ракет-носителей, где начал свою карьеру в качестве конструктора ракет. (...) Ван также участвовал в разработке двух моделей ракет—носителей, заложив основу для будущих космических амбиций Китая. (...) В 1991 году Ван был назначен заместителем главы комиссии по науке и технологиям бывшего Министерства аэрокосмической промышленности. Там он был главным конструктором ряда ракет-носителей. В следующем году он был назначен первым главным планировщиком проекта 921, который положил начало национальной пилотируемой космической программе. (...) Он руководил планированием и реализацией пилотируемых космических проектов Китая в течение 15 лет, прежде чем уйти на пенсию в 2007 году. Под его руководством страна успешно осуществила свой первый полет человека в космос, создала мощную исследовательскую и производственную инфраструктуру для пилотируемых космических программ и подготовила большую группу квалифицированных исследователей и инженеров космических аппаратов."
  12. Кейт Баттон. Ассистент по искусственному интеллекту VIPER (Keith Button, VIPER's AI assistent) (на англ.) «Aerospace America», том 62, №6, 2024 г., стр. 16-23 в pdf - 2,43 Мб
    "Эдвард Балабан, научный сотрудник исследовательского центра Эймса НАСА в Кремниевой долине (...), в настоящее время руководит стратегическим планированием миссии VIPER по исследованию летучих веществ Polar Exploration Rover. Планируется, что VIPER размером с гольф-кар приземлится на южном полюсе Луны в ноябре [2024 года], чтобы найти воду и водородный лед в качестве своей главной цели. Еще в 2014 году (...) Балабан размышлял над решениями, которые должны были бы принять операторы, чтобы направить луноход по Луне таким образом, чтобы максимально использовать научные возможности его пребывания на поверхности. Потребовался бы первоначальный план, а затем, как только операторы смогли бы лучше рассмотреть местность с помощью камеры или нескольких камер лунохода, маршрут нужно было бы корректировать по мере движения лунохода. (...) Он подумал: что, если бы ИИ [искусственный интеллект] можно было запрограммировать на взвешивание не только всех факторов, влияющие на выбор наилучшего текущего маршрута, но наилучший маршрут с учетом всех этих будущих решений? (...) Он нацарапал на салфетке название: "SHERPA" - консультант по планированию работоспособности системы в режиме реального времени. (...) Программное обеспечение, которое сейчас находится на компьютерах в NASA Ames, впервые заработало, когда Балабан и планетологи использовали его для планирования набора первоначальных потенциальных маршрутов для VIPER. (...) Как только марсоход достигнет земли, SHERPA поможет менеджерам в режиме реального времени внести коррективы в навигационный план это зависит от таких факторов, как то, достаточно ли быстро луноход передвигается по неизученным скалам, чтобы достичь всех желаемых мест бурения за отведенное время. (...) Что несомненно, так это то, что время будет не на стороне VIPER. У лунохода будет 100-дневное лунное лето, в течение которого тени в районе южного полюса станут слишком длинными, чтобы солнце могло подзарядить его батареи с помощью солнечных батарей. Кроме того, половину этого времени VIPER придется провести в спячке. Это связано с тем, что из-за смещения углов наклона Земли относительно Луны каждые две недели Земля опускается за лунный горизонт. Это делает невозможным радиосвязь с VIPER до тех пор, пока Земля не поднимется снова через две недели. (...) Согласно планам, марсоход должен пройти несколько километров, останавливаясь примерно в дюжине мест в затененных районах, стараясь не терять Землю из виду. Ему будет приказано остановиться, чтобы пробурить скважину на глубину до метра под поверхностью в поисках льда, измерить содержание и температуру грунта, а затем снова выйти на солнечный свет, чтобы его аккумуляторы могли подзарядиться. Однако эти основные участки опасны. Если луноход застрянет в одной из теней, он не сможет подзарядиться, и миссия будет окончена. Аналогичным образом, миссия будет завершена, если VIPER потеряет связь, заехав за край кратера, который блокирует обзор лунохода на Землю. (...) Искусственный интеллект SHERPA больше основан на моделях, чем на данных, что отличает его от приложений для искусственного интеллекта, популярность которых резко возросла среди потребителей за последние 18 месяцев. (...) SHERPA, с другой стороны, была адаптирована к фундаментальным трудностям планирования в неизвестной среде без достаточного количества данных, на которые можно опереться. (...) SHERPA определит каждое состояние лунохода с помощью 12-15 переменных, включая время, его местоположение, заряд батареи, время, через которое он потеряет солнечный свет в текущем местоположении, качество местности и прогнозируемую глубину залегания льда в текущем местоположении. (...) Продолжая, они чтобы разработать SHERPA для VIPER, они решили разбить планирование модели искусственного интеллекта на более мелкие части. Вместо того чтобы заранее просчитывать все возможные ветви принятия решений, они попытались заставить SHERPA рассчитать только те будущие ветви, которые будут исходить из текущего состояния VIPER. Это также было слишком сложно рассчитать с помощью компьютера, поэтому они попытались разбить планирование SHERPA на отдельные лунные дни (...), Но даже сосредоточение внимания только на двухнедельных периодах было слишком сложной вычислительной задачей - потребовалось несколько часов, чтобы просмотреть только одно предложенное дерево маршрутов. (...) Вместо того, чтобы точно планировать, сколько всего сможет выполнить VIPER за двухнедельный период, они попытались оценить, насколько велик потенциал для проведения качественной научной работы: достичь лучших мест бурения и большинства локаций в течение 100-дневной миссии, не подвергая луноход риску не хватает безопасного убежища для зимней спячки, если что-то пойдет не так. (...) Такое решение проблемы также позволило ученым взвесить свои предпочтения, поскольку сначала были определены потенциальные маршруты с наибольшим научным потенциалом, без предварительного установления точного маршрута и расписания, говорит Балабан. (...) Как только люди будут довольны шаблоном основного маршрута что касается научных целей, то SHERPA рассчитает — перед полетом VIPER на Луну — точный маршрут и продолжительность остановок на каждой научной станции. (...) Прежде чем VIPER достигнет лунной поверхности, план будет составлен на основе распределения вероятностей для неизвестных величин, таких как продолжительность научных работ, скорость лунохода и его энергопотребление в постоянно затененных областях. По мере выполнения миссии модель будет обновляться. С помощью этого плана - сначала детали, а затем построение маршрута - SHERPA может гораздо быстрее разрабатывать наилучшие планы и реагировать на незапланированные обстоятельства, а некоторые ответвления на случай непредвиденных обстоятельств планируются заранее. (...) Модели плана маршрута будут обновлены во время двухнедельной спячки на основе новой информации, собранной в ходе реальных операций на Луне. После VIPER Балабан видит потенциальные возможности применения SHERPA в ряде других миссий НАСА."
  13. Кэт Хофакер. Скафандры завтрашнего дня (Cat Hofacker, Tomorrow’s spacesuits) (на англ.) «Aerospace America», том 62, №6, 2024 г., стр. 30-37 в pdf - 2,97 Мб
    "Одно из изменений, внесенных НАСА после завершения эры "Аполлонов" и начала эры космических шаттлов, было связано со скафандрами. Вместо того чтобы заказывать цельные мягкие костюмы по индивидуальному заказу, были изготовлены компоненты в соответствии со спецификациями НАСА разных размеров, чтобы астронавты могли комбинировать их друг с другом, что позволило сократить расходы на экипировку более 100 астронавтов разного роста и веса. Другой шаг был сделан в сторону жесткого корпуса из стекловолокна, который, помимо прочего, должен был защищать владельцев от возможных столкновений с обломками при проведении внекорабельных мероприятий, эвакуации с Международной космической станции. (...) Что касается наземных скафандров, то версии "Аполлона" теперь являются музейными экспонатами, поэтому новые понадобятся для возвращения на Луну в рамках миссии "Артемида III", запланированной на 2026 год, в которой должна принять участие первая женщина, ступившая на лунную поверхность. (...) Что касается стратегии приобретения - это тоже кардинально изменилось за прошедшие десятилетия, когда НАСА перешло от костюмов, сшитых на заказ в 60-х и 70-х годах, к костюмам, которые сочетаются друг с другом, в 80-х годах. Теперь происходит, возможно, самое смелое изменение: на этот раз НАСА установило более широкие требования, предоставив подрядчикам больше свободы в проектировании, при условии, что безопасность скафандров будет доказана в ходе испытаний в некоей "космической среде". НАСА также будет арендовать скафандры, а не владеть ими. Стратегия начала реализовываться в 2022 году, когда хьюстонская компания Axiom Space получила контракт на 228 миллионов долларов на поставку двух скафандров Artemis III surface, а компания Collins Aerospace, занимающаяся EVA, - на 97,2 миллиона долларов на изготовление новых скафандров для выхода в открытый космос. В прошлом году произошел неожиданный поворот, когда НАСА использовало опцию "кроссовера" в каждом контракте, выплачивая Axiom дополнительную плату за адаптацию лунного костюма для выхода в открытый Космос и столько же Collins за создание наземного варианта. (...) Если говорить о SpaceX, то она разработала свой собственный костюм для выхода в открытый космос без участия НАСА и может удивить всех в этом году, совершив первый коммерческий выход в открытый космос (...) Вот основные соображения по дизайну: [Внешний вид] Расположите в ряд прототипы костюмов для выхода в открытый космос Axiom, Collins и SpaceX, которые тестирует каждая компания они стоят бок о бок, и вашей первой мыслью, вероятно, будет, что костюмы Axiom и Collins выглядят очень похожими. Во многом это объясняется тем, что обе компании стремятся к созданию "единой конфигурации скафандра" (...), что означает конструкцию, которая требует всего лишь нескольких модификаций для перехода с НОО [низкой околоземной орбиты] на лунную поверхность и наоборот. (...) Оба скафандра должны быть белыми — для лучшего охлаждения астронавтов за счет отражения солнечного света. (...) Оба костюма также должны включать в себя проверенные временем элементы, которые восходят к дизайну Apollo: шлемы в форме пузырей, перчатки с резиновыми наконечниками и большие "рюкзаки" жизнеобеспечения, в которых находятся дыхательные аппараты астронавтов. (...) Напротив, бело-черный костюм SpaceX выглядит более облегающим - лишь немного более объемным, чем тефлоновые костюмы, которые астронавты надевают для полетов в капсулах Crew Dragon на МКС и обратно. (...) Среди изменений, по словам SpaceX, внешний слой скафандра EVA состоит из "нового материала на текстильной основе" с вкраплениями швов, "чтобы обеспечить большую гибкость астронавтам в условиях повышенного давления, сохраняя при этом комфорт в условиях пониженного давления". Еще одним существенным отличием от проектов Axiom и Collins является то, что SpaceX отказалась от громоздкого рюкзака жизнеобеспечения в пользу пуповины. (...) Несмотря на относительную простоту, этот подход может оказаться не идеальным, в частности, для лунных скафандров, поскольку это ограничило бы расстояние, на которое астронавты могли бы удаляться от своих посадочных модулей. [Комплектация] Пожалуй, самое большое различие между тремя моделями заключается в том, как астронавты будут надевать и снимать их. (...) Для своего скафандра EVA компания SpaceX сохранила застежку-молнию от своего скафандра ascent, но вместо одной молнии, проходящей по внутренней стороне ног, в скафандре EVA на талии у костюма Collins есть спиральные молнии (...) В отличие от этого, костюм Collins застегивается на талию, но с некоторыми дополнительными шагами (...) Для своего лунного костюма Axiom выбрала еще один способ застегивания. Вместо застежек-молний на скафандрах Apollo астронавты Artemis III будут надевать свои костюмы Axiom сзади, через люк сбоку рюкзака для систем жизнеобеспечения (...) [Размеры и мобильность] костюмы SpaceX были изготовлены на заказ для каждого члена экипажа. Однако на веб-сайте SpaceX отмечается, что "строительство базы на Луне и города на Марсе" потребует производства "миллионов" скафандров, и что компания сможет "производить и адаптировать" скафандр EVA "к различным типам телосложения". В отличие от этого, Axiom и Collins принимают они основаны на модульном подходе программы shuttle к изготовлению рук, ног, перчаток и ботинок разных размеров. (...) Что касается диапазона движений, то Axiom и Collins говорят, что первоначальные испытания дают им уверенность в том, что их костюмы позволят астронавтам легко передвигаться на НОО и по поверхности Луны. (...) [НОО против Луны] Для Artemis III компания Axiom добавила несколько компонентов, разработанных специально для защиты от суровых условий в районе южного полюса, где предстоит высадка экипажа. В постоянно затененных районах, куда не проникает солнечный свет, температура будет достигать минус 230 градусов по Цельсию, поэтому астронавты Artemis будут носить ботинки с подкладкой из изоляционного материала. У каждого астронавта также будет налобный фонарь на шлеме для обеспечения видимости, поскольку угол падения солнца отбрасывает большие тени на валуны и другие крупные выступы. В скафандре также должны быть все инструменты, необходимые астронавту для выполнения любых научных задач, таких как сбор образцов лунных пород и грязи. (...) НАСА делает ставку на то, что высадка на Луну также послужит основой для планирования его первой миссии человека на Марс, которая предположительно запланирована агентством на 2040-е годы".
  14. Джонатан О'Каллаган. «Измеряя Артемиду» (Jonathan O’Callaghan, Taking Artemis’ measure) (на англ.) «Aerospace America», том 62, №6, 2024 г., стр. 38-45 в pdf - 2,30 Мб
    "Согласно последнему графику НАСА, нам осталось чуть больше двух лет до того, как мы станем свидетелями исторического момента: возвращения людей на Луну. Вот краткий обзор того, что должно произойти в ближайшее время: SpaceX должна вывести космический корабль Starship на околоземную орбиту с помощью сверхтяжелой ракеты-носителя, чтобы доказать, что она может сделать то же самое с лунной посадочной версией Starship стоимостью 2,9 миллиарда долларов. В ходе миссии 2026 года у этой системы посадки человека на космический корабль Starship после отделения от Super Heavy будет израсходовано топливо, поэтому SpaceX должна показать, что ее можно заправить на околоземной орбите, чтобы продолжить полет на лунную орбиту, а затем спуститься на поверхность и вернуться обратно. В ближайшее время должно быть запущено несколько космических кораблей, чтобы накопить топливо на складе, который еще не существует, но который Илон Маск описал как массовую версию Starship. Что касается членов экипажа, то они будут доставлены на лунную орбиту отдельно, в капсуле Orion на борту ракеты NASA Space Launch System. Оказавшись там, они должны пристыковаться к заправленному космическому кораблю для посадки. Но прежде чем НАСА доверит Космическому кораблю их жизни, SpaceX должна посадить на Луну незанятый космический корабль и снова взлететь. Можно утверждать, что у НАСА все немного проще. В преддверии 2026 года оно должно отправить экипаж на облет Луны в рамках миссии Artemis II, человеческой версии беспилотной демонстрации Artemis I в 2022 году. Учитывая все это, выполнимость намеченной на сентябрь 2026 года задачи по запуску "Артемиды III" остается открытым вопросом (...) В "Аполлоне-11" для отправки трех астронавтов в космос и двух из них на поверхность потребовалось отправить всё на одной ракете "Сатурн V". В Artemis III для доставки четырех астронавтов в космос и двух на поверхность потребуется более чем в два раза больше оборудования. (...) План "сложный", - говорит Абхи Трипати, аэрокосмический инженер из Лаборатории космических наук Калифорнийского университета в Беркли и бывший руководитель миссии в SpaceX. - У вас есть запуск SLS, у вас есть "Орион", у вас есть "Звездолет", летающий вверх и вниз. В какой-то момент следует задать неизбежный вопрос: есть ли способ упростить архитектуру?" НАСА не проявило склонности к этому. (...) История программы и высказывания руководителей свидетельствуют о том, что они скорее нарушат график, чем перестроят архитектуру. (...) В марте [2024], SpaceX доказала, что может запустить космический корабль в космос, хотя при входе в атмосферу корабль распался. Следующей вехой станет отправка космического корабля в космос и обратно, чтобы доказать его многоразовость. В какой-то момент за этим последует демонстрация передачи топлива между двумя космическими кораблями в качестве шага к хранилищу. (...) Топливо необходимо будет хранить в холодном состоянии, чтобы избежать или ограничить выкипание с течением времени. (...) SpaceX не уточнила логистику передачи и хранения топлива. (...) Также менялись данные о том, сколько запусков Starship потребуется для заполнения склада [до 12-15 запусков?]. (...) Лиза Уотсон-Морган, руководитель программы НАСА "Система посадки человека" в Алабаме, рассказала мне в интервью, что она ожидает, что SpaceX начнет орбитальные испытания в следующем году [2025], чтобы выяснить, насколько серьезной будет проблема с выкипанием топлива или другими факторами. (...) Что касается того, как астронавты будут переходить, Уотсон-Морган говорит, что работа над стыковочным устройством, которое "не получило широкой огласки" при посадке с "Ориона" на "Starship", уже ведется. (...) Что касается самой важной посадки, то проблем много. Starship приземлится на базу первым, и неопределенное количество из его шести двигателей замедлит его. Ранее Маск заявлял, что для маневра посадки могут быть установлены дополнительные двигатели, расположенные выше корабля. (...) После приземления также встанет вопрос о спуске астронавтов на поверхность из зоны экипажа, которая, по оценкам Трипати, будет расположена примерно в 30 метрах от спускаемого аппарата (...) предполагают, что два астронавта сойдут на поверхность на внешнем лифте, и испытания уже ведутся. (...) В ответ на вопросы, отправленные по электронной почте, НАСА сообщило, что, как только Starship приземлится, астронавты должны открыть люк для полезной нагрузки, чтобы вывести лифт за пределы посадочного модуля, а затем забраться внутрь и спуститься на поверхность. Если вы думаете, что это звучит потенциально опасно, то вы не одиноки. (...) Уотсон-Морган говорит, что для того, чтобы НАСА сертифицировало Starship как безопасный для перевозки людей, ему может потребоваться своего рода резервное копирование. "Существует дополнительный механизм, над которым мы работаем совместно со SpaceX, чтобы убедиться, что у нас есть возможность вернуть экипаж обратно, если лифт выйдет из строя", - говорит она. (...) Кроме того, необходимо учитывать устойчивость Starship при посадке. Посадочный модуль Eagle на "Аполлоне-11" был коротким и приземистым по сравнению со Starship. В частности, Eagle был около 9 метров в поперечнике, как и Starship, но Starship будет 50 метров в высоту по сравнению с 7-метровым Eagle. "В целом, я считаю, что все лунные аппараты, и, конечно же, два лунных аппарата с людьми по контракту, — имеются в виду Starship и Blue Moon от Blue Origin, — имеют очень высокую планку, чтобы доказать НАСА, что они могут безопасно приземлиться и не перевернуться", - пишет Трипати по электронной почте. (...) Как и во многом в программе Artemis, отсутствует определенность в отношении посадки и технологий, от которых будут зависеть действия астронавтов. На данный момент даже те, кто должен быть ярыми сторонниками Artemis, жаждут узнать больше о посадке, о концепции склада топлива, о технологии стыковки для миссии, которая теоретически может состояться всего через 27 месяцев".
  15. «Вояджер-1» снова в Сети и исследует неизведанное (Voyager 1 is back online and exploring the unknown) (на англ.) «BBC Sky at Night Magazine», №229 (июнь), 2024 г., стр. 12 в pdf - 821 кб
    ""Вояджер-1" снова вышел на связь с центром управления полетами после пятилетнего перерыва. (...) 14 ноября 2023 года обычная передача научных и инженерных данных с "Вояджера-1" внезапно стала неразборчивой. Космический аппарат, по-видимому, получал команды и работал нормально, что позволило команде определить проблему. После нескольких месяцев тестирования они обнаружили, что в одном из трех бортовых компьютеров космического аппарата, в подсистеме полетных данных (FDS), перестал работать один чип. Эта система отвечает за сбор научных и инженерных данных "Вояджера-1" перед отправкой их обратно на Землю. Без операционного кода, который обычно хранится на чипе, FDS теперь производила бессмыслицу. Не имея возможности починить чип, команда вместо этого разделила код, чтобы его можно было сохранить в другом месте. Первоначально они сосредоточились на повторном сборе инженерных данных и отправили обновление на "Вояджер-1" 18 апреля 2024 года. Радиосигналу требуется 22,5 часа, чтобы преодолеть расстояние в 24 миллиарда километров до "Вояджера-1" и столько же обратно, а это означает, что оперативная группа космического аппарата получила ответное сообщение только 20 апреля. Но когда он прибыл, они впервые за пять месяцев получили полезные данные с "Вояджера-1". (...) Спустя 47 лет оба космических аппарата начинают стареть. Они работают на радиоактивных материалах, которые медленно разлагаются и снижают свою мощность. В течение нескольких лет оперативная группа постепенно отключала обогреватели, резервные батареи и другие несущественные элементы, чтобы сохранить питание ключевых операционных и научных приборов. Однако примерно в 2026 году им придется начать отключать научные приборы. "Вояджеры" будут продолжать передавать данные даже после того, как все их научные системы будут отключены; однако к 2036 году они выйдут за пределы досягаемости приемников на Земле, продолжив свое путешествие дальше в глубь Галактики в режиме радиомолчания".
  16. Льюис Дартнелл. Плывущий по лазерному лучу (Lewis Dartnell, Sailing on a laser beam) (на англ.) «BBC Sky at Night Magazine», №229 (июнь), 2024 г., стр. 16 в pdf - 820 кб
    "Принцип [создания световых парусов] достаточно прост. Очень большой, очень тонкий и очень легкий лист блестящего материала отражает фотоны солнечного света. Благодаря сохранению импульса, он испытывает силу, толкающую его в противоположном направлении. В качестве альтернативы, если вы хотите отправиться за пределы Солнечной системы, подальше от Солнца, вы могли бы построить базовую станцию с несколькими мощнейшими лазерами, которые будут управлять световым парусом. Таким образом, световой парус не раздувается ветром, а зависит от давления излучения. Эффект невелик, но он не потребляет ракетного топлива и может использоваться непрерывно в течение месяцев или лет для плавного разгона до значительных скоростей. И эта идея не просто умозрительная. Первым космическим аппаратом, продемонстрировавшим технологию солнечных парусов, стал японский экспериментальный космический аппарат IKAROS (Межпланетный воздушный змей, разгоняемый солнечным излучением), который совершил полет к Венере в 2010 году. (...) Манасви Лингам из Флоридского технологического института и двое его коллег, связанных с Инициативой межзвездных исследований в Лондоне (расположенной в здании Британского межпланетного общества), изучали практические возможности использования легких парусных зондов для исследования ледяных спутников газовых гигантов. Предполагая, что масса зонда составляет 100 кг, а диаметр легкого паруса – около 100 метров, команда Лингама подсчитала, что такой космический аппарат может разогнаться до скорости более 100 000 км/ч и достичь Европы Юпитера всего за один-четыре года, а Энцелада Сатурна - за три-шесть лет. Для сравнения, миссии Кассини–Гюйгенса потребовалось более шести лет, чтобы долететь до Сатурна, и потребовалась гравитационная поддержка от двух пролетов Венеры, Земли и Юпитера. Эта схема потребовала бы создания на Земле мощной лазерной установки мощностью порядка гигаватта, что примерно соответствует мощности атомной электростанции. (...) Для запуска светового паруса к Энцеладу, поскольку орбита Сатурна вокруг Солнца наклонена на 2,5° относительно плоскости орбиты Земли, лучшим местом для лазерной станции, которая могла бы непрерывно наводиться на световой парус, было бы на высокой широте – либо на крайнем севере, либо на крайнем юге. Например, для запуска зонда под легким парусом к Сатурну и Энцеладу в период с 2043 по 2052 год лазерную установку необходимо было бы построить в Антарктиде. Таким образом, хотя световой парус с лазерным питанием может быть в некотором смысле практичным, с такой системой необходимо решить ряд определенных проблем".
  17. Чарли Хой, Путешествующий в пространстве-времени с LISA (Charlie Hoy, Surfing spacetime with LISA) (на англ.) «BBC Sky at Night Magazine», №229 (июнь), 2024 г., стр. 28-33 в pdf - 3,33 Мб
    "В январе 2024 года Европейское космическое агентство (ЕКА) дало зеленый свет международной команде ученых приступить к созданию самого большого из когда-либо созданных детекторов гравитационных волн - только на этот раз он будет находиться в космосе. Ее название - LISA, космическая антенна с лазерным интерферометром, и она произведет революцию в нашем понимании Вселенной. (...) хотя считается, что источник гравитационных волн подобен цунами, к тому времени, когда они достигают нас здесь, на Земле, их воздействие становится незначительным; на самом деле они настолько малы, что считается, что гравитационные волны, создаваемые некоторыми из самых энергичных явлений во Вселенной, растягивают и сжимают всю Землю лишь на долю толщины атома. Обнаружение таких незначительных изменений могло бы показаться невыполнимой задачей, но сдвоенные детекторы гравитационно-волновой обсерватории лазерного интерферометра (LIGO) справились с ней. Первое наблюдение, получившее название GW150914, было вызвано катастрофическим столкновением двух черных дыр, масса каждой из которых примерно в 30 раз превышает массу нашего Солнца. В тот самый момент, когда они слились, количество энергии, излучаемой гравитационными волнами, было больше, чем светимость всех звезд в видимой Вселенной, вместе взятых. (...) коллаборации LIGO–Virgo–KAGRA (партнерство, объединяющее четыре отдельных детектора, расположенных по всему миру) наблюдали около 100 сигналов в трех различных режимах наблюдения. (...) 24 мая 2023 года совместная программа LIGO–Virgo–KAGRA приступила к своему последнему 18-месячному циклу наблюдений, также известному как четвертый цикл наблюдений за гравитационными волнами, O4 (хотя с 16 января по 10 апреля [2024 года] он был ненадолго приостановлен для технического обслуживания и дополнительных улучшений). O4 будет на 30% более чувствительным, чем предыдущие итерации, что сделает его самым чувствительным методом поиска гравитационно-волновых сигналов на сегодняшний день. Эта повышенная чувствительность приведет к обнаружению гравитационных волн каждые два–три дня (...) Однако, если мы хотим нацелиться на более масштабные цели и обнаружить гравитационные волны с момента рождения Вселенной, мы должны отправиться в новое место - космос. Космическая антенна лазерного интерферометра LISA станет детектором гравитационных волн в космосе и крупнейшим научным прибором, когда-либо созданным. Он будет состоять из трех отдельных и идентичных спутников, летящих в форме треугольника, разделенных 2,5 миллионами километров (...) LISA будет использовать лазеры для точного измерения расстояния между каждым спутником и отслеживания изменений во времени прибытия света. Он сможет обнаруживать гравитационные волны в диапазоне от 0,1 МГц до 1 Гц, низкочастотной области, которая не может быть обнаружена наземными обсерваториями. (...) LISA создает множество дополнительных технических проблем, которые необходимо решить, прежде чем она сможет быть запущена в середине 2030-х годов. Способны ли мы вообще размещать объекты внутри космического корабля в почти идеальном гравитационном свободном падении, управляя при этом их движением с беспрецедентной точностью? Чтобы протестировать предложенные решения, ЕКА провело тестовую миссию под названием LISA Pathfinder, которая стартовала с европейского космодрома во Французской Гвиане в 2015 году. (...) Окончательные результаты, опубликованные в 2018 году, намного превзошли ожидания, и в январе 2024 года ЕКА официально одобрило космическую миссию LISA, признав, что концепция миссии дизайн и технологии достаточно продвинуты, чтобы приступить к созданию прибора. (...) Программа LISA будет направлена на решение многих научных задач, в том числе на понимание того, как образуются галактики. (...) Поскольку в центрах почти всех галактик находятся массивные черные дыры, масса которых составляет от 1000 до 10 миллионов масс нашего Солнца, при слиянии двух галактик две массивные черные дыры в их центрах в конечном итоге находят друг друга, объединяйтесь и высвобождайте огромное количество энергии с помощью гравитационных волн. (...) благодаря своим монументальным размерам LISA получит уникальную возможность наблюдать столкновения массивных черных дыр, начиная с современной Вселенной и заканчивая периодом, когда Вселенной было 0,18 миллиарда лет (...) LISA даже сможет проверить теорию гравитации Эйнштейна в самом экстремальном режиме, который только можно себе представить. Самые сильные гравитационные волны возникают в системах с самыми большими гравитационными полями - например, при слиянии массивных черных дыр. Недавние открытия позволили нам решить уравнения гравитации Эйнштейна на компьютере и, таким образом, сделать высокоточные предсказания того, как должны возникать такие гравитационные волны. Выявив громкие гравитационные волны от слияния таких массивных черных дыр, астрономы смогут сравнить их с предсказаниями, создав самый строгий на сегодняшний день тест общей теории относительности. (...) Международная команда ученых сейчас усердно работает над созданием крупнейшей из когда-либо построенных астрономических обсерваторий, открывая беспрецедентно новое окно во Вселенную, революционизируя наше понимание космологии и гравитации. Несомненно, и там нас ждут сюрпризы."
  18. Меги Родригес, Что ждет нас в антропоцене? (Meghie Rodrigues, What’s Next for the Anthropocene?) (на англ.) «Eos. Earth & Space Science News», том 105, №6, 2024 г., стр. 3-4 в pdf - 328 кб
    "В конце марта [2024 года] Международный союз геологических наук (IUGS) опубликовал заявление: Процесс, в ходе которого несколькими неделями ранее было отказано в определении антропоцена как официальной геологической эпохи, был урегулирован, и отрицательное решение было принято. (...) В прошлом году [2023] Рабочая группа по антропоцену (AWG) предложила, чтобы IUGS определили новую геологическую эпоху, антропоцен, как начавшуюся в середина 20-го века. Радионуклиды, такие как плутоний (выделяющийся в результате ядерных испытаний), были выдвинуты в качестве физических маркеров новой эпохи. Команда выбрала озеро Кроуфорд на юге Канады в качестве опорного места для глобального синхронного события, которое ознаменует конец голоцена. Филип Гиббард, член Подкомиссии по стратиграфии четвертичного периода из Кембриджского университета в Соединенном Королевстве, имеющий право голоса и занимающийся геологией четвертичного периода, сказал, что даже если бы подкомиссия одобрила это предложение, Международная комиссия по стратиграфии, вероятно, не дала бы ему хода. ""Разделение на эпохи" является слишком масштабным по сравнению с другими эпохами, такими как олигоцен или миоцен, которые характеризуются целым рядом элементов", в отличие от единого набора радионуклидных маркеров, - сказал он. (...) "Суть в том, — говорит она [Фернанда Квальо, палеонтолог в Федеральном университете Сан-Паулу в Бразилии] объяснил: "это временная шкала. Восемьдесят лет - это капля в море с геологической точки зрения". - "Но это нисколько не отменяет дискуссию", - продолжила она. (...) Эпохи - это большие геологические интервалы, отмеченные закономерностями, связанными с такими событиями, как вымирание, объяснил он [Ренато де Алмейда, геолог-осадочник из Университета Сан-Паулу], и "голоцен явно не закончился, поскольку его фауна и флора все еще здесь". - "Все, что мы говорим, - это то, что мы можем сказать". то, что мы говорим о влиянии человека на планету, - это правда", - подчеркнул Алмейда. "Проблема в том, чтобы назвать это эпохой". (...) По словам Алмейды, в конечном счете не имеет значения, является ли антропоцен событием или эпохой. "Этот термин шире, чем стратиграфия, и он придал дисциплине известность, которой раньше не было", - сказал он. "Номенклатура не меняет ее важности"... Люди, занимающиеся геологией и другими дисциплинами, будут продолжать использовать этот термин", - сказал он."
  19. Кимберли М. С. Картье. Татуин, Трисолярис, Тессия: научно-фантастические экзопланеты отражают реальные открытия (Kimberly M. S. Cartier, Tatooine, Trisolaris, Thessia: Sci-Fi Exoplanets Reflect Real-Life Discoveries) (на англ.) «Eos. Earth & Space Science News», том 105, №6, 2024 г., стр. 6-7 в pdf - 250 кб
    "Астрономы идентифицировали более 5000 внесолнечных планет с тех пор, как в 1995 году была обнаружена первая — 51 Пегаса b. (...) Но миры за пределами нашей Солнечной системы захватили воображение общественности задолго до 1995 года. Они были местом действия научной фантастики более ста лет. (...) В новом исследовании, проведенном [Эммой] Пуранен (аспиранткой Сент-Эндрюсского центра изучения экзопланет в Шотландии), изучалось, как открытие реальных экзопланет повлияло на изображения вымышленных. Исследователи показали, что по мере того, как ученые обнаруживали, что реальные экзопланеты редко похожи на Землю, научно-фантастические экзопланеты тоже становились менее похожими на Землю. (...) Она сказала, что тематические исследования и неофициальные данные свидетельствуют о том, что наука и научная фантастика влияют друг на друга, но лишь немногие исследования дают количественную оценку того, как они связаны. (...) Чтобы количественно оценить, как наука могла повлиять на научную фантастику, исследователи собрали примеры вымышленных экзопланет из групп в социальных сетях, научно-фантастических конференций и членов команд. Эти научно-фантастические планеты появились в книгах, фильмах, телешоу, видеоиграх и подкастах и включали истории, рассказанные до и после 1995 года. Исследователи классифицировали планеты по тому, вращались ли они вокруг настоящей звезды, находились ли в обитаемой зоне, были газообразными, имели воздух, пригодный для дыхания человека, биосферу, разумную местную жизнь или основанную колонию неместных людей. (...) Анализ показал, что "на вымышленных экзопланетах, появившихся после открытия экзопланет в реальной жизни, с меньшей вероятностью была разумная местная жизнь и с меньшей вероятностью сформировались популяции неместных людей", - сказал Пуранен. Научно-фантастические экзопланеты стали менее похожи на Землю и с большей вероятностью будут содержать неразумную местную жизнь. (...) Это исследование включало в себя несколько долгосрочных франшиз, включая "Звездный путь" и "Звездные войны". [Эрин] Макдональд [астрофизик и научный консультант франшизы "Звездный путь", которая не участвовала в новом исследовании] сказала, что ей хотелось бы больше узнать о том, как развивались тенденции в отношении экзопланет в рамках отдельных франшиз. "Экзопланеты, которые мы видим в "Звездном пути" в 1966 году, по сравнению с теми, что мы видим в современных сериалах, таких как "Звездный путь: Вундеркинд" и "Странные новые миры", определенно расширились, основываясь на наших знаниях о том, что там возможно, и желание рассказывать уникальные истории", - сказала она. (...) Пуранен сказал, что некоторые ученые, преподаватели и специалисты по научной коммуникации все еще не решаются использовать научную фантастику, чтобы сделать новые открытия более доступными для неспециалистов, потому что не во всех научных произведениях проводится четкое различие между наукой и фантастикой. "Я надеюсь, что это исследование поможет специалистам по научным коммуникациям составить планы уроков, чтобы воспользоваться огромным энтузиазмом, который люди уже испытывают к научной фантастике, и помочь им стать более научно грамотными и вовлеченными", - сказала она."
  20. Марк Бетанкур. «Искусство проведения полевых работ на Луне" (Mark Betancourt, The Art of Doing Fieldwork on the Moon) (на англ.) «Eos. Earth & Space Science News», том 105, №6, 2024 г., стр. 14-19 в pdf - 1,42 мб
    "Метеоритный кратер, расположенный к западу от Уинслоу, штат Аризона, возможно, является самым хорошо сохранившимся ударным кратером на Земле. Во время теплой сентябрьской недели [2023 года] Дэвид Кринг [ученый-планетолог из Лунного и планетарного института в Хьюстоне] воспользовался ее сходством с кратерами Луны. В течение двух дней он играл в астронавта, чтобы дать двум группам аспирантов и докторантов-исследователей представление о том, что такое полевые исследования на внеземных территориях. (...) Студентам, которые проводили удаленные видеоконференции из своих домов и офисов по всему миру, было поручено руководить проектом Kring's traverse. Они были вооружены спутниковыми снимками местности, а также списком инструментов, которые он нес, цифровой моделью рельефа и картой склонов. Техник НАСА следовал за Крингом с камерой, транслируя видео студентам. (...) Учебный курс "Выход в открытый космос" (EVA) - это всего лишь один из нескольких тренингов, которые Кринг разработал за последние 15 лет в преддверии возвращения НАСА на Луну. (...) Астронавты Artemis станут первыми, кто ступит на поверхность Луны с 1972 года, а экипаж, как ожидается, приземлится уже в 2026 году. После полувекового перерыва, проведенного на поверхности Луны, исследователи, астронавты и бортинженеры заново учатся проводить исследования за пределами Земли. Kring помогает подготовить следующее поколение ученых-планетологов к полетам с экипажами на Луну и, в один прекрасный день, на Марс. (...) Многие из студентов, изучавших выход в открытый космос в метеоритном кратере, проходили полевую подготовку в рамках своего формального образования, но полевая работа во внеземелье требует уникального набора навыков, которым обычно не обучают в университетских полевых лагерях. Ученые должны не только знать, как составить карту и каталогизировать геологию ландшафта, исследуя, царапая, а иногда и разбивая его части и унося с собой осколки; они также должны быть в состоянии поручить кому-то другому — астронавту - сделать это за них. И им придется делать это с помощью сообщений. Вместо того, чтобы заставлять всех студентов давать инструкции, коммуникационная система Кринга позволяла ему слышать только одного человека: SciCom [научный коммуникатор], выражаясь оперативным языком. (...) Студенты определяли план действий для Кринга, а затем отправляли его в чат Discord для [Дебры] Нидхэм, который передал эту просьбу Крингу. (Discord — это социальная платформа для обмена мгновенными сообщениями и VoIP.) (...) Как только появилась запись Кринга, он описал пейзаж с места своего приземления, а затем взял "образец на случай непредвиденных обстоятельств" из области у своих ног - утешительный приз на случай, если остальную часть миссии придется отменить. Затем часы начали отсчитывать время его поездки. У него было 4 часа — остаток воображаемых запасов кислорода и охлаждающей жидкости. - Хьюстон, EV1, - сказал он в наушники, используя свой позывной. "Жду инструкций по полету". (...) "Пятьдесят лет назад не было планетологии", - сказал Кринг. (...) "Аполлон" создал потребность в области планетарной геологии и планетоведения". Позже, после последней высадки экипажа на Луну, эта область стала полностью сосредоточена на удаленных исследованиях" и наблюдениях, проводимые роботами и орбитальными приборами. (...) Написание кода и работа с большими объемами данных стали ключевыми навыками. (...) Тренинги Kring призваны помочь переосмыслить опыт геологических исследований в сообществе планетологов. (...) Kring предлагает аналогичные курсы [как в эпоху "Аполлона"] для нового поколения астронавтов, которые должны научиться не только проводить полевые работы, но и выступать в качестве воплощения коллективной воли группы исследователей в Хьюстоне. (...) Лунных спутников, которые могли бы направлять астронавта, нет. GPS и компас бесполезны в неустойчивых магнитных полях Луны, поэтому Кринг не взял с собой ни того, ни другого. Команда попросила его пройтись к ближайшему выступу, чтобы указать им известное начальное место для траверса, но по дороге их развернули. Время от времени Кринг замирал, пока они совещались, ожидая инструкций. На своем последующем брифинге он посоветовал студентам не отвлекать астронавта от работы, потому что время очень дорого, и пройдет много времени, прежде чем кто-либо сможет вернуться на заданную площадку. (...) Когда команда астронавтов рискует своими жизнями ради науки, команда поддержки не может позволить себе отвлекаться на то, какие образцы брать. (...) После того, как Кринг отвлекся на свой выход в открытый космос, студенческая научная команда подтолкнула его к главному кратеру, чтобы наверстать время. Он начал потеть. Он напомнил им, что расходует больше охлаждающей жидкости в своем воображаемом скафандре. По мере того, как он усиленно напрягал мышцы, он также сжигал больше кислорода. (...) Время шло, и Кринг начал беспокоиться об остатках системы жизнеобеспечения. "Я не вижу своего посадочного модуля", - сказал он команде. Когда они обсуждали свой следующий шаг, он повторил это снова. (...) Хотя второй команде удалось доставить Кринга обратно в его "посадочный модуль" до того, как у него закончился кислород, у него не было времени как следует осмотреть большую часть местности. По словам Кринга, что им нужно было сделать с самого начала, так это направить его прямиком к кратеру по радиальной линии, попутно собирая все породы, которые были извлечены в результате столкновения метеорита с поверхностью. Потратив время на то, чтобы сориентироваться, студенты упустили шанс составить полную картину произошедшего. Но сами образцы не были целью этой конкретной миссии. "Это также дало понять большинству студентов, что если они хотят идти по этому пути, если это область науки и исследований, в которой они хотят участвовать, то им есть чему поучиться", - сказал Кринг. "В этом смысле это был хоумран".
  21. Говерт Шиллинг. «Революция Рубина» (Govert Schilling, Rubin's Revolution) (на англ.) «Sky & Telescope», том 147, №6 (июнь), 2024 г., стр. 34-40 в pdf - 1,13 мб
    "самая большая цифровая камера в истории прибудет на Серро Пачон, горную вершину высотой 2700 метров, расположенную в труднодоступной местности к югу от долины Эльки в Чили. Инженеры объединят камеру с 8,4-метровым обзорным телескопом Симони, основным инструментом обсерватории Веры К. Рубин. Первый свет от нового объекта ожидается в начале 2025 года, а к концу этого года начнется 10-летнее исследование пространства и времени Legacy Survey (LSST), которое предоставит астрономам беспрецедентную картину космоса. (...) Еще в 1960-х и 1970-х годах американский астроном Вера Рубин, тезка обсерватории, показала, что в спиральных галактиках, таких как наш собственный Млечный Путь и близлежащая туманность Андромеды, преобладает невидимое вещество. На самом деле, еще в 1996 году, когда главный научный сотрудник Дж. Энтони Тайсон (Калифорнийский университет в Дэвисе) впервые предложил проект, который в конечном итоге станет обсерваторией Рубина, он назвал его телескопом темной материи. (...) Проект получил официальный "зеленый свет" в августе 2014 года, а 14 апреля 2015 года президент Чили Мишель Бачелет торжественно "заложила первый камень". (...) Конструкция телескопа с тремя зеркалами не похожа ни на какую другую. Его 8,4-метровое основное зеркало (M1) является одним из самых больших монолитных зеркал телескопа, когда-либо созданных, и на самом деле это два зеркала в одном: центральная часть диаметром 5 метров имеет гораздо большую кривизну и служит третичным зеркалом прибора (M3). (...) Хотя это впечатляюще большой телескоп также чрезвычайно компактен: 3,4-метровая выпуклая вторичная камера (M2) расположена менее чем на 6,5 метров выше M1, что обеспечивает очень широкое поле зрения в 3,5 градуса в поперечнике — такое же широкое, как семь полных лун. Каждое изображение, полученное с помощью Rubin, будет охватывать площадь почти в 10 квадратных градусов (...) Чтобы запечатлеть такую огромную область неба во всех деталях, камера Rubin Observatory LSST (...) оснащена фокальной плоскостью диаметром 25 дюймов, покрытой 189 ПЗС-матрицами по 16 миллионов пикселей каждая. Размером с автомобиль и весом почти в 3 тонны, это самая большая астрономическая камера из когда-либо созданных, которая имеет в общей сложности 3,2 миллиарда пикселей шириной 0,01 миллиметра и разрешение 0,2 угловой секунды на пиксель. (...) Матрица детекторов будет охлаждаться до -100°C во время работы, чтобы повысьте его чувствительность. Изображения снимаются с помощью шести широкополосных фильтров, которые позволяют регистрировать звезды до 24-й звездной величины всего за 15 секунд экспозиции. (...) Большинство крупных астрономических телескопов выполняют широкий спектр исследовательских программ, тщательно отобранных из сотен предложений астрономов по наблюдению со всего мира. В случае с Rubin все обстоит иначе. В течение первых 10 лет его единственной целью является проведение традиционного обзора пространства и времени, который позволит другим астрономам получить огромный объем данных для изучения. (...) Ожидается, что только в нашей солнечной системе "Рубин" обнаружит около 5 миллионов новых объектов, большинство из которых находятся в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера, но есть и другие в других местах, например, в поясе Койпера за орбитой Нептуна. Он также должен обнаружить тысячи новых комет. (...) Благодаря своей высокой чувствительности, исследование также позволит обнаружить гораздо больше объектов, сближающихся с Землей, и потенциально опасных астероидов (PHAs), что поможет выполнить мандат Конгресса по обнаружению 90% угрожающих Земле тел диаметром более 140 метров (...) За пределами Солнечной системы повторные снимки одной и той же области неба, полученные в рамках обзора LSST, позволят выявить множество переменных источников, взрывных явлений и других астрономических переходных процессов (...) Эти явления включают активность квазаров в далеких галактиках, "пирующие" черные дыры, последствия слияния нейтронных звезд (так называемые килоновые звезды), оптические аналоги гамма-всплесков и, конечно же, сверхновые. (...) Что касается космологии, то ожидаемое множество открытий сверхновых в далеких галактиках поможет космологам (...) лучше понять историю расширения Вселенной. (...) в 1998 году ученые объявили, что космическое расширение в настоящее время ускоряется. Добавление такого количества новых данных должно раскрыть дополнительные подробности о загадочной темной энергии в пустом пространстве, которая, как считается, ответственна за этот импульс расширения. (...) Астрономы усовершенствуют результаты измерений настолько, что смогут различать различные теоретические основы поведения Вселенной. (...) Камера сделает снимок размером 6 гигабайт всего за 15 секунд. Считывание ПЗС-файлов занимает около 2 секунд. Затем 62-тонный телескоп, который опирается на полый бетонный пирс шириной 16 метров, всего за 5 секунд переместится в новое положение на небе, чтобы начать еще одну 15-секундную экспозицию всего через полминуты после первой. Это будет продолжаться ночь за ночью, в течение 10 лет подряд. (...) Rubin будет собирать около 20 терабайт необработанных данных за ночь, что к концу исследования составит в общей сложности 60 петабайт (то есть 60 миллионов гигабайт). (...) Отец-основатель Rubin Тайсон, например, с нетерпением ждет церемонии открытия в начале 2025 года. Для него это не столько завершение проекта, сколько начало новой эры в астрономии".
  22. Чарльз А. Вуд. Кратеры моложе, чем мы думали (Charles A. Wood, Craters Younger Than We Thought) (на англ.) «Sky & Telescope», том 147, №6 (июнь), 2024 г., стр. 52-53 в pdf - 525 кб
    "Среди наиболее важных данных, необходимых для понимания истории Луны, - приблизительное время формирования основных лунных объектов. Наиболее точные данные о возрасте получены на основе радиометрического анализа лунных образцов. К сожалению, образцы только с 11 объектов были возвращены на Землю в рамках лунных программ США, Советского Союза и Китая. Что касается остальной части Луны, то стандартный метод, используемый для оценки возраста кратеров и других образований, заключается в подсчете количества ударных кратеров в интересующей нас области. Этот метод предполагает, что кратеры образуются постоянно, и, следовательно, на более старых поверхностях их больше, а на более молодых участках - меньше. (...) Чтобы определить, как скорость образования кратеров менялась с течением времени, ученые подсчитали количество ударных кратеров диаметром более 1 километра на площадь в кв. км. Это называется значением N(1). В лабораториях был измерен абсолютный возраст участков, из которых на Землю были доставлены лунные образцы. (...) Астрономы определяют приблизительный возраст (называемый модельным возрастом) для любого объекта, для которого отсутствуют образцы, датированные радиометрически, путем подсчета кратеров, чтобы получить их значения N(1), а затем нанести их на график. (...) Это так же удивительно, как и возможность определить модельный возраст дело в том, что существуют неопределенности, которые иногда приводят к несопоставимым оценкам. Например, исследователи часто подсчитывают разное количество кратеров в одном и том же районе. Это может быть связано с трудностями при определении того, является ли объект кратером, разрушенным кратером или случайным рельефом. (...) Другая переменная возникает, когда исследователи по-разному математически сопоставляют значения N(1) и данные об абсолютном возрасте. В крайних случаях это может привести к разнице в возрасте модели на миллиард лет! Покойный Герхард Нойкум (Свободный университет Берлина) и его коллеги в 2001 году разработали стандартизированную подгонку, которая с тех пор широко используется. Но теперь Энтони Лаген (Университет Экс-Марсель, Франция) и его команда коллег провели переоценку орбитальных факторов и факторов, связанных с попаданием "снарядов", которые влияют на диаметр и количество ударных кратеров, образовавшихся в разных областях Луны. В своей статье [в Icarus, 2024] они обнаружили, что заданное значение N(1) дает разный возраст модели в зависимости от местоположения. Проще говоря, любая диаграмма, показывающая зависимость N(1) от возраста, верна только для мест на Луне с одинаковой частотой образования кратеров. (...) Вот три основных корректирующих фактора, предложенных Лагейном и его командой: [1] Больше столкновений происходит вблизи лунных полюсов, чем вблизи экватора. [2] Угол сближения элементов столкновения варьируется в зависимости от лунных широт. [3] Количество столкновений и их скорость варьируются в зависимости от расстояния до вершины движения Луны вокруг Земли (точки на нашей Луне, находящейся в состоянии прилива, которая всегда обращена в сторону ее орбиты). (...) Сочетание всех трех факторов приводит к смещению местоположения максимальной интенсивности образования кратеров на ±60°северной широты, 90° Западной долготы, с минимальной частотой образования кратеров на восточном экваториальном конце. В целом, частота образования кратеров в местах с максимальной интенсивностью в 1,77 раза больше, чем в районе с минимальной интенсивностью. Корректировка с учетом этих трех факторов приводит к корректировке N(1) и, следовательно, к моделированию возраста кратеров в разных местах на Луне. (...) При использовании этого нового подхода возникает несколько заметных отличий. Такие кратеры, как Карпентер, Кавалериус и Хайнцель А, находятся в зоне, где скорость соударения, по прогнозам, будет выше, чем обычно, что дает скорректированный возраст Лагейна, который на 500-600 миллионов лет моложе, чем эпохи "от Нейкума". (...) Стевинус находится в зоне, где частота образования кратеров ниже средней, а его скорректированный возраст составляет 1 миллиард лет, что немного больше предыдущего значения Нейкума в 0,9 миллиарда лет. Новая модель Lagain вскоре будет протестирована на образцах из никогда ранее не посещавшихся районов Луны".
  23. Еще один прекрасный спутник (Another fine Messier) (на англ.) «BBC Sky at Night Magazine», №230 (июль), 2024 г., стр. 6-7 в pdf - 1,27 Мб
    Подпись к фотографии: "Этот снимок Мессье 78, отражательной туманности в созвездии Ориона, является одним из пяти новых изображений, которые недавно были отправлены космическим телескопом ЕКА "Евклид". Все снимки являются частью ранних наблюдений Euclid, опубликованных менее чем через год после запуска телескопа. Невероятно, но, по оценкам команды Euclid, только на этом снимке видно более 300 000 новых объектов, что подчеркивает огромную силу Euclid: он способен отображать широкие участки неба с беспрецедентной детализацией. Есть надежда, что способность Евклида выявлять больше деталей в кажущихся пустыми областях поможет астрономам раскрыть влияние темной материи и темной энергии на видимую Вселенную".
  24. Может ли НАСА вернуть образцы с Марса? (Can NASA return samples from Mars?) (на англ.) «BBC Sky at Night Magazine», №230 (июль), 2024 г., стр. 12 в pdf - 672 кб
    "Попытка НАСА вернуть образцы с Марса может обернуться неприятностями. Агентство по-прежнему стремится вернуть материал с поверхности Марса на Землю, но после того, как независимая экспертиза показала, что проект затянется по времени и выйдет за рамки бюджета, оно теперь запрашивает новые концепции о том, как это осуществить. (...) Марсоход Perseverance является первым этапом этого проекта и в настоящее время находится на Марсе, собирая и храня образцы. Планируется провести еще две миссии: марсоход под руководством НАСА и подъемный аппарат для сбора образцов и вывода их на орбиту; и космический аппарат, разработанный Европейским космическим агентством для их сбора и возвращения на Землю. В прошлом году [в 2023 году] независимый отчет (...) показал, что общая стоимость проекта для НАСА составит, по оценкам, 11 миллиардов долларов, а образцы будут возвращены не ранее 2040 года. НАСА опубликовало свой ответ. (...) Агентство обратилось ко всем центрам НАСА, а также к партнерам в космической отрасли в целом с просьбой предоставить новые планы по более быстрому и доступному возвращению образцов. Они включают в себя предложения по использованию уже зарекомендовавших себя технологий, уменьшению необходимости в длительных и дорогостоящих испытаниях, а также поиску способов снижения сложности миссии, таких как использование подъемного устройства меньшего размера".
Интернет статьи 2000 — 2012 гг.

Статьи в иностраных журналах, газетах, 16-31.05.2024