вернёмся в библиотеку?
Вечерний Новосибирск (Новосибирск), №166
27.8.2004
Полет на Луну начался 75 лет назад от дома № 24 по улице Советской.

75 лет назад в Новосибирске была издана книга инженера Юрия Кондратюка (Шаргея) "Завоевание межпланетных пространств", в которой была изложена оптимальная схема полета на Луну.

В связи с этим мы представляем вниманию читателей статью профессора Ю.А. Ведерникова и кандидата технических наук Г.М. Салахутдинова, в которой рассказывается о лунных проектах.

"Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции. Автор ее Юрий Кондратюк обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны — старт на Луну с ее орбиты, возвращение на лунную орбиту — стыковка с основным кораблем — полет на Землю".

(Доктор Лоу, после полета американского корабля "Аполлон-11" к Луне.)

"Небольшой шаг для человека, но большой шаг для человечества".

Всего через четыре года после запуска с космодрома Байконур первого в мире искусственного спутника Земли человечество приступило к реализации еще одного не менее амбициозного проекта, ориентированного на пилотируемый полет на Луну. В условиях мощного идеологического, политического и военного противостояния СССР и США решение о таком полете было продиктовано не столько научно-техническими, экономическими или военными потребностями, сколько логикой этого противостояния. О намерении послать экипажи астронавтов на Луну сообщил миру президент США Дж. Кеннеди в мае 1961 года.

Прежде всего необходимо было выбрать логику такого полета. Здесь рассматривались все возможные варианты. Можно было запускать многоступенчатую ракету прямо на Луну, как это предлагалось в научно-фантастических романах.

В середине 1962 года НАСА сообщило свое решение о том, что в конечном итоге был выбран вариант полета по схеме: прямой полет к Луне, переход на окололунную орбиту, посадка спускаемого аппарата на ее поверхность. Такая логика полета была хоть и не самой выгодной, но в рамках технических возможностей того времени была оптимальной. По сравнению, например, с прямым полетом на Луну выбранная схема давала экономию времени и средств и позволяла ограничиться ракетой в 1,5-2 раза меньшей.

В конечном итоге и в СССР была выбрана схожая с американской программа полета, ныне известная как Н1-Л3. Отличия были незначительными и состояли, в частности, в том, что в ней участвовало не три, как у американцев, а два космонавта, один из которых должен был выйти на поверхность Луны (а не два, как у американцев).

Итак, оказалось, что независимо друг от друга специалисты СССР и США выбрали одинаковую логику полета на Луну. Но она была впервые представлена в работе инженера Юрия Кондратюка (Шаргея) "Завоевание межпланетных пространств", которая была опубликована в 1929 году в Новосибирске. Не исключено, что существует еще одна рукопись, относящаяся к 1938 году, которая, видимо, была итоговой для ее автора. По некоторым данным, он всегда хранил ее при себе.

В целом идеи Кондратюка имели достаточно благополучную судьбу, поскольку стали известны специалистам. В конце Второй мировой войны советская военная разведка, оказавшись в ракетном немецком центре в Пенемюнде, обнаружила в кабинете Вернера фон Брауна два сейфа, в которых оказалось 12 папок с материалами ракеты А-9/А-10. В 12-й папке хранилась работа "Историческая справка", в которой был параграф, касающийся роли идей К. Циолковского и Ю. Кондратюка для разработки немецких ракетных проектов. Там же была обнаружена и половина тетради Ю. Кондратюка с формулами и расчетами по военной технике.

Трудно судить о том, знали ли американцы о книге Ю. В. Кондратюка, и какую роль она сыграла при выборе ими схемы полета на Луну. Наверняка они выбрали бы ее, эту схему, даже не будучи знакомы с его идеями, поскольку в тот конкретный период времени она была по многим обстоятельствам оптимальна.

В журнале "Лайф" (N 10, 31 марта 1969 года) отмечалось, что "...идея Хуболта LOR (Lunar Orbit Rendezvous — стыковка на орбите) возникла случайно. Хуболт обращался в любой комитет, который соглашался его выслушать. Наконец, в ноябре 1961 года Хуболт был столь сильно раздражен, что решился обойти бюрократические рамки и высказал свое возмущение всем происходящим в письме к заместителю администратора NASA Роберту Симонсу. Письмо Симонсу понравилось, и он отослал его в штаб-квартиру NASA в Вашингтоне. Там, в свою очередь, к LOR отнеслись благоприятно.

В 1963 году, спустя несколько месяцев после того, как LOR одержал победу, Хуболт покинул NASA и стал консультантом Ассоциации космических исследований в Принстоне.

К полету на Луну американцы готовились тщательно, отрабатывая шаг за шагом каждую предстоящую космическую операцию. Первым значительным событием на пути к Луне стал ее пилотируемый облет. Экипаж в составе Т. Стаффорда, Дж. Янга и Ю. Сернана стартовал к ней 18 мая 1969 года на корабле "Аполлон-10".

На расстоянии 165 км от ее поверхности был включен маршевый двигатель, обеспечивший перевод корабля на селеноцентрическую орбиту. Стаффорд и Сернан перешли в лунную кабину и отстыковали ее от основного блока над обратной стороной Луны. Два аппарата начали свой групповой полет на расстоянии 10 км друг от друга. Затем Янг включил вспомогательные двигатели и увел основной блок от лунной кабины на орбиту высотой 107-115 км.

Далее Стаффорд включил двигатель посадочной ступени и перевел аппарат на орбиту с высотой 14-14,5 км над поверхностью Луны. После очередного прохода периселения астронавты отделили взлетную ступень от посадочной и направились на стыковку с основным блоком. Все операции в целом прошли удовлетворительно. В ходе полета была отрепетированы все маневры, необходимые для посадки на Луну, но только не была произведена сама посадка.

Такая задача была поставлена перед экипажем "Аполлона-11". В его состав входили Н. Армстронг, М. Коллинз и Э. Олдрин. Лунный модуль должен был совершить посадку в западной части Моря Спокойствия. "Аполлон-11" был запущен 16 июля 1969 года ракетой-носителем "Сатурн-V", конструкции выдающегося инженера и ученого Вернера фон Брауна. Его ракета ФАУ-2 стала своего рода университетом для специалистов СССР и США. На его "Юпитере" взлетел первый американский спутник "Эксплорер", а также поднялся в космос и первый американский астронавт. Благодаря его "Сатурнам", была осуществлена и лунная программа.

Через 76 часов после старта корабль был переведен на селеноцентрическую орбиту, и экипаж начал готовиться к прилунению в лунном модуле, на который перешли астронавты Н. Армстронг и Э. Олдрин. Конструкция корабля допускала прилунение по командам с бортовой ЦВМ. Однако Н. Армстронг, назначенный командиром экипажа, еще на Земле принял решение о том, что на высоте 100 метров он перейдет на полуавтоматический режим спуска.

Спуск был достаточно напряженным и эмоциональным моментом полета, но прошел вполне благополучно и закончился посадкой на поверхность Луны. Это историческое событие произошло 21 июля 1969 года. Сразу же после прилунения командир "Аполлона-11" передал по радио: "Хьюстон, говорит База Спокойствия. "Орел" сел!"

М. Коллинз, оставшийся в основном блоке, не имел возможности наблюдать все перипетии этого прилунения. Через несколько часов Армстронг спустился по лестнице на поверхность Луны. "Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества", — произнес он свою первую фразу, видимо заранее заготовленную для этого исторического момента. Вскоре к нему присоединился и Олдрин. Они вместе укрепили телевизионную камеру и передали на Землю виды Луны и лунной кабины. Потом установили американский флаг.

В последние годы в печати появились утверждения о том, что американцы якобы не летали на Луну и обманули человечество с помощью электронных средств. В качестве одного из аргументов приводится факт того, что этот флаг на Луне развевался, что противоречит логике, поскольку там нет ветра. Однако флаг этот действительно развевался, потому что он имел довольно сложную конструкцию: состоял из множества пластинок, приводившихся в движение моторчиком.

Астронавты установили на Луне некоторые приборы и оставили памятные медали с портретами погибших космонавтов, в том числе и советских: Юрия Гагарина и Владимира Комарова. Вернувшись в кабину, астронавты разложили все вещи по местам, выкинули из нее лишнее, пообедали и устроились поспать. После семичасового отдыха они приняли пищу и стали готовиться к взлету с покоренной Луны. Общее время пребывания на ней составило 21 час 36 минут.

Так впервые была реализована идея о схеме полета на Луну, высказанная еще в 20-е годы ХХ века новосибирским инженером Юрием Кондратюком. Всего на Луну с 1969 по 1972 годы садилось шесть кораблей, 12 астронавтов побывало на ее поверхности. На осуществление этих экспедиций была затрачена астрономическая по тем временам сумма — $24 миллиарда.

Наиболее важные научные результаты лунных экспедиций состояли в следующем. Подтвердилось, что Луна безжизненна и стерильна. Опровергнута гипотеза о том, что Луна повторяет облик Земли. Возраст Луны совпадает с возрастом Земли, но химический состав их поверхностей сильно отличается. То обстоятельство, что на Луне меньше натрия и калия, наводит на мысль об образовании Луны в условиях более высоких температур, чем Земли.

Следует подчеркнуть, что все эти результаты можно было получить с помощью автоматических аппаратов, что было бы значительно дешевле, эффективнее, хотя, конечно, не эффектнее. Вообще нет таких космических задач, которые нельзя было решить с помощью автоматов, которые имеют массу всевозможных преимуществ. Они, например, не требуют времени на отдых, как экипажи, которые научными исследованиями и наблюдениями могут заниматься примерно час за сутки, уделяя все остальное время самообслуживанию. Автомат можно посадить в таком районе планеты, где посадка пилотируемого корабля опасна или невозможна.

Пилотируемая космонавтика является тупиковым направлением НТП именно по этим причинам.

С помощью существующей техники в принципе невозможны путешествия в "другие миры". Для того, например, чтобы долететь до центра Вселенной, требуется ракета размером с Солнце, а для самых гипотетитеческих видов топлива — с Луну. Все технологические операции в космосе также должны осуществляться на автоматических заводах. Пилотируемым полетам остается только роль аттракционов для богатых любителей острых ощущений.

В Советском Союзе, как известно, проводились работы по двум независимым программам, одна из них решала проблему облета вокруг Луны, а вторая — полета на Луну, что было расточительно. Однако в этой ошибочной стратегии было и целесообразное звено. Оно состояло в изучении Луны с помощью автоматов типа советских станций "Луна" и "луноходов" При этом были получены такие же результаты, какие "привезли" с Луны американцы.

Готовящийся ныне полет на Марс, который может состояться в ближайшие десятилетия, ничего не даст науке и технике, нанесет заметный урон экономикам тех стран, которые возьмут на себя основную тяжесть ассигнований. Главное, что он находится в стороне от основных проблем развития человечества, в том числе и проблемы его выживания, требуя для своей реализации сотни миллиардов долларов.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что пилотируемые полеты в космос были неизбежным этапом научно-технического прогресса, поскольку только на их основе можно было понять все проблемы освоения космоса человеком и выбрать целесообразную ориентацию дальнейшего развития.

По чисто психологическим причинам был, видимо, неизбежен и полет на Луну, даже при отсутствии противостояния СССР и США. Одна из идей, касающаяся осуществления этого полета, была высказана и Юрием Кондратюком. Научная общественность по достоинству оценила его труды. Его именем назван один из лунных кратеров. Международный астрономический союз учредил также малую планету № 3084 Кондратюк. Астронавт Нил Армстронг в 1970 году побывал в Новосибирске и взял с собой горсть земли у строения № 24 по улице Советской. По этому адресу находится исторический памятник — дом, где работал Кондратюк.

"Аполлона-8" вроде как и не было — Хл.