"Техника-молодежи" 1936 г №2-3, с.117-119


Акад. Б. А. КЕЛЛЕР


Мудрый кедр, высокий, гладкокожий,
Сколько лет стоишь ты на скале?
Ах, как жаль, что человек не может
Жить хотя бы двести лет!

В. НЕПОМНЯЩИХ
Ойротские народные песни

Директор Московского отделения Института реконструкции растительного мира земли профессор Николай Иванович Кузнецов — ученый с мировым именем. 15 июля 1986 года ему исполняется 50 лет.

В этот день ему предстоит разнообразная, радостная, творческая научная работа, но утро своего пятидесятилетия он хочет провести в особом, самом высоком умственном наслаждении. Еще накануне Николай Иванович связался по радио с самыми близкими своими друзьями по науке. Один из них был индус из Калькутты, другая — американка из Вашингтона. Он беседовал с ними и видел около себя на экране их живые говорящие полнокровные образы. Но этого было мало. Друзья решили устроить 15 июля большой умственный праздник — свидание на лоне природы непосредственно среди растений. Возник вопрос, где выбрать для этого место. Трем ботаникам была открыта и легко доступна вся земля от полюса до полюса. Они избрали для свидания заповедник в Калифорнии со знаменитыми хвойными мамонтовыми деревьями.

Рано утром 15 июля Николай Иванович сел в ракетный корабль под названием «Циолковский». Корабль со скоростью молнии умчался в стратосферу и через час перенес своего пассажира в Калифорнию, к месту посадки. Николай Иванович спустился па парашюте почти одновременно с двумя своими друзьями.

Все трое устроились рядом в удобных раскладных креслах и надели на голову аппараты телемышления. Ученые полулежали в своих креслах спокойно, как будто в дремоте созерцая и наслаждаясь окружающей величественной растительностью. А в головах у них шла удивительная необычайно яркая коллективная работа мысли, доставлявшая огромное наслаждение. Аппараты передавали каждому из трех мысли его соседей. Каждый теперь соединял в своем мозгу силы всех трех мозгов. В каждом, подгоняя друг друга, расцветая яркими образами, бежали как бы три мысли, сплетаясь в общую сильную струю. Порой, как ослепительные вспышки бенгальского огня, рождались гениальные догадки для разрешения великих научных задач.

Трое ученых не случайно избрали место для общего телемышления именно здесь, у подножья гигантских деревьев. Дело в том, что объединенное человечество, действуя по -общему мировому плану социалистического хозяйства, создало огромное богатство всяких продуктов и ценностей. Недавно Совет народных комиссаров земного шара подвел итоги этой гигантской продукции и развернул для нее еще более грандиозные перспективы на будущее. Существование человека стало настолько обеспеченным, полноценным и радостным, что у людей появилась огромная тяга к продлению жизни. Множество ученых в различных частях земного шара работало над тем, чтобы человеческая жизнь длилась 150-200 лет. При этом человек, по крайней мере, до 150 лет должен был сохранять свою полную физическую силу, а полную ясность ума и органов чувств до самого своего конца. Но у многих людей в самой наследственной системе были гены, которые укорачивали жизнь. Надо было преодолеть действие этих генов.

Наши друзья полулежали и как будто дремали в своих шезлонгах у подножья дерева-великана, возраст которого достигал 5000 лет.

Казалось три слабых муравья приютились под защитой гиганта. Он был высотой в 100 метров. А его мощный колонновидный ствол могли ухватить, сцепившись руками, не меньше 25 человек.

Трое ученых собрались сюда, чтобы раскрыть тайну долголетия у мамонтовых деревьев и использовать ее для продления жизни людей.

Но коллективная мысль ученых в шезлонгах сначала невольно убежала в прошлое. Сначала встал в воображении древесный великан, каким он был в начале своей жизни, 5000 лет тому назад. Какая была в то время жизнь людей? Невольно охватывала дрожь, до того сильны и близки были впечатления. Вот крадется небольшая группа охотников, вооруженных первобытными копьями и топорами. Эти люди ведут жалкую, темную, полную опасности жизнь среди грозной, могущественной природы.

Потом мысль перебежала ближе к современности, ко времени, когда родился Кузнецов. Неизмеримо страшное, кровавое безумие носилось над человеческим миром. Ужас первобытной жизни бледнел перед жестокостью и кровопролитностью войн, на которые класс угнетателей-капиталистов обращал всю огромную силу науки и техники.

Но за последние 50 лет человечество ушло вперед гораздо больше, чем за все предыдущие тысячелетия. Могучим вихрем перебрасываясь из страны в страну, пронеслась


Воздушный корабль со скоростью молнии умчался в стратосферу и через час перенес пассажиров и Калифорнию. Они спустились на землю на парашютах.
по земле мировая революция. В результате ее был создан мировой Совнарком. И за последующие немногие десятилетия неисчерпаемые внутренние силы объединенного человечества успели переродить жизнь людей и всей земли.

Человечество, настоящее единое человечество только начинало свою историю, беспрепятственно устремившись к безграничным далям своих возможностей. Все, о чем люди мечтали, оказывалось беспомощно слабым и нищим перед тем, что было создано теперь.


Мысль ученых снова вернулась. У них были с собой новые чудесные приборы, позволяющие раскрывать тайны жизни дерева, микроскоп давал возможность рассматривать различные клетки непосредственно внутри дерева в процессе их жизнедеятельности. Особый телехиманализатор иа расстоянии определял превращения веществ внутри живого организма.

Ученые видели и размышляли. В головах у них протекали образы внутренней жизни черева. Вот клеточки — миллионы клеточек, очень разнообразных в процессах своей жизнедеятельности. Высоко над землей в листьях, хвое, в зеленых хлорофилловых зернах откладываются крупинки органической пищи крахмала. Из листьев текут питательные соки вниз, в ствол и корни. Внутри развертывается сложная картина движении, роста. Клетки размножаются делением, живут и отмирают. Засыхают старые отслужившие листья. Сбрасывается омертвелая наружная часть коры. Дерево находится в состоянии постоянного обновления. Только его образовательные ткани остаются как будто вечно молодыми и живут долго, очень долго — все 5000 лет.

Где же тайна долголетия дерева и как ее использовать для продления жизни человека?

Наши друзья-ученые уже раньше извлекли из дерева особый витамин долголетия. Теперь предстоял последний акт их творческих поисков, которому они хотели придать праздничный характер. Именно для этого они собрались все вместе.

Надо было проследить указанный витамин в его перемещении и превращениях, определить, где он накопляется внутри самого дерева. Телехиманализатор позволял ученым разбираться в сложнейшем муравейнике молекул и выделять на-глаз молекулы того вещества, которое их интересовало. Они видели форму этих молекул, могли выслеживать их химические превращения и способ действия.

Ученые оставили свои приборы и думали теперь о том, какой надо установить молекулярный фильтр, чтобы отцеживать молекулы витамина долголетия...

Все чаще вспыхивали гениальные догадки коллективной мысли в головах трех людей... Задача близка к разрешению...

В 12 часов дня Николай Иванович Кузнецов был уже в своем директорском кабинете в Москве. Он провожал группы молодых ботаников, отправлявшихся для завершения научной подготовки в обширные заповедники с опытными ботаническими станциями. Одна группа направлялась в тропический лес на реке Амазонке, другая — на высоты Памира, третья — в пустыню Сахару, четвертая в тундры Восточной Сибири. Группы должны были сменять друг друга. Молодые ботаники готовились стать научными сотрудниками Института реконструкции растительного мира.

В последнюю минуту Николай Иванович решил ознаменовать день своего рождения совместной прогулкой с этой молодежью и провести свою заключительную лекцию-беседу в летающей аудитории на дирижабле.


Николай Иванович решил провести свою заключительную беседу в летающей аудитории на дирижабле.

Дирижабль летел низко и медленно. Внизу проходила перед глазами панорама роскошной преображенной земли. Для большинства полевых культурных растений было установлено время развития от посева да сбора урожая в 20 дней. Растения в своем развитии были подчинены определенному плану. Особые меры ухода и защиты предохраняли их от случайностей погоды. Одно и то же поло приносило урожай но нескольку раз в год.

Крупные реки были во многих местах перепоясаны мощными плотинами. На плотинах у рычагов и кнопок стояли люди, которые распоряжались целыми лавинами энергии. Эта энергии претворялась в свет, тепло, работу станков, она гнала мощные струи искусственного дождя для орошения полей.

Страна была изрезана зелеными аллеями дорог, по которым неслись бесчисленные аэромобили разной формы и назначения. В дни отдыха тут же на особых путях можно было видеть целые потоки пешеходов. Так велика была полнота жизни, так била в теле ее горячая сила, что хотелось побольше двигаться. Пассивное сидение в движущемся экипаже было неприятно.

Всюду были роскошные плодовые сады. Дома прятались в зелени, в уборах цветов, И все-таки среди этого богатства выделялись особые ботанические санатории, где лечили нервноутомленных людей красотой и ароматами сложных живых цветочных архитектур и конструкций. Гениальная научная мысль соединялась здесь с гениальной композицией художника — музыкой красок и запахов. Были специальные ботанические курорты, где лечили от старости особой пищей с преобладанием того или иного растительного продукта... К старым виноградным курортам прибавились курорты морошки, лесной малины, даже особого лука — черемши.

Вообще реформа человеческого питания пошла не по тому пути, который когда-то предсказывали буржуазные ученые и писатели. Не по пути пищевых порошков, пилюль и т. д. из приготовленных искусственно, химическим путем питательных продуктов. Нет, человечество вносит все больше совершенства в свою животную и растительную пищу, которая становится основой долголетия и энергичной высококачественной деятельности.

В своей лекции-беседе проф. Кузнецов отметил, какие неограниченные просторы открываются перед молодыми учеными и наукой в целом.

— Нам, — заявил профессор, — легко доступен растительный мир всей земли. В тех самых тропиках, где когда-то господствовали самые жестокие формы рабства, вы найдете теперь свободных людей, которые независимо от языка и цвета кожи радостно с открытым сердцем встретят и помогут вашей работе. Вы пройдете школу тропиков, где растительность достигает наибольшей силы и богатств, и школу пустынь, и школу полярных тундр. Вы будете осваивать колоссальный стихийный опыт природы, который накопился за многие миллионы лет существования растительного мира на земле. Вы научитесь творить эволюцию растений и в течение нескольких лет достигать в их переделке для нужд человечества того, чего природа не могла бы достигнуть и за десятки тысяч лег.

Дальше проф. Кузнецов обратил внимание своих слушателей на прекрасные культурные ландшафты, которые панорамой проходили перед их глазами внизу под дирижаблем..

— Учтите грандиозный опыт первой великой советской страны на земле, — говорил профессор. Когда-то на этих просторных равнинах расстилались огромные хвойные таежные леса, полупустыни и пустыни. Все это располагалось широкими полосами и или зонами. Еще до самой Октябрьской революции отсталое помещичье сельское хозяйство и нищенское крестьянство были в рабском подчинении у природы. Это давило, подрезало крылья, держало в плену научную мысль в агрономии, лесоводстве. Но вот на месте старой, слабой, нищей России выросла мощная Страна советов. Наука и техника достигли необычайного расцвета. Посмотрите вниз. Стерлись прежние границы растительно-почвенных зон. Идет великое преобразование и переселение культур. Хлопок уже под Москвой. Пшеницы — за полярным кругом. Северные поля рождают огромные богатства каучука. Выло время, когда думали, что каучук лучше добывать искусственным путем на заводах. Теперь решили, что гораздо целесообразнее, чтобы для получения каучука энергию давало солнце. Наука так глубоко овладела своими растениями, что заставляет их работать с высокой точностью, как своего рода солнечные фабрики.

Дирижабль пересек Волгу южнее Куйбышева. Перед глазами ботаников развернулся чудесный ландшафт полей, садов на обновленной земле Заволжья.

Большие квадраты полей были одеты тяжелым золотом колосьев пшеницы. Это был уже третий урожай за данный год.

Прямые как по линейке зеленые аллеи деревьев тянулись вдоль водных оросительных каналов, которые сверху напоминали серебряные струны. И казалось, что на этих струнах, под чьим-то гигантским смычком зазвучит сейчас могущественный гимн плодородию и красоте земли, преображенной социализмом.

Вечером Николай Иванович, сидя у себя дома в Москве, участвовал в двух заседаниях.

Первое из них происходило в Бейпине, в Китае, и было посвящено вопросу, в котором китайцы достигли особой виртуозности.

Благодаря применению электронного микроскопа 10 лет назад человеческому глазу стал доступен богатый новый мир доклеточных живых существ, о которых раньше были известны лишь намеки в виде так называемых бактериофагов.

Это открытие имело огромные последствия для теории и практики. В частности они позволили разрешить задачу искусственного получения простейших живых единиц и тем самым приблизили разрешение вопроса о происхождении жизни на земле. По сравнению с этими первичными живыми единицами даже бактерии представлялись сложными существами. А клетка — живое тело огромной сложности, возникшее лишь в результате чрезвычайно длительного процесса.

На заседании демонстрировались первые зачатки жизни, сотворенные человеческой наукой.

Кузнецову было хорошо известно все, что показывалось на собрании, он задавал вопросы, делал замечания и принимал участие в прениях.

На другом заседании в Париже был выслушан доклад французского ботаника, который участвовал в экспедиции ракетного корабля на луну и привез найденные там остатки вымерших растений.

Открывалась первая страница новой поразительной книги по эволюции растительного мира на другой планете при других условиях.

Делался первый шаг от земной ботанической науки к ботанике вселенной.

А в груди Кузнецова билось горячее человеческое сердце. Взволнованная голова кипела мыслями и образами. Чтобы освежиться, он вышел ночью на террасу своего дома, и его охватил сильный аромат ночных цветов.

Внизу по Москва-реке в теплой темноте июльской ночи двигались, сверкая словно созвездиями цветных огней, пловучие дома отдыха.

Слышался смех, стройная песня.

И Кузнецов всем своим горячим сердцем слился с миллиардами других человеческих сердец в общем чувстве безграничной силы. Он чувствовал: целым океаном любви высоко над землей подняты и запечатлены навек образы величайших вождей человечества, которые с такой гениальной зоркостью и с такой стальной волей вели миллионы трудящихся в этот новый мир несказанного могущества и неслыханных дерзаний свободного труда и мысли.