"Техника-молодежи" 1948 г, №11, с.7-8


Б. ЛЯПУНОВРис. Н. СМОЛЯНИНОВА

Одна за другой выходят в Америке и Англии популярные книги по ракетной технике. Популяризаторы и так называемые историки техники из кожи вон лезут, чтобы доказать, что реактивная техника — национальное достояние американцев и англичан.

Так, Д. Смит в книге «Gas turbines and jet propulsion for aircraft», вышедшей в Англии четвертым изданием и напечатанной также в Америке, упорно твердит, что англичанам и американцам принадлежит приоритет буквально во всех основных областях авиационной реактивной техники. Он призывает в свидетели всех, кого угодно — от Герона Александрийского до Исаака Ньютона и «british genius» — «английского гения» Франка Уиттла... В качестве тяжелой артиллерии выступают рекламные материалы разных фирм и биографии английских летчиков-испытателей. Ни слова не говорит Смит о том, что является великой исторической правдой — о первенстве русской, советской ракетной техники.

Короткая память у господ зарубежных историков науки! А следовало бы помнить, что Циолковский первым в мире создал научно-обоснованную схему жидкостного ракетного двигателя, что он рассмотрел впервые множество вопросов, связанных с конструкцией и работой такого двигателя. Топливо, его подача из баков в камеру сгорания, материалы для двигателя, его охлаждение и многое другое было подробно исследовано Циолковским. Его идеи лежат в основе конструкции каждого реактивного двигателя, где бы он ни находился — на ракете или ракетном самолете.

Но Циолковский не одиночка. У него нашлось немало талантливых продолжателей. Советский инженер Ф. А. Цандер начал работать в области ракетной техники еще в 1908 году. Тогда им были сделаны первые расчеты, относящиеся к межпланетным полетам.

Развивая идея Циолковского, Цандер выдвинул целый ряд интереснейших идей, значение которых далеко не исчерпывается рамками ракетной техники сегодняшнего дня.

Он много занимался вопросами эффективности реактивных двигателей и предложил новые тепловые циклы их работы. Эти идеи Цандера в дальнейшем были развиты другими советскими изобретателями. Так, например, изобретатель И. Ф. Дитякин предложил проект ракетно-винтового двигателя для стратосферных самолетов — комбинацию винтомоторной группы и реактивного двигателя типа Цандера.

Замечательна идея Цандера об использовании в ракетном двигателе металлического топлива.

Эта идея интересна потому, что применение металла в качестве топлива дает оригинальное решение задачи о постройке ракет, которые могут подниматься на недосягаемые в настоящее время высоты. Цандер был первым, кто сделал шаг от теории реактивного движения к практике ракетной техники. В этом огромная заслуга талантливого советского инженера.

В 1930—1931 годах Цандер построил ракетный двигатель «ОР-1», затем ракетный двигатель «ОР-2», которые успешно испытывались и работали. Смерть Цандера в 1933 году помешала ему осуществить свой проект — установить свои ракетные двигатели на опытный самолет.

Но работа продолжалась. Энтузиасты советской ракетной техники упорно работали над претворением в жизнь идей своего учителя — Циолковского.


Советский инженер М. К. Тихонравов и другие советские инженеры вели большие исследовательские работы по ракетной технике. В 1934 году — задолго до первого полета пресловутых немецких «ФАУ-2» — совершила удачные полеты жидкостная ракета конструкции Тихонравова.

«Удивляюсь и радуюсь вашей энергии, — писал, обращаясь к изобретателям, Циолковский... — Деятельность ваша необычайно полезна...»

Прошло несколько лет, и в сражениях Великой Отечественной войны покрыло себя неувядаемой славой советское реактивное оружие. Советские ученые и конструкторы создали реактивное вооружение, превосходившее вооружение врага. Советская Армия первой применила в массовом масштабе реактивное оружие.

Русские ученые внесли огромный вклад и в создание теории воздушно-реактивного двигателя. Еще в конце прошлого века отец русской авиации Н. Е. Жуковский написал работу о реактивном действии струи жидкости. Он построил также модель воздушно-реактивного двигателя.

Академик Лейбензон рассказывает: «Николай Егорович считал, что главное затруднение состоит в устройстве достаточно легкого мотора. «Сердце аэроплана — это его мотор», говорил он. Поэтому он придумал реактивный двигатель. Такой двигатель устанавливался на конце каждой лопасти винта. Воздух поступал в головную часть двигателя при вращении винта и смешивался там со спиртом, который подавался по трубке от втулки винта. Под действием электрического запала горючая смесь взрывалась, и продукты горения вытекали через сопло, находившееся в хвостовой части реактивного прибора. Получающаяся при этом реакция, направленная вдоль оси реактивного прибора, приводила винт во вращение».

Советский ученый профессор Б. С. Стечкин первым в мире разработал основы теории воздушно-реактивного двигателя.

Успешно разрабатывали идею воздушно-реактивного двигателя, двигателя, в котором используется в качестве окислителя кислород окружающего воздуха, и Циолковский и многие другие советские изобретатели.

Реактивный винт оригинальной конструкции был предложен еще в 1924 году Б. Н. Юрьевым. Над идеей реактивного винта работали и другие советские изобретатели. Они предвосхитили идею реактивного винта, ныне разрабатываемого для применения в геликоптере.

Советские изобретатели успешно работали и в области газовой турбины, ставшей одной из основных частей авиационного воздушного реактивного двигателя. Оригинальный проект реактивной газовой турбины был предложен инженером Я. М. Гаккелем, создателем первого в мире тепловоза.

Нет возможности подробно перечислить вклад наших изобретателей во все области ракетной техники.

И когда мы с восхищением наблюдаем полеты реактивных самолетов с околозвуковыми скоростями, мы не можем с удовлетворением не отметить, что наша страна записала славные страницы в историю реактивной авиации. «Наша страна является передовой в области создания самолетов с жидкостно-реактивными двигателями, — пишет инженер-подполковник А. Кравец в газете «Сталинский сокол». — Если подобные двигатели нашли свое применение, например, в Германии только к концу войны (1944 г), то в Советском Союзе гораздо раньше летчик-испытатель капитан Г. Я. Бахчиванджи проводил испытания первого в мире реактивного самолета».


В 1946 году вышла книга американского «популяризатора» Г. Цим «Rocket and jets». Излагая историю развития теории ракеты, он приписывает честь создания теории реактивного движения представителям «своей» науки — американцу Годдарду, немцу Оберту, французу Эсно-Пельтри.

А следовало бы знать, что Циолковский был основоположником новой научной дисциплины — ракетодинамики. Так назван теперь отдел механики, изучающий механику полета ракеты. Описать полет ракеты ясным и точным языком математики — труднейшая задача, потому что вес ракеты меняется во время полета. Этим механика ракетного полета отличается от классической механики, изучающей движение тел постоянного веса. Циолковский вывел основные формулы этого нового отдела механики за 10 лет до работы француза Эсно-Пельтри, за 16 лет до американца Годдарда, за 20 лет до немца Оберта. Тем самым была создана научная база для конструирования ракет и положено начало новой области человеческого знания.

Советские ученые успешно развивают эту новую область знания. Присуждение Сталинских премий служит лучшей оценкой их работы.


Реактивная техника открывает широкие возможности в области исследования и освоения высоких слоев атмосферы — стратосферы.

И американцы и англичане стремятся себе приписать честь открытия нового метода исследования атмосферы — ракетного.

В 1919 году вышла работа американского профессора Р. Годдарда «А method of reaching extreme attitudes» — «Метод достижения крайних высот». Почтенный профессор Смитсонианского института пришел к тем же выводам, к каким 13 лет до него пришел русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Конечно, профессор «забыл» упомянуть об этом в своей книге. Но, может быть, профессор не знал об этом? В 1945 году вышло новое издание его работы. Прошедшие четверть века показали всему миру достижения советской реактивной техники и вновь подчеркнули, кто является творцом нового метода достижения крайних высот. И что же? Годдард снова «забыл» об этом.

А следовало бы знать, что еще в 1903 году были написаны замечательные слова: «...В качестве исследователя атмосферы предлагаю реактивный прибор то есть род ракеты, но ракеты грандиозной и особенным образом устроенной... Вычисления... дают столь замечательные результаты, что умолчать о них было бы недопустимо...»

Они принадлежат К. Э. Циолковскому, который первым увидел в ракете новое мощное орудие познания человеком природы. Циолковский указал все основные черты современной ракеты, предназначенной для достижения больших высот.

Топливо для нее, способ его подачи, управление ракетой — все эти вопросы были решены Циолковским за несколько десятилетий до того, как были построены подобные ракеты.

Руководящая роль нашей страны в деле применения стратосферных ракет видна и из того, что в СССР состоялась первая в мире конференция по применению реактивных летательных аппаратов для исследования атмосферы.


Всем известно, что Россия является родиной и научной теории межпланетного полета. Это вынуждены были признать даже некоторые зарубежные любители чужого приоритета. Так, немецкий профессор Оберт писал Циолковскому: «Вы зажгли нам свет, и мы будем работать над осуществлением величайшей мечты человечества...»

Известно, однако, как немецкие ученые работали над «осуществлением величайшей мечты человечества». Немецкие «ФАУ» убивали английских женщин и детей.

Лавры немцев не дают, однако, покоя американцам. Густой «межпланетный» туман поднимается за океаном. Прикрываясь бредовыми воплями о полетах со сверхсветовой скоростью, американцы готовят оружие для будущей войны. А чтобы придать подобие убедительности своим «межпланетным достижениям», американские журналисты пишут о будущих полетах на планеты и американских успехах в области межпланетных полетов.

Они забывают, конечно, упомянуть о том, что наука о полетах на другие планеты была создана в России, как это делает, например. В. Лей в своих многочисленных статьях и книгах о межпланетном полете. Ничего не говорят, разумеется, зарубежные «межпланетники» и о работах советских ученых — продолжателей дела Циолковского.

Советские инженеры многое сделали в дальнейшей разработке проблемы межпланетного полета.

Инженер Цандер предложил оригинальную конструкцию крылатой ракеты-самолета для достижения космических скоростей с использованием отдельных ее металлических частей в качестве горючего.

Инженер Тихонравов разработал вопрос об использовании солнечной энергии для межпланетного полета. Им предложена межпланетная ракета с фотоэлементами, доставляющими необходимую для полета на больших высотах энергию.

Инженер Кондратюк развил выдвинутую Циолковским идею внеземной станции — базы для будущих космических кораблей.

В историю завоевания межпланетных пространств наша отечественная наука вписала блестящие страницы.

И какие бы крики ни раздавались на страницах фантастических «мэгэзинов» о покорении американскими «завоевателями» солнечной и всех иных систем до внегалактических туманностей включительно — первое слово в настоящей науке о межпланетном полете было сказано в России. Это слово первое, и не последнее... Это тоже следовало бы помнить зарубежным любителям истории науки.