«Техника-молодежи» 1957 г. №7, с.28-29, 33

Приведенные ниже статьи были переданы по радио станцией, находящейся на Фобо­се — одном из спутников Марса, — для ра­диослушателей южного полушария этой планеты. Сигналы передачи удалось уловить направленной антенной большого тибетского радиотелескопа и расшифровать с помощью электронно-счетных машин. Автором первой статьи оназался знаме­нитый марсиансний ученый Фети Ор, авто­ром второй — молодой астрофизик Да Ваг. Подготовляя перевод этих статей для научно-популярного журнала, мы перевели марсианские меры в метрические, расши­фровали некоторые термины и снабдили комментариями отдельные места.

ФЕТИ ОР ОБРАЩАЕТСЯ К МАРСИАНАМ1


1 Обычная форма начала всякой статьи, принятая на Марсе.

Земля! Зеленая планета, первой вспыхивающая на темно-синем барха­те неба, последней гаснущая в ярком свете наступающего дня! Наша бли­жайшая соседка в семье планет сол­нечной системы! В древности у многих народов экватора ты считалась боги­ней Жизни, тебе молились, привет­ствуя твой восход. Сколько марсианских астрономов долгие годы посвятили изучению твоей природы! Сколько книг написано о тебе! И, наверное, именно ты будешь первой планетой, почву которой опалят выхлопы реак­тивных двигателей опускающегося кос­мического корабля марсиан — послан­цев жизни и разума.

Этот час недалек. И настало время подвести итог бесчисленным наблюде­ниям астрономов и астрофизиков, по­пытаться представить себе, что же мо­гут встретить наши астронавты, преодо­лев миллионы километров разъеди­няющего наши миры космического пространства, достигнув Зеленой пла­неты. Будет ли эта величайшая победа марсианской науки и техники вместе с тем торжественной встречей живых с живыми, разумных с разумными, или жителям Марса придется убедиться, что по крайней мере в семье планет солнечной системы у них нет братьев по мысли?

То, что жизнь должна существовать везде, где развитие материи вступает в подходящую для этого фазу, являет­ся одной из старейших доктрин мар­сианской философии.

Но в настоящее время большинство ученых считает, что единственной но­сительницей жизни среди планет сол­нечной системы, кроме Марса, может быть только Земля.

Землю нередко называют двойником Марса. Однако разница в диаметрах влечет за собой разницу в массах пла­нет: масса Земли в 10 раз больше мас­сы Марса, и сила тяжести там в 3 раза больше, чем на Марсе.

Резко различаются между собой фи­зические условия, существующие на поверхностях планет. Земля находится в 1,5 раза ближе к Солнцу, чем Марс, поэтому на Землю обрушивается ги­гантский поток лучистой энергии. Тем­пературы ее поверхности, измеренные различными методами, колеблются в сравнительно узком пределе: от +35 до —55°.

Твердое ядро Земли в большей своей части покрыто слоем жидкости. По­следние исследования подтвердили, что этой жидкостью является вода. И лишь треть всей поверхности этой планеты является твердой сушей.1

Но и эта твердая часть отнюдь не похожа на ровную поверхность идеаль­но пригодного для жизни Марса. Ее пересекают горные хребты, поднимаю­щиеся над уровнем океана на высоту нескольких тысяч метров, рассекают глубокие извилистые долины, по кото­рым, вероятно, стекают обратно в океаны воды, выпавшие на материки в виде осадков.

Атмосфера соседней нам планеты значительно толще и тяжелее нашей. Тончайшие спектральные исследования позволили довольно точно определить ее состав. Оказалось, что в отличие от марсианской атмосферы, состоящей на 98% из азота и почти 2% углекис­лого газа, атмосфера Земли содержит около 21% кислорода. Углекислого газа, без которого жизнь вообще не­возможна, того самого газа, из кото­рого марсианские растения, по суще­ству, строят клетки своих организмов, разлагая его на углерод и кислород, в атмосфере Земли обнаружить не удалось. А ведь точность достигнутых нами измерений такова, что будь его там даже 0,05%2, он был бы обнару­жен.


1 Суша составляет 29.2% поверхности Земли. Марсианские астрономы, вероятно, принимали за сушу и покрытые вечными льдами пространства полярных морей.

2 в атмосфере Земли содержится 0.03 % углекислого газа.

Надо еще упомянуть, что густая атмосфера Земли, сжатая могучим притяжением этой планеты, создает на уровне океана гигантское давление, примерно в 12 раз большее, чем у нас на Марсе.

В свете этих данных и рассмотрим вопрос о возможности жизни на Земле.

Опыты, поставленные Гени Оза, по­казали со всей убедительностью, что самое существование сухого органиче­ского вещества в атмосфере, содержа­щей большие количества кислорода, невозможно. В атмосфере, состоящей на 1/5 из кислорода, вспыхивают и сго­рают все марсианские растения, содер­жащие, как известно, до 35% воды. Так же стремительно окисляются, сго­рают при избытке кислорода и дыха­тельные органы марсианских живот­ных. Невозможно представить себе живые организмы, которые бы смогли приспособиться к жизни в атмосфере, столь богатой этим сильным окисли­телем.

Но и возникнув, жизнь на Земле не смогла бы просуществовать долго.

Температура воздуха близ поверхно­сти Земли нередко повышается до 35 и выше градусов. При этой температу­ре уже возможно самовоспламенение органических веществ. Но пусть даже его не будет, причиной пожара может стать случайная молния, извержение вулкана, искра от удара скатывающего­ся по склону горы камня. И потушить такой пожар, пока он не пожрет все горючее в яростно окисляющей атмо­сфере Земли, вряд ли было бы воз­можно.

Даже наши космические корабли, ко­торые проектируются для полета на Землю, мы должны предохранить от влияния этой окисляющей атмосферы. Во всяком случае, те легкие сплавы натрия и магния, из которых обычно строятся наши и летательные и косми­ческие аппараты, не пригодны для ко­раблей, летящих на Землю. Нагревшись при вторжении в атмосферу, они вспых­нут и сгорят.

Вместе с тем наши растения в усло­виях недостатка углекислого газа, как правило, гибнут от голода, несмотря на обильно удобренную почву и доста­точное количество солнечного света. Таким образом, почти полное отсут­ствие в земной атмосфере углекислого газа — также свидетельство того, что жизни на Земле быть не может.

Наличие больших количеств водяно­го пара в атмосфере также не говорит за возможность жизни на Земле. Ни растения, ни животные не смогли бы жить в условиях такого насыщения воздуха водяным паром — это нару­шило бы нормальное испарение влаги организмами, вызвало бы их самоот­равление.

Одним из основных доказательств наличия жизни на Земле считают сезон­ные изменения цвета материков, яко­бы напоминающие изменения цвета темных, покрытых растительностью районов Марса. Однако далеко не все наблюдатели отмечают это явление. Ведь даже с помощью самых сильных телесколов мы наблюдаем Землю в лучшем случае как бы с расстояния в 200 тыс. км. При этом удается видеть только узкий, освещенный Солнцем серп планеты да густую атмосферу, в которой плавает огромное количество непрозрачных облаков.

Как мы видим, ни температура, ни атмосфера, ни наличие больших коли­честв воды не свидетельствуют в поль­зу наличия на Земле жизни.

Конечно, можно предполагать, что на земном шаре, по всей вероятности в районах, граничащих с его полярными шапками, где наблюдаются наиболее благоприятные для жизни близкие к 0° температуры, а также на вершинах гор, существуют простейшие растения, типа наших лишайников и мхов. Но счи­тать, что огромные пространства зем­ных материков покрыты сплошным ков­ром высокорослой растительности, по меньшей мере несерьезно. Какую прочность должны бы иметь их стволы в условиях могучего притяжения этой планеты, когда даже на Марсе суще­ствуют лишь стелющиеся по поверхно­сти почвы растения! Предполагать, что возникновение новых небольших вод­ных бассейнов вдоль трещин матери­ковых массивов1 является результатом деятельности разумных существ, в на­стоящее время уже недостойно серьез­ного разговора.


1 Речь идет, по всей вероятности, о во­дохранилищах крупных гидроэлектро­станций. (Прим. ред.)

Нашим астронавтам, к сожалению, придется посетить мертвый мир. Воспе­тая бесчисленными поэтами Зеленая звезда пастухов, богиня Жизни древних, лишена жизни. Как это ни тяжело, мы одиноки.

ОБЪЕКТИВНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

ДА ВАГ ВОЗРАЖАЕТ ФЕТИ ОР И ОБРАЩАЕТСЯ К МАРСИАНАМ

В своей статье «Есть ли жизнь на Земле?» наш высокоуважаемый ученый Фети Ор утверждает, что нет ни одно­го прямого доказательства существо­вания жизни на Земле. Это положение уже успело устареть. Прямое и объ­ективное свидетельство существования жизни на Земле есть. Оно получено в результате самых последних работ планетного отделения нашего Астро­номического института. Несколько мо­лодых ученых нашего сектора, в том числе и автор этих строк, провели изу­чение энергетического баланса сосед­ней планеты.

Основным источником энергии, посту­пающей на Землю, является Солнце. Зная количество излучаемой Солнцем энергии, ее интенсивность на расстоя­нии радиуса земной орбиты и диаметр Земли вместе с атмосферой, мы уста­новили, что наша соседка за год полу­чает от Солнца невообразимо огром­ное количество энергии — 1 330·1027 ка­лорий тепла! Чтобы вырабатывать та­кие количества энергии, электростанция, имеющая коэффициент полезного дей­ствия 50%, должна сжигать ежесекунд­но 12 700 тыс. млрд. т первосортного органического вещества. Нам удалось установить, что 27% падающей на Землю солнечной радиации сразу же отбрасывается ее облачными покрова­ми, 7% — за счет рассеяния атмосфе­рой, 3% отражается твердой и жидкой оболочкой Земли.

В виде длинноволнового излучения Земля отдает в мировое пространство 63% падающей на ее поверхность энергии Солнца

Здесь мы привели самые грубые цифры и статьи теплового баланса со­седней планеты.

Но нам не удалось проследить судь­бы падающих на Землю солнечных лучей с точностью до тысячных до­лей процента. И вот тогда-то тепловой баланс перестал сходиться. От на­шего внимания куда-то ускольза­ли примерно 0,12% от всего падающе­го на Землю тепла. Эти «двенадцать сотых» явно проникали сквозь атмосфе­ру, достигали твердой поверхности планеты и... исчезали. Назад, в косми­ческое пространство, они уже не воз­вращались. Подробные и точные дан­ные наших исследований приведены в таблице, которая будет опубликова­на в ближайшем номере «Марсианско­го астрономического журнала»1


Так, может быть, земной шар посте­пенно нагревается и недостающее теп­ло уходит на его разогрев? Тщательные наблюдения за перемещением границ полярных шапок подтвердили это пред­положение, но не объяснили целиком исчезновения наших «двенадцати со­тых». Оставалось предположить, что на Земле работает какой-то гигантский аккумулятор, поглощающий и запасаю­щий в своем чреве солнечную энергию.

Таким аккумулятором может быть только растительность. Она поглощает солнечные лучи, строит, используя их энергию, большие белковые молекулы, а из них стволы, ветви, листья. Затем тела этих растений вместе с заклю­ченной в них энергией ложатся в зем­ные недра и превращаются в органи­ческое вещество. Аналогичные процес­сы можно наблюдать и у нас на Марсе.

Таким образом, открытое нами явле­ние «энергетического недостатка» является убедительным свидетельством в пользу существования на Земле хо­тя бы растительной жизни. А раз есть растительная жизнь, почему бы не быть и животной?

Нет, мы не одиноки! И, вопреки мнению Фети Ор, на Земле мы встре­тим не только живые, но и разумные существа.

Каким прекрасным будет этот союз разума, преодолевший черную бездну разделяющего планеты пространства!

Расшифрованные радиосигналы
Марса обработал для редакции
М. ВАСИЛЬЕВ

Мы привели на стр. 29 аналогичную таблицу, составленную по работам совет­ских ученых.



...И межпланетная ракета будущего доставила нас на Марс. Наши гости позна­комились на Марсе с неким тамошним ученым.

— Вы не существуете, — убеждал он землян самыми неотразимыми довода­ми. — А если и существуете, то только как антинаучный домысел!