«Техника-молодежи» 1961 №8, с.32-33





ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ

Среди бумаг Циолковского, ныне хранящихся в архиве Академии наук СССР, есть листок с примечательными словами: «...хочу быть Чеховым в науке: в небольших очерках, доступных подготовленному или неподготовленному читателю, дать серьезное логическое поз» канне наиболее достоверного учения о космосе».

Мне вспомнились эти слова, когда недавно я читал книгу, с обложки которой смотрел бронзовый Циолковский.

«Путь к звездам» 1 — сборник научно-фантастических произведении великого ученого — выпущен издательством Академик наук СССР в чудесное время. Края, куда давно проникла фантазия калужского мыслителя, сегодня завоевываются советскими людьми.


1К. Э. Циолковский. Путь к звездам. М, изд-во АН СССР, 1960.

«Эти работы, — пишет в предисловий к сборнику академик В. Г. Фесенков, — вызывают огромный интерес, заставляют размышлять о многих чисто конкретных задачах... будут способствовать увеличению числа энтузиастов в этой области науки и техники».

Сборник открывается научно-фантастической повестью «На Луне». Эта повесть была написана в 1887 году в городе Боровске. В 1893 году она вышла отдельной книгой как приложение к журналу «Вокруг света».

Не первый раз уносила человеческая фантазия путешественников к нашему небесному соседу. В 160 году новой эры послал своих героев на Луну греческий писатель Лукиан Самосатский. В 1634 году увидел свет рассказ известного астронома Кеплера «Сон». Существовали и другие фантастические произведения о лунных полетах. Однако не случайно опытный издатель Сытин выпустил эту работу Циолковского. Повесть «На Луне» (вернее называть ее научно-популярным очерком, так как Циолковский не принадлежал к числу людей, умеющих лепить запоминающиеся человеческие образы) привлекла внимание читателей конца XIX века тем же, чем привлекает она и современного читателя, — ярким описанием природы Луны и физических явлений, с которыми встретятся люди, впервые вступившие на поверхность нашего спутника.

Центральное место и сборнике по праву занимает повесть «Вне Земли» — произведение с большой, интересной судьбой. Константин Эдуардович начал писать повесть в 1897 году, набросав первые формулы своей бессмертной теории ракет. Язык математики, которым он владел свободно, на этот раз показался ему слишком скупым. Циолковский-ученый призвал себе на подмогу Циолковского-писателя. Однако, написав первые главы повести, он надолго отложил ее завершение. Ученый победил в нем писателя, и впервые теория космонавтики увидела свет не в виде фантастической повести, а в солидном труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубликованном в 1903 году.

Прошло около двух десятков лет после того, как были написаны первые главы «Вне Земли». Циолковский вновь возвращается к незавершенной работе. По просьбе редакции журнала «Природа и люди», где сотрудничал его друг известный популяризатор Я. И. Перельман, повесть была закончена. В 1918 году ее начинают публиковать, но... журнал прекращает свое существование, не успев полностью ее напечатать. И тогда на помощь Циолковскому приходит еще одни друг — В. В. Ассонов. С огромным трудом он добывает бумагу. В 1920 году Калужское общество изучения природы и местного края выпускает книгу Циолковского тиражом в 300 экземпляров.

Много нового, интересного открылось со страниц этой повести. Циолковский дает в ней описание скафандров, позволяющих космонавтам выходить за пределы ракеты во время полета; размышляет о возможности использования огромных зеркал для того, чтобы вести в космосе сварочные работы и получать тепло, необходимое для бытовых нужд; рассказывает о том, как регулировать температуру ракеты. Среди выводов — полет к Луне в небольшой ракете, стартовавшей с внеземной космической базы, добыча полезных ископаемых на других планетах...

Всего лишь 300 экземпляров было напечатано в 1920 году. Но книга не прошла незамеченной. Даже из далекой Вены получил Циолковский предложение переиздать «Вне Земли» в Австрии.

Интересные научно-технические идеи не исчерпывают достоинств повести «Вне Земли». Циолковский выступает в ней гуманистом, искренне верящим в то, что завоевание космоса станет коллективным делом всех ученых Земли. И отнюдь не случайно научный коллектив, показанный на страницах повести, состоит из людей разной национальности. Обращает на себя внимание и такая деталь — действие повести происходит в 2 017 году. Циолковский подчеркивает тем самым, что после Великого Октября отсчет времени для него начался с 1917 года.

Бесспорный интерес для советского читателя представляют включенные в сборник статьи «Живые существа в космосе», «Биология карликов и великанов». Проблема жизни в космическом пространстве, давшая пищу многим гипотезам и жарким спорам, подверглась пристальному исследованию в трудах Циолковского. Впервые он занялся этим вопросом в 1882 году, написав «Механику подобно изменяемого организма» — труд, получивший положительную оценку И. М. Сеченова. Эта же тема побудила его в 1896 году написать статью о космической связи с обитателями Марса, а в 1920-1921 годах Циолковский пишет большой труд «Механика в биологии» (статья «Биология карликов и великанов», включенная в сборник «Путь к звездам», представляет собой извлечение из этой рукописи). Как известно, мнения ученых о проблемах обитаемости других миров различны. В силу этого читателю, будет особенно интересно познакомиться с мыслями Циолковского.

«Эта книга — первый полный сборник научно-фантастических произведений К. Э. Циолковского», — сообщает издательство. Однако такое утверждение не совсем соответствует истинному положению вещей. Великолепным взлетом фантазии проникнуто большинство произведений Циолковского, и совершенно непонятно, почему столь эрудированный специалист по творчеству Циолковского, как редактор-составитель сборника «Путь к звездам» Б. Н. Воробьев, не только не включил в него некоторые произведения ученого, но даже не упомянул о них в послесловии.

Вне поля зрения редактора-составители оказалась, например, статьи «Может ли когда-нибудь Земля заявить жителям других планет о существовании на ней разумных существ?». А было бы не безынтересным показать читателям, как благодаря успехам радиоастрономии фантазия Циолковского становится реальностью.

К слову сказать, неверно ограничивать фантастику Циолковского только лишь космическими темами. Сыну Земли было не чуждо все земное. Но читатель сборника лишен возможности узнать об этом направлении фантазии Циолковского.

Надо полагать, что сборник фантастических произведений Циолковского, столь дорогих нам мыслями его автора, значительно выиграл бы, если бы в книгу был включен специальный раздел «Мысли о будущем», в котором были бы представлены отрывки из разных произведений великого ученого. В этом отношении весьма поучителен пример Калужского книжного издательства. В последнее время оно выпустило брошюры Б. А. Монастырева, раскрывающие высказывания Циолковского о межпланетных сообщениях, собранные ив самых различных его работ. К сожалению, издательство Академии наук не воспользовалось этим полезным опытом калужан. А при наличии такого раздела книга «Путь к звездам» могла бы гораздо полнее представить читателям фантастику нашего великого соотечественника.

Таковы досадные упущения и недоделки интересной и полезной книги, существенно обогащающей представления о человеке, которым сегодня интересуется весь мир.

М. АРЛАЗОРОВ