«Техника-молодежи» 1964 №9, обл.1-2, 4, с.1, 14-16









I

С

наряжая экспедицию Колумба, испанцы думали о... пряностях. Тягой к богатствам Индии было вызвано путешествие Магеллана. Крузенштерн и Лисянский во время кругосветного плавания завязывали торговые связи с жителями прибрежных стран.

Всякая экспедиция в той или иной мере преследует практические цели. Не являются исключениями и экспедиции в космос. Уже третий советский спутник провел разведку Восточно-Сибирской магнитной аномалии. В земных условиях для такой работы понадобился бы не один десяток геофизических партий.

Скоро человек полетит на Луну. А зачем? Не только ведь из спортивного интереса?

Циолковский писал: «Основной мотив моей жизни — делать что-нибудь полезное для людей... Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои заботы, может быть, скоро, а может быть, в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества...» Благородны стремления советских ученых и инженеров. Глядя в небо, они думают о благе людей Земли.


Рис. Ю. Макаренко

Итак, Луна. Само собой разумеется, что она лишь звено в бесконечной цепи других научных достижений. Всю «бездну могущества» она нам не подарит, но кое-что, и немалое, мы потребуем от нее сразу, как только нога человеческая ступит на ее вековую пыль.

Что же именно? Может быть, полезные ископаемые? На первых порах — вряд ли! Слишком дорого обошлась бы их доставка на Землю. Разве что алмазы окупили бы свою транспортировку. Нет, ископаемые останутся в дар той части человечества, для которой Луна станет местом постоянного жительства. Это произойдет не скоро, не раньше, чем на Луне будет создана искусственная атмосфера.

Иногда говорят, что хорошо бы на Землю доставлять из космоса... вакуум. Привезти вакуум, конечно, можно, но как им дальше воспользоваться? Его ведь нельзя из той тары, в которой он будет привезен, впустить в нужный прибор. Он «ничто» и создается УДАЛЕНИЕМ, а НЕ ВПУСКОМ. Вакуум нельзя перекачать, а значит, бесполезно и перевозить в какой-либо таре, отличной от тех приборов, в которых он используется. Приборы же возить в космос и обратно слишком дорого.

Не годится Луна и как промежуточная стартовая площадка для межпланетных перелетов. По крайней мере до тех пор, пока все или почти все необходимое для полета не будет добываться и изготавливаться на самой Луне. Межпланетные корабли выгоднее отправлять с искусственных спутников, где отсутствует сила тяжести.

Человек, «прописанный на Земле», станет вывозить с Луны или провозить через нее в основном те грузы, которые легко транспортируются. В первую очередь таким «грузом» будут ЗНАНИЯ. Какие?


II

1. Изучение микрочастиц на Земле связано с созданием синхрофазотронов. Стоимость их огромна, а эффект невелик. Иное дело на Луне. Ее поверхность миллионы лет открыта интенсивному космическому облучению.

Поэтому, говорит доктор физико-математических наук Г. Б. ЖДАНОВ, проводя изотопный анализ химических элементов лунных пород, можно будет проследить историю космических лучей в околоземном пространстве за многие миллионы лет. И не исключено, что простой лунный камень скажет ученым-физикам больше, чем десятки лет экспериментальной работы на Земле.

2. А вот какую мысль высказал ученый секретарь Главного Ботанического сада СССР Ю. Н. МАЛЫГИН. Ботаники, создав оранжереи на Луне, получат сведения о влиянии космических лучей на разные виды растений. Возможно, что какие-то дозы облучения окажутся для них благотворными. Зная это, можно будет творить чудеса на Земле.

3. Немало даст Луна и специалистам по земной погоде. Как предполагает директор Центрального института прогнозов, доктор географических наук профессор В. А. БУГАЕВ, уже одно то, что можно будет наблюдать перемещение облаков сразу на половине земного шара, позволит уточнить метеорологические прогнозы. А в этом, как известно, кровно заинтересованы и агрономы и летчики.

4. Многое нужно выяснить и геологам. Выяснить о Земле, но побывав на Луне. До сих пор, например, не ясно, является ли нефть веществом органического происхождения или она может образовываться и из неорганических веществ. Эта неясность затрудняет поиски нефти в земной коре.

— Условия Луны, — говорит советский геохимик, член-корреспондент АН СССР А. А. САУКОВ, — как будто нарочно ставят для нас идеальный опыт. Ясно, что нефти органического происхождения на Луне быть не может. И если там нефть окажется, то она будет нефтью неорганического происхождения. Сразу станет ясно, как нужно перестраивать направленность поисковых работ на Земле.

На Луне сохранились в неприкосновенности картины развития, через которые прошла и наша планета. Ветры и воды не разрушали там поверхность, так что она как музей доисторических процессов способна перенести ученых на миллиарды лет назад, раскрыть тайны истории и нашей Земли.

5. А астрономы? Профессор Д. Я. МАРТЫНОВ, возглавляющий Государственный астрономический институт имени Штернберга, отвечает на это. Лучи света несут сведения о Вселенной, но высокочастотные ультрафиолетовые лучи с одной стороны спектра и инфракрасные с другой — поглощаются земной атмосферой. Она же не допускает до земных радиотелескопов волны короче 1 мм и длиннее 30 м. Ну не обидно ли, что, пройдя миллионы световых лет, информация не доходит до нас какие-то десятки километров?! Луна же, лишенная атмосферы, представляет идеальное место для создания внеземной обсерватории, оснащена такими приборами, размеры которых испугают сегодня любого инженера на Земле. Телескоп диаметром 25-30 м и другие приборы-сверхгиганты, которые на Земле прогнулись бы от собственного веса, вполне возможны на Луне, где сила тяжести в 6 раз меньше. Определено и наиболее удобное место для такой обсерватории: на границе видимой и невидимой сторон Луны.

Ill

И

так, первым продуктом экспорта с Луны будут, безусловно, знания. Ну, а еще что?

После мысли «невесомее» всего, наверное, свет. Поверхность Луны из-за неблагоприятного цвета и структуры отражает лишь 7% падающего на нее солнечного света. Нельзя ли эту цифру увеличить?

Если покрыть обращенную к Земле поверхность Луны чем-нибудь вроде станиоля, а химики, конечно, могут предложить что-либо и позеркальнее, то отражательная способность Луны возрастет. Думается, что можно ее повысить в 10 раз, а ведь это значит, что ленинградские белые ночи проникнут во все уголки Земли. Это даст колоссальную экономию энергии на освещении.

Мы рассказали лишь о некоторых «продуктах экспорта» с Луны. Возможно, что на Луне есть нечто такое, о существовании чего в природе мы не подозреваем. Не подозреваем сегодня, но завтра будем знать, и это завтра — не за горами.

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ НА ЛУНЕ

И

сследование физических условий на Луне представляет в настоящее время большой интерес. Космонавты должны знать, что их ожидает на Луне, должны хорошо знать ее природу, чтобы заранее принять необходимые меры предосторожности против различных опасностей, с которыми придется встречаться.

Но особенно привлекает Луна астрономов. Воздушный океан — атмосфера Земли, на дне которого мы живем и через толщу которого нам приходится вести астрономические наблюдения, находится в постоянном движении и претерпевает непрерывные изменения, создавая целый ряд помех, в сильной степени мешающих наблюдениям небесных объектов. К таким помехам необходимо отнести прежде всего волнение атмосферы, вызывающее дрожание видимого в телескопе изображения звезды. Из-за этого дрожания весь ее свет никогда полностью не используется в спектральных приборах. Дрожание края Солнца затрудняет правильное отсчитывание абсолютных высот солнечной атмосферы и протуберанцев. К таким же помехам относятся размывание изображения звезды, мерцание или изменение яркости светила, плохая прозрачность атмосферы, облачность, ветер и влажность. На Луне, где атмосферы нет, небесные светила будут наблюдать в телескоп без всяких искажений. Кроме того, на Луне можно применить при наблюдениях любое увеличение, которое позволяет данная система телескопа. В земных условиях мы этого сделать не можем, так как искажения, вносимые атмосферой, при применении больших увеличений тоже увеличиваются. Вот почему у астрономической обсерватории на Луне большие преимущества перед земными обсерваториями, вот почему она даст возможность открыть много нового во Вселенной. Несомненно, возникнут большие трудности при сооружении лунной обсерватории. Защита телескопа и наблюдателей от метеорной опасности потребует бронированной вращающейся в двух направлениях башни яйцевидной или сферической формы с вделанным в нее телескопом, объектив которого должен закрываться бронированной крышкой.

Уже теперь можно наметить те перспективы, которые откроются астрономам при изучении звездного неба в телескоп с Луны.

Начнем с наблюдения Солнца. Даже невооруженным глазом можно будет видеть вокруг Солнца его корону, которую нам, земным жителям, удается видеть только в короткие моменты полных солнечных затмений, так как яркое дневное небо мешает видеть это нежное сияние. На Луне можно его наблюдать и изучать неограниченное время. Кроме того, корона излучает ультрафиолетовые и рентгеновы лучи, которые поглощает наша атмосфера. На Луне можно изучать все явления, происходящие на Солнце и в его короне, исследовать такие интересные явления, как хромосферные вспышки. Это намного расширит наши знания о природе Солнца в процессах, происходящих на нем. А это имеет огромное значение для развития атомной физики и, в частности, овладения термоядерными реакциями, для многих областей геофизики, как, например, изменения в структуре ионосферы, изменения магнитного поля Земли, изменения климата и т. п.

Лунная обсерватория поможет разгадать тайну марсианских каналов, лучше изучить все изменения, которые происходят на Марсе, уточнить карту марсианской поверхности, наконец, окончательно выяснить вопрос о наличии в атмосфере Марса кислорода и водяных паров. Определение данных компонентов марсианской атмосферы с Земли затруднено присутствием их в земной атмосфере. Спектральные полосы этих компонентов нашей атмосферы, возможно, накладываются на спектральные полосы этих же компонентов в марсианской атмосфере.

Лунная обсерватория будет проводить наблюдения звезд и туманностей. Эти наблюдения могут быть особенно интенсивны, ведь на Луне всегда видны звезды наравне с Солнцем, и поэтому их можно фотографировать в любое время. Только две области неба не будут доступны наблюдениям в данный момент: одна область, занятая Солнцем и его короной, вторая область — закрываемая земным шаром, который с Луны будет виден большим диском. Но и этого можно избегнуть, построив обсерваторию на противоположной стороне Луны. На такой обсерватории Земля никогда не будет видна и, следовательно, не будет мешать наблюдениям звезд.

Фотографии звездного неба, полученные на Луне, будут значительно богаче объектами, чем снимки, сделанные в земных обсерваториях. На них получатся слабые звезды, не различаемые с Земли, и туманности, излучающие короткие ультрафиолетовые лучи и никогда не видимые на нашей планете. На этих фотографиях горячие звезды ранних спектральных классов будут более яркими, чем получаются на Земле. Особенно интересно провести на Луне исследование нестационарных, вспыхивающих звезд, в спектре которых преобладают короткие лучи (ультрафиолетовые и рентгеновы) и наблюдения которых на Земле очень затруднены, так как вспышки происходят неожиданно и длятся очень недолго.

Из всего сказанного можно видеть, какое огромное значение для познания Вселенной будет иметь астрономическая обсерватория на Луне. Но прежде чем построить обсерваторию, предстоит преодолеть много трудностей при освоении Луиы. Но, несмотря на все препятствия, освоение Луны произойдет уже в ближайшее время. На ее поверхности будет воздвигнута первая астрономическая обсерватория.

Н. КУЧЕРОВ,
старший научный сотрудник
Пулковской обсерватории