«Техника-молодежи» 1965 №10, с. 10-11, обл



НАШИ АВТОРЫ

Андрей СОКОЛОВ — художник, влюбленный в космическую тему. Пейзажи Марса, Луны, астероидов, человек и его творения — звездные корабли будущего... Соединение науки и искусства, познавательного и эмоционального — главное в его творчестве.




ЗЕМЛЯ НАИЗНАНКУ


Г. ПОКРОВСКИЙ, профессор,
доктор технических наук



«„Поскольку вес груза, несомый ракетой, ничтожен в сравнении с ее собственным весом, всякую мысль о космических полетах следует считать утопией. В настоящее время нет никаких путей к достижению необходимых высоких скоростей. И вероятно, никогда не удастся забросить груз, не говоря уже о человеке, за пределы земного тяготения». Это цитата из учебника по технической механике, выпущенного в Германии в 1930 году. Успехи современной космонавтики могут служить неплохим противоядием против скепсиса в технических прогнозах. Об этом всегда следует помнить при обсуждении выдвигаемых в наши дни проектов, какими бы фантастическими они ни казались на первый взгляд. Одним из таких проектов является и проект американца Дэндриджа КОЛА...

Б

есформенная темная масса планетоида, словно серебристыми жуками, облеплена необычными космическими кораблями. Алмазные коронки буров вгрызаются в твердую породу. Струи газов выдувают из скважин пыль и грузят ее в «космические самосвалы». Проходят месяцы и даже годы, прежде чем корабли оторвутся от поверхности и устремятся к другим планетоидам, оставив за собой пустую, как скорлупа выеденного ореха, оболочку для будущей космической станции.

Впрочем, слово «станция» здесь не совсем уместно. Ведь речь идет об искусственной планете — космическом филиале Земли. Она должна быть абсолютно автономной, и жить на ней (вернее, в ней) будут не два десятка ученых, а несколько тысяч человек — население целого города.

Работы по строительству таких филиалов развернутся между Марсом и Юпитером. Именно здесь в нашей планетной системе зияет «пробел». Там, где должна была бы находиться какая-нибудь крупная планета, вращается груда обломков — планетоидов. По расчетам Кола, они-то и смогут послужить материалом для сооружения «второй Земли».

Правда, для осуществления горнорудных космических работ понадобятся корабли длиной до 1 км. Нечего и думать строить такие громадины на Земле и выводить их потом на орбиту. Даже самые первые грузовые ракеты «большого космоса» весом около 50 тыс. т придется «вывозить» на орбиту частями и монтировать прямо в космосе. Но прежде чем станут возможными дальние перелеты таких кораблей, их будущие экипажи пройдут не совсем обычную тренировку.

За Полярным кругом, в пещерах, под поверхностью океана придется соорудить точные копии космических кораблей. Здесь будущие обитатели земных филиалов, полностью изолированные от окружающего мира, начнут привыкать к условиям жизни в космосе. И только когда все люди, все механизмы и устройства пройдут жестокое испытание временем и изоляцией, можно будет начать сооружение настоящей «второй Земли».

Целый рой космических городов возникнет там, где мчатся сквозь космическое пространство сонмы планетоидов. Каждый такой город снабжен воздухом и водой, очищаемой и регенерируемой. На внутренней поверхности благодаря вращению создается искусственная тяжесть — своеобразное притяжение. И это позволяет воспроизвести в деталях земной ландшафт: с деревьями, дорогами, лугами и даже холмами и горами.

Источниками энергии служат Солнце и ядерное горючее. Люди живут в привычных им домах. Здесь же и больницы, школы, гидропонические «поля» для выращивания растений «без земли», на питательных растворах. Все это необходимо для того, чтобы космос действительно стал для людей родным домом. Как будет выглядеть такая искусственная обитаемая планета, художник изобразил на обложке журнала.

ДИАМЕТР ПЛАНЕТЫ — ПОЛМИЛЛИАРДА КИЛОМЕТРОВ

И

дея Кола о создании искусственных планет, приспособленных— для жизни людей, — убедительная перспектива творческого преобразования природы.

По-видимому, в течение ближайших тысячелетий возникнут обитаемые орбитальные станции, движущиеся в пространстве между Землей и Луной. Эти станции, умножаясь числом и увеличиваясь в размерах, могут слиться в одно или несколько колец, окружающих Землю подобно кольцам Сатурна. Однако весь строительный материал придется доставлять с Земли, затрачивая огромные количества энергии.

Рано или поздно внимание человечества будет обращено на строительство межпланетных станций за пределами земного тяготения. Не исключено, что наиболее благоприятной зоной для такого строительства и окажется пространство между Землей и Марсом.

Астероиды можно рассматривать как основное сырье для сооружения станций. Их можно будет сплавлять или испарять с помощью огромных зеркал, собирающих солнечный свет. Из расплавленного материала прямо в космосе будут отливать нужные для строительства детали: листы и балки различных профилей.

В космическом пространстве между Землей и Марсом на космические объекты действуют лишь очень слабые приливообразующие силы, обусловленные Солнцем, поэтому конструкции могли бы быть очень легкими и для строительства даже крупных объектов потребовалось бы сравнительно немного материалов. Не исключено, что из вещества небольших по массе астероидов люди будущих тысячелетий смогут создать межпланетные объекты, размерами приближающиеся к планетам типа Марса, но имеющие в миллионы раз меньшую плотность.

После решения этой задачи должен совершиться закономерный переход к строительству кольца, охватывающего Солнце и имеющего диаметр порядка 400 млн. км.

Еще более далекой перспективой следует считать сооружение системы таких колец, имеющих различные диаметры и расположенных в плоскостях, пересекающихся в центре Солнца.