«Техника-молодежи» 1970 г №7, с.36




П. ВЛАДИМИРОВ,
инженер,

г. Обнинск

ДОКЛАД № 28

НА ВСЮ КАТУШКУ

Ч

ем дольше рейс космического корабля, тем больше горючего нужно захватить. Но чем больше топлива на борту, тем объемистее топливные баки, тем тяжелее ракета. Как же выйти из заколдованного круга?

Надо разрубить гордиев узел — вообще отказаться от топливных баков и трубопроводов. Посмотрите на рисунок. Из твердого топлива делается эластичная лента. Она намотана на корпус корабля, словно нитка на катушку. Два ролика подают ленту (через кольцевую щель) внутрь кожуха, окружающего ракетный двигатель. Соприкасаясь с раскаленным соплом, лента расплавляется. Жидкое топливо закачивается насосом в двигатель. Натягиваясь при вращении роликов, лента давит через блок на кронштейн и заставляет его вращаться вокруг двигателя. Виток за витком кронштейн постепенно сматывает топливо. Если лента вдруг разорвется, ее нетрудно склеить.

ОБСУЖДЕНИЕ. Над тем, как улучшить конструктивный параметр ракеты (отношение веса конструкции к весу топлива), работал еще известный советский ученый Ф. Цандер. Он предложил использовать в качестве горючего отработавшие блоки: разрезать, разбирать, расплавлять и сжигать в двигателе пустые баки, оболочки и другие части. Однако эту идею чрезвычайно трудно реализовать, ведь, по сути дела, на борту корабля нужно соорудить целый агрегат по переработке металлолома. Предложение П. Владимирова изящно и необычно по своему решению.