«Техника-молодежи» 1970 г №9, обл, с.25


Поединок
с невесомостью
 

«ДОЗОРНЫЕ ПЛАНЕТЫ» — так назвал художник-фантаст А. Соколов свой рисунок, помещенный на 1-й странице обложки. Рисунок изображает долговременную орбитальную станцию будущего. Недавний полет космического корабля «Союз-9» — новый важный вклад в дело создания подобных станций на орбите вокруг Земли.



424 ЧАСА
продолжался полет советских космонавтов Андрияна Николаева и Виталия Севастьянова на борту корабля «Союз-9». Все 18 суток этого рекордного по продолжительности полета были насыщены неустанным трудом.

Поражает объем работ, выполненных космонавтами. Здесь и наблюдение Земли при помощи оптических инструментов, и фотографирование для последующего определения вероятных районов залегания полезных ископаемых, и спектрометрирование сумеречного и дневного горизонтов нашей планеты, и астронавигационные эксперименты, и изучение конструктивных характеристик корабля, и испытание новых приборов систем ориентации и управления, и метеонаблюдения, которые использовались в оперативной работе службы погоды.

В полете решено много важных задач на пути к созданию долговременных орбитальных станций. Но хотелось бы выделить медико-биологические исследования. Известно, что в невесомости изменяются некоторые функции мышечной, сердечно-сосудистой, нервной и гормональной систем организма. Слабеют мышцы, уменьшается плотность костной ткани (из нее вымывается кальций), снижается объем циркулирующей крови.

Непросто дается встреча с невесомостью (первые 3-4 дня полета), когда от космонавтов требуется повышенный контроль за своими движениями — иначе они будут излишне размашисты, неточны. Это вызывает иногда необычное субъективное ощущение: кажется, будто замедлилось время.

Изучение этих явлений началось задолго до космической вахты «Союза-9». Еще несколько лет назад был осуществлен биологический эксперимент на спутнике «Космос-110». Собаки Ветерок и Уголек находились тогда на орбите в течение 22 дней. Затем на Земле проводились опыты с ограниченной подвижностью — она частично снимает с организма нагрузку, создаваемую земным притяжением.

Однако точные факты о возможностях увеличения длительности космических полетов можно получить только при орбитальном обследовании. Все 18 дней А. Николаев и В. Севастьянов чувствовали себя хорошо. Несмотря на большую насыщенность программы, их работоспособность оставалась на высоком уровне. Лишь иногда к концу дня космонавты ощущали некоторую усталость, которая полностью исчезала после сна. В начале полета потребовалось некоторое время, чтобы выработать новые навыки, необходимые для выполнения перемещений внутри корабля. Но признаков болезни движения не наблюдалось.

Когда была перекрыта длительность полета, достигнутая ранее американскими космонавтами, трудовая вахта А. Николаева и В. Севастьянова продолжалась, хотя количество экспериментов несколько сократилось. Это было связано не с понижением работоспособности космонавтов, а с подготовкой к посадке.

Если к невесомости удалось полностью приспособиться за 3-4 дня, то возникшие изменения физиологических функций в основном нормализовались в течение 10 дней после полета. При возвращении на Землю голова, конечности и другие части тела казались необычно тяжелыми. Ученые пришли к выводу: приспособление к условиям земного существования после длительного пребывания на орбите протекает, по-видимому, с большим напряжением организма, чем адаптация к невесомости.

Уникальные данные, полученные экипажем корабли «Союз-9», дадут основания прогнозировать рейсы на более длительное время. В космических лабораториях будущего начнут работу сменные коллективы. Но сменять их часто невыгодно: ведь человек в условиях полета приобретает необходимые навыки. За некоторое время до возвращения на Землю космонавта можно будет выводить из этого состояния, восстановить его мышечную массу, насытить его организм кальцием, солями, минералами, которые выводятся из организма в невесомости, «оттренировать» его сердечно-сосудистую систему. Победителем в поединке с невесомостью будет человек.