"Техника-молодежи" 1978 г №7 с.30-35



МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

МАРИНА КУЗНЕЦОВА

Немногим больше двух десятилетий прошло со дня запуска в Советском Союзе первого в мире искусственного спутника Земли, а успехи в освоении и использовании космического пространства столь велики, столь огромно влияние космонавтики на различные области науки и техники, что этим вопросам посвящено множество специальных исследований и литературы. Главное же достижение космонавтики, пожалуй, в том, что она, как никакая другая область деятельности, объединяет людей Земли, Долгие годы космическими исследованиями занимались только две ведущие державы — Советский Союз и Соединенные Штаты Америки.

В последние годы исследование и освоение космоса все более становится международным. Растет число государств, которые могут запускать спутники с помощью собственных ракет-носителей, но еще быстрее растет стремление различных стран объединить свои усилия и средства для совместного изучения и использования космического пространства. Причины этого прежде всего экономические и научно-технические. Но есть и еще одна, очень важная причина — глобальный характер и необходимость комплексного подхода к исследованиям в масштабах всего земного шара. Сотрудничество в космических исследованиях, безусловно, способствует улучшению межгосударственных отношений. Всем нам памятен июль 1975 года, ровно три года назад, когда пример сотрудничества продемонстрировали две ведущие космические державы — СССР и США. Изготовленные в этих странах космические корабли «Союз» и «Аполлон», состыковавшись, образовали первую международную лабораторию на орбите, а их экипажи — два советских космонавта и три американских астронавта — в течение двух суток проводили совместные научные эксперименты.

Ярким примером международного сотрудничества является многосторонняя космическая программа социалистических стран «Интеркосмос», в которой участвуют Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Советский Союз и Чехословакия. Советский Союз предложил странам социалистического содружества безвозмездно использовать ракетно-космическую технику для проведения как национальных исследований в космосе, так и для совместных программ. В отличие от ESRO, где создан общий финансовый фонд, каждая страна — участница «Интеркосмоса» осуществляет затраты на научные приборы и аппаратуру, которые она создает, без взаиморасчетов.

За время реализации этой программы было запущено 17 спутников серии «Интеркосмос». Почти на всех спутниках этой серии и на других советских космических аппаратах были установлены приборы, созданные учеными Чехословакии; много интересных приборов разработали специалисты Польши. В Германской Демократической Республике был изготовлен многозональный космический фотоаппарат, прошедший испытания при полете «Союза-22» и установленный на борту орбитальной станции «Салют-6».

В 1976 году программа «Интеркосмос» получила дальнейшее развитие. Советский Союз предложил в состав экипажей советских космических кораблей включать представителей братских стран. Так в декабре 1976 года впервые в истории в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина начали тренировки и подготовку к полетам космонавты из Чехословакии, Польши и ГДР. Впервые к работе в космосе готовились в составе одного экипажа космонавты разных стран.

16 марта 1978 года на Землю возвратился основной экипаж станции «Салют-6»: Юрий Романенко и Георгий Гречко. 96 суток провели космонавты на орбите — так долго еще никто в космосе не был. Этот рекордный по продолжительности полет был рекордным и по насыщенности программы исследований и экспериментов, проведенных на орбите. Мы уже привыкли к сложным космическим полетам, многое было сделано за двадцать лет. И тем весомее звучало слово «впервые», часто повторявшееся во время этого полета. Вспомним основные его этапы.

29 сентября 1977 года на орбиту была выведена советская орбитальная научная станция «Салют-6». Почти два с половиной месяца станция работала в автоматическом режиме.

10 декабря стартовал, а 11 декабря произвел стыковку со станцией космический корабль «Союз-26», на нем прибыли на станцию Романенко и Гречко. Работа на станции началась с ее расконсервации. Дело в том, что при полете станции в автоматическом режиме часть систем и аппаратуры, работа которых связана с пребыванием на борту космонавтов, отключена. Работают только основные служебные системы: радиотелеметрическая, ориентации и управления движением, терморегулирования и некоторые научные приборы, включение которых и запись показаний производятся автоматически.

20 декабря космонавты вышли в открытый космос для осмотра второго стыковочного узла и элементов конструкции станции в районе узла, расположенного со стороны переходного отсека: хозяева станции готовили ее к приему гостей.

Для выхода в космос впервые был использован скафандр новой конструкции.

Каждый день работы космонавтов на станции, начинавшийся обычно в 8 часов утра по московскому времени, был насыщен до предела. Они проводили медицинские и биологические эксперименты, наблюдения земной поверхности и акватории Мирового океана, контролировали работу систем станции, вели записи в бортовой документации, готовили научную аппаратуру к работе и делали массу других дел, на которые в космосе, как правило, затрачивается больше времени и сил, чем на Земле.

Новый, 1978 год космонавты встретили на орбите, а 11 января гостеприимно распахнулись люки станции: для проведения совместных работ прибыл экипаж космического корабля «Союз-27» — Владимир Джанибеков и Олег Макаров. Впервые к орбитальной станции были пристыкованы два корабля, а на борту станции работали два экипажа.

После выполнения программы совместных исследований 16 января Джанибеков и Макаров, оставив хозяевам свой «новенький» корабль, на «Союзе-26» возвратились на Землю. Во время их пребывания на станции был проведен совместный советско-французский биологический эксперимент «Цитос», технический эксперимент по ориентации и стабилизации орбитального комплекса, состоящего из станции и двух кораблей. Космонавтами были привезены на Землю материалы исследований, проведенных Романенко и Гречко за месяц работы.

Затем мы стали свидетелями еще одного удивительного эксперимента: 22 января к причалу станции подошел автоматический грузовой корабль «Прогресс-1». На нем были доставлены запасы воды и пищи для экипажа, научная аппаратура, сменные блоки системы жизнеобеспечения и дополнительное топливо для двигательной установки станции. Это тоже было впервые. Две недели продолжались работы по разгрузке корабля и дозаправке баков станции топливом. В это же время отслужившие свое блоки и агрегаты переносились в «Прогресс-1», которому суждено было сгореть в плотных слоях атмосферы. 6 февраля все работы были закончены, «Прогресс-1» отстыковался от станции и после двух суток автономного полета был спущен с орбиты над акваторией Тихого океана.

Дальнейшая программа научных исследований и экспериментов включала в себя фотографирование отдельных районов территории Советского Союза и акватории Мирового океана, наблюдения и фотографирование ледников и снежного покрова, медицинские и биологические эксперименты. Особое место заняла работа с бортовым субмиллиметровым телескопом БСТ-1М. Электромагнитные излучения из космоса с длиной волны миллиметр и меньше не достигают земной поверхности — их поглощают молекулы водяного пара атмосферы. А субмиллиметровые излучения могут много рассказать о так называемых «холодных» объектах вселенной, например, о скоплениях межзвездной пыли, темных облаках, о сложных молекулах, находящихся в межзвездном пространстве.

Если же повернуть телескоп на Землю, то можно получить ценную информацию о тех самых молекулах водяного шара, которые мешают прохождению субмиллиметровых волн. Поэтому проводились измерения излучения земной атмосферы в субмиллиметровом диапазоне волн (телескоп был направлен на Землю); информация об излучении в этом диапазоне помогает лучше понять процессы, происходящие в земной атмосфере, определять наличие и динамику областей с повышенным влагосодержанием. «Прогресс-1» доставил на борт орбитальной станции технологическую установку «Сплав», на которой космонавты провели серию экспериментов по кристаллизации и соединению различных материалов в условиях космического полета — в невесомости и вакууме. Чтобы свести к минимуму влияние гравитационных моментов, во время экспериментов станция переводилась в дрейф с отключением системы ориентации, а космонавты ложились спать.

Был проведен цикл наблюдений и фотографирование интереснейших атмосферных явлений — полярных сияний и серебристых облаков. Понимание природы этих явлений даст ученым очень много для более глубокого изучения солнечно-земных связей, влияния нашей звезды на земную атмосферу и на процессы, происходящие на Земле.

Продолжались медицинские обследования космонавтов, медико-биологические эксперименты. Ведь полеты в невесомости — это полеты в условиях, чуждых человеческому организму, привыкшему к земной тяжести. Поэтому ученым важно знать не только объективные показатели состояния здоровья космонавтов, не только общее послеполетное состояние организма, нужно понимать, как влияет длительная невесомость на физиологические характеристики человеческого организма, а также на различные ткани, отдельные клетки, не вызывает ли она функциональных и генетических изменений на клеточном уровне. Ведь клетка служит основной единицей строения организма.

2 марта 1978 года в историю космонавтики была вписана еще одна яркая страница — впервые на орбиту был выведен пилотируемый корабль с международным экипажем на борту. На советском корабле «Союз-28» в космос поднялись представители двух братских стран — советский космонавт Алексей Губарев и чехословацкий космонавт Владимир Ремек.

Помните, мы говорили о вкладе различных стран в программу «Интеркосмос»? Вклад чехословацких ученых оказался весомым, и, по существу, это они проложили дорогу в космос своему соотечественнику. Они же и «заставили» его поработать в космосе.

После стыковки корабля «Союз-28» со станцией Губарев и Ремек перешли в ее помещение — первый международный экипаж орбитальной станции приступил к выполнению программы научных и технологических экспериментов, разработанных совместно советскими и чехословацкими учеными.

Первым по программе был начат эксперимент «Хлорелла». Эта одноклеточная водоросль является удобным объектом для изучения различных вопросов биологии растений под воздействием невесомости.


На второй день совместного полета был начат советско-чехословацкий технологический эксперимент «Морава»: в электронагревательную камеру установки «Сплав» была помещена капсула с исследуемыми веществами — хлоридами серебра и свинца, хлоридами меди и свинца. Оператором эксперимента был Владимир Ремек, цель эксперимента — исследование закономерностей затвердевания кристаллических материалов в условиях невесомости. В этот же день проводился совместный эксперимент по изучению кислородного режима в тканях человека по программе медицинских экспериментов. Важность изучения кислородного режима в тканях человека в невесомости определяется тем, что в этих условиях происходит перераспределение крови, сосуды головы и верхней части тела переполняются кровью, а это может сказаться на кислородном снабжении различных участков тела и изменении кислородного насыщения крови, а следовательно, и тканей организма.

Во время предыдущих полетов советских космонавтов и американских астронавтов было замечено интересное явление: при заходе звезд за неосвещенный горизонт Земли на высоте около ста километров их яркость постепенно слабеет, что и должно наблюдаться; однако через некоторое время они на мгновение снова проясняются, чего быть не должно, чтобы потом уже окончательно потерять свою яркость и исчезнуть за плотными слоями атмосферы. Ученые до настоящего времени не могут найти удовлетворительного объяснения этому явлению. Одна из гипотез объясняет его тем, что в верхнюю атмосферу Земли постоянно поступает определенное количество космических частиц из окружающего пространства: микрометеориты, которые теряют свою скорость, попадая в атмосферу Земли, более крупные метеориты, которые, разогреваясь в атмосфере, превращаются в микроскопические частицы и рассеиваются. Образуемый этими частицами слой, который медленно рассеивается в сторону Земли, получил название «высотный абсорбирующий слой». Пока не представляется возможным создать высокоточный прибор для фотометрирования заходящих звезд из-за отсутствия достаточного количества материалов наблюдений. Для этого полета в Астрономическом институте ЧС АН была разработана программа визуальных наблюдений заходов выбранных звезд. Эксперимент получил красивое название «Экстинкция» и проводился 6 марта Владимиром Ремеком.

10 марта космонавты Алексей Губарев и Владимир Ремек в спускаемом аппарате возвратились на Землю. А 16 марта завершился и самый длительный в истории космонавтики полет Юрия Романенко и Георгия Гречко.

В обращении Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР к ученым, конструкторам, инженерам, техникам, рабочим и космонавтам говорилось:

«Совместные полеты космонавтов социалистических стран открывают новый этап в исследовании и использовании космического пространства, планомерно проводимых в мирных целях странами — участницами программ «Интеркосмос». Сотрудничество ученых и космонавтов стран социалистического содружества является ярким свидетельством братских отношений между социалистическими странами».

15 июня 1978 года начался новый космический эксперимент: корабль «Союз-29» с космонавтами Владимиром Коваленком и Александром Иванченковым стартовал в космос и состыковался со станцией «Салют-6»... Спустя 12 дней стартовал на орбиту корабль «Союз-30», пилотируемый вторым международным экипажем: советским летчиком-космонавтом Петром Климуком и польским космонавтом-исследователем Мирославом Гермашевским. 28 июня была произведена стыковка и на орбите начал работу комплекс «Салют-6» — «Союз-29» — «Союз-30»...

Сейчас в Звездном городке проходят подготовку к совместным полетам космонавты из ГДР, Болгарии, Венгрии, Кубы, Монголии и Румынии.

На центральном развороте журнала (стр. 32-33) схематически показаны основные этапы полета орбитального комплекса.

29 сентября 1977 года на околоземную орбиту была выведена орбитальная научная станция «Салют-6».

10 декабря 1977 года в 4 часа 19 минут московского времени стартовал пилотируемый корабль «Союз-26» с космонавтами Юрием Романенко и Георгием Гречко.

На следующий день, 11 декабря, корабль «Союз-26» после проведения маневров и коррекции орбиты состыковался с орбитальной станцией. Был образован орбитальный комплекс «Салют-6» — «Союз-26»; стыковка была произведена по второму стыковочному узлу со стороны агрегатного отсека. Космонавты приступили к выполнению основной программы работы на борту станции: проводили расконсервацию систем станции и подготовку научной аппаратуры к предстоящим экспериментам, занимались медицинскими экспериментами с помощью многофункциональной системы «Полином-2М» и «Реограф», работали с технической документацией.

20 декабря космонавты вышли в открытый космос. Георгий Гречко произвел профилактический осмотр стыковочного узла, расположенного со стороны переходного отсека.

В последующие три недели Юрий Романенко и Георгий Гречко выполняли работу по программе полета: вели наблюдения земной поверхности и акватории Мирового океана, ледников и снежного покрова отдельных районов Земли, солнечной короны и зодиакального света; проводили эксперименты по определению влияния космической среды на оптические свойства иллюминаторов и биологические эксперименты; вели медицинский контроль; проводили испытания приборов астроориентации и космической навигации.

10 января 1978 года стартовал космический корабль «Союз-27» с космонавтами Владимиром Джанибековым и Олегом Макаровым.

11 января «Союз-27» состыковался со станцией «Салют-6». Впервые на орбите был создан пилотируемый комплекс в составе орбитальной станции и двух кораблей.

Во время совместной работы двух экипажей на борту станции были проведены технические эксперименты, совместный советско-французский эксперимент «Цитос».

После завершения программы совместных работ экипажи поменялись кораблями, для чего были демонтированы и перенесены из одного корабля в другой ложементы кресел (они делаются индивидуальными для каждого космонавта), в бытовой отсек корабля «Союз-26» перенесено использованное оборудование, а в спускаемый аппарат — материалы проведенных исследований. 16 января 1978 года корабль «Союз-26» с Владимиром Джанибековым и Олегом Макаровым отстыковался от комплекса. В расчетное время включился тормозной двигатель, прошло разделение отсеков, и космонавты в спускаемом аппарате возвратились на Землю.

Юрий Романенко и Георгий Гречко продолжали выполнение программы научных исследований.

20 января был осуществлен запуск автоматического грузового корабля «Прогресс-1». 22 января произошла его стыковка с орбитальным комплексом. Впервые на орбиту грузовым кораблем были доставлены топливо для дозаправки орбитальной станции, научное и медицинское оборудование, запасы воды и пищи.

Во время полета комплекса «Салют-6» — «Союз-27» — «Прогоесс-1» космонавты наряду с продолжением научных экспериментов провели большой объем работ по разгрузке корабля, по демонтажу и монтажу оборудования, по дозаправке двигательной установки станции топливом. Одновременно на «Прогресс-1» переносилось использованное оборудование.

После завершения всех работ и проведения коррекции орбиты комплекса с помощью двигательной установки «Прогресса-1» 6 февраля 1978 года корабль был отстыкован от станции и двое суток находился в автономном полете; затем был включен тормозной двигатель, и корабль сгорел в плотных слоях атмосферы над акваторией Тихого океана.

В течение следующего месяца космонавты проводили визуальные наблюдения и фотографирование территории Советского Союза по программе исследований природных ресурсов, продолжали эксперименты по программе исследований физических процессов в верхней атмосфере Земли (наблюдение и фотографирование полярных сияний и серебристых облаков), эксперименты с использованием субмиллиметрового телескопа, проводили биологические, медицинские и технологические эксперименты.

3 марта стартовал пилотируемый космический корабль «Союз-28» с первым международным экипажем: советским космонавтом Алексеем Губаревым и чехословацким космонавтом Владимиром Ремеком.

4 марта осуществлена стыковка «Союза 28» с комплексом «Салют-6» — «Союз-27». После перехода Губарева и Ремека на борт «Салюта-6» в течение нескольких дней объединенный экипаж проводил совместные биологические, научные и технологические эксперименты по программе, разработанной советскими и чехословацкими учеными.

10 марта «Союз-28» отстыковался от орбитального комплекса, и Алексей Губарев с Владимиром Ремеком в спускаемом аппарате возвратились на Землю.

Юрий Романенко и Георгий Гречко провели заключительный цикл научных экспериментов и после подготовки систем станции к полету в автоматическом режиме, а «Союза-27» к возвращению на Землю перешли в корабль, закрыли люки, надели скафандры.

16 марта в 14 часов 19 минут спускаемый аппарат с Юрием Романенко и Георгием Гречко приземлился в казахстанской степи. Закончился самый длительный в истории космонавтики орбитальный полет.