«Техника-молодежи» 1979 №3, с.28-29




На рисунке изображена автоматическая межпланетная станция «Венера-1» в трех проекциях. На схеме показано ее устройство.

Цифрами обозначены: 1 — сопло корректирующей двигательной установки; 2 — датчик точной ориентации на Солнце и звезду; 3 — датчик ориентации на Землю; 4 — параболическая антенна; 5 — управляющие сопла системы ориентации; 6 — тепловые датчики; 7 — малонаправленная антенна; 8 — штыревая антенна.

Историческая серия «ТМ»

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ К ВЕНЕРЕ

Под редакцией: члена-корреспондента АН СССР, лауреата Ленинской премии Бориса РАУШЕНБАХА; летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, кандидата технических наук Валерия КУБАСОВА; кандидата технических наук, лауреата Ленинской премии Глеба МАКСИМОВА.

«Космические ракеты, несущие на своем борту автоматические научные станции с различной аппаратурой, стремительно двинутся к ближайшим планетам солнечной системы. Из них наибольший интерес представляют Марс и Венера...» — это слова из статьи С. П. Королева, опубликованной в «Правде» 10 ноября 1960 года. Тогда до пуска «Венеры-1» оставалось три месяца.

В конструкторском бюро, которым руководил С. П. Королев, полным ходом шла работа — проектировались автоматическая межпланетная станция «Венера» и разгонная ступень ракеты-носителя, которая должна была вывести ее на трассу полета к утренней звезде. Разработка станции началась несколько месяцев назад, когда конструкторам стало ясно: возможности ракеты-носителя позволяют дополнительно установить разгонную ступень, которая выйдет на орбиту спутника Земли вместе с космическим аппаратом и уже оттуда стартует к другим планетам.

Создатели автоматической межпланетной станции (АМС) учли весь имевшийся к тому времени опыт разработки первых искусственных спутников Земли и первых лунных аппаратов. В то же время многое на этой станции было по-настоящему ново.

Так, впервые на АМС предусмотрели корректирующую двигательную установку разработки главного конструктора А. М. Исаева для коррекции траектории полета. Без такой коррекции полеты к планетам солнечной системы невозможны.

Впервые разработали многорежимную систему ориентации и управления движением станции. С ее помощью можно было в течение многих месяцев поддерживать постоянную ориентацию плоских панелей солнечных батарей на Солнце, периодически направлять бортовую параболическую антенну на Землю и выполнять точную (до единиц угловых минут) ориентацию станции относительно звезд. Эта же система стабилизировала станцию в пространстве при работе корректирующего двигателя. В состав ее входили сложные оптические приборы, способные «видеть» не только яркое Солнце, но и Землю с расстояний в сотни миллионов километров, когда она кажется маленькой звездочкой.

Остронаправленная параболическая антенна (диаметром 2 м) позволяла поддерживать сверхдальнюю космическую радиосвязь с Землей в сантиметровом диапазоне волн. Всего же на борту станции работало три радиотелеметрические системы для различных диапазонов — метрового, дециметрового и сантиметрового.

На станции «Венера-1» воспользовались такой же системой терморегулирования, как и на «Луне-3». Температуру в отсеке регулировали вращающиеся жалюзи, установленные на цилиндрической части герметичного корпуса.

Во время полета проводилось измерение космических лучей, магнитных полей, заряженных частиц межпланетного газа и корпускулярных потоков Солнца, регистрация микрометеоров.

Чтобы вывести «Венеру-1» на межпланетную траекторию, пришлось создать новую ступень. Масса станции составила 643,5 кг. Пожалуй, создание этой ступени можно назвать одним из самых важных и замечательных достижений нового космического эксперимента. Ведь двигательную установку ракеты предстояло запустить в невесомости (после сравнительно долгого пребывания в суровых условиях космоса). Разработать такую установку значило в то время сделать качественно новый шаг в развитии ракетно-космической техники. Проектировщикам пришлось решить множество задач. Система управления ракетой должна была обеспечить нужную ориентацию в орбитальном полете вокруг Земли, стабилизацию ракеты в период работы двигателя, включение его в расчетное время. Кроме того, требовалось отрегулировать тепловой режим топливных баков, где находился кислород. И наконец, создать такую систему подачи топлива в камеру сгорания, чтобы можно было запустить двигатель. Для этого на космической ракете были установлены твердотопливные двигатели, придававшие ей кратковременное ускорение, но достаточное для того, чтобы жидкое топливо, которое находилось во взвешенном состоянии, начинало поступать в камеру сгорания.

Тщательные расчеты, принципиально новые конструктивные решения, экспериментальная отработка на Земле в условиях, приближенных к условиям космического полета, — вот в результате всего этого и родилась новая автоматическая межпланетная станция и ракетная ступень. Впервые аппарат этого типа стартовал с орбиты ИСЗ 12 февраля 1961 года. Впоследствии космическая ракета выводила на межпланетные трассы автоматические космические аппараты типа «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд». Теперь с ее помощью спутники связи «Молния» запускаются на высокие эллиптические орбиты.

Связь со станцией поддерживалась на расстоянии до 5 млн. км. Даже оттуда, из глубины солнечной системы, поступала на Землю необходимая научная информация.

Сегодня, когда межпланетные аппараты отправляются невообразимо далеко от Земли, этот результат кажется очень скромным. Но тогда, в 1961 году, такое расстояние представлялось фантастическим — ведь радиоволны преодолевали космическое пространство, насыщенное различными частицами и всевозможными видами электромагнитных излучений, природа которых тогда была еще плохо изучена.

Каков же результат полета «Венеры-1»? Во-первых, ученые получили первые данные о научных измерениях на значительном удалении от Земли, в той области пространства, которую называют дальним космосом. Во-вторых, обогатились новым материалом и разработчики ракетно-космической техники: ведь многое на этой станции было опробовано впервые.

Полет подтвердил правильность выбранных направлений.

Создание и запуск автоматической межпланетной станции «Венера-1» — важный этап в развитии ракетно-космической техники, одна из ярких страниц в истории отечественной космонавтики.

МАРИНА МАРЧЕНКО, инженер

далее