«Техника-молодежи» 1979 №5, с.22-24



ДОКЛАДЫ ЛАБОРАТОРИИ
«ИНВЕНСОР»


Доклад № 70

«Программа КЭЦ»

ИГОРЬ КОЛЬЧЕНКО,
кандидат философских наук

Современную мировую науку об освоении космоса нельзя помять без знания истории русской науки о мироздании и судьбах цивилизации во вселенной. Еще в конце прошлого века отечественные естествоиспытатели заложили основы принципиально нового подхода к природе и человеку с «космической точки зрения». Исходя из их учения, человеческое существование обретает качественно иной смысл, поистине бесконечную размерность. Отблески подобного мироощущения встречаются в истории и других народов, но только русские мыслители построили на его основе целостное миро— и жизнепонимание, наиболее полно выраженное в трудах К. Э. Циолковского. И очень часто нынешние ученые, философы и фантасты, пытающиеся заглянуть в космическую эру человечества, вольно или невольно повторяют, варьируют или вновь «открывают» идеи основоположников «русского космизма». Вот почему изучение их творчества помогает увидеть корни многих сегодняшних и будущих устремлений в освоении космоса, постигнуть подлинное значение русской мысли в истории мировой культуры.

ГДЕ МЫ ЖИВЕМ?

«Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель, — объяснял Циолковский цель своих трудов. — Не спорю, очень важно иметь ракетные корабли, ибо они помогут человечеству расселиться по мировому пространству. И ради этого расселения в космосе я-то и хлопочу. Будет иной способ передвижения в космосе — приму и его...»

Еще в 1902 году ученый изложил свое понимание смысла и цели освоения космоса: изучение вселенной; общение с братьями (внеземными цивилизациями); спасение от катастроф земных, перенаселения, в случае остывания Солнца; лучшие условия существования — постоянная желаемая температура, меньшая сила тяжести, отсутствие заразных бактерий, более эффективное солнечное освещение; обеспечение беспредельности прогресса и надежда на уничтожение смерти.

Основа успеха в этом деле, по мнению Циолковского, — правильное представление о вселенной. Он пишет множество работ по астрономии, космогонии и космологии, дабы «изложить ряд космических истин». Главная из них — материальное единство мира: «Кроме этой сущности космоса или материи, ничего нет. Она принимает форму организованной, даже мыслящей материи, которая рождает представление о вселенной, о ее преобразовании и жизни». Все многообразие мира создается «игрой» элементов материи, каждый из которых «есть центр сил, присущих ему и без которых он не существует. Силы эти из каждого неделимого распространяются подобно лучам светящейся точки, проницают одновременно всю бесконечность вселенной и действуют на каждый из остальных атомов». Поэтому «нельзя вообразить себе вещество без пространства и времени». В утверждении материального единства мира ученый исходил из давней традиции русской науки, эпохальным достижением которой явилась геометрия Н. Лобачевского. Циолковский приходит к выводам, имеющим принципиальное значение для формирования «космического мироощущения и миропонимания». Вопреки распространенным в то время гипотезам о случайном образовании планетных систем он был убежден, что во вселенной «сколько солнц, столько и планетных систем и... многие из них служат колыбелью для зарождения жизни или обиталищем и пристанищем совершенных существ».

Во время всеобщего увлечения книгами, вроде «Последние дни Земли» А. Бельше, «Гибель мира» Мейера, «Жизнь и смерть Земли» К. Фламмариона, «Деградация энергии и гибель мира» Б. Брюна и прочими, проповедовавшими неизбежность космических катастроф и гибель нашей одинокой планеты, Циолковский доказывал, что во вселенной царит «вечная юность» и цивилизация, если захочет, может выжить и перед лицом «апокалипсического конца». Только нужно «знать те мировые враждебные силы, которые могут погубить человечество, если оно не примет против них соответствующих мер спасения. Знание всех угрожающих сил космоса поможет развитию людей, так как грозящая гибель заставит их быть настороже, заставит напрячь все свои умственные и технические средства, чтобы победить природу. Посильная борьба и препятствия развивают силу». Циолковский предлагает и спасение — надо переселиться в космическое пространство.

О «вечной юности» вселенной, по мнению ученого, свидетельствует сам факт ее существования, возможного только при наличии в космосе «антиэнтропийных» явлений, когда энергия аккумулируется в обратимых формах.

КОСМИЧЕСКАЯ МИССИЯ ЖИЗНИ И РАЗУМА

Всем известное «антиэнтропийное» явление на нашей планете — жизнь. Именно Циолковский посчитал это определение наиболее общим для организмов, предвосхищая современный подход к их изучению. В отличие от Земли «на иных планетах другие условия и потому там другие биоэлементы, которые не годятся на Земле, но пригодны на планетах с иной температурой и иной обстановкой», но все существа принципиально «антиэнтропийны». Вопреки царящей в мертвой природе тенденции к распаду, упрощению, разрушению и дезорганизации жизнь тормозит и ослабляет переход свободной энергии в необратимые формы. По образному выражению ученого, «вся материя как бы стремится перейти в живое», создать все больше и более совершенных форм, превращая первозданный хаос в космос. И недаром еще в 1938 году академик В. Вернадский указывал, что «вопрос о жизни в космосе должен сейчас быть поставлен и в науке. К этому приводит ряд фактов, которые как будто указывают на принадлежность жизни к таким же общим проявлениям реальности, как материя, энергия, пространство, время...» Циолковский один из первых обратил внимание на теснейшую взаимосвязь жизни на Земле с широким спектром электромагнитных, гравитационных и других пока не изученных излучений из космоса. Независимо от него Вернадский на основе того же факта создал науку биогеохимию и теорию биосферы. Великий калужский мыслитель был убежден, что множество явлений на нашей планете может быть понято только при взгляде на них с «космической точки зрения», ибо «мы живем более жизнью космоса, чем жизнью Земли, так как космос бесконечно значительнее Земли по своему объему, массе и времени».

Блестящим подтверждением этого прозрения явилось открытие А. Чижевским воздействия на отдельные элементы биосферы солнечных и космических излучений.

И так как «судьба существ зависит от судьбы вселенной, — писал Циолковский, — то всякое разумное существо должно проникнуться историей вселенной. Необходима такая высшая точка зрения. Узкая точка зрения может привести к заблуждению. Так, до сего времени не верили космическому общению материи и существ. Считали Землю изолированной и независимой от космоса. Последний как бы не существовал для Земли. Важную роль играли только Солнце и Земля, в крайнем же случае, — Солнечная система и несколько ярких звезд. И вот мы, даже современные мудрецы, прониклись невеселыми делами нашей планеты, сделали неверные пессимистические выводы о судьбе человека и земных животных: все плохо, все несовершенно, все мучительно жестоко и безнадежно. Человеком руководит грубый эгоизм короткой земной жизни: хватай, что можешь, умнее ничего нет. Мало того, такой взгляд на Землю философы распространили и на весь космос... Поэтому я стараюсь дать самое яркое, наглядное и доступное представление о вселенной. Я доказываю, что жизнь разлита по всем бесчисленным уголкам космоса, на бесчисленном множестве планет и вообще вокруг солнц».

Очарованный красотой и мощью жизни как «самодеятельности материи», организующей все большее число все более совершенных существ, ученый был склонен считать, что само бытие космоса со всеми его временами и пространствами оправдано существованием человека, поэтому «смысл вселенной в жизни, которую она рождает, в радости и горе, которые заключаются в жизни». Таким образом, «стремление» материи к порождению жизни и разума имеет решающее космологическое значение. Новая эра цивилизации, по мнению Циолковского, и начинается осознанием человечеством космической миссии жизни и разума как «фактора эволюции космоса», и тогда преображение вселенной станет смыслом существования людей.

Идеи Циолковского о космической миссии человечества были созвучны мыслям его старшего современника, замечательного русского мыслителя Н. Федорова. Он утверждал, что «истинное отношение разумного существа к неразумной силе есть регуляция естественного процесса. Регуляция и в области знания и в самом бытии, эта регуляция должна распространить власть человека на все миры, на все системы до окончательного одухотворения вселенной». И с этой-то целью «нам предстоит не только посетить, но и населить все миры вселенной. Сего ради и создан человек». Так впервые в истории естествознания всему человечеству было предложено «общее дело», способное вдохновлять бесчисленные поколения на творчество и самосовершенствование.

КАК ОСВАИВАТЬ КОСМОС

Историческая заслуга Циолковского состоит и в том, что он наметил научно обоснованные пути к выполнению человечеством своей космической миссии. Прежде всего он предложил в качестве космического транспорта ракету, дал множество конструктивных решений для ее создания, разработал науку о ее движении.

Он выдвинул и программу освоения космоса. Первым пунктом ее, как он и предсказал, явилось «Положительное пребывание вне атмосферы на круговой орбите (состояние маленькой луны) и безопасное возвращение планированием без расхода взрывчатых веществ».

На следующем этапе Циолковский предлагал создать сеть долговременных орбитальных станций (ОС). Они станут астрономическими и геофизическими лабораториями, экспериментальными цехами «индустрии в эфире», использующей специфические условия космоса (невесомость, вакуум, низкая температура, обилие космических излучений, избыток солнечного света, который будет основным источником энергии — приводить в движение механизмы, обогревать и охлаждать помещения, выращивать сады на гидропонике). Впоследствии ОС станут базами для монтажа, наладки и старта межзвездных кораблей. Его проекты предвосхитили последующие проекты ученых и фантастов.

Весьма интересно решение Циолковским ряда медико-биологических проблем на ОС. Им впервые в мире предложена идея замкнутого биологического цикла на станции, который поддерживается солнечной энергией. Ученый рассмотрел вопросы и по адаптации космонавтов к невесомости, изменению суточного режима при качественно иных санитарно-гигиенических условиях (даже необходимость и возможность бани, что уже претворено ныне).

И наконец, третьим, самым важным этапом освоения космоса он считал создание гигантских «городов в эфире» из вещества астероидов. «Достижение планет потому не особенно манит, — пояснил Циолковский, — что там мы потревожим другую жизнь, можем встретить сопротивление, недостаток места, и вообще, величина пространства там ничтожна, условия жизни не совсем известны, может быть, неприемлемы человеком... Наконец, что мы выиграем даже при самых благоприятных условиях? Одни цепи сменим на другие — земные на цепи Марса или Венеры. Только когда потом человек будет могущественным обитателем эфира, придется подумать о больших планетах. Во-первых, упорядочить там жизнь, во-вторых, воспользоваться материей». И уже лишь при угасании нашего Солнца целесообразно переселение астролюдей к другому светилу. «Вы скажете: от одной крайней спиральной туманности до другой диаметрально противоположной, т. е. через всю известную вселенную, свет идет 200 миллионов лет. Какие же тут могут быть сношения? — предупреждал вопрос ученый. — Но, во-первых, время понятие условное для всяких существ — что для нас много, то для иных — нуль. Во-вторьи, разве нет агентов более упругих, чем известный светоносный эфир? Эта новая среда может распространять лучистую энергию в миллионы и биллионы раз быстрее, чем известный эфир. Время бесконечно. Сообразно этому и сюрпризы вселенной бесконечно разнообразны, чудны и бесконечны».

СНОШЕНИЯ С ИНОЦИВИЛИЗАЦИЯМИ

Главное, что, по мнению Циолковского, необходимо человечеству для освоения космоса, — воля к достижению цели. И сам ученый многое сделал для морального вооружения людей на космические подвиги. Прежде всего он попытался убедить их, что среди бесчисленных совершенных существ вселенной именно человечество должно взять на себя ответственность за преобразование космоса и выполнить свою исключительную космическую миссию. Он писал: «Цель земных страданий очень высокая. Земле выпала хотя и тяжелая доля, которая выпадает на биллионную часть планет, но очень почетная: служить рассадником высших существ на пустых солнечных системах». Свидетельства контактов внеземных цивилизаций, по мнению ученого, можно было наблюдать давно, но «трезвость науки не допускала до сих пор межпланетных сношений. Теперь это мнение поколеблено даже учеными... В истории и литературе отмечено множество необъяснимых явлений. Большинство их, без сомнения, — можно отнести к галлюцинациям и другого рода заблуждениям, но все ли? Теперь ввиду доказанной возможности межпланетных сообщений следует относиться к таким непонятным явлениям внимательнее. Кроме того, в нашем распоряжении только факт непосещения Земли в течение нескольких тысяч лет сознательной жизни человечества. А прошедшие и будущие времена!»

Циолковского особенно интересовало то необычное в природе и человеческой психике, что может быть отражением еще мало изученных явлений материального мира. Он считал, что как по внутренним законам материи появилась жизнь, так и эволюция живых форм способна привести к новым видам «мыслящей материи», в которую может быть даже «закодировано лучистое человечество», имеющее совершенно другой облик и вещественный носитель. Если «наше время, наше состояние вселенной есть один из этапов времени, одна из его ступенек, каждая из которых продолжается дециллионы лет», то не «осталось ли что-нибудь от прежних эпох: более простая материя, легкие эфирные существа и т. д.?». Если во вселенной действительно обитают цивилизации «лучистых существ», то цели их бытия, «социальная организация», способы перемещения в пространстве, освоение вещества и энергии труд — непредставимы. Контакт такой иноцивилизации с Землей возможен в совершенно неожиданной для нас форме. «Мы с трудом представляем себе что-нибудь выше земных существ по своим качествам и техническим средствам. Вот почему при таком узком кругозоре мы не допускаем и не представляем возможность вмешательства иных существ в земные дела. Ошибка небольшая. Она не в недостатках науки, а только в ограниченности выводов из нее. Масса явлений с этой узкой точки зрения остается необъяснимой».

Возможно, при контактах с людьми иноцивилизации используют еще мало изученные свойства человеческой психики, о которых эмпирическим путем за всю историю человечества собран огромный фактический материал, не поддающийся пока объяснению в рамках существующих теорий, но интенсивно изучаемый.

«Есть факты, которым мы не верим, пока мы сами не попадаем под их влияние. Они говорят за существование каких-то сил... Я не могу много про это сказать, так как доверяю только самому себе, и не могу ручаться за испытанное другими. Сам же я был свидетелем таких явлений только два раза в жизни: недавно и 40 лет тому назад», — писал Циолковский в 1928 году. Современные ученые вынуждены признать, что, несмотря на всю свою необычность, «по-видимому, некоторые из так называемых парапсихологических феноменов действительно имеют место. Однако признать их существование мешает неизвестность канала передачи информации или воздействия». Предвосхищая возможное обвинение в интересе к «ненаучным» темам, «чудесам», Циолковский полвека назад задавал справедливый контрвопрос: «В самом деле, что такое чудо? Что-нибудь совершенно неожиданное, нерассчитанное, противоречащее известным явлениям и законам. Но разве нам известны все законы, все существа? Необычное может быть естественным результатом действия этих неизвестных законов и недоступных нашим чувствам разумных или неразумных существ». И если существует вероятность встречи с этими существами, то Циолковский впервые в истории человеческой мысли разрабатывает «космическую этику», которой могли бы пользоваться инопланетяне при взаимных контактах. Предполагая, что они преисполнены доброжелательности друг к другу, ученый считает, что, «может быть, вмешательство иных существ в жизнь Земли еще не подготовлено развитием большинства людей. А может быть, оно даже повредило бы человечеству в настоящее время. Ведь большинство людей совершенно невежественно и смотрит на вселенную почти так же, как животные. Религиозные его взгляды — сплошное суеверие. Если бы они увидели вмешательство иных существ в земные дела, то сейчас бы поняли это с точки зрения своей веры. Появился бы фанатизм с его преступлениями и более ничего».

В чем же смысл существования людей в этом населенном разумом космосе? Трудно представить более вдохновляющую задачу, чем ту, которую провозгласили Федоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский: «не только завоевать свою солнечную систему, но и посетить иные». Как уже разъяснялось в «ТМ», № 11 за 1976 год, мы условно назвали ее «программой КЭЦ».

«Ширь русской земли, самый ее простор не послужат ли естественным переходом к простору небесного пространства?» — спрашивал еще Федоров и выражал уверенность, что «именно на русской земле прозвучит приглашение всех умов к новому подвигу, к открытию пути в мировое пространство». Наша страна оправдала это пророчество. В гениальном предвосхищении космической эры цивилизации, в обосновании ее необходимости для самого существования людей, в обогащении человеческого самосознания идеей исключительного предназначения Земли, ее космической миссии — историческая заслуга русских мыслителей. Как справедливо отмечал Чижевский, «возможно, что в будущем ракетные корабли будут заменены совершенными антигравитационными, мо все равно учение о космосе как родственной нам стихии и о завоевании его человечеством уже лежит в основе самого существования человечества».