«Техника-молодежи» 1979 №6, с.36-37



Историческая серия «ТМ»

АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ ИССЛЕДУЮТ КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Под редакцией: члена-корреспондента АН СССР, лауреата Ленинской премии Бориса РАУШЕНБАХА,
летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, кандидата технических наук Валерия КУБАСОВА;
кандидата технических наук, лауреата Ленинской премии Глеба МАКСИМОВА.

Рис. Михаила Петровского
На схеме автоматической межпланетной станции «Марс-1» цифрами обозначены: 1. Корректирующая двигательная установка. 2. Датчик точной звездной и солнечной ориентации. 3. Датчик постоянной солнечной ориентации. 4. Штырь магнитометра. 5. Всенаправленная антенна. 6. Панели солнечных батарей. 7. Малонаправленная антенна. 8. Радиаторы систем терморегулирования. 9. Баллоны системы ориентации. 10. Остронаправленная антенна. 11. Орбитальный отсек.

«Венеру-1» еще готовили к полету, на космодроме продолжались испытания, а Сергей Павлович Королев уже продумывал конструкцию будущих автоматических межпланетных станций (АМС). Однажды, прогуливаясь, как обычно вечером, по бетонке космодрома, он поделился своими мыслями с одним из ведущих разработчиков «Венеры-1».

Я думаю, — говорил Сергей Павлович, — что мы должны станции конструктивно унифицировать. Ведь условия полета АМС по траектории — к Марсу ли, к Венере, или просто для зондирования космического пространства — в основном схожи. Это длительная работа в дальнем космосе, необходимость постоянной ориентации на Солнце, сверхдальняя радиосвязь, коррекция траектории. Поэтому, видимо, целесообразнее разработать одинаковый для АМС разного назначения орбитальный отсек с одними и теми же системами, которые будут работать на трассе «Земля — планета», одинаковую корректирующую двигательную установку и разные для всех станций специальные отсеки: спускаемые аппараты для посадочных вариантов, отсеки с фототелевизионной аппаратурой для фотографирования поверхности планет или Луны. Это даст нам большой выигрыш — и в изготовлении объектов, и в их отработке. Подумайте над этим».

Может быть, слова были немного другими, за давностью лет дословно вспомнить этот разговор трудно, но его смысл, формулировка задачи переданы точно. И когда «Венера-1» отправилась в свой исторический путь, проектанты конструкторского бюро С. П. Королева приступили к новым разработкам, результат которых — полеты «Марса-1», первых «Зондов» и АМС «Венера» (со второй по восьмую).

АМС «Марс-1» стартовала с космодрома Байконур 1 ноября 1962 года, меньше чем через два года после того памятного разговора. Станция была значительно усовершенствована по сравнению с «Венерой-1», да и по размерам превосходила свою предшественницу, ее масса была около тонны. Улучшились характеристики всех систем, а в первую очередь радиотелеметрической. Новинкой была двухконтурная жидкостная система терморегулирования, в которой жидкость, проходя по наружным радиаторам с различными оптическими характеристиками, нагревалась или охлаждалась и соответственно подогревала или охлаждала газ внутри отсеков, поддерживая температуру в строго заданных пределах. Снаружи станция была укутана «шубой» из многослойной теплоизоляции. Значительно повысились надежность и точность работы оптических датчиков системы ориентации. Хрустальный сферический купол, под которым «прятались» датчики ориентации на Солнце и звездной ориентации, служил в то же время и украшением станции.

Корректирующая двигательная установка, разработанная коллективом А. М. Исаева, позволяла проводить в полете несколько коррекций. АМС «Марс-1» активно работала в течение четырех с половиной месяцев. «В 1963 году советская автоматическая станция «Марс-1» прошла вблизи планеты Марс, поддерживая на расстоянии около 106 млн. км радиосвязь с советскими наземными пунктами. В итоге полета были получены уникальные научные результаты и данные...» — так писал в своей статье в газете «Правда» 1 января 1964 года академик С. П. Королев.

Надежность и удачное конструктивное решение АМС этого поколения стали залогом их долгой (десять лет) жизни и тех уникальных результатов, которые были получены в дальнейшем. К станциям этого «семейства» относятся первые три «Зонда». Последний из них, предназначенный для проведения исследований в дальнем космосе, был запущен по такой траектории, что сначала он пролетел вблизи Луны, сфотографировав часть ее обратной стороны (ту, которая не попала в объектив «Луны-3), и затем передал эти изображения на Землю. Качество фотографий, естественно, было значительно лучше, чем в 1959 году. Связь с этим аппаратом и передача научных данных продолжались до расстояния около 170 млн. км.

Наиболее значительные результаты, полученные при запусках АМС этого поколения, связаны с их полетами к Венере. 1 марта 1966 года станция «Венера-3» впервые в истории доставила на поверхности планеты вымпел с изображением Герба Советского Союза, а «Венера-2» прошла на расстоянии 24 тыс. км от нее. С помощью «Венеры-4» 18 октября 1967 года ученые впервые провели прямые измерения в атмосфере Венеры. Станция опускалась на парашюте и не дошла до поверхности всего около 20 км. (Спускаемый аппарат был рассчитан на давление снаружи в несколько атмосфер. По некоторым гипотезам, именно таким оно должно было быть у поверхности. Очевидно, он разрушился, когда величина наружного давления достигла примерно 20 атм.)

«Венера-4», изготовленная уже не в КБ академика С. П. Королева, а в коллективе, руководимом Г. Н. Бабакиным, отличалась от своих предшественниц в основном доработанной системой терморегулирования: вместо жидкостной двухконтурной она стала воздушной. Компоновка же станции в целом, основные системы и спускаемый аппарат были прежними. «Близнецами» «Венеры-4» были и следующие четыре станции. Последние две отличались конструкцией спускаемого аппарата, рассчитанного уже на сто с лишним атмосфер и температуру на поверхности около 500°С (эти данные — результат обработки прямых измерении, проведенных прежде всего «Венерой-4» и «Венерой-5»). Спускаемый аппарат новой конструкции позволил «Венере-7» 15 декабря 1970 года не только провести намерения на участке спуска, но и мягко опуститься на раскаленную поверхность планеты и передать оттуда информацию.

Сейчас полеты на Венеру совершают станции следующего поколения — более сложные и конструктивно, и по составу аппаратуры. Но данные, полученные при полетах первых станций, бесценны. Навсегда останется в памяти людей подвиг тех, кто своим трудом, умением и энтузиазмом прокладывал дороги в неизвестные миры. Помните, как в сказке: «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»? Не будет особым преувеличением сравнить задачи, стоявшие перед разработчиками космической техники, с задачами героев этой сказки. Например, когда создавались первые станции серии «Венера», по различным гипотезам давление на поверхности планеты называлось от 1 до 100 атм, а температура — от 50 до 500°С. Но создавать спускаемый аппарат для самых тяжелых условий, к тому же гипотетических, при обычных для космической техники весовых ограничениях было сложно и нерентабельно. Вот почему первые аппараты для посадки на планету делались не очень прочными — упрощался процесс их изготовления и отработки, и в то же время, если даже были правы сторонники высоких давлений и температур, на каком-то отрезке атмосферы все равно были бы получены ценнейшие результаты. Эти расчеты полностью себя оправдали при первых же полетах к «планете загадок», которая до сих пор не раскрыла еще свои тайны.

МАРИНА МАРЧЕНКО,
инженер


далее