«Техника-молодежи» 1981 №1, с.10-11
Идти только вперед Владимир АКСЕНОВ, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР |
1 КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ? 2 ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ? 3 С КАКИМИ НОВЫМИ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ? 4 КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ? 5 ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ? 6 НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ? |
Владимир Викторович Аксенов родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Касимовского района Рязанской области. В 1953 году после окончания Мытищинского машиностроительного техникума стал курсантом военной авиационной школы, затем Чугуевского военного авиационного училища. С 1957 года работает в конструкторском бюро, в 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. В отряд космонавтов зачислен в 1973 году. Первый космический' полет совершил в 1976 году в качестве бортинженера «Союза-22», второй полет — в июне 1980 года, бортинженером усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2», впервые выведенного с экипажем на околоземную орбиту. Командир корабля Ю. В. Малышев и бортинженер В. В. Аксенов провели испытания нового пилотируемого аппарата, осуществили стыковку со станцией «Салют-6», выполнили ряд научных экспериментов.
Ответы космонавта на вопросы журнала записал В. Егоров.
1 |
В будущем, конечно, мы освоим и Луну: уж очень хороши там условия для создания постоянно действующих обсерваторий. Люди будут работать там постоянно. Ведь лететь до Луны всего три дня, как в обычную командировку, а работать на нашем естественном спутнике можно сколько угодно: все-таки есть тяжесть, хотя и вшестеро меньшая, чем земная. Не исключено, что Луна станет и промежуточной базой для дальних космических полетов. Впрочем, гораздо лучшей стартовой площадкой, вероятно, будут служить все-таки большие орбитальные станции. Именно отсюда человек полетит на Марс. Технически такая задача разрешима уже сегодня.
2 |
Мой приход туда совпал по времени с работами по созданию первого искусственного спутника Земли. Я уже 8 лет работал в КБ конструктором по приборам, когда образовался новый, летно-испытательный отдел, главной задачей которого стала отработка действий людей в специфических условиях космического полета. Лично я занимался в основном испытаниями на невесомость. А проработав еще 8 лет, в 1973 году был зачислен в отряд космонавтов, а в 1976 году совершил и свой первый полет. Главным толчком было естественное для человека стремление идти вперед, ну и, конечно, стечение обстоятельств.
3 |
4 |
5 |
Освоение новых, планет и новых земель похоже в одном: и то и другое немыслимо без поиска новых возможностей. Ну а главное отличие в том, что в прошлом такое освоение происходило на уровне, когда считалось вполне закономерным порабощение местного населения. Таким уж был, если можно так выразиться, «моральный кодекс» этих не столь уж отдаленных времен. В будущем повторение подобных вещей просто немыслимо.
6 |
В. АКСЕНОВ в составе агитбригады XIV Всесоюзного автопробега самодельных машин на приз журнала «Техника — молодежи».
Вот и мы с Валерием Быковским испытали такое «чистое» действие невесомости на наш мышечный аппарат. Мы почувствовали, что наши мускулы очень хотят нагружаться, нам все время хотелось что-то делать, двигать ногами, руками, даже пойти дров наколоть. Но довольно быстро это состояние проходит; организм как бы забывает нормальные уровни нагрузки и начинает расходовать свои внутренние резервы. Этого запаса у нормального человека хватает дней на восемь-десять; и космонавты после такого полета выходят из спускаемого аппарата довольно ослабленными. Земная тяжесть при этом воспринимается в чистом виде: мышечный тонус понижен, имеются вестибулярные нарушения. Попросту говоря, человека пошатывает. Так вот, после нашего приземления опытные врачи из поисковой группы нам и говорят: «Ребята, примерно через час вам придется присутствовать на митинге в Целинограде. Вас там, конечно, встретят, на трибуну поставят, но стоять-то вам придется самим. Послушайте добрый совет. Если поведет вас, допустим, вправо, не сопротивляйтесь: сделайте шаг вправо. А влево поведет — смело шагайте влево». Совет врачей, надо признать, помог: никто из нас не упал, Но со стороны это наверняка выглядело странно и, вероятно, смешно. Стоят люди на трибуне и покачиваются — что угодно можно подумать...