«Техника-молодежи» 1981 №1, с.2, 15-17


7. НЕЗЕМНАЯ ЕВРОПА

После тщательного изучения снимков, сделанных «Вояджером», ученые пришли к выводу, что темные полосы на поверхности этого спутника Юпитера — трещины в ледяном покрове. Однако происхождение их неясно. Некоторые специалисты полагают, что вода, поднимавшаяся из недр Европы, замерзала, а снизу норку распирали новые потоки воды. Это-то и привело к образованию трещин.


Отрывок из статьи "Мысли о науке будущего"

Художники-фантасты своими полотнами зримо помогают нам представить, какими будут наука и техника завтрашнего дня. Сегодня мы публикуем несколько картин, представленных в постоянно действующей при редакции журнала галерее «Время — пространство — человек».

А. ТЮРИН (Москва). «В добрый путь!» На легких журавлиных крыльях тысячелетиями летела вдаль мечта человека о полете, о небе. Ныне в бескрайние просторы устремляются караваны гигантских космических ракет. И, провожая их взглядом, каждый из землян шепчет, как и прежде: «В добрый путь!»

А.АНДРЕЕВ (Баку). "Байконур завтрашнего дня». Каким будет космодром в далеком будущем? Художник пытается уловить пока еще незнакомые конструкторам формы будущей космической техники. Поэтически он пытается переосмыслить образ Байконура наших дней.

далее
Отрывок из статьи "Крылом к крылу" — о эскадрилье "Нормандия-Неман"



Космонавт Александр Иванченков в гостях у Константина Фельдзера.

... А в последние годы франко-советское сотрудничество вступило в новый этап своего развития, на сей раз космический.

...В холле одной из парижских гостиниц шумела разноликая толпа туристов, на всех языках проклинавших надоедливый, бесконечный дождик. А я ждал человека, которого ни разу не видел, впрочем, как и он меня. Но вот из лифта вышла очередная группа иностранцев; отделившись от нее, ко мне шагнул молодой человек и, неторопливо протянув руку, лаконично представился:

— Саша.

Так я познакомился с Александром Иванченковым. Подкрепившись чашкой кофе, мы вышли на блестевшую от влаги улицу, и в неторопливой беседе как-то незаметно исчезла разделявшая нас тридцатилетняя разница в возрасте. Я узнал от Саши немало нового о подготовке и работе космонавтов, столь близкой мне как бывшему летчику и в то же время совершенно незнакомой. В самом деле, только немногие из летчиков-испытателей в какой-то мере участвуют в создании новой машины, а экипажи «Союзов» трудятся рука об руку с конструкторами, инженерами и техниками. Вылетая на боевое задание, мы рассчитываем пробыть в воздухе от силы полтора-два часа, перегрузки и невесомость же ощущаем считанные мгновения на виражах. А при старте космического корабля каждый член его экипажа становится тяжелее в десятки раз, зато потом, на орбите, неделями, а то и месяцами пребывает в мире, начисто лишенном привычной тяжести.

— Жаль, но мне ни разу не довелось так покувыркаться, как это делали вы, демонстрируя невесомость телезрителям! — в шутку посетовал я.

— Именно для зрителей и по команде с Земли. — Иванченков усмехнулся. — Откровенно говоря, такая акробатика — лучший способ наставить себе синяков и шишек...

Да, на орбите, как и в кабине боевого самолета, ни на секунду не рекомендуется забывать о том, где находишься, и о том, чем может закончиться необдуманный поступок. Потому-то и отбор кандидатов в космонавты может кое-кому показаться чрезмерно строгим. Впрочем, он и в самом деле строг, в чем наверняка убедились 193 француза и 23 француженки, пожелавшие приобрести профессию космонавта.

Осенью прошлого года им пришлось пройти самые разнообразные испытания. Сначала они попали в руки медиков, и для 40 добровольцев эта встреча оказалась роковой — их отчислили с «первого курса». Затем в дело вступили специалисты, изучавшие техническую подготовку кандидатов, их умение обращаться со всевозможной аппаратурой; потом психологи оценивали способность «абитуриентов» мгновенно принимать верные решения в экстремальной обстановке. Впрочем, к последнему испытанию кандидаты были подготовлены в общем-то неплохо, так как почти каждый (и каждая) имел диплом пилота-профессионала либо любителя.

Экзаменаторы проверяли, насколько легко испытуемые приобщаются к иностранным языкам — ведь летать им придется в составе международных экипажей.

...Кажется, совсем недавно пилоты «Нормандии» и летчики Красной Армии крылом к крылу дрались с общим врагом в опаленном войной небе. Памятником нашему воинскому братству стал легкокрылый Як, навсегда застывший под сводами Парижского музея авиации. А продолжают наши славные традиции молодые пилоты «Нормандии», совершающие полеты в Советский Союз и открывающие новый этап научно-технического сотрудничества наших стран, и космонавты, которые готовятся в СССР к космическому полету.