«Техника-молодежи» 1981 №11, с.12-13




Хлебосольный космос
Юрий МАЛЫШЕВ, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР
ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА — О ЖИЗНИ, О ЗЕМЛЕ, О ВСЕЛЕННОЙ

1 КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ?


2 ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ?


3 С КАКИМИ НОВЫМИ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ?


4 КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ?


5 ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?


6 НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ?

Юрий Васильевич МАЛЫШЕВ родился 27 августа 1941 года в городе Николаевске Волгоградской области. В 1963 году окончил Харьковское высшее военное училище летчиков, служил в ВВС. В отряде космонавтов с 1967 года. В 1977 году заочно окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Впервые стартовал в космос в июне 1980 года на корабле «Союз Т-2» совместно с бортинженером В. В. Аксеновым. Это был первый пилотируемый полет нового транспортного корабля серии «Союз Т». В ходе полета корабль совершил стыковку со станцией «Салют-6», на борту которой в это время работала четвертая длительная экспедиция в составе Л. И. Попова и В. В. Рюмина.

Ответы космонавта на анкету журнала записал В. Егоров.

1

Человечество, как известно, ничего не делает просто так, впустую. Перед людьми стоят вполне определенные общие проблемы, они распадаются на ряд совершенно конкретных задач, с которыми имеют дело специалисты. Если говорить о планомерном освоении космоса как о глобальной проблеме, то частной задачей является, например, обеспечение полной безопасности полетов. Программа «Союз» — «Аполлон» в свое время дала положительный ответ на вопрос о принципиальной возможности создания кораблей-спасателей с универсальными стыковочными узлами, которые могли бы причаливать к любому космическому объекту и выполнять спасательные работы. Но до конца эта задача пока не решена, хотя уже сейчас есть возможность постоянно держать на старте специальные корабли, готовые в любой момент взлететь и оказать скорую помощь Объектом таких действий, по-моему, будут в большинстве случаев не люди, а приборы и другая ценная техника. Все хорошо помнят эпизод 3-й длительной экспедиции на «Салюте-6», когда антенна радиотелескопа КРТ-10 после отстрела зацепилась за конструкцию агрегатного отсека. Экипажу пришлось выйти в открытый космос, причем В. Рюмин прошел вдоль всей станции, от одного стыковочного узла до другого, поскольку радиотелескоп зацепился со стороны, противоположной выходному люку. Проделать такое в тяжелом скафандре не только трудно, но и опасно: случайное защемление фала грозит нарушением подачи электроэнергии, а то и кислорода. А если бы сил экипажа оказалось недостаточно? Вот тут-то и пригодился бы корабль-спасатель. Эта роль вполне «по плечу» нашим новым машинам серии «Союз Т». Кабина «Союза Т» рассчитана на трех человек в скафандрах; значит, один космонавт может забрать со станции двух своих товарищей, терпящих бедствие. Раз уж речь зашла о спасательных работах, то весьма перспективной представляется помощь судам и самолетам с орбиты. Как показывает статистика, ежегодно в мире попадает в аварию более трехсот морских судов, причем около двадцати из них даже не успевают подать «SOS». Их-то и должны обнаружить в безбрежном океане космические аппараты. Именно с этой целью на начало будущего года планируется запуск нескольких советских и американских спутников на круговую орбиту с большим наклонением к экватору. Но, как известно, лучший способ лечения — профилактика. После того как эксперты из ряда государств вынесли соответствующее заключение, в 1978 году были приняты Конвенция и Эксплуатационное соглашение об учреждении международной организации по использованию космической техники в целях улучшения мореплавания — «Инмарсат». Советский Союз стал одним из инициаторов ее создания. Неподалеку от Одессы и Находки уже началось строительство двух наземных станций для связи с находящимися в плавании судами через геостационарные спутники, которые намечено «подвесить» над Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. Зона их действия охватит чуть ли не весь земной шар — от 70-го градуса с. ш, до 70-го градуса ю. ш.

2

Решение стать космонавтом выросло из любви к авиации. Еще будучи школьником, я зачарованно следил за полетами По-2 и других машин. Воздушная стихия манила, полеты птиц восхищали. Хотелось быть похожим на таких мужественных людей, как Чкалов, Водопьянов, Каманин, Кожедуб, Покрышкин. Владеть техникой, укрощать ее, познавать новое. А когда взлетел Юрий Гагарин — в то время я уже был летчиком, — мечта переросла в желание стать космонавтом. Чтобы оказаться среди достойных, пришлось на протяжении полутора лет проходить медицинские комиссии. Затем это повторилось уже в отряде, когда речь зашла об участии в таком ответственном задании, как испытание нового корабля.

3

Одно из наиболее ярких впечатлений на орбите — космические зори. Солнце всходит и заходит на каждом витке, и это самое красивое, самое феерическое зрелище, которое, увы, нельзя отобразить ни красками, ни какими-либо техническими регистрирующими средствами. Видимо, эти изумительные, неповторимые картины способен по-настоящему оценить только человеческий глаз. Что же касается НЛО, то ни один человек в мире, вероятно, не сможет пока сказать, что это такое. Отрицать подобные явления невозможно — их свидетелями были тысячи, даже десятки тысяч людей. Но физическая сущность феномена остается невыясненной, и те, кто считает НЛО инопланетными кораблями, по-моему, добавляют в свою жизнь романтики, делают ее интереснее. Если даже инопланетян в районе Земли пока нет, но их визит когда-нибудь состоится, то скорее всего они не сразу вступят в контакт с нашей цивилизацией. Пожалуй, вначале мы станем объектом одностороннего изучения, а не взаимного общения. Значит, пришельцы поведут себя примерно так же, как нынешние НЛО. Это, по-моему, вполне реальный взгляд на встречу с инопланетянами.

Читателям, видимо, будет странным узнать, что инопланетяне и их «летающие тарелки» уже давно и прочно вошли в практику космонавтики. Дело тут вот в чем. Как известно, каждый полет полностью имитируется заранее на тренажере. Считается, что все происходящее здесь может случиться и на орбите. Когда тренировки по штатной программе идут без сучка без задоринки, инструкторы ее нарочито усложняют: начинают отрабатывать какие-нибудь маловероятные ситуации. Иногда бывает и так, что инструктор не дает вводных, а какая-нибудь система тренажера будто бы случайно отказывает. Хотя эта ситуация нигде и никогда не бывала и в помине, она считается совершенно реальной: экипаж обязан на нее реагировать должным образом. И когда информации бортовой справочной библиотеки оказывается недостаточно, инструктор-методист саркастически объявляет: «Сейчас к вам подлетит «летающая тарелка», и вы получите все необходимое». И действительно, открывается нештатный люк, тот самый, через который космонавты входят в тренажер, и кто-нибудь передает им посылку от «инопланетян».

4

Уже сейчас космический корабль стоит гораздо дешевле отдельных образцов военной техники. Казалось бы, всем ясно: куда разумнее заниматься мирным освоением космоса, чем подготовкой к войне. И когда американцы запустили новый корабль многоразового использования «Шаттл», это событие, казалось бы, не должно было вызвать у общественности ничего, кроме удовлетворения: ведь всякая новая техника выявляет резервы науки и промышленности, делает производство и технологию более эффективными. И вдруг она с возмущением узнает, что уже в первом полете «Шаттла» были испытаны прицельные устройства для лазерного оружия! Стремление американской администрации взять курс на милитаризацию космоса преступно.

5

Разумеется, освоение планет солнечной системы чем-то напоминает романтические походы первопоселенцев. Основное отличие, конечно же, в необычных условиях, с которыми сталкивается человек в космосе. Ведь каждая планета имеет свои собственные, специфические условия, и к ним придется как-то приспосабливаться: сначала проводить соответствующие эксперименты, а затем создавать комфорт, необходимый для нормальной жизни.

6

Наряду с необходимыми профессиональными качествами человек, выполняющий сложную работу, обязательно должен обладать чувством юмора: хорошо понимать его. Это помогает больше всех советов и инструкций. Мне лично особенно запомнился эпизод, когда нас с Владимиром Аксеновым встречали на станции «Салют-6» Леонид Попов и Валерий Рюмин. После стыковки люки открываются не сразу, необходимо сначала выполнить большой объем работы. Иногда это занимает до двух часов, хотя и очень хочется поскорее перейти в станцию. Внутри корабля давление около атмосферы, а в переходном тоннеле вакуум, люк присасывает, и открыть его не так просто. Используют специальные приспособления: они позволяют воздуху «затечь» в уплотнения, герметизирующие стык. Так вот, пока мы с Володей мучились с люком, Валерий все время подбадривал нас по радио: «Ребята, побыстрее, а то ужин стынет». Мы понимали, что это не шутка: на станции есть все условия, чтобы приготовить хороший ужин, хотя и из консервов. Но велики же были наши радость и удивление, когда люк наконец открылся! Вплываем мы в станцию и видим не только счастливые лица наших коллег — долгожителей космоса, — но и хлеб-соль в их руках! А ведь пекарни-то на борту нет!.. Оказывается, они изготовили каравай из стандартных маленьких хлебцев, а сверху укрепили кусочки сахара. И все это для того, чтобы сделать нам приятное.