«Техника-молодежи» 1981 №3, с.12-13




Можно летать и дольше
Валерий РЮМИН, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР
ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА — О ЖИЗНИ, О ЗЕМЛЕ, О ВСЕЛЕННОЙ

1 КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ?


2 ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ?


3 С КАКИМИ НОВЫМИ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ?


4 КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ?


5 ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?


6 НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ?

Валерий Викторович РЮМИН родился 16 августа 1939 года в Комсомольске-на-Амуре. После окончания Московского лесотехнического института работал в конструкторском бюро, участвовал в разработке и создании новых образцов космической техники. В 1973 году был зачислен в отряд космонавтов.

Трижды поднимался в космос. Первый раз в октябре 1977 года на корабле «Союз-25». Второй, 175-суточный полет совершил вместе с В. Ляховым в 1979 году на станции «Салют-6» и кораблях «Союз-32» и «Союз-34». Третий полет, совершенный в 1980 году совместно с Л. Поповым на станции «Салютов» и кораблях «Союз-35» и «Союз-37», по сей день остается рекордным. Его продолжительность 185 суток.

В. РЮМИН — единственный землянин, проведший в космосе в общей сложности около года.

Ответы космонавта на анкету журнала записал В. Егоров.

1

Космонавтика ставит ряд нелегких технических проблем, с которыми люди до сих. пор не сталкивались. Например, сейчас много говорят о космических поселениях. Это своеобразное объединение больших станций, создание совершенно новых конструкций. Но состыковать несколько станций нетрудно, гораздо сложнее наладить на них жизнь. В невесомости даже баня — проблема, хотя в общем-то понятно, как ее нужно решать. В общих чертах ясно и как организовывать грузопотоки — пусть в меньших масштабах, но мы это уже делаем с помощью грузовиков-автоматов типа «Прогресс». Более туманны пути рационального использования отходов, преобразования их в разнообразные полезные вещи. Космические поселения немыслимы без собственного высокоэффективного сельского хозяйства, а пока в невесомости не удается вырастить ничего путного.

Некоторые фантасты считают, что уже в 2000 году появятся целые «небесные города», но это, по-видимому, нереально, пока не решены принципиальные биологические проблемы. Мы продвигаемся вперед, но не так, скажем, как Магеллан, которого ветром несло к проливу, названному впоследствии в его честь. Продолжительность полета превысила ныне шесть месяцев. По-моему, это время близко к оптимальному. В более коротких полетах не успеваешь набрать достаточно опыта и иногда действуешь не самым лучшим образом. А длительные полеты оборачиваются многомиллионной отдачей для народного хозяйства.

2

По сути, само слово «космонавтика» получило широкое распространение лишь после полета Гагарина. Я в это время служил в армии. А после службы мечтал трудиться в КБ Королева. Еще до армии, после окончания техникума, я работал на заводе при этом КБ. Профиль его работы был мне в общих чертах известен. Я был техником-технологом по холодной обработке металлов; эта специальность оказалась никак не связанной с моей будущей работой, но она мне ничуть не помешала, а кое в чем и помогла. Надо сказать, очень многие идут в техникум, плохо представляя себе, чем придется потом заниматься. Оно и понятно — в 8-м классе очень трудно однозначно наметить свое будущее. Первое образование, на мой взгляд, — это промежуточное звено, и я ни в коей мере не считаю потерянными годы обучения в техникуме. В дальнейшем я всегда знал, из какой «железки» что может получиться. Никогда не вредно чувствовать конструкцию с точки зрения производства. Гораздо хуже, когда конструктор чертит какую-то «железяку», не имея ни малейшего представления о том, как ее потом будут изготавливать. Грамотный конструктор всегда стремится к тому, чтобы любое изделие не только работало, но и было «технологичным», простым в изготовлении. Очень плохо, когда конструктор исходит только из своих интересов...

Словом, я поступил на факультет вычислительной техники Московского лесотехнического института и проучился там шесть лет. Пролетели они незаметно, хотя, признаться, во времена студенчества бывало всякое — больше, конечно, хорошего. Когда, окончив институт, я пришел в КБ, Королева уже не было в живых: он умер во время моей преддипломной практики. Но дело Сергея Павловича осталось жить.

Когда молодой специалист приходит работать после института, его обычно не спрашивают, где он хотел бы работать, а просто направляют в одно из подразделений. Так и я попал в испытательное подразделение КБ и стал заниматься наземными испытаниями космических аппаратов. В то время как раз начинали идти «Союзы» и «Зонды», автоматические аппараты для облета Луны. «Зондами» я занимался три года — сначала инженером, затем старшим инженером. После окончания темы «Зонд» меня пригласили работать заместителем ведущего конструктора станции «Салют». Это было 11 лет назад. Работа была интересной. Ведь ведущий конструктор занимается машиной в целом до момента окончания летных испытаний. Параллельно в 1971 году я успешно прошел комиссию, но оставался на основной работе до 1973 года и только после этого был зачислен в отряд космонавтов. Теперь моя специальность — летные испытания, прямое продолжение той работы, которой я занимался раньше.

3

Признаться, за год, проведенный в общей сложности на орбите, я не сталкивался ни с какими ранее неизвестными мне явлениями. Вопросов в ходе обоих длительных

Работа космонавта требует внимания и аккуратности.

полетов возникало предостаточно, но ответы на них, хоть иногда и не сразу, всегда находились. Мне многие задают вопрос: «Не встречались ли вы с летающими тарелками?» К моему глубокому сожалению, не встречался. Но не исключено, что следующим космонавтам повезет больше.

4

Конечно, если бы средства, затрачиваемые на военные приготовления, направить на освоение космоса, то человечество в этом отношении значительно бы продвинулось. Допустим, никаких технических препятствий для полета на Марс сейчас нет. Вероятно, нет и биологических: я два раза подряд летал по полгода, думаю, можно летать и дольше. Просто такой полет требует немыслимых затрат, и ни одна страна в мире в настоящее время не может осуществить его из-за колоссальной дороговизны. В случае хотя бы частичного разоружения экспедиция на Марс могла бы состояться еще в XX веке. А освоение ближнего космоса шло бы еще более быстрыми темпами.

5

Считается, что ближний космос простирается до высот порядка 500 км, до радиационных поясов. Потом начинается дальний космос, включающий и планеты солнечной системы. Их изучение и освоение — это голубая мечта не только всех космонавтов, но и всего человечества. Для заселения новых земель на нашей планете тоже требовалось немалое мужество, зато методы их освоения были известны. На новых местах люди строили обычные дома, распахивали такие же поля, разводили ту же скотину. Они вели привычный уклад жизни, и от них требовалась только смелость, чтобы оторваться от насиженных мест.

6

В последние сутки нашего полугодового полета нас едва не подвел будильник. После очень напряженного рабочего дня мы легли спать в полночь, поставив его на 3 часа ночи. Интуитивно просыпаемся в 3.17 — будильник молчит! А в 3.35 надо уже производить ориентацию станции! Даже одеться не успели, работали в одних трусах и майках. После этого включили запасные часы, и все пошло точно по графику. Оказалось, что электронные бортовые часы полностью выработали свой ресурс. Их ход рассчитан всего на 99 суток, а только наш экипаж летал почти вдвое больше...