"Техника-молодежи" 1983 г №5 с.10-11




СОВМЕЩАТЬ НАУКУ С ФАНТАСТИКОЙ

Воспроизводим новую работу с выставки «Время - Пространство - Человек».

Димитр ЯНКОВ (НРБ). Взгляд изнутри.

В феврале «того года гостем редакции «ТМ» был Джеймс Ганн - профессор английской литературы Канзасского университета, известный американский фантаст и критик НФ-литературы, лауреат ряда литературных премий, в начале 70-х годов он возглавлял организацию «Писатели-фантасты Америки», в последнее десятилетие - «Ассоциацию по исследованию НФ». Наш корреспондент Надежда Петерсон обратилась к нему с рядом вопросов. Из ответов Дж. Ганна нетрудно понять, что, используя исключительную популярность НФ у современного читателя, коммерсанты от литературы немедленно использовали эту возможность обогащения: на головы обывателя обрушивается гигантский поток НФ-книг и журналов, с которыми, как отмечает писатель, невозможно даже как следует ознакомиться. Думается, нет надобности напоминать читателям, что лишь весьма малую долю этой массовой продукции можно отнести к настоящей литературе; подавляющую ее часть составляют всякого роде ремесленные поделки, преследующие единственную цель: занять внимание «среднего американца» каким угодно образом, любыми средствами отвлечь его от насущных проблем современности.

Тем не менее зарубежный опыт издания НФ-литературы представляет определенный интерес. Например, на страницах «ТМ» неоднократно поднимался вопрос о создании специализированного журнала НФ, одинаково необходимого и поклонникам этого жанра, и писателям-фантастам, и, наконец, многочисленным КЛФ в нашей стране, которым пока неоткуда почерпнуть квалифицированные методические указания и негде обменяться информацией о своей деятельности. А о том, что такое издание необходимо, свидетельствует масса писем в редакцию и результаты опроса КЛФ, проведенного в прошлом году (см. «ТМ», Не 7 за 1982 год и № 1 за 1983 год].

— В чем, по-вашему, цель научной фантастики?

— В отличие от других родов художественной литературы НФ больше интересуется идеями, чем чувствами и эмоциями. Это, конечно, не означает, что НФ — «бесчувственная» литература, просто ее эмоциональное восприятие является, как правило, вторичным по отношению к восприятию интеллектуальному. Основная тема НФ — это новые идеи и самые разнообразные изменения существующего положения; НФ смотрит вперед, в будущее, пытаясь определить его природу и направление его развития; поэтому ее главной задачей является даже не предсказание, а предначертание будущего, указание правильного направления научно-технического и общественного развития. Научная фантастика ставит своей задачей описание, упрочение и развитие лучшего будущего в умах читателей — того совершенного мира, какой может построить человеческая мысль.

— Расскажите, пожалуйста, о современном положении научной фантастики в США.

— Литература, которая когда-то писалась для меньшинства, стала сегодня литературой для большинства. Если раньше НФ читали в основном подростки (причем почти исключительно мальчики), то теперь ею увлекаются читатели всех возрастов — как мужчины, так и женщины. Лучшее свидетельство этому — невероятная популярность таких НФ-фильмов, как «Звездные войны» и «ЕТ» («Инопланетяне»). Больше половины названий в списке бестселлеров газеты «Нью-Йорк таймс» — это НФ-романы. Среди них «Космос» Дж. Мичнера, «Одиссея 2010» А. Кларка и «Край Основания» А. Азимова. Однако, несмотря на наличие подобных бестселлеров, успех большинства НФ-романов трудно предсказать с уверенностью.

Некоторая часть читателей отходит от «чистой» НФ к «фэнтэзи» (сказочной фантастике), особенно к так называемой «героической», поэтому издатели и редакторы очень часто не идут на риск, связанный с публикацией НФ-романов. Еще одна проблема НФ в Америке вытекает из сложившейся практики оптовой продажи. Большинство книг у нас продается через оптовые компании (наиболее известны «Дальтон» и «Волдон Букс»). Эти фирмы сами решают, купить или не покупать новую книгу, и часто их решение определяет успех или провал романа на рынке. Издателям часто приходится как бы «предугадывать» решения оптовых фирм, а иногда даже настаивать на контракте до публикации книги.

Трудные экономические времена сделали издателей еще более осторожными. Никто не хочет рисковать и печатать книги с неопределенными надеждами на успех.

Писателям приходится в некоторой степени приспосабливаться к ситуации или же искать другие возможности писать и печатать то, что они хотят, не угождая массовому рынку.

— Замечаете ли вы какие-нибудь направления в самом жанре НФ в Америке?

— Наиболее интересны работы, создателям которых удалось наиболее эффективно совместить науку с литературой, то есть приблизиться к идеалу НФ. В четвертый том моей антологии «Дорога к научной фантастике» включены произведения двух авторов, у которых это получилось, хотя пришли они в НФ, если можно так выразиться, «из противоположных концов спектра». Грегори Бенфорд — физик, профессор Калифорнийского университета, научившийся писать литературные произведения; Эдвард Брайант — писатель, интересующийся наукой. Соответствующие разделы моей антологии так и называются: «Наука и литература» и «Литература и наука». Кстати, последний роман Грегори Бенфорда, «Временной ландшафт», получил в 1980 году премии «Небьюла» и «Кэмбел».

— Как относятся в Америке к советской фантастике?

— Восприятие советской НФ осложняется у нас двумя обстоятельствами. Во-первых, приходится читать ее в переводе, а переводы бывают и хорошие и плохие. Во-вторых, их (даже плохих) очень мало. Я знаком лишь с несколькими сборниками коротких рассказов да с некоторыми произведениями братьев Стругацких. Издательство «Макмиллан» переводит и издает сейчас четыре тома советской фантастики в год, но они буквально «тонут» в общем потоке НФ-новинок — около ста новых книг ежемесячно, не считая десятка критических и литературных журналов НФ. Даже при всем желании физически невозможно прочитать всю фантастику, которая издается в Америке. Чтобы привлечь внимание читателей, книга должна быть особенно примечательной либо стать известной как-то иначе: например, благодаря рецензиям в прессе.

— Вы отметили, что в США издается много НФ-журналов. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— Из литературных журналов НФ наиболее интересны «Аналог», «Журнал научной фантастики А. Азимова», «Невероятные истории», «Журнал фэнтэзи и научной фантастики», «Омни». Из литературоведческих — «Экстраполэйшн», «Сайнс фикшн стадиз», «Фэнтэзи ньюс леттер», британский «Фаундэйшн». Есть также и журналы любителей НФ — из них наиболее известны «Локус» и «Сайнс фикшн кроникл». К вашему журналу ближе всего — американский «Омни». Этот журнал так же популярен, как и ваш, хотя гораздо моложе. Как и в «Технике—молодежи», в «Омни» печатаются и НФ-рассказы, и научно-популярные статьи.

— И традиционный вопрос: ваши творческие планы?

— Уже около 12 лет я занимаюсь анализом НФ. Еще в 1975 году вышла моя иллюстрированная история НФ «Другие миры». В последнее время я составил и отредактировал четырехтомную антологию «Дорога к научной фантастике», а самым последним критическим исследованием стала работа об А. Азимове. За тот же период я издал три своих романа — «Кампус», «Мечтатели» и «Волшебники». Я надеюсь напечатать в скором будущем два дополнительных тома к антологии «Дорога к научной фантастике»: одни из них будет охватывать английскую НФ, второй — неанглоязычную фантастику. Кроме этого, я подготовил к публикации новый сборник НФ-рассказов «Человеческие голоса» и заканчиваю новый (но задуманный очень давно) роман «Катастрофа». Это не научно-фантастический роман, но в нем обсуждается проблема, которую затрагивает и НФ: чувства людей на краю катастрофы. В романе она описывается на разных уровнях, и его герои в конце концов приходят к взаимопониманию и вполне позитивным выводам.

В общем, я писатель оптимистический: впрочем, сама литература, которой я занимаюсь — научная фантастика, — по сути своей глубоко оптимистична.