«Техника-молодежи» 1984 №8, с.14-15



ГЛЯДЯ В БУДУЩЕЕ

«Переезд в новый район исследований».

АНДРЕИ ДАНИЛОВ

Тема открытия новых миров, первой, подчас неожиданной встречи человека с посланцами иных цивилизаций, пожалуй, доминирует в творчестве современных художников-фантастов. В своих поисках живописцы и графики отталкиваются как от достоверной, «сегодняшней» информации о космосе, так и от тех научных предположений, которые пока не доказаны. И, конечно, только будущее покажет, в чем были правы, а чего недопоняли наши современники.

«Полдень. 2017 год».

Графические работы саратовского инженера Евгения Савельева, которые мы публикуем, выполнены с помощью обычной шариковой ручки. Они составляют цикл «Будущее». Художнику оно видится ярким, наполненным запоминающимися событиями. Завтрашний (или послезавтрашний!) день, нашедший отражение в произведениях Савельева, — это гигантский скачок в интеллектуальном развитии цивилизации, торжество идей гуманизма. В то же время в рисунках просматриваются и отчетливые «земные» интонации: герои Савельева не роботы и не супермены, а самые обычные люди.

«Рождение нового вулкана». Человек, поставленный в самые экстраординарные условия. Наблюдая за разбушевавшейся стихией, он, вероятно, рискует жизнью, но долг исследователя и научная любознательность оказываются сильнее инстинкта самосохранения. Остроту ситуации подчеркивают и нестройные громады клубящихся облаков, и воздушные вихри, порожденные буйством подземных сил, и ползущие по ущелью трещины...

Тем же напряженным ожиданием насыщена и работа «В атмосфере Венеры». Рисунок этот вполне мог бы называться «Контакт»: исследователи «утренней звезды» встретили на маршруте невиданного, неизвестного им ранее обитателя планеты. Что несет в себе эта встреча? Какие взаимоотношения сложатся между людьми и многоногим монстром? Можно только догадываться. Но, кажется, экипаж летательного аппарата готов к любому повороту событий.

Совсем по-иному решен другой рисунок — «Переезд в новый район исследований». В нем, несмотря на фантастичность ситуации, угадываются отчетливые земные черты: растения, окружающие смельчаков, напоминают морские водоросли, существо, притаившееся за ближним барханом, похоже на пустынную ящерицу. Да и вездеход, который служит ученым для передвижения по инопланетным пескам, суть, по-видимому, модификация хорошо известного нам транспортного средства...


«Рождение нового вулкана».

«И снится нам не рокот космодрома...»



«В атмосфере Венеры».

Этот прием — насыщение вымышленного знакомыми деталями — часто используют фантасты (и не только художники, но и писатели). Нет-нет да и увидишь в их сюжетах и композициях этакую «переработанную» земную символику. В таком подходе есть своя логика, которая диктуется двумя моментами; во-первых, некоторые теоретики утверждают, что жизнь на других планетах вполне может быть близка по формам к земной, во-вторых, импровизировать в диапазоне знакомых образов гораздо легче, а результаты получаются подчас значительно интереснее.

Завершают цикл «Будущее» два рисунка — «И снится нам не рокот космодрома...» и «Полдень. 2017 год». Наполненные светлой лирикой, они подчинены единой главной идее: нет на Земле ничего важнее человека, его замыслов и свершений. И для людей, в какую бы область Галактики ни забросила их работе, самой родной и близкой останется маленькая голубая планета, с которой стартовал когда-то первый спутник, открывший для человечества новую эру.