«Техника-молодежи» 1986 №8, с.56-57



«Знаменитый генерал Шильдер...»

Так Ф. Энгельс назвал русского военного инженера Карла Андреевича Шильдера (1786— 1854).

Он родился в Псковской области В 1802 году начал службу унтер-офицером в Московском гарнизонном батальоне, а через три года прошел боевое крещение в известном Аустерлицком сражении. Инженерное образование получил в школе колонновожатых и всю жизнь совершенствовал и пополнял свои знания, плодотворно используя их на практике. Так, в 1811 — 1812 годах он руководил работами по сооружению верков Бобруйской крепости и потом был в числе ее доблестных защитников, которые выдержали четырехмесячную блокаду французов. Затем строил оборонительные сооружения на реке Припять.

«Используя достижения соотечественников в области электричества... Шильдер впервые в истории ракетной техники осуществил пуск боевой ракеты с помощью электричества. К. А. Шильдер сконструировал бронированную (первую в мире цельнометаллическую. — Н. С.) подводную лодку с ракетными станками, которая в 1834 году была испытана на реке Неве. Конструкция станков и ракетных снарядов позволяла применять боевые ракеты из-под воды и над водой. Одновременно с подводной лодкой по проекту генерала Шильдера был построен плот, служивший пристанью для подводной лодки и, кроме того, огневой единицей, вооруженной в носовой части ракетными станками...» (Артиллерия и ракеты. М., Воениздат, 1968).

В 1838-1848 годах вместе с Б. С. Якоби Шильдер сконструировал гальванические и гальваноударные морские мины. «В 1842-1843 годах,— пишет Г. Ф. Петров в своей книге «Кронштадт», — он проводил опыты между Кронштадтом и Ораниенбаумом. В 1844 году его мины впервые сослужили людям добрую службу: очистили от льда Кронштадтскую гавань». Позднее эти мины были применены при обороне Кронштадта и Петербурга в 1854 году. Одновременно Карл Андреевич работал над созданием оригинальных канатных перевозимых мостов; «бурдючных» цилиндрических понтонов — обтянутого парусиной деревянного каркаса; придумал фугасные ракеты, выпускаемые из минных галерей по наклонным трубам, для разрушения неприятельских подступов; разработал для ведения минной войны трубную систему, которая была испытана в 1844— 1845 годах на Киевском саперном полигоне...

Внедрение новшеств часто натыкалось на бюрократические рогатки, которые даже К. А. Шильдеру, генерал-адъютанту, начальнику инженерной службы, приходилось преодолевать с большим трудом. Не случайно он писал: «Все саперные и инженерные прапорщики суть моя лучшая надежда для приведения в исполнение, что пламенное мое воображение отразит на бумаге карандашиком».

Большой патриот своей Родины, 68-летний генерал Шильдер принял активное участие в Крымской войне. Под Силистрией он истребил часть неприятельской флотилии из хорошо замаскированных батарей, применив особые флеровые маски на острове Радоман; при переправе через Дунай навел два моста своей конструкции под вражеским огнем...

В одном из боев Карл Андреевич был тяжело ранен и после операции скончался в июне 1854 года.

Н. САХНОВСКИЙ,
капитан в отставке


г Волхов
Ленинградской обл.