«Техника-молодежи» 1990 №4, с.59



Кто есть кто



Нет пророка и в ихнем отечестве

Немецкие ракетостроители, вывезенные в США после окончания второй мировой войны для оказания помощи американцам в создании баллистической ракеты и имевшие там возможность ознакомиться с работами одного из пионеров ракетной техники Р. Годдарда, были поражены, почему Пентагон не воспользовался его богатым опытом в этой области, ведь у Годдарда было чему поучиться даже им...

Роберт Хатчинс Годдард (1882—1945), ставший в 32-летнем возрасте профессором физики университета города Вустер, в поисках средства, способного доставить метеорологические приборы на большую высоту, обратил внимание на ракеты. Он разработал основы полета этого типа летательных аппаратов, провел испытания различных пороховых реактивных двигателей и опубликовал в 1919 году работу «Метод достижения сверхвысот», которая принесла ему известность. С 1920 года изобретатель работает уже над созданием ракетного двигателя на жидком топливе, который через три года проходит стендовые испытания. А 16 марта 1926 года в поселке Оберн (штат Массачусетс) в воздух поднимается первая в мире ракета с двигателем подобного типа. Сама конструкция была весьма своеобразной. Задумав придать ей большую устойчивость в полете, Годдард разместил двигатель не в хвосте, а в голове ракеты, подвесив его над баками с окислителем и горючим на раме из трубок. Благодаря такой компоновке место приложения тяги двигателя было значительно выше центра тяжести всей ракеты. И хотя первый полет продолжался всего 2,5 с, ЖРД доказал свое право на существование.

Дальнейшая деятельность Годдарда в этой области проходила достаточно успешно. Им было построено и испытано много образцов ракет. Но военное ведомство США не заинтересовалось работами талантливого изобретателя-одиночки. Лишь во время второй мировой войны он привлекался к проектированию небольших реактивных снарядов для авиации и флота.

Годдард не увидел стартов первых космических кораблей. Он умер из-за осложнений после хирургической операции. Но идеи, содержащиеся в его патентах, такие, как шарнирное крепление двигателя к ракете, регенеративное (за счет топлива) охлаждение ЖРД, подача окислителя и горючего в камеру сгорания с помощью турбонасосного агрегата, нашли широкое распространение в ракетостроении.

С. ГЛУХАРЕВ, инженер


«Техника-молодежи» 1990 №4, с.43


СПУТНИК — АВСТРАЛИЙСКИЙ, НОСИТЕЛЬ — КИТАЙСКИЙ. Два австралийских спутника «Ауссэт» в 1991 и 1992 годах будут выведены на орбиту с помощью китайских ракетоносителей. Таким образом, Австралия станет вторым после США западным клиентом китайской космической индустрии. До катастрофы «Челленджера» в 1986 году Австралия при запуске спутников целиком полагалась на НАСА, а контакты с Китаем начала после того, как запуск многоразовых американских кораблей был временно прерван. Поскольку некоторые компоненты спутников — американского производства, потребовалось получить согласие на заключение договора в США. Вот почему сообщение об этой сделке пришло из Вашингтона.