«Техника-молодежи» 1996 №8, с.18-19


РАКЕТОНОСЦЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Подводная ракета-ракетоносец проекта 629: водоизмещение надводное — 2794 т, подводное — 3600 т; скорость в надводном положении — 15 узлов, в подводном — 12,5 узлов; вооружение — 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, 3 баллистические ракеты; дальность плавания экономическим ходом — 23500 миль, под РДП — 16000 миль, под водой без РДП — 300 миль; глубина погружения — 300 м; автономность — 70 суток; длина — 98,4 м, ширина — 8,4 м, осадка —7,8 м; экипаж — 80 человек. На схеме подводной лодки 629 проекта цифрами обозначены: 1 — кормовые торпедные аппараты; — 2 — восьмой отсек; 3 — седьмой, электромоторный отсек; 4 — шестой, дизельный отсек; 5 — пятый, жилой и аккумуляторный отсек; 6 — четвертый, ракетный отсек; 7 — центральный пост, 8 — выдвижные устройства; 9 — второй, жилой и аккумуляторный отсек; 10 — аккумуляторные батареи; 11 — носовой торпедный отсек; 12 — торпедные аппараты; 13 — обтекатель гидроакустической станции; 14 — баллистические ракеты.

Рис. Михаила ДМИТРИЕВА

Баллистическая ракета Р-11ФМ: стартовый вес — 5518 кг, вес головной части — 975 кг, тяга двигателя — 8260 кг, длина — 10344 мм, диаметр — 880 мм, размах стабилизатора — 1750 мм, дальность полета — 46,3 — 166,8 км. На схеме цифрами обозначены: 1 — головная часть: 2 — бак с окислителем; 3 — аппаратура управления; 4 — бак с горючим; 5 — двигатель.
Баллистическая ракета Р-13: стартовый вес — 13745 кг, вес головной части — 1597,5 кг, тяга двигателя — 25720 кг, длина — 11835 мм, диаметр — 1300 мм, размах стабилизатора — 1910 мм, дальность полете — 148 — 600 км. На схеме цифрами обозначены: 1 — головная часть; 2 — бак с окислителем; 3 — аппаратура управления; 4 — бак с горючим; 5 — двигатель, 6 — рулевые двигатели.
В

1954— 1956 гг. американцы приступили к разработке баллистических межконтинентальных ракет «Поларис», предназначенных для вооружения субмарин с атомными силовыми установками специальной конструкции типа «Джордж Вашингтон». Дальность полета «Поларисов», оснащенных ядерными боеголовками, достигала 2200 км. А чем в то время располагал Советский Союз?

У нас с 1956 г. строились океанские подводные лодки с дизель-электрическими энергетическими установками, переоборудованные по проекту 611АВ. На них, в увеличенной надстройке, размещали баллистические Р-11ФМ, представлявшие собой переделанные для флота армейские Р-11. Вот только они могли достичь цели не более, чем в 150 км от места старта, что не шло ни в какое сравнение с оружием вероятного противника.

Поэтому в январе 1956 г. правительство утвердило тактико-техническое задание на комплекс ракетного вооружения Д-2 с ракетами Р-13, которыми также предполагалось обстреливать неприятельские порты, военно-морские базы и промышленные центры с большего расстояния. Тогда же составили требования на подводные ракетоносцы с таким комплексом. Их главным конструктором назначили Н.Н.Исанина, ракетную тематику возложили на С.П.Королева. Однако уже после первых проработок стало ясно, что дальности полета баллистических ракет в 300 — 400 км тоже недостаточно, ведь перед пуском из надводного положения кораблю придется войти в зону, контролируемую силами неприятельской противолодочной обороны. Флот нуждался в более «дальнобойном» комплексе...

В отличие от лодок проекта 611 АВ и модифицированных 613-го, Исанин решил не переделывать в ракетоносец серийную субмарину, а создать новый корабль этого класса. Для ускорения же работ — пока оборудовать его тремя ракетами Р-11ФМ.

За основу проекта взяли океанские лодки 641 серии, уже освоенные промышленностью и флотом, оставив без изменений энергетическую установку, гидроакустическую, радио— и радиолокационную аппаратуру, зато все остальное сделали заново.

Как и предшественники, ракетоносец 629 проекта был двухкорпусным, но восьмиотсечным. В первом находились 4 торпедных аппарата, из которых можно было стрелять с глубины до 80 м одиночными торпедами или веером, перекрывая возможные маневры цели. Чтобы уменьшить размеры корпуса, отказались от запасных торпед, боекомплект принимали не через специальный люк, а в наружные крышки аппаратов. Во втором отсеке устроили жилье, под настилом же разместили две группы аккумуляторов. В третьем располагался центральный пост, над ним — двухъярусная прочная рубка, в верхней части которой установили выдвижные устройства — антенны, перископы, шахту подачи воздуха к дизелям и газоотвод. В 12-метровом четвертом находились три ракетные шахты вертикального старта, подъемно-поворотные и пусковые агрегаты. Для того чтобы сместить центр тяжести корабля, под этим отсеком сделали наделку, уходящую на 2,5 м вниз. Кстати, предварительно были изготовлены полноразмерные его макеты, которые проверили на прочность, опустив на глубину и испытав взрывами.

Сначала на лодках, как и предполагалось, разместили 10-метровые одноступенчатые Р-11ФМ с неотделяемой боевой частью и жидкостным двигателем. На подготовку пуска уходил час, после чего ракеты поочередно выстреливались. Корабль в это время шел в надводном положении со скоростью 15 узлов, причем волнение моря не должно было превышать 5 баллов. Затем появился комплекс Д-2 с баллистическими Р-13, тоже одноступенчатыми, но с отделяемой боевой частью и инерциальной системой управления. Горючее и окислитель держали в баках, служивших и несущим элементом конструкции.

Пятый отсек был также жилым и аккумуляторным, в шестом стояли дизели 37Д, в седьмом — главные гребные электродвигатели ПГ-101, в восьмом — два торпедных аппарата и электромотор экономического хода ПГ-104. Силовая установка приводила во вращение 5-лопастные гребные винты. Хотя они и не обеспечивали высокой скорости, зато отличались малошумностью.

С 1957 г. строительство первых подводных ракетоносцев специальной конструкции развернули сразу в Молотовске (ныне Северодвинск) и Комсомольске-на-Амуре. В следующем году приступили к швартовым испытаниям головной, и уже к 1960 г. флот получил 7 субмарин этого типа, к которым спустя 2 года прибавилось еще 8. В НАТО им присвоили кодированное обозначение «Голф».

Интересно, что в 1959 г. документацию на проект 629 передали Китайской Народной Республике, и там, в Даляне, в 1964 г. спустили на воду экспериментальный корабль. В отличие от оригинала, у него были только носовые торпедные аппараты — шесть, с боекомплектом из дюжины торпед, в надстройке располагались лишь две ракеты китайского производства.

Как говорилось, у нас вскоре осознали, что высылать в зону, контролируемую вероятным противником, ракетоносцы с надводным стартом весьма рискованно. Силы противолодочной обороны наверняка своевременно обнаружат их на поверхности океана и уничтожат, прежде, чем первая ракета выйдет из шахты. Поэтому в марте 1958 г. вышло правительственное постановление, согласно которому предписывалось разработать комплекс подводного пуска Д-4. Это было сделано к 1960 г. — ракеты хранились в шахтах, заполненных забортной водой. Для нового комплекса создали счетно-решающие устройства на полупроводниках, изготовили и испытали макеты ракетного отсека, и в январе 1961 г. по проекту 629Б начали строить опытную К-102. В ней две спусковые предназначались для ракет с жидкостным двигателем, которые разрабатывались под руководством В.П.Макеева, а третья — для твердотопливной. Ею занимался П.А.Тюрин, впрочем, без особого успеха.

В сентябре 1961 г. К-102 спустили на воду, в следующем году испытали и зачислили в состав Северного флота. Макеевские Р-21 были одноступенчатыми, с отделяемой боевой частью. Перед тем, как установить на К-102, их проверили на переоборудованной для этого средней субмарине 613 проекта. Р-21 запускали с глубины 40 — 60 м, когда лодка шла со скоростью 2 — 4 узла, а волнение не превышало 5 баллов. В мае 1963 г. комплекс Д-4 приняли на вооружение.

А несколько раньше, в октябре 1962 г., утвердили проект 629А специально предназначенного для него ракетоносца. Лодки этого типа оборудовали усовершенствованной навигационной аппаратурой, штурманским снаряжением, поскольку перед пуском требовалось исключительно точно определить координаты корабля в Мировом океане. Заменили предпусковые системы, внедрили устройства, удерживающие лодку на заданной глубине, смонтировали дополнительные балластные цистерны. Пуск ракет производился с глубины 50 м с интервалом в 5 мин.

В декабре 1966 г. вступила в строй головная К-88, за ней в следующем году — Б-103, переименованная в К-129. Та самая, которая в начале 1968 г. отправилась на патрулирование в центральную часть Тихого океана и в марте не вышла на очередной сеанс радиосвязи. Длительные поиски пропавшего корабля успехом не увенчались, и лишь спустя много лет стало известно о том, что К-129 погибла, вероятнее всего, после столкновения с американской атомной субмариной (см. «ТМ», № 8 за 1992 г.). В 1974 г. часть ее подняло научно-исследовательское судно «Гломар Челленджер», приспособленное для глубоководных работ. Ради этого ЦРУ выпросило немалые средства, надеясь заполучить советские баллистические ракеты, секретные документы и изучить устройство атомной силовой установки. И после неудачного подъема разразился скандал: ракет достать не удалось, лодка была дизель-электрической и никаких атомных секретов не содержала...

По мере выпуска субмарины подвергали тем или иным изменениям. Так, в 1972 — 1978 гг. К-61, К-107, Б-42 и К-113 наметили превратить по проекту 629Р в ретрансляторы, которым следовало поддерживать радиосвязь подводных лодок, находящихся на патрулировании в Мировом океане, с базами и командными пунктами. Модифицированным кораблям присвоили новые обозначения БС-167, БС-107 и БС-83, что же касается К-113, то ее оставили в первоначальном естестве.

В 1973 г. К-153 приспособили по проекту 619 для испытаний новых образцов ракетного вооружения. В 1969 — 1974 гг. подобную метаморфозу претерпела (по проекту 605) и К-102, для чего пришлось основательно изменить ее ракетный отсек и удлинить прочный корпус. В том же 1974 г. подняла флаг К-118, преобразованная для тех же целей по проекту 601, — на ней смонтировали 6 пусковых установок вертикального старта и соответствующую аппаратуру.

Всего 629-х было построено 23, из них 14 модернизировали и переоснастили на новый ракетный комплекс, 3 превратили в ретрансляторы, еще столько же приспособили для испытаний и совершенствования новых ракетных систем.

Если не считать документации, которой пользовались китайцы, лодки этого типа находились только в советском военно-морском флоте. По сравнению с дизель-электрическими предшественницами, они стали первыми подводными ракетоносцами специальной конструкции, а не переделками в оные кораблей обычных, серийных. 629А с комплексами Д-4 могли наносить удары по объектам противника, не входя в районы, контролируемые его противолодочными силами.

Можно сказать, что за границей аналогов у них не было. Правда, отрабатывая варианты подводных носителей межконтинентальных ракет, американцы вздумали было разместить баллистические «Юпитеры» в удлиненной рубке, находящейся в центральной части корпуса, но потом приняли другое, более удачное решение, воплощенное в кораблях типа «Джордж Вашингтон» и «Итен Аллен». А вот французы, когда приступили к осуществлению своей программы строительства подводных ракетоносцев, на экспериментальной дизель-электрической «Жимнот» (водоизмещение надводное — 3000 т, подводное — 3800 т, заложена на стапеле в марте 1963 г.) все-таки разместили 4 вертикальные пусковые для ракет за ограждением боевой рубки, в надстройке. Но ведь они-то равнялись на американцев. Так что наши лодки проектов 611 АВ и 629 оказались единственными в своем роде.

Игорь БОЕЧИН