«Техника-молодежи» 1998 №4, с.8-10


ПАТЕНТЫ
рубрику ведет заслуженный изобретатель РСФСР профессор Юрий ЕРМАКОВ

ВООРУЖЕННЫМ ГЛАЗОМ

(два отрывка)

Есть широко известная в узких кругах аббревиатура: КОСПАС-САРСАТ. Так называется поисково-спасательная система, состоящая из двух крупных субъединиц — российской (КОСПАС — Космическая система поиска аварийных судов) и американо-канадо-французской (SARSAT — Save Reconnoitring Satellite). Толчок международному сотрудничеству дал в 1982 г. запуск советского спутника "Космос-1363", с помощью которого в сентябре того же года нашли экипаж легкого самолета «Чесна», потерпевшего аварию в лесистых горах Британской Колумбии. Радиобуй незадачливых аэронавтов оказался слишком слаб, из-за чего их не смогли обнаружить канадские спасатели. А наш спутник сумел! Изумленные его возможностями американцы предложили задачку потрудней ~ как в детективе про лейтенанта Коломбо: в клумбу на территории Центра Годдарда в Мэриленде запрятали радиопередатчик. «Kocмoc-1383» моментально засек его и вывел к цветнику опергруппу... В феврале 1983-го заинтересованные стороны подписали договор о создании КОСПАС-САРСАТ. За минувшие 15 лет система доказала свою эффективность и спасла тысячи жизней.

Американцы как люди практичные пошли еще дальше — сделали национальную программу «Навигация» одним из важнейших приоритетов до 2000 г. А как дела у нас?


НА КРЫЛЬЯХ ЛЕБЕДЯ
НПО им. С.А.Лавочкина смоделировало запуск космического аппарата для картографирования небесной сферы (патент № 2036499). Расправив лебединые крылья солнечных батарей, он перемещается по орбите с параметрами: апогей — 120 тыс. км, перигей — 1500 км, период обращения вокруг Земли — 48 ч (рис. 6, а). У астрономического телескопа «Вернадский», которым оснащен небесный картограф, две наблюдательных трубы, перпендикулярных друг дружке: одна (1) — для ориентации по опорной звезде, вторая (2) — для обзора неба.

Ориентация астротелескопа — дело тонкое, она осуществляется гироскопическими приводами; основной же двигатель — реактивный, расположенный в хвосте тороидального корпуса, — служит для «грубых» работ: выведения аппарата на рабочую орбиту, коррекции оной, разгрузки гироскопических приводов от накопленного кинетического момента.

Допустим, труба № 1 нацелена на звезду Альтаир (рис. 6, б). Свет ее побежал вприпрыжку по плоским зеркалам (3), поскользнулся на вогнутой параболической поверхности главного зеркала (4) и, отскочив от вторичного гиперболического (5), полетел назад к главному, а оно отбило его вбок, на приводное зеркало (6), откуда и угодил звездный зайчик в объятия фотоприемника (7). О последнем подробнее: он вроде фасеточного глаза стрекозы — матрица из 800x800 фотоэлементов размером 15 мкм каждый (вам это случайно не напоминает рис. 5, б?). Фотоприемник отсылает альтаировы фотоны в запоминающее устройство (8), затем они идут в блок задания координат (9), а оттуда поступает сигнал на приемно-передающую антенну и от нее в Центр управления полетом: Альтаир пойман! А что видать в другую трубу? Кажется, Гамму Лебедя. Подворачиваем приводное зеркало блоком стабилизации изображения (10) — она, Гамма!

Начинается картографирование созвездия. Аппарат поворачивается вокруг оси Альтаир — труба № 1, и астрономы через трубу № 2 просматривают кольцевую полосу звездного неба, выявляя звездочки до 10-й величины с точностью 0,002 угловых секунды. А далеко внизу, во льдах Карского моря, капитан Мазуркин, поэт-романтик, воспевает обьект изучения, стоя на мостике «Колы»:

В вечном странствии сквозь века

Все так же раскинуты крылья Лебедя,

Пробивающие облака.

Кстати, на обсуждении солнечных часов Шебалина (см. выше) А.А.Мазуркин предложил сферический шаблон для определения координат местонахождения судна. Очень нужная вещь в наш космический век! Но о ней как-нибудь в другой раз.