«Техника-молодежи» 1998 №5, с.43-47





Рекламный плакат компании Zeghram Space Voyages весьма эффектно и вполне адекватно демонстрирует, какого рода услуги она готова предоставить своей клиентуре! Суборбитальная система многоразового использования SCS в настоящее время проходит сертификационные испытания, и если дела пойдут так, как запланировано, то первая шестерка влиятельных и состоятельных представителей «широкой публики» выйдет за пределы земной атмосферы 6 декабря 2001 г.

Кудесник туристического бизнеса Майк Макдауэлл, стоя на вершине Эвереста, личным примером убеждает потенциальных клиентов, что каждому доступны и горы, и космос. .. Были бы деньги!

«Земля — колыбель человечества, — задумчиво молвил на рубеже XIX и XX веков глуховатый провинциальный мудрец, ставший основоположником современной космонавтики. — Но...»

Людмила ЩЕКОТОВА
МЫ
НЕ МОЖЕМ
ВЕЧНО ЖИТЬ
В КОЛЫБЕЛИ!



«...Два тура еженедельно, заезды по субботам и понедельникам, по шесть участников в каждом туре.

Дата первого заезда: суббота 1 декабря 2001 г.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Прибытие к месту сбора группы.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. Утренний брифинг, последняя проверка состояния здоровья участников. Программа «Космический институт»: лекции, учебные фильмы, практические занятия на имитаторах. Вечерняя астрономическая сессия и любование звездами.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Завершение программы «Космический институт». Вечерние развлечения.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. Перебазирование на аэродром. Подгонка высотно-компенсирующих костюмов, брифинг, интенсивная программа «Треннинг астронавта».

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. Треннинг, предполетная подготовка. Ознакомительная экскурсия по космоплану Space Cruiser.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. Экипировка, общий сбор, памятная фото— и видеосъемка на поле аэродрома. Посадка в Space Cruiser и суборбитальный полет на Высоту Астронавта (100 км): эффект шарообразной Земли, невесомость, черное небо космоса. Возвращение на место взлета. Вечерний гала-банкет с награждением космических путешественников значками «Крылышки астронавта», памятными медальонами и сертификатами.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. Возвращение домой.

Стоимость тура для одного участника: $98.000.

Zegrahm Space Voyages, 1414 Декстер-авеню, Сиэттл. Звоните нам...» (Информационная брошюра)

Итак, туристический бизнес намерен распространиться на околоземное пространство, притом в самом ближайшем будущем! Билеты на первые заатмосферные рейсы для обывателей (как явствует из рекламы новейшего подразделения Zegrahm Expeditions, лидера индустрии развлекательных путешествий) уже продаются, а если потенциального клиента смущает цена, то расплатиться можно и в рассрочку... Первый взнос, равносильный бронированию места на борту корабля Space Cruiser, составляет всего $5000, далее следуют три взноса по $12.000 — в конце первого, второго и третьего года ожидания (можно переводить по $1000 ежемесячно в течение трех лет), и наконец, не позднее 180 дней до старта БОЛЬШОГО ПУТЕШЕСТВИЯ придется единовременно внести на счет компании оставшиеся $57.000.

Что, дороговато?.. Это кому как!

«На Уолл-стрите полным-полно брокеров, получающих на проценты от сделок вдесятеро большие суммы», — оптимистически замечает Майк Макдауэлл, австралиец по рождению и владелец свежеиспеченной американской компании Space Adventures. На данный момент макдауэлловские «Космические приключения» довольно успешно конкурируют с зеграмовскими «Космическими путешествиями», по крайней мере, в деле сбора предварительных взносов... У Майка берут те же $5000 за резервирование билета плюс комиссионный сбор в размере $1000, но окончательная цена тура, равно как и точная дата открытия космического сезона, покамест неизвестны: первый полет обещается «в 2001 -м или чуть позже», а стоимость одного места на борту, согласно тем же обещаниям, составит от $50.000 до $100.000 «в зависимости от типа космического аппарата».

Такая неопределенность, впрочем, объясняется вполне понятной причиной: если Zegrahm Space Voyages тесно сотрудничает с командой Vela Technology Development, то Space Adventures присматривается к нескольким конкурирующим группам, и какая из них первой разорвет финишную ленточку, предугадать затруднительно... Что, разумеется, не означает, что все прочие останутся на бобах, ибо оборотистый владелец «Приключений» наверняка постарается обеспечить своим клиентам максимальную свободу выбора.

Принадлежащая Макдауэллу компания Space Adventures покамест не может назвать ни точной даты открытия сезона, ни конкретного типа космического корабля... Однако на ее WWW' сервере в качестве наглядной агитации представлен старт ракеты DC-X, на базе которой McDonnell Douglas Aerospace намеревается построить орбитальное пассажирское судно Delta Clipper.

Прелюбопытнейшая личность, кстати говоря, этот Макдауэлл, обладающий изумительным чутьем на успешные новации в сфере развлекательно-познавательного отдыха: ведь именно он впервые предложил далекому от спортивной формы горожанину поплавать на ледоколе в полярных морях обоих полушарий и поучаствовать в покорении вершины Эвереста! Обе затеи, как известно, породили подлинный туристический бум, и думается, хитромудрый Майк не зря положил глаз на околоземное пространство...

Ну а пока принадлежащая ему Zero Gravity Corporation приносит недурной доход, предоставляя всем желающим редкостную возможность испытать состояние невесомости в пределах гравитационного поля Земли. Что интересно, эти самые Zero G Flights проводятся не где-нибудь, а в таком экзотическом для зарубежного обывателя месте, как наш родимый Звездный городок! Всего за $5500 с носа (сумма не слишком обременительная для среднего американца) клиенты Макдауэлла совершают ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПОЛЕТ КОСМОНАВТА на модифицированном для этой цели ИЛ-76: российская сторона гарантирует им от 5 до 10 мин «нулевой гравитации», по 30 с на каждой выписанной в небе параболе. Буквально на днях корпорация дополнительно вводит в строй свой собственный самолет, а руководить туристами на его борту будут всамделишные астронавты.

«Люди всегда стремились познать и покорить неизведанное... Еще при нашей жизни человеческая раса, оттолкнувшись от Земли, приступит к завоеванию космоса, и несколько десятков последующих лет навсегда войдут в историю как Золотой Век космических полетов...» (Майк Макдауэлл)

В мае 1996-го базирующийся в Сент-Луисе (штат Миссури) негосударственный некоммерческий фонд X Prize Foundation, объявил об очередном конкурсе с призовым фондом $10.000.000. На сей раз «Х-приз» достанется частной группе конструкторов космических аппаратов, которая первой в мире выполнит два обязательных условия, а именно: (1) разработает и построит пилотируемый корабль, несущий не менее трех пассажиров; (2) корабль этот дважды в течение двух недель поднимется с пассажирами на высоту минимум 100 км и столь же успешно приземлится.

Заметим, что указанные требования в принципе повторяют условия многочисленных летных состязаний, которые проводились в 20-е и 30-е годы нашего столетия. По мнению специалистов, подобные массовые мероприятия как раз и сыграли роль своеобразного катализатора в процессе становления и развития могущественной мировой авиаиндустрии, а по сути — окончательного покорения небес... Ныне же, как полагают организаторы конкурса, пришла пора совершить нечто подобное для завоевания ближнего космоса!

Согласно данным Internet, к середине 1997 г в качестве конкурсантов зарегистрировались уже 16 команд крепких профессионалов. Большинство разработчиков, разумеется, старые зубры NASA, поучаствовавшие не в одном проекте, прежде чем оставить государственную службу... Увы! Даже правительству богатых Соединенных Штатов уже не под силу швырять буквально в пустоту те воистину бешеные деньги, что требуются для подлинной космической экспансии, и новобъявленная стратегия БЕЗЛЮДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ провозглашена вовсе не потому, что автоматические зонды, роботизированные тележки и насекомоподобные киберы уж настолько хороши.

Между прочим, пресловутый 10-миллионный приз — вещь сугубо символическая... Так, конструирование и постройка ракеты Х-33 (запуск ее планируется в 1999-м), которая даже не может выйти на орбиту и изначально предназначена для обкатки новых технологий, в итоге обойдется NASA примерно в 1,2 млрд долл. А ее орбитальная версия Venture Star, которую разработала и намерена построить компания Lockheed, будет, по самым скромным подсчетам, еще на миллиард дороже. И кто же возместит производителям такие колоссальные расходы, если не правительство? Кто-кто... НАРОД!

Самое замечательное, что вышесказанное не столько голая реклама, сколько чистая правда, хотя рядовой россиянин наверняка не упустит случая съязвить по поводу «обычного гражданина» с завалявшейся в кармане сотней тысяч баксов. Не следует, однако, забывать, что это всего лишь начало!

На аэрокосмической конференции, проходившей 1 — 8 февраля 1997 г. в США, было принято, в частности, следующее официальное определение: «Космическими туристами являются платежеспособные представители широкой публики, которые по собственному желанию и за свой счет посещают космические отели, т.е. находящиеся на низкой околоземной орбите космические станции, специально оборудованные для отдыха, развлечений и учебных занятий».

Пилотируемый пассажирский космоплан Space Cruiser — вторая ступень новаторской суборбитальной системы многоразового использования SCS, которая была разработана и построена инженерами Veia Tectinoiogy Development.
* Длина космоплана от носа до хвоста: 18,3 м
Размах крыла: 12 м
Вес пустого: 6000 — 8000 кг
* Пилоты: командир и второй пилот
Пассажиры: 6 человек
* Поперечный размер кабины: 251 см
Высота кабины от пола до потолка: 226 см
Иллюминаторы: индивидуальный для каждого пассажира
* Двигатели: ракетные и турбореактивные
Максимальная скорость: 3702 км/ч



Закрытый ранее даже для граждан СССР Звездный городок занимает нынче совершенно уникальное место в международном туристическом бизнесе! Макдауэлловская Zero Gravity Corporation переправляет в Россию весь поток желающих испытать несколько минут (а не секунд) невесомости, ну а наши удовлетворяют это пылкое желание с помощью специально модифицированного для тренировок космонавтов ИЛ-76.

«Впервые у самого обычного, рядового гражданина появилась реальная возможность совершить самое потрясающее путешествие, какое только можно представить... Каждый из нас получил уникальный шанс войти в число первых космических пионеров нового тысячелетия...» (Zegrahm Space Voyages)

«До сих пор мы могли только наблюдать, как элитарный корпус астронавтов и космонавтов возносится в черные небеса... Но теперь уже нет смысла пассивно следить за тем, как кто-то реализует наши устремления: мы можем сделать это сами!» (Space Adventures)


А вот резюме доклада о перспективах космического туризма, представленного на конференции директором английской консультативной фирмы Bristol Spaceplanes Дэвидом Эшфордом: «Вполне разумно предположить, что со временем космопланы многоразового использования по надежности приблизятся к стандартам, принятым для современных авиалайнеров, иначе говоря, смогут ежедневно совершать несколько полетов на орбиту и обратно при среднем сроке службы 20 лет. Приняв это предположение, мы можем уверенно постулировать годовой объем туристического бизнеса: миллион и более человек, проводящих по нескольку дней в орбитальном отеле, причем стоимость тура составит $10.000 на одну персону».

И эта цена уже намного доступней, не правда ли? (К слову, запланированный на ближайшее будущее визит на станцию «Мир» представителя нашего крупного чиновничества Юрия Батурина — с недельным проживанием — обойдется российской казне, ни много ни мало, в $15.000.000!)

Самое интересное, что с технической точки зрения коммерческие орбитальные полеты, согласно квалифицированным прикидкам, могут начаться уже лет через 15. А массовые суборбитальные — вообще через пять-шесть!



Чтобы взобраться на Высоту Астронавта, система SCS, являющая собой комбинацию Lifter/Cruiser, выполняет оригинальный профиль полета! Носитель с космопланом, подвешенным на пилоне под его брюхом, стартует с обычного аэродрома (1) и поднимается на высоту 12 км, где крейсирует в течение 2 часов, предоставляя туристам возможность полюбоваться редкостными видами Земли. Затем система поднимается на высоту 15 км, где происходит расстыковка (2): первая ступень возвращается на аэродром, вторая же, то бишь сам Space Cruiser, включает ракетные двигатели (нос машины при этом поднят на 6(У), которые за 2 мин доставляют его на высоту 63 км (3). Далее космоплан летит по инерции и, перевалив через отметку 100 км над уровнем моря (4), переходит в свободное падение, предоставляя пассажирам 2,5-минутную возможность испытать все прелести отсутствия веса. По истечении этого срока, на 2 мин включаются тормозные ракеты (5), а затем Space Cruiser входит в более плотные слои атмосферы (6) и на турбореактивном ходу возвращается на тот же аэродром. Перегрузка при работе ракетных двигателей — не более 2 g. Все путешествие занимает от 2,5 до 3 ч.

И знаете что? Те самые богатенькие американцы, которые прямо сейчас выкладывают на бочку сотни тысяч за одну лишь возможность выглянуть в космическую форточку, оплачивают заодно и грядущий орбитальный полет кого-то из нас, и космический отпуск для наших детей.

«Могущественному населению высшей планеты каждой солнечной системы будут доступны не только планеты этой системы, но и все околосолнечное пространство...» (К.Э. Циолковский)

Начнется-то с чего попроще: суборбитальный полет с поверхности Земли на высоту 100 км и обратно! Именно это проделали в 1961-м астронавты А. Шеппард и В. Гриссом: заатмосферный баллистический прыжок первого на корабле Mercury длился 15, второго — 16 мин. Скорость летательного аппарата при таком полете значительно меньше первой космической, а его апоцентр никак не дотягивает до минимальной высоты орбиты ИСЗ (140 — 150 км). Однако 100 км над уровнем моря — официально признанная Federation Aeronautique Intermationale ВЫСОТА АСТРОНАВТА, где наблюдателю предстает черное небо, усыпанное звездами, а покинутая планета вполне наглядно закругляется.

Шепард с Гриссомом, понятно, вырвались на границу космоса не ради незабываемых личных впечатлений, а вот туристов 15-минутный баллистический прыжок с пятикратной перегрузкой вряд ли устроит, и коммерческие суборбитальные полеты будут более долгими и щадящими. Кстати, Space Adventures обещают клиентуре от 30 до 90 мин полета, опять же в зависимости от типа космического аппарата. А вот зеграмовцы вкупе с Vela Technology предлагают трансатмосферный вояж длительностью не менее 2,5-3 ч!

«Специфика нашего инженерного подхода в том, что для постройки космических аппаратов, предназначенных специально для людей, мы используем исключительно уже существующие и хорошо проверенные технологии... И мы все делаем сами — от чертежей корабля до его полета в космос!» (Пэт Келли, вице-президент и конструктор Vela Technology Development)

Все дело в подлинно революционной, по мнению того же авторитетного Дэвида Эшфорда, двухступенчатой схеме полета... Сперва мощный турбореактивный носитель Sky Lifter с 28-метровым дельтавидным крылом взлетает с обычного аэродрома, имея под брюхом пассажирский Space Cruiser, и поднимается на высоту около 15 км, где происходит расстыковка, после чего космоплан включает на пару минут ракетные двигатели и далее по инерции достигает Высоты Астронавта. Затем следуют 2,5 мин свободного падения, потом срабатывают тормозные ракеты, и Space Cruiser, включив турбореактивные двигатели, собственным ходом возвращается на тот же аэродром.

Перегрузка при наборе высоты и торможении с помощью ракет не превышает 2 g, а изрядная продолжительность полета набегает за счет двухчасового любования видами Земли с 12-километровой высоты в процессе крейсирования обремененного космопланом носителя.

Итак, выражаясь языком профессионалов, система Space Cruiser (SCS) представляет собой пилотируемую двухступенчатую суборбитальную систему многоразового использования, предназначенную для транспортировки пассажиров, полностью возвращаемую и оперирующую с коммерческого аэродрома.

* Взлетный вес: 22.000 — 26.000 кг

* Длина разбега: 460 — 610 м

* Скорость отрыва: 100 узлов

Вторая ступень, то бишь космоплан, рассчитанный на двух пилотов и шесть пассажиров, имеет треугольное крыло с наплывом и вертикальными законцовками, исполняющими роль килей. Двигатели — ракетные и два турбореактивных типа JT15D, установленных на пилонах. Специальная система контроля высоты работает за пределами атмосферы. Для каждого туриста разработчики предусмотрели индивидуальный иллюминатор со спецстеклом, не мешающим вести фотосъемку, а пассажирское кресло представляет собой довольно хитроумную конструкцию, на которой можно вертеться как угодно, наклоняя ее под разными углами.

* Вес пустого космоплана: 6000 — 8000 кг

* Вес с топливом и пассажирами: 10.000 — 12.000 кг

* Максимальная скорость: 3702 км/ч

Высотно-компенсирующий костюм, разработанный специально для туристов Zeghram Space Voyages, во время полета подсоединяется к общей коммуникационной системе. С помощью встроенных в шлем наушников и микрофона пассажиры могут переговариваться между собой, слушать музыку и получать устную информацию от пилотов. Шлем укомплектован также персональной фотокамерой и цифровым дисплеем в виде щитка, на котором появляется информация о скорости, высоте полета и т.п.
Переключив дисплей на внешнюю видеокамеру, можно увидеть то, что происходит в данный момент за бортом космоплана. Управляется все это хозяйство посредством наручного браслета, который функционирует и тогда, когда пассажир покидает свое кресло.  Вот так на WWW-cepвepe Zeghram Space Voyages изображен один из самый волнующих эпизодов Большого Путешествия — свободное плавание в невесомости! Мягкая эластичная обувь позволяет летуну при необходимости свободно работать ступнями.

Знаменитые «крылышки астронавта» выглядят довольно скромно — но зато какой престиж.







На первых порах зеграмовцы планируют два суборбитальных полета еженедельно, причем выполнять их станут два комплекта Lifter/Cruiser. Иначе говоря, каждая SCS будет выходить на Высоту Астронавта раз в 7 дней, однако сконструирована она так, что с легкостью может совершать по два таких полета в день.

Кстати, Zegrahm Space Voyages будет лишь предоставлять космические услуги, владельцем же всех SCS остается Vela Technology Development. Тамошняя рабочая команда воистину блещет талантами и заслугами! Президент компании Стив Хойзер, один из лучших специалистов Америки по космическим кораблям многоразового использования, ранее был главным аналитиком-консультантом Пентагона по данной проблеме. Конструктор Макс Хантер, работавший прежде главным инженером Lockheed Missile & Space Company, может похвастать аж 47 годами профессионального опыта. Старший пилот-испытатель и инженер-исследователь Надя Робертс, имея 20-летний стаж работы, является соосновательницей National Test Pilots School. И так далее...

«Когда изобретут корабли, летящие между звезд, всегда найдутся люди, которые полетят на этих кораблях...» (Иоганн Кеплер)

Как только кандидат в космопроходцы отправит Zegrahm Space Voyages заветные $5000, его имя заносится в общий список очередников согласно дате и точному времени получения денег. Исключение составляют лишь те, кто переводит все $98.000 одномоментно: этим клиентам компания гарантирует полет в числе первой сотни счастливчиков!

Существуют, разумеется, определенные ограничения по состоянию здоровья, так что компания сразу же высылает новому очереднику медицинскую анкету, которую необходимо заполнить и отослать назад в течение 30 дней. И если у зеграмовских эскулапов возникнут какие-либо сомнения, клиенту придется пройти обследование у личного врача, который и вынесет предварительный вердикт. Тем, у кого со здоровьем вроде бы все в порядке, следует лишь платить денежки в срок и ждать вызова... Окончательное разрешение на визит в космос остается за терапевтом компании (см. программу тура, день второй).

Самое главное в предполетной подготовке космических туристов — привыкание к невесомости! Программа «Тренинг астронавта» в обязательном порядке включает в себя тошнотворное для многих катание на «ныряющем» самолете, во время коего инструктор разучит со своими подопечными простейшие па и пируэты, помогающие ориентироваться и передвигаться при нулевой гравитации.

Но вот, наконец. Space Cruiser возвращается с романтической Высоты Астронавта на прагматическую Землю... Прежде всего, высотно-компенсирующий костюм, который для каждого подгоняется индивидуально, становится личной собственностью новоиспеченного космопроходца. Ему торжественно вручают знаменитый значок «Крылышки астронавта» и официальный сертификат компании, подтверждающий дату полета. А также специальный медальон, удостоверяющий, что отныне и навеки он становится членом космического клуба «Millenium» — или закрытого клуба «Тор 100», если это первая сотня!

Повесив сертификат на стену гостиной, прицепив «крылышки» к лацкану пиджака и надев медальон на шею, вы можете по праву ощутить себя причастным к элите человечества...

(Кстати, хотелось бы знать, догадался ли хоть кто-то из «новых русских» застолбить себе почетное место среди сливок мировой общественности?)

«И когда ты вкусил сладость полета, то будешь вечно взирать на небо: там ты побывал, туда ты мечтаешь вернуться!» (Леонардо да Винчи)

Компьютеры заполонили нашу жизнь со скоростью необыкновенной... И чем же занимаются наедине с этим удивительным инструментом нынешней цивилизации 99% обывателей? Понятно чем. Именно Homo ludens, то бишь человек играющий, безустанно держит на узких своих плечах могучую компьютерную индустрию! Не пора ли, действительно, дать ему поиграться в космос?

Бьюсь об заклад, первый частный отель на Луне будет построен раньше, чем международная научно-исследовательская станция.

В статье использованы материалы, полученные из Интернета