«Техника-молодежи» 2000 №1, обл.3-4


получилось так, что его картины и мои рассказы стали появляться на страницах одних и тех же московских изданий. Так что в 1982 г., когда мы приехали в столицу и поступили на Высшие курсы сценаристов, мы уже были знакомы заочно. Я знал, к примеру, что он — обладатель Гран-при международного конкурса фантастической живописи «Мир завтрашнего дня», объявленного редакцией «ТМ» в 1969 г. Знал также, что он активный участник последующих международных конкурсов «ТМ» — «Мир 2000-го года», «Время, пространство, человек» — и вхо­дил в число ведущих тогда художников-фантастов страны (Николай Недбайло, Сергей Гавриш, Геор­гий Курнин, Александр Климов и другие).

Вечерами он исступленно рисовал космос, летающие тарелки и смешных инопланетян, а все его мультпроекты строились на им же придуманных сюжетах (знатоки помнят его опубликованные научно-фантастические рассказы). Оказалось, после окончания Архитектурного института в Баку он

 
 
несколько лет проработал художником-комбинатором на фильмах-сказках и мечтал поставить собственный игровой фанта­стический фильм с масштабными космическими съемками. Посмотрев «Звездные войны» Джор­джа Лукаса, погрустнел: «С нашими копеечными бюджетами нечего мечтать об этом, уж лучше работать в мультипликации». Человек, бесконечно влюбленный в жанр, он мог часами говорить о фантастической живописи, о русском космизме, берущем начало с полотен Н.К.Рериха, М.К.Чюрлениса, о художниках группы «Амаравелла», в работах которых пpoглядывает высший смысл взаимосвязи и взаимопроникновения человека и космоса.  

После окончания курсов он поставил 10 научно-фантастических мультфильмов — «Миссия пришельцев», «Вампиры Геоны», «Хозяева Геоны», «Амба-1», «Амба-2», «Звездные дневники Йона Тихого» (по Лему)...

Мы не виделись несколько лет. За это время он, кроме всего прочего, успел сделать около 100 рекламных роликов и 6 музыкальных клипов. Надо сказать, меня всегда поражала его удивительная работоспособность. Когда же мы вновь встретились в начале 90-х, выяснилось что оба работаем в одном направлении, пытаемся соединить несоединимое, два направления, каждое из которых дотоле интересовало нас в отдельности. Речь о фантастике и эротике. Я пытался соединить их в прозе, он — в живописи. Суть, конечно, не в механическом наложении одного на другое, и обнаженные красавицы, перекочевавшие в отечественную фантастику со страниц американских фэнтези, тут ни при чем. В основе такого симбиоза — идея всекосмической, вселенской любви. Ведь каждый человек — и фантастика, и эротика, несет в себе и то, и другое. Как-то я обнаружил у Курта Воннегута фразу: «Фантастику и эротику объединяет мечта о недостижимо щедром мире». Мысль эта прозвучала тогда как откровение. Помнится, я поделился ею с Геной. Может, с этой фразы все и началось?.. Впрочем, нет: задолго до того он уже рисовал Гианэю, Таис Афинскую и красавиц с Эпсилон Тукана. О модном сейчас Борисе Валеджио тогда еще и слыхом не слыхивали. Да и для меня рамки традиционной фантастики довольно скоро стали тесноваты. Ничто не происходит случайно. Я думаю, фраза о «недостижимо щедром мире» просто легла на благодатную почву.

В 1996 г он проиллюстрировал мой роман «Космический Декамерон», потом мы работали над экспериментальным мультфильмом ( «Фантомагия», в котором также пытались соединить несоединимое...

В искусстве надо делать то, что нравится. Геннадий Иванович Тищенко, недавно отметивший 50-летие, чем бы ни занимался, делает это с воодушевлением, не боясь ошибок, провалов, парадоксов. А это — главное в художественном постижении мира.

Руслан САГАБАЛЯН