«Техника-молодежи» 2000 г №4, обл-3-4


ОЧАРОВАННЫЕ
Отгадайте, что общего у таких разных ярких личностей, как актриса Изольда Извицкая, писатель-бунтарь Эдуард Лимонов, рок-музыкант Чиж и, допустим, финансовый магнат Борис Бревнов? Это — их родина, городок Дзержинск Нижегородской области. К счастью, не все улетели из родного гнезда, ведь надо же кому-то остаться и вносить пестроту в черно-белые одинаковые провинциальные будни.
КОСМОСОМ

Как Ильфа без Петрова, Ширвиндта без Державина, так и молодых дзержинских художников Александра Рудакова и Олега Абанина нельзя представить друг без друга. Дзержинские, нижегородские, а с недавнего времени и московские поклонники фантастической живописи уже в курсе, что на любых вернисажах с полотнами Рудакова непременно будут соседствовать и полотна Абанина. Так было, впрочем, не всегда. Художники нашли друг друга дюжину лет назад.


Да, еще 12 лет назад живущие в одном, надо сказать, не очень большом городе люди не ведали друг о друге. Каждый полагал, что он «единственный».

В один прекрасный день случайно забрел Олег Абанин на выставку в местную художественную школу и увидел там картины Александра Рудакова. Олег обомлел и обрадовался, возликовал: нашел родственную душу, значит, ни один я здесь такой, нестандартный! Вызнал координаты Александра и в тот же вечер явился к нему домой с кипой журналов о премудростях ракетной техники...

В 1993 г состоялась их первая выставка в городском краеведческом музее. К тому времени Александр Рудаков уже был удостоен звания лауреата Всесоюзного фестиваля народного творчества за серию работ на тему «Космос». А для Олега Абанина, выпускника Павловского художественно-промышленного училища, это был дебют.

В их родном провинциальном городе в почете привычная глазу спокойная реалистическая живопись; и, тем не менее, смелые, необычные картины Рудакова и Абанина как-то сразу нашли своих почитателей. Причем не только в среде молодых, восприимчивых ко всему нестандартному...

Все просто — художники предложили жителям бывшей «столицы химии», погруженным в повседневные заботы, на миг оторваться от грешной земли и побывать в космических просторах, они заставили поверить, что где-то действительно есть иные,

  влекущие своей таинственностью миры. Хотя, быть может, лететь к ним тысячу световых лет.

Художники владеют тайной цветописи. Цвет в иных картинах почти осязаем. Зрителя буквально бросает то в жар, то в холод...


Романтикам адресована прелестная картина Абанина «Волшебное плавание», которая воспринимается как символ стремления к лучшей жизни, прорыва из темноты к свету. Магический цвет у полотна Рудакова «Планета сверхвысокого давления». Кстати, эта картина во время его совместной с Абаниным выставки в Москве была презентована бразильскому послу (Ее репродукция опубликована в «ТМ», № 2 за 1999 год. Еще с одной работой Рудакова читатели нашего журнала познакомились в 4-м номере за 1998 год. — Ред.)

Надо сказать, художники весьма довольны, что выставлялись в Ракетно-космической корпорации «Энергия» и в Центральном музее авиации и космонавтики.

«Конечно, — поясняет Александр Рудаков, — если рисуешь чистую фантастику, то можно руководствоваться исключительно воображением. Но вот, к примеру, задумав серию «Марс», я был вынужден штудировать литературу, копаться в ворохе иллюстраций. И эти реалии только обогатили фантазии».

О.Абанин. Волшебное плавание.

О.Абанин. Мы изучаем — нас изучают.

У друзей-коллег — не разлей вода много общего. И все же Александр считает, что по жизни он как бы меньше похож на художника, поскольку не чужд здорового практицизма. Но как живописец он в большей степени ориентируется на собственные фантазии, чувства, эмоции и надеется на перст Божий. Вспоминает, что еще в детском саду удивлял воспитателей тем, что пытался рисовать в изометрии, а пробовать себя в сюрреализме начал в шестом классе, хотя плохо понимал, что сие заморское слово значит. Сильно чтением фантастики не увлекался; фантастическая тема — это, по его словам, просто предначертанное ему Богом.

О.Абанин. Загадка неоновой реки.

О.Абанин. Возвращение со звезд (по роману И.Ефремова «Час быка»).


Меж тем Олег Абанин — дотошный исследователь, он более педантичен в творчестве. Черпает вдохновение для своих картин из научно-технической и фантастической литературы Большое влияние на его работы оказывает общение с друзьями, среди которых ученые, конструкторы, художники.

...Увлечение ирреальными материями, как ни странно, дает моим героям возможность крепко стоять на земле. Александр и Олег — ныне «свободные художники», то есть живут, что называется, от продажи картин. Обстоятельства сложились так, что обоим пришлось расстаться с постоянной работой, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Сегодня они пытаются быть одновременно и живописцами, и менеджерами. Хотя это непросто.

Вера АБРАМОВСКАЯ,
г.Дзержинск Нижегородской обл.