«Техника-молодежи» 2002 г №12, с.18-20


Продолжаем публикацию серии статей, посвященных истории средств обороны от межконтинентальных баллистических ракет.

Василий МАЛИКОВ,
академик Российской
академии ракетных
и артиллерийских наук
«ОХРАННИКИ» ДЛЯ НЕБОСКРЕБОВ

1. Межконтинентальная баллистическая ракета «Минитмен-1А»: стартовая масса — 29,7 т, масса нагрузки — 0,45 т, длина 16,4 м, максимальный диаметр — 1,68 м, мощность ядерного боезаряда — 0,5 — 1 Мт, дальность полета — 9300 км, предельное отклонение — 3,7км.

2. Немецкая трехступенчатая ракета «Рейнботе»: стартовая масса — 1.7 т, масса боевого заряда — 40 кг, длина — 11,4 м, диаметр 0,53 м, скорость — 1600 м/с, дальность полета — 220 км.

3. Межконтинентальная баллистическая ракета «Минитмен-1Б»: стартовая масса 31,3 т, масса нагрузки — 0,6 т, мощность ядерного боезаряда 40 Мт, длина — 16,9 м, диаметр — 1,68 м, дальность полета — 10200км, предельное отклонение — 3 км.

4. Межконтинентальная баллистическая ракета «Минитмен-2»: стартовая масса — 32,7т, мощность ядерного заряда — 1,5 — 1.8 Мт, длина — 17,6 м, диаметр — 1,68 м, дальность полета — 11200 км, предельное отклонение — 1,2 — 1,4 км.
В

январе 1962 г. министр обороны США Р. Макнамара выступил в конгрессе с докладом о бюджете на 1963 г., заодно объявив, что «главной линией стратегических «сил возмездия» является сдерживание развязывания войны способностью уничтожить военный потенциал противника, а не гражданского населения. Другими словами, мы даем вероятному неприятелю повод воздержаться от ударов по нашим городам». А директор Агентства перспективных научных исследований и опытно-конструкторских работ утверждал, что «первоначальным намерением правительства США было построить силы для ведения ядерной войны, способные, в том числе, стереть с лица Земли зарождающиеся советские ядерные вооружения».

Вскоре концепция «обезоруживающего удара» пополнилась «сдерживанием в ходе войны». Американского потенциала должно было хватить, чтобы нанести наибольший «контрсиловой удар» и после этого сдерживать малочисленные выжившие силы противоположной стороны, угрожая уничтожить ее города резервным ядерным оружием США.

Для этого намеревались к 1967 г. развернуть более 3900 межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен». По военному бюджету 1963 г. на стратегические силы выделялось 9,4 млрд долл. — на 200 дополнительных «Минитменов», для доведения числа бомбардировщиков Б-52 до 630 и средних самолетов аналогичного назначения Б-58 до 80, а также для того, чтобы завершить развертывание 126 межконтинентальных баллистических ракет «Атлас» и 108 «Титан».

В бюджете 1964 г. стратегические ядерные силы получили 7,3 млрд долл., в том числе — на производство 150 ракет «Минитмен-2», обладавших увеличенной дальностью полета, усиленной боеголовкой и улучшенной системой наведения — даже с командного пункта на самолетах. В следующем году предусматривалось получить еще 50 таких ракет шахтного базирования. Одновременно строилась 41 атомная подводная лодка с 656 баллистическими ракетами типа «Поларис».

В 1967 г. Макнамара определил в качестве стратегии страны программу «гарантированного уничтожения» противника вместо нанесения ему «ограниченного ущерба», утверждая, что «оно является более надежным способом выживания своих ядерных стратегических сил, и в ходе ответного удара до 25% населения противника и около 70% его промышленного потенциала будет уничтожено».

И только после Карибского кризиса осенью 1962 г. (тогда США располагали 300 боеготовыми ракетами и 1650 бомбардировщиками Б-52 и Б-58) наметилось некоторое потепление международного климата. Президент США Дж. Ф. Кеннеди подчеркнул: «...как США, так и СССР и их союзники взаимно и глубоко заинтересованы в справедливом и прочном мире и прекращении гонки вооружений». В тот период были подписаны некоторые договоры и соглашения, содействовавшие поддержанию взаимной безопасности. Все это было утрачено после убийства Дж. Кеннеди и прихода к власти его преемника Л. Джонсона и нового министра обороны, которые поддерживали намерения лидеров военно-промышленного комплекса всячески усиливать «ядерное превосходство». А нарастание агрессии США во Вьетнаме, войны Израиля против арабских стран привели к тому, что в июле 1967 г. конгресс вновь рассматривал возможность развертывания противоракетной обороны баз «Минитменов» и «Титанов».


5. Прикрытие 25 городов США должна была обеспечить система ПРО «Сентинел»

Межконтинентальная баллистическая ракета «Минитмен-1» разрабатывалась с 1955 г. Причем опыта проектирования подобных систем в мире еще не было, если не считать попытку немцев создать неуправляемую ракету «Рейнботе». Она представляла собой сочетание трех ступеней со стартовым ускорителем, пуск напоминал выстрел из пушки, ибо производился из «Мейлервагена». Ускоритель и ступени работали на твердом дигликольнитрате. Третья ступень длиной 4 м и диаметром 198 мм развивала скорость до 1600 м/с, однако максимальная дальность полета не превышала 200 км, а масса боевого заряда составляла 40 кг.

В ноябре 1944 г. из голландского города Зволле по Антверпену, освобожденному союзниками по антигерманской коалиции, выпустили 20 таких ракет, что осталось незамеченным. Можно отметить, что в то время шли ожесточенные бои, исход Второй мировой войны был предопределен, и выручить нацистскую Германию новое оружие не могло.

Что же касается «Минитмена», то для защиты корпусов боевых частей от аэродинамического нагрева на них наносили теплоизолирующее покрытие «Авкоут» из эпоксидных и полиамидных смол, а сами ракеты оснащали инерциальной системой управления фирмы «Аутонекс», включавшей бортовую вычислительную машину, исполнительные органы, усилительно-преобразующую аппаратуру и источники питания.

Успешные летные испытания «Минитмен-1А» состоялись в феврале 1961 г., а в следующем году эти ракеты начали поступать на боевое дежурство. Они были трехступенчатыми, твердотопливными, с моноблочной головной частью. Топливо представляло собой смесь тонко измельченного минерального окислителя и горючего с энергоповышающими добавками. Разделение ступеней производилось торможением 1-й из них специальными двигателями. Конструкторы США одновременно трудились над «Минитменами» 1А и 1Б.


6. Схема защиты ракетной базы «Минитмен» в Северной Дакоте: ложные цели, диполи, осколки корпусов ракет и боевых частей; 2 — длина создаваемого ими «облака»; 3 — поперечное сечение «коридора атаки»; 4 — траектория полета антиракеты «Спринт»; 5 — ракетная база; 6 — сферические зоны, соответствующие радиусам поражения антиракет при перехвате ими головных частей.

7. Схема ослепления радиолокаторов ПРО ядерным взрывом противоракеты: 1 — огненный шар от взрыва ее заряда; 2 — ионизированный слой; 3 — высота подрыва до 60 км; 4 — зона действия антиракеты «Спартан» с радиолокатором ПАР; 5 — зона действия антиракеты «Спринт» с радиолокатором МСР.

8. Мощная радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, находящаяся в районе Туле (Гренландия).


За ними появилась усовершенствованная ракета «Минитмен-2», тоже трехступенчатая, с последовательным разделением ступеней и моноблочной ядерной боевой частью. Корпус двигателя 1-й ступени изготавливался из высокопрочной стали, а сам он оснащался четырьмя поворотными соплами. 2-я ступень была аналогична примененной на «Минитмен-1Б», но с новым двигателем фирмы «Эйрджет-Дженерал». На обшивку наносилось теплозащитное покрытие переменной толщины.

Управление вектором тяги 2-й ступени осуществлялось через четыре группы отверстий. 3-я ступень, подобно имевшейся на «Минитмен-1», содержала маршевую силовую установку, переходный, приборный и соединительный отсеки.

Коррекция полета на участке ее работы производилась отклонением поворотных сопел, разделение ступеней и головной части — торможением газами особых двигателей.

Сначала ракета «Минитмен-2» оснащалась моноблочной боеголовкой Мк-11А с цилиндрическим корпусом длиной 2,34 м, оснащенной средствами преодоления противоракетной обороны — дипольными отражателями и ложными радиолокационными целями. Ныне на такие ракеты устанавливают боеголовки типов Мк-11Б и Мк-11Си.

«Минитмен-2» оборудовали автономной инерционной системой управления компании «Аутонекс», позволяющей перенацеливаться в полете на одну из 8 плановых целей. Однако в системе выявили ряд недостатков — из-за низкого качества выделки элементов, и в 1967 г. около 40% ракет пришлось снять с боевого дежурства.

Одновременно министр обороны США объявил о намерении создать ограниченную ПРО стоимостью 6 млрд долл., получившую название «Сентинел» («охранник», «часовой»). Она предназначалась для зональной защиты основных административных и промышленных центров, а также отдельных объектов, в том числе стартовых позиций «Минитменов», а также для перехвата одиночных боевых частей советских межконтинентальных баллистических ракет. Предполагалось, что радиолокаторы «Сентинела» сумеют выделить две-три боеголовки из множества ложных целей, приближающихся к США с севера, а предупреждение об их появлении дадут радиолокационные станции типа ПАР. Однако они не могли обнаруживать ракеты, приближающиеся с юга и запущенные с подводных лодок.

Развертывание «Сентинела» планировалось на территории США, Аляски, Гавайских островах и частично в Канаде. Ее собирались оснастить 1 тыс. антиракет «Спартан» и «Спринт» (см. «ТМ», № 11 за 2002 г.), сведенных в 15 — 20 батарей — по десятку в каждой. Стоимость батареи достигала 1 млн долл.

Первоочередной защите по варианту А подлежало 25 крупных городов (сначала думали прикрыть 10), в частности, Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Олбени, а вся программа рассчитывалась на 5 — 6 лет с вводом в строй в 1970 г. Антиракеты «Спартан» оснащались боевой частью мощностью 1 Мт, а «Спринты» предназначались для прикрытия позиций «Минитменов».

В отличие от других подобных систем, «Сентинел» должен был обеспечить десятиминутное предупреждение о появлении вражеских головных частей и четырехминутное — о баллистических ракетах, запущенных с субмарин. Радиолокационные станции ПАР собирались разместить по границе с Канадой для поиска, обнаружения и сопровождения целей на дальности с 1600 км и наведения на них антиракет «Спартан». На меньших дистанциях эти операции следовало осуществлять станциям типа MCR вообще-то предназначенным для обслуживания «Спринтов».

При массированных ракетных атаках наметили применять радиолокаторы типа ТакМАР, способные выделять головные части ракет из множества ложных целей и дипольных отражателей. Заметим, что во всех радарах использовали одинаковые компьютеры.

Для развертывания «Сентинела» наметили формирование особых строительных подразделений, силами которых на каждом комплексе сооружались бы подземные укрытия — для антиракет, помещений для контроля за ними, ремонта, центров управления и связи, аппаратуры радиолокаторов, электростанций, складов, тренажеров, а на поверхности прокладывалась бы сеть дорог. Площадь, занимаемая одним таким комплексом, исчислялась в 240 га, а обслуживали бы его 400 — 700 специалистов. Связь с радиолокаторами дальнего обнаружения производилась бы по радио в микроволновом диапазоне.

Планировали «Сентинел» вариантов Б и Си для прикрытия большего числа объектов. При этом вариант А оценивался в 10 млрд долл., Б — в 20 и Си в 30 млрд. И все это без учета расходов на научные исследования и разработки.

Обсуждались возможности использовать эту систему для поражения стратегических бомбардировщиков и запущенных с них ракет класса «воздух-земля». А конгрессмены расценивали «Сентинел» как первый шаг на пути создания противоракетной обороны национального масштаба. Заметим, все ее элементы думали выполнять блочными и модульными, чтобы в дальнейшем подключать к ним усовершенствованные узлы и устройства.

На их разработку и само развертывание комплексов Управление перспективных научно-исследовательских работ министерства обороны ежегодно получало по 500 млн долл.

Так, через некоторое время появилась антиракета «Спартан-2», с увеличенной дальностью полета и, следовательно, перехвата. Ее удлинили на 1,8 м за счет дополнительной ступени, диаметр 1-й довели до 0,9 м, мощность ядерного боевого заряда — до 2 — 3 Мт.

Планировали создание для «Сентинела» и низковысотной антиракеты, обладающей способностью к большим ускорениям, улучшенной маневренностью и точностью наведения на подвижные цели. Ее хотели оборудовать силовой установкой, потребляющей высокоэнергетическое топливо, и аппаратурой управления, действующей во всех слоях атмосферы. Испытания этой ракеты начали в 70-е гг.

...13 июня 2002 г. президент Дж. Буш-младший объявил о выходе США из Договора об ограничении противоракетной обороны, подписанного 26 мая 1972 г. Л.И. Брежневым и Р. Никсоном. А ведь по нему обе страны отказывались от создания национальных ПРО, и прикрывать разрешалось считанные стратегические объекты — Москву и ракетную базу в Северной Дакоте.

Военно-промышленные круги США одобрили односторонние действия своего президента, которые предусматривали также модернизацию радиолокаторов дальнего обнаружения, размещенных в Гренландии, и развертывание подобной техники в районе Файлингдейлз-Мур на территории Англии. Напомним, что по Договору 1972 г. подобное было запрещено делать за границами США.

По мнению ряда ученых, общественных деятелей и части конгрессменов, выход из Договора не сулит США важного стратегического и политического выигрыша. Напротив, это приведет к обострению отношений с Китаем, Индией и рядом других государств. А некоторые специалисты считают, что взрыв первой же антиракеты помешает радиолокационному наблюдению за уцелевшими боевыми частями, да и «Сентинелу» наверняка придется иметь дело с ракетным оружием нового поколения.

...Критика «Сентинела» еще в 1969 г вынудила президента Р. Никсона приостановить его развертывание. В феврале 1970 г. он, например, заявил, что «неотвратимой реальностью 70-х гг. стало наличие у Советского Союза мощных и совершенных ядерных сил, по многим показателям приближающимися к нашим, а кое в чем превосходящих их, в частности, по количеству и боеспособности».

Но уже в марте 1969 г. специалисты США приступили к созданию параллельной системы ПРО, получившей наименование «Сейфгард» («Страж»)...

Рисунки Михаила ШМИТОВА