На момент расформирования 51-го завода разрабатывался еще один самолет-снаряд, и его доводка стала первой задачей возрожденного КБ. Проектировали эту машину под индексом «Н» для сухопутных войск, и стартовать она должна была с наземного подвижного стартового устройства. Прототипом для «Н» послужил самолет-снаряд 10Х, отсюда и название - 10ХН.
На машине установили вновь разработанный ПуВРД Д-16, новый регулятор питания двигателя топливом, улучшили аэродинамические и эксплуатационные характеристики. Взрывчатое вещество, примененное на этом самолете-снаряде, по своей мощности превосходило взрывчатое вещество на 10Х, новые дюралеалюминиевые крылья, помимо меньшего веса, имели более точное соответствие контурам, чем крылья прототипа. Вес двигателя Д-16 по сравнению с двигателем Д-3 уменьшился на 20 кг.
Сперва ОКБ выпустило эскизный проект «рельсового» варианта подвижного наземного стартового устройства, однако в декабре 1950 года по просьбе военных был спроектирован «крановый» вариант. Специальный стартовый двигатель СД-10ХН для запуска 10ХН разработали в КБ-3 Министерства сельскохозяйственного машиностроения (МСХМ). К тому времени на заводе № 51 накопился значительный опыт по пуску самолетов-снарядов с наземных установок. Создатели машины 10Х изначально отдавали предпочтение такому виду старта, но необходимых пусковых установок тогда еще не было. В 1945 году на заводе № 458 под руководством главного конструктора И.В.Четверякова для наземного старта 10Х разработали катапульту, аналогичную немецкой пусковой установке Fi 103. В январе 1946 года она прошла испытания с макетными болванками весом по 2500 кг каждая, но для производства катапульты на заводе не оказалось материалов. Испытания задерживались. В марте того же года завод № 51 выпустил эскизный проект подвижной ракетной катапульты «РСТ». На ней для запуска 10Х использовался стартовый ускоритель конструкции 81-го завода МАП, включавший в себя пакет из шестнадцати камер реактивных снарядов М-31. С 13 мая по 19 октября 1948 года прошли экспериментальные полигонные испытания старта 10Х с катапульты. Было запущено 12 самолетов-снарядов: четыре - с катапульты длиной 40 метров и восемь - с катапульты длиной 30 метров. Полученные результаты показали, что основные характеристики выбраны правильно. Однако из-за разрывов камер стартовых ускорителей 4 самолета-снаряда упали и испытания пришлось приостановить: понадобилось провести ряд доработок. На 10Х усилили крепление нижнего полоза, металлические крылья заменили на деревянные большего размаха, а на катапульте установили третий рельс, облегчили салазки. В следующем году были испытаны еще два самолета-снаряда 10Х. Прежние стартовые ракеты заменили на новые пороховые стартовые двигатели РБТ-700, которые монтировались на стартовые салазки, спроектированные в ОКБ завода № 51. В июле 1950 года с подвижного реактивного орудия длиной 30 метров при помощи РБТ-700 запустили еще три 10Х. Подобия 10ХН достигли, установив на этих машинах двигатели Д-16, крылья от 10ХН и изменив оборудование. Испытания подтвердили правильность выбранных для 10ХН параметров и позволили продолжать работы, не дожидаясь испытаний с еще только проектировавшимся двигателем СД-10ХН. В июле 1951 года во время экспериментальных испытаний 10ХН было произведено 12 пусков. При этом удалось отработать только вопросы, связанные с аэродинамикой аппарата, регулировкой двигательной установки и некоторые другие. Экспериментальная летная отработка отечественного автопилота АП-52 не производилась. С 12 мая по 20 июня 1952 года прошли заводские испытания 10ХН в комплексе с наземным оборудованием и после устранения ряда недостатков их предполагалось представить на государственные испытания. В сентябре дополнительные заводские испытания прошли еще 5 самолетов-снарядов. Государственные испытания 10ХН в комплексе с наземным оборудованием состоялись в период с 17 декабря 1952 года по 11 марта 1953-го. Челомеевские машины впервые испытывались в холодное время года и новые климатические условия не замедлили сказаться. Из 15 запущенных самолетов-снарядов полеты трех закончились преждевременным падением, а режим полета четырех не соответствовал заданному: в двух случаях по высоте и скорости, в одном - по высоте и еще в одном - по скорости. Причиной аварии послужила недоведенность двигательной установки и систем управления для использования их в зимних условиях. Несмотря на произведенные доработки двигателя и аппаратуры системы управления, которые улучшили их работу, добиться полностью надежного полета не удалось. В итоге было признано, что государственные испытания самолет-снаряд 10ХН не выдержал. Вместе с тем комиссия отметила ряд преимуществ 10ХН по сравнению с другими аппаратами подобного назначения: относительно небольшую стоимость при крупносерийном производстве, простоту в эксплуатации, значительную огневую производительность, большую полезную нагрузку и другие. В самый разгар зимних испытаний завод № 51 был расформирован. Возрождение конструкторского бюро потребовало немалых усилий. Огромную роль здесь сыграло предложение Министерства обороны о принятии 10ХН на снабжение армии как учебно-тренировочных самолетов-снарядов. Решением правительства от 19 мая 1954 года на завод № 475 МАП была возложена задача выпустить 100 самолетов-снарядов 10ХН в учебно-тренировочном варианте. В ноябре 1955 года размер этой партии сократили до 50 машин, изготовление которых закончилось в декабре того же года. За это время в КБ В.Н.Челомея на 10ХН пневматический автопилот АП-52 заменили на электрический АП-66, стартовый двигатель СД-10ХН - на ПР-15, а потом на ПР-16. Для проверки внесенных изменений в октябре 1956 года Министерство обороны совместно с ОКБ-52 приступили к отстрелам шести 10ХН. Из-за неотработанности старта первый пуск закончился аварией. В июле 1957 года после соответствующих доработок произвели контрольные пуски еще пяти машин. За исключением одного пуска, в котором произошел отказ маршевого двигателя и самолет-снаряд не долетел до цели 62 км, во всех остальных 10ХН достиг нужного района. Правда, средняя скорость полета оказалась на 10-40 км/ч ниже заданной. По общему мнению Министерства обороны и Государственного комитета по авиационной технике (ГКАТ) самолет-снаряд 10ХН не соответствовал требованиям, предъявляемым к современному вооружению, и не мог надежно работать при отрицательных температурах. Выпущенные серийно машины решено было использовать только в качестве учебно-тренировочных целей в системе ПВО и ВВС. В 1950-1952 годах в конструкторском бюро В.Н.Челомея разрабатывали эскизный проект сверхзвукового самолета-снаряда 10ХМ «Волна» для стрельбы с подводных лодок по расположенным на берегу объектам противника. Тогда до реализации проекта дело так и не дошло, но в дальнейшем разработка самолетов-снарядов для ВМФ стало одним из основных направлений деятельности ОКБ-52. ТТХ: Длина, м: 8,312 Диаметр фюзеляжа, м: 0,84 Размах крыла, м: 5,36 Вес, кг: 2130 Вес боевого заряда, кг: 800 Двигатель: 1 х ПуВРД Д-3 Тяга, кгс: 1 х 325 Максимальная скорость, км/ч: 825 Дальность, км: 240