вернёмся в библиотеку?

«Уральский следопыт» 1977 год №11 сс. 52-54


НА ПОРОГЕ ЗВЕЗДНОГО ВЕКА

Владимир
ЗОТОВ


На снимке: один из разделов выставки.

Первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов... Это было в Москве на Тверской, весной 1927 года. Прохожие изумленно смотрели на красочный плакат с изображением лунных гор, над которыми на черном небе виднелась Земля. Под впечатлением таинственного пейзажа многие шли на выставку.

В те далекие годы роман Алексея Толстого «Аэлита» и одноименный кинофильм пробудили в массах неукротимый интерес к межпланетным путешествиям. Лекции, доклады и диспуты на эту тему проходили в Политехническом музее в до отказа наполненной большой аудитории.

В Москве уже существовало «Общество изучения межпланетных сообщений», в разных городах возникали кружки по исследованию и завоеванию мирового пространства. Перед страной стояли неотложные хозяйственные задачи, но романтика «конкистадоров Вселенной» захватывала воображение, и многие энтузиасты записывались лететь на Марс или хотя бы только на Луну. Даже у самих устроителей выставки не было тогда ясного представления о трудностях космического полета. Казалось, что достаточно только построить ракету и — в путь-дорогу.

Каким образом возникла выставка на Тверской? Ее организовали энтузиасты межпланетного сектора ассоциации «Изобретатели — изобретателям» (АИИЗ), получившую более широкую известность под наименованием «Ассоциации изобретателей-инвентистов». Отсюда и взялись изобретатели-инвентисты, которых нередко путали с сектантами-адвентистами. Но к религии ассоциация, конечно, не имела никакого отношения, она ставила своей задачей оказание поддержки изобретателям.

Выставку открывал отдел, посвященный астрономии. Ведь надо было хоть немного знать об окрестностях нашей планеты. Многозначительно смотрели со стенда портреты Коперника и Галилея.

Всему свое время. Звездоплаванию предшествовали воздухоплавание и авиация. Необходимо поведать предисторию космонавтики. Вот портрет Леонардо да Винчи и наброски его летательной машины. Вот воздушный шар братьев Монгольфье и сферический аэростат Бланшара. Смелый аэронавт полагал, что можно направлять полет, загребая воздух веслами. Дальше — планер Отто Лилиенталя, аэроплан братьев Райт и «летающие этажерки» различных систем. Перелет Луи Блерио через Ла-Манш, пассажирский металлический самолет ЦАГИ, трассы воздушных сообщений...

И тут же — стенд «Международный язык АО». Оглушающая тема! «Язык логических понятий» с алфавитом из одиннадцати букв, изображаемых алгебраическими знаками! Минимальное число букв и делает язык АО наилегчайшим языком в мире, поэтому и предстоит ему стать языком всечеловеческим. Так думали немногочисленные «аоисты». Но, скажем наперед, их ожидания не оправдались, да и не могли оправдаться.

Однако продолжим заочный осмотр выставки. Вот показан проект революционера Николая Кибальчича, схема и макет реактивного летательного аппарата по его наброску, сделанному в каземате Петропавловской крепости. Кибальчич ясно высказал идею реактивного полета, указал принцип движения и управления, но был далек от мысли о космическом полете. Это великое открытие сделал Константин Эдуардович Циолковский. Но прежде скажем о проектах, показанных под заголовком «Изобретательско-конструкторский период».

На стенде макет аэроплана-ракеты Цандера и чертежи его устройства. Далее проекты Улинского (Австрия), Графинье и Эсно-Пельтри (Франция), Оберта и Валье (Германия), Уэльша (Англия) и Годдарда (США). Макеты, только макеты, изготовленные по имевшимся и полученным чертежам и описаниям. Впрочем, вряд ли кто из посетителей ожидал увидеть здесь подлинный космический корабль.

Модели, модели... Вспомним слова К. Э. Циолковского: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль». Выставка в 1927 году отражала этап, предшествующий точному научному расчету. Но это уже был забег в будущее. Напомним, что в 1927 году один ученый человек настойчиво утверждал, что ракета в безвоздушном пространстве не полетит, «потому что ей не от чего отталкиваться». Да и кроме него не было недостатка в скептиках, но устроители выставки оптимистически смотрели в будущее, и двое из них выдвинули свои смелые проекты.

Экспонировалась ракета А. Я. Федорова. Она имела каплеобразную форму и должна была двигаться при помощи атомной энергии, развивая скорость при подъеме с Земли до 1000 километров в час и в просторах космоса от 11 до 25 километров в секунду. Экипаж ракеты — шесть человек. Вес, вместе с горючим, не более 5000 пудов. Диаметр — не более 8 метров, длина — 50-60 метров.

Изобретатель Г. А. Полевой выступил с проектом ракетомобиля, выбрасываемого из специального тоннеля со скоростью 1600 м/сек. Далее вступает в действие ракетный двигатель, и скорость постепенно возрастает до 11000 м/сек. Ракетомобиль может маневрировать в космосе. Возвращение на Землю осуществляется планированием и контргорением. Вот с какими смелыми проектами полвека назад выступили энтузиасты космонавтики.

Почетное место на выставке изобретатели отвели работам Константина Эдуардовича Циолковского. Поместили бюст великого ученого работы художника И. П. Архипова. (Это — единственный скульптурный портрет Циолковского, выполненный с натуры.) Один макет показывал внешний вид пассажирской космической ракеты, другой — ее внутреннее устройство. Поместили схемы различных ракет, чертежи, фотографии и брошюры К. Э. Циолковского.

Выставка была посвящена двум юбилеям -10-летию Великой Октябрьской революции и 70-летию Константина Эдуардовича Циолковского.

Кто же были непосредственные организаторы выставки на Тверской? Иван Степанович Беляев — бывший политкаторжанин, участник гражданской войны, персональный пенсионер республиканского значения. По состоянию здоровья (каторжная тюрьма наградила ветерана туберкулезом легких) он не мог работать на выставке с большой нагрузкой, но, горячо увлеченный идеей освоения космоса, вдохновлял коллектив межпланетчиков. Его любили и берегли.

Президент АИИЗа Александр Сергеевич Суворов тоже участвовал в гражданской войне. Окончив среднюю школу, добровольцем ушел в Красную Армию и сражался против Колчака и Врангеля. Как руководитель сектора он ведал всеми организационными вопросами.

Изобретатель-конструктор Георгий Андреевич Полевой в юные годы прошагал пешком по странам Европы более 15000 километров. Был солдатом в первую мировую войну и сражался с белогвардейцами в гражданскую. Стал шофером, затем летчиком. На выставке он взял на себя техническое руководство.

Ольга Викторовна Холопцева — библиотекарь. С 1915 года и после революции работала в госпиталях, ухаживала за ранеными. Активно выполняла общественную работу. Она вела большую переписку, связанную с проведением выставки, организовала вегетарианскую столовую, доход от которой пошел на финансирование выставки.

Самый молодой из межпланетчиков техник Захар Григорьевич Пятецкий принял на себя нелегкую заботу о материальном снабжении выставки.

Все эти люди были членами «Межпланетного сектора» и инициаторами замечательной выставки. К ним присоединились еще двое: летчик и изобретатель Александр Яковлевич Федоров, восторженный последователь Циолковского, и московский художник Иосиф Павлович Архипов, проводивший в те годы крупнейшие оформительские работы в столице. Его пригласили оформить выставку.

Вот эти семеро смелых, воодушевленных идеей на грани фантастики, и создали в кратчайший срок выставку по космонавтике.

Наняли столяра, жестянщиков, художников-рисовальщиков. Помещение выставки, до последнего дня перед открытием, служило мастерской. Здесь пилили, строгали, паяли, клеили, только жестянщики работали в подвале, так как они сильно стучали. Федоров, Полевой и Пятецкий ютились там, где находили свободное место. Архипов ездил в Калугу рисовать Циолковского и привез вылепленный из пластилина скульптурный эскиз. Было очень тесно, но работа кипела и быстро продвигалась. Впоследствии профессор Н. А. Рынин писал Суворову: «Не могу не выразить удивления, как вам с ничтожными средствами удалось организовать такую интересную и богатую материалами выставку».

Готовясь к выставке, обратились к Циолковскому. Получили от него адреса зарубежных деятелей, занимавшихся проблемой полета в мировом пространстве. Стали рассылать письма зарубежным пионерам космонавтики.

Охотно откликнулся на приглашение Макс Валье — «Ваше письмо от 9 февраля с. г. меня очень обрадовало и я сделаю все от меня зависящее, чтобы пойти Вам навстречу», — далее следовал перечень посылаемых печатных работ и лиц, занимающихся проблемой межпланетных полетов.

Валье писал о трудной жизни, о падении в горящем аэроплане и лечении в госпитале, о борьбе с нуждой; для заработка он писал статьи, читал лекции, показывал публике в телескоп луну и звезды.

«...Чувствую, — говорится в письме, — что Вы проникнуты совершенно другим духом, чем тот, который господствует здесь... Наверное, на открытии выставки состоится большое торжество. К сожалению, я еще не имею ракетного корабля, который позволил бы преодолеть расстояние от Москвы до Мюнхена за один час... Полет в мировое пространство будет слиянием техники с культурой. Я рад, что могу сотрудничать для Высшего идеала человечества».

Пришли письма от Франца Улинского, Роберта Годдарда, Вальтера Гомана. Зарубежные пионеры космонавтики очень интересовались Циолковским и его работами, охотно откликнулись на приглашения.

Фантастика! Русские первыми отважились устроить выставку, когда в капиталистических странах еще никто не помышлял об этом.

24 апреля состоялось открытие выставки. Циолковский не мог приехать и ответил на приглашение письмом.

Захар Григорьевич Пятецкий писал в воспоминаниях: «По первому дню работы можно было судить о несомненном успехе. Среди посетителей были и млад, и стар. Были рабочие и служащие, ученые и инженеры. Особенно много молодежи, студентов. Не раз приходили Ф.А. Цандер и друг К. Э. Циолковского известный ученый А. Л. Чижевский. Были народные артистки Нежданова и Обухова, Вл. Маяковский. Вспоминается такой эпизод — в первые дни выставку посетил один молодой человек, он сообщил, что у него имеется проект космического корабля. Его проект поместили в экспозицию.

Выставка высоко подняла престиж и приоритет нашей страны в деле астронавтики. Подобных выставок ранее не было. По предположительным данным, выставку посетило около 10-12 тысяч человек».

Организаторы выставки всю дальнейшую жизнь деятельно пропагандировали идеи космонавтики. Об активистах «первой космической» можно было бы поведать еще многое, но подводя итог, скажем: полвека тому назад они вписали яркую страницу в историю космонавтики.