вернёмся в библиотеку?

«Уральский следопыт» 1979 год №4. с 5

Где начинается фантастика?

ВИТАЛИЙ
СЕВАСТЬЯНОВ

Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР


Н

ам, космонавтам, говорить о фантастике всегда трудно. Так уж случилось, что многие из нас оказались в центре событий, которые казались (и кажутся сегодня!) многим людям не менее фантастическими, чем для современников Жюля Верна путешествие на подводной лодке вокруг Земли. Да и разве иначе могло быть. Ведь космонавтика многое изменила в нашем представлении о планете, солнечной системе, ближних и дальних мирах, что совсем недавно, каких-нибудь четверть века назад, были в полном распоряжении писателей-фантастов, и которые заставляли свои межпланетные корабли отправляться на Луну и Марс, и это казалось столь смелым, что многие неизбежно подчеркивали: зачем писать о невероятном!?

Итак, фантасты и космос. Жюль Верн, Герберт Уэллс, Алексей Толстой... Большая мечта о дороге во Вселенную. Уверен, она помогла ученым и конструкторам идти по этой дороге. За мечтой всегда следуют научные открытия, за фантастикой — расчет ученого и конструктора. И в этом главное достоинство той области литературы, которая будоражит воображение, делает людей чуть-чуть «мечтательнее», что так необходимо в наш век научно-технического прогресса.

Космонавтика и сегодня еще фантастика. Наша отрасль резко усилила приток новой научной информации по сравнению с традиционными методами познания. Например, чтобы выяснить проблемы, связанные с геометрией Земли, наука потратила 200 лет, а проблемы остались не выясненными до конца. С помощью искусственных спутников эта задача была решена за два года. Или сведения о магнитном поле нашей планеты. Десять суток работы одного геофизического спутника дали больше сведений, чем все исследования за последние 100 лет... Но это вовсе не значит, что мы познали все. Характерная особенность науки в целом, и космонавтики в частности, заключается в том, что, узнав одно, мы одновременно сталкиваемся с более сложными, интересными проблемами, которые предстоит решать. Происходит «цепная реакция» непознанного. Этим я хочу подчеркнуть, что научных загадок, на основе которых базируется практически любое произведение фантастики, сейчас несравненно больше, чем было в распоряжении писателей в начале века. Следовательно, дело в ином. Да, безусловно! Фантастика — это прежде всего глубокое и всестороннее исследование личности, ее развитие, представление о том, каким будет человек будущего. А здесь возможности неисчерпаемы — и полеты в космос человека, где возникают новые психологические и физиологические проблемы, дают пищу для размышлений не только медикам и биологам, но и писателям.

Короче говоря, я за фантастику Жюля Верна и Алексея Толстого — только на уровне сегодняшнего дня и с учетом того, что сделано на космических орбитах!

Фото В. Ветлугина