вернёмся в библиотеку?

«Уральский следопыт» 1979 год №4. с 16

ПРОЕКТ «ДЕДАЛ»

Андрей
ДМИТРИЕВ


Звезда Барнарда... Это одна из ближайших к нам звезд, находящаяся на расстоянии «всего» каких-то шести световых лет от Солнечной системы. И естественно, что она привлекает к себе двойное внимание — ученых и писателей-фантастов. Трудно сказать, сколько раз посещали ее окрест­ности герои научной фантастики. Но именно здесь, на пла­нете звезды Барнарда, совершил свой подвиг Алексей Зару­бин из рассказа Валентины Журавлевой «Капитан звездо­лета». Здесь, на планете звезды Барнарда, вступили в кон­такт с иным разумом герои повести Геннадия Прашкевича «XXII век. Сирены Летящей»... Эти примеры можно было бы множить и множить.

А наука? Что думает о звезде Барнарда наука?

Наблюдения движения звезды Барнарда с 1916 по 1919 и с 1938 по 1973 годы заставили сотрудника обсервато­рии Спрула Петера Ван де Кампа прийти к выводу, что звезда Барнарда имеет как минимум одну, а возможно, и две планеты-спутника. Сначала Ван де Камп предположил, что это одна планета-гигант, напоминающая Юпитер и об­ращающаяся вокруг своего светила по орбите с большим эксцентриситетом. Однако более тщательный анализ на­блюдений привел его к мысли, что планет две — с периода­ми обращения в 26 и 12 лет. К этому мнению присоеди­нились и американские астрономы Дэвид Блэк и Грэхэм Саффолк из Исследовательского центра имени Эймса. Они высчитали также, что орбиты этих планет наклонены друг к другу под углом 50°, а не расположены в единой пло­скости эклиптики, как планеты Солнечной системы.

Однако... Когда-то клоуны Бим и Бом пели: «Факты, факты — трактуй их так и сяк ты». Иногда подобное слу­чается и в науке. Те же самые данные наблюдений заста­вили других астрономов прийти к прямо противоположным выводам. У звезды Барнарда нет и не может быть планет, — утверждали они. А это утверждение, в свою очередь, побудило советского ученого И. С. Шкловского пересмот­реть свои взгляды на населенность космоса и выступить в печати с утверждением нашего одиночества во Все­ленной...

Так единичный факт наличия планет у отдельной, до­статочно, заурядной звезды на периферии Галактики превра­тился вдруг в краеугольный камень полярно противопо­ложных точек зрения на обитаемость космоса и наличие в нем разума.

Как же решить эту проблему? Ведь обнаружить ви­зуально планеты даже самой близкой звезды, Проксимы Центавра, находящейся в полтора раза ближе, чем звезда Барнарда, остается пока недостижимой мечтой.

На помощь астрономии пришла астронавтика. Так родился проект «Дедал».

Это трудно себе представить: пусть первые автомати­ческие аппараты уже покинули пределы Солнечной системы и устремились в космическую бесконечность, но это всего лишь мертвый инерциальный полет. Практически же изу­чение космических объектов с помощью беспилотных устройств ограничивается пока нашими соседями — Луной, Марсом и Венерой; на очереди Юпитер и Сатурн; нога че­ловека ступила пока только на лунную почву... И в это самое время из тонких тушевых линий на листах ватмана, из бешеной пляски кривых на экранах электронных калькуляторов медленно встает проект первого межзвездного корабля.

Самого корабля, конечно, еще нет. И появится он не скоро — лет через двадцать, где-то на грани веков. Но уже есть название, данное в честь героя, впервые — пусть лишь в античном мифе — снабдившего человека крыльями.

Конечно, «Дедал» будет кораблем беспилотным. Автоматическим зондом, механической рукой и глазом Человечества, выдвинутыми во Вселенную почти на два парсека.

Собирать его из созданных на Земле блоков, деталей и узлов будут на околоземной орбите. В самом деле, поднять непосредственно с поверхности планеты махину с массой покоя 54 тысячи тонн практически невозможно. Правда, 50 тысяч тонн массы корабля придутся на горючее, которым будут служить дейтерий и гелий-3. Причем запас горючего в значительной степени будет набран уже за пределами нашей планеты. 20 тысяч тонн дейтерия придется поднять на орбиту, но 30 тысяч тонн гелия-3 даст аппарату Юпитер, атмосфера которого содержит 17% гелия. Чтобы собрать необходимое количество нужного топлива, предполагается использовать разделительные установки, которые будут плавать в атмосфере Юпитера на воздушных шарах.

На борту «Дедала» будут установлены импульсные ядерные ракетные двигатели, которые обеспечат кораблю скорость в 12—13% световой, то есть 35—40 тысяч километров в секунду. Энергетические потребности «Дедала» будут насыщать четыре ядерных реактора деления, Элементы конструкции аппарата, кроме камеры сгорания, предполагается изготовить из алюминиевых, титановых и никелевых сплавов. Одной из серьезных проблем является также эрозия от столкновения с космическими частицами. Чтобы защитить от нее вторую ступень «Дедала» (то есть собственно межзвездный зонд), предусматривается бериллиевый экран толщиной в 7 миллиметров. А для защиты от более крупных частиц предлагается в 200 километрах впереди аппарата распылять облако мелких частиц весом 6 килограммов.

Достигнув цели, «Дедал» должен будет обнаружить планеты звезды Барнарда — если, конечно, таковые существуют. На борту «Дедала» разместятся 18 «Икаров» для исследования планет. Эти автоматические зонды будут иметь оптические приборы для фотографирования и спектрометрии, системы электропитания, двигатели, оборудование связи, а также собственные малые зонды с приборами для изучения частиц, полей и т. д.

Полет «Дедала», по расчетам его создателей, продлится около 40 лет; исследования звезды Барнарда и окрестностей — приблизительно 5 лет; переданная на Землю информация проведет в пути около 9 лет. Таким образом, если старт «Дедала» состоится в предполагаемые сроки, подробную информацию о нашей звездной соседке получим приблизительно в 2057 году — в ознаменование 100-летия со дня запуска первого спутника.

2057 год... Кажется, это будет так не скоро! Но если вдуматься, то невольно охватывает восхищение: за один век шагнуть от первого спутника Земли до первой межзвездной разведки — это более чем грандиозно!