вернёмся в начало?
Часть I. ПРЕПЯТСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТОИТ ПРЕОДОЛЕТЬ


Глава III. Воздушная оболочка Земли
Раздел В. Воздух как среда, содержащая кислород

Как уже было сказано в начале этой главы, давление внешнего воздуха и содержание в нем кислорода для пассажиров, находящихся в герметически замкнутом корабле, будут являться безразличными. Однако мыслимы случаи, в которых атмосферный кислород сможет быть в некоторой степени использован для питания моторов, а особенно у первых переходных типов от современных самолетов, движимых винтом, к позднейшим, чисто ракетным кораблям вселенной. При этом встанет вопрос о возможности использования ракет лишь для крутых подъемов, с тем чтобы после достижения наибольшей высоты (порядка 12 - 20 км над уровнем моря) осуществлять основную часть перелета в горизонтальном направлении с помощью тянущего винта специальной конструкции. Такой винт должен был бы обладать формой, углом встречи и числом оборотов не похожими на применяемые на обычных высотах. После совершения такого перелета в горизонтальном направлении мог бы производиться обычный планирующий спуск с последующей посадкой. В этом отношении представляет особый интерес положение, высказанное инженером Куммом из научно-исследовательского авиационного института на конференции 1927 г., состоявшейся в Висбадене.

Согласно произведенным им вычислениям высотные моторы того времени с увеличенным объемом рабочей части цилиндров и с повышением степени сжатия горючей смеси оказались бы недостаточными для экономически выгодного их применения при использовании их для дальних и продолжительных перелетов на высотах свыше 10 км. Предварительное сжатие воздуха, питающего испаритель дополнительным дутьем, оказывается необходимым. С помощью осуществляющих эту работу нагнетателей мощность моторов, развиваемая вблизи земной поверхности, может быть сохранена почти неизменной вплоть до высоты в 10 км; на высоте в 20 км таким способом удалось бы сохранить 42% мощности, а на высоте в 30 км - 10% мощности, принимая мощность близ поверхности Земли за 100%. Это позволило бы вплоть до высот в 20 км удержать отношение общего веса моторной установки и развиваемой ею мощности в границах 2,5 кг/л.с., что, как известно, является основной предпосылкой технической осуществимости полетов машин тяжелее воздуха. В том случае, если нагнетатели приводились бы в действие не с помощью зубчатой передачи от коленчатого вала главного мотора, но с помощью турбин, работающих на выхлопных газах, - мощность моторов, развиваемую у земной поверхности, удалось бы сохранить почти неизменной вплоть до высоты в 13 км. Начиная же с этой высоты, при такой конструкции мощность моторов падала бы еще быстрее, чем при приведении нагнетателя в действие от коленчатого вала мотора. В силу этого наиболее выгодным представляется смешанный способ приведения в действие нагнетателей - до высоты в 13 км отходящими газами, а выше - от коленчатого вала. В таком случае до высоты в 13 км. удалось бы сохранить полную мощность моторов, на высоте в 20 км - 70% ее и на высоте в 30 км - 30% при соотношениях мощности мотора к его весу в 1 кг/л.с. на высоте в 13 км, в 1,7 кг/л.с. на высоте в 20 км. и в 2,8 кг/л.с. на высоте в 25 км над уровнем моря. Последняя высота при современном уровне конструирования нагнетателей в случае достижения наилучших коэфициентов полезного их действия является теоретически предельной для осуществления горизонтальных перелетов на самолетах, движимых винтами (при том условии, чтобы эти самолеты могли быть поднятыми на эту высоту какой-либо посторонней силой, что может быть осуществлено, например, с помощью ракет).

На этом можно закончить часть книги, посвященную вопросу о том, в какой степени воздушная оболочка Земли является, с одной стороны, препятствием, а с другой стороны, подспорьем при осуществлении проблемы полета в мировом пространстве. Можно думать, что влияние атмосферы других планет оказалось бы сходным, причем наиболее существенную роль в этом отношении играли бы плотность и состав нижних, наиболее плотных слоев этих атмосфер. Это объясняется тем, что когда кораблю удастся подняться до высот, на которых атмосферное давление упадет ниже 50 мм ртутного столба, то для дальнейшего полета корабля химический состав окружающей атмосферы сделается совершенно безразличным вследствие того, что ее роль сведется лишь к сопротивлению движению. А когда атмосферное давление упадет ниже 5 мм ртутного столба, тогда полет в такой воздушной среде почти уже ни чем не будет отличаться от полета в совершенно пустом мировом пространстве.
назадв началовперед